Целительница ран душевных
2023-12-28 08:22:18, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
К 20-летию воссоздания Янтарной комнаты
До архитектора Андреаса Шлютера янтарь ещё ни разу не применялся при отделке интерьера. На удивление миролюбивый человек, всемерно изобличавший насилие в своих произведениях, Шлютер словно видел в янтаре продолжение собственного сострадания всему живому.
По сути, янтарь и получился из смолы, лечившей деревья, заботливо заполнявшей собой все следы их столкновения со стихией и человеком.
Согревает янтарь своим безграничным теплом каждого, кто отдает всего себя служению людям, бережно относится к великому наследию человечества. Например, любила носить янтарные бусы и Мария Дмитриевна Шаповаленко, имя которой носит наша академия.
Андреас Шлютер не создавал Янтарной комнаты. Это сделал Иоганн Фридрих Нильссон Эозандер, которого в 1713 году возвел в баронское звание фон Гёте, шведский король Карл XII, разбитый под Полтавой Петром I, которому и достанется в подарок Янтарная комната.
Федеративная Республика Германия. Медаль, 1991. «История Пруссии». Фридрих Вильгельм I. «Король-солдат»
Столь удивительна иногда судьба мировых шедевров. Вот только любоваться столь щедрым даром российскому государю будет некогда. А жаль. Позитивное психологическое воздействие янтарного кабинета могло бы немного уравновесить душу самодержца, раненую ещё в детстве, во время стрелецкого восстания.
Почтовая миниатюра №2534 «Нагрудный знак с портретом Петра I» из серии марок № 2533-2536 «Сокровища России. 300 лет государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации», выпуск 3 сентября 2019 года, в оформлении художника-дизайнера А. Московца.
Первым мастером, который начал осуществлять проект Эозандера, стал Готтфрид Вольффрам из Датского королевства. Его тёзка из Данцига, современного польского Гданьска, где родился и сам Андреас Шлютер, Готтфрид Турау, перенял у Готтфрида Вольффрама эстафету в работе над Янтарной комнатой вместе со своим земляком Эрнстом Шахтом.
Почтовая марка №945 из серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник «Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года, в художественном оформлении С. Лемешко.
А вот дополнить фантастически красивые янтарные панно позолоченными резными фигурами из липы, предстояло уже графу Франческо Бартоломео Растрелли.
Но сделал это он по просьбе дочери Петра Елизаветы Петровны.
Почтовый блок № 1376. «История Российского государства. 300 лет со дня рождения Елизаветы Петровны (1709-1762), императрицы», выпуск 6 ноября 2009 года, работа художника Г. Балиева и гравера О. Клочковой.
Однако следовало знать величину уязвленного самолюбия Елизаветы, которой хотелось во что бы то ни было расширить Царскосельский дворец её матери, Екатерины I. Елизавета Петровна мечтала, чтобы никакой Версаль не в состоянии был с ним сравниться!
Почтовый блок № 1318. «История Российского государства. 325 лет со дня рождения Екатерины I (1684-1727), выпуск 21 мая 2009 года, работа художника Г. Балиева.
Но и позолоченная липа Растрелли сама по себе не могла в достаточной степени дополнить собой янтарные шедевры таким образом, чтобы полностью занять предложенное императрицей помещение в завораживающей золотой анфиладе Большого Екатерининского дворца.
Почтовый штемпель № 54ш-2004 для гашения серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 1 января 2004 года, работа С. Лемешко.
Но на неугомонность своего «соавтора» по переображению фридриховского Янтарного кабинета в комнату большего размера Растрелли ответил поистине гениальным решением. Не достает неотразимого янтаря? Так мы его всё-таки ОТРАЗИМ! В зеркальных пилястрах затейливых янтарных фигур будет становиться все больше и больше! А если вычесть одну стену, практически полностью отданную трем полуциркульным окнам, а также три двери с обширнными золочёными десюдепортами над каждой, то окажется, что привезенного от прусского короля янтаря более чем достаточно.
Почтовая марка № 947 из серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года в художественном оформлении С. Лемешко.
Но не смогла его работа навечно поселиться в Царском Селе. Гитлеровские приспешники, которые сами ничего подобного изваять способны не были, поспешили сделать так, чтобы неповторимые янтарные панно каждый день «слышали» только немецкую речь. Неисчислимое количество версий о том, насколько им удалось это сделать, занимает такое количество томов, для которых самой Янтарной комнаты могло бы и не хватить.
Почтовый блок № 948 из серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года в художественном оформлении С. Лемешко.
Но что известно доподлинно – так это то, что неутомимому коллективу реставраторов под руководством Александра Александровича Кедринского удалось сделать невозможное. Имея в своем распоряжении буквально несколько намеков на то, как должна выглядеть Янтарная комната, эти волшебники заново воссоздали её к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга.
Обложка буклета серии марок №№ 945-948 «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года в художественном оформлении Х. Бетрединовой. Фото – А. Минин.
И вот с тех пор уже два десятка лет огромное количество людей завороженно смотрит, затаив дыхание, на это необыкновенное чудо. И все их тревоги и волнения словно смывает волна тепла и света, исходящая от многочисленных янтарных шедевров. Светлеют души, затягиваются в них застарелые раны, и человек, покидая пределы Янтарной комнаты, словно рождается заново. Так же, как смогла родиться и она сама в 2003 году.
Почтовая марка № 946 из серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года в художественном оформлении С. Лемешко.
И хочется верить, что теперь она поселилась в Большом Екатерининском дворце уже навечно. Чтобы для каждого посетителя становиться целительницей его душевных ран, внушать надежду, одарять оптимизмом.
Санкт-Петербург. Город Пушкин. Царскосельская янтарная мастерская. Наталия Владимировна Маузр и Полина Александровна Латышева за обсуждением особенностей художественной обработки янтаря. 5 июня 2012г. Фото О.Ю. Латышева.
В заключение хотим выразить чувство глубокой признательности за незабываемую экскурсию по Царскосельской янтарной мастерской Н.В. Мазур.
О.Ю. Латышев, П.А. Латышева, Радаэлли Массимо Энрико, Луизетто Мауро