Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
2024-03-18 11:07:10, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Оскар Кокошка (1886 – 1980) по праву является крупнейшей фигурой венского авангарда и мирового искусства ХХ века. Он важен нам еще и тем, что в его жизни был период неподдельного интереса к маркам, чего не скажешь о других авангардистах.
Даже самые откровенные подражатели Кокошки, которых немало среди российских живописцев, не сразу вспомнят, что именно роднит художника с Россией. А между тем он имеет прямое отношение к нашей стране.
В лондонской галерее Тэйт хранится портрет советского посла в Англии Ивана Майского, написанный в 1943 году (кем?). Этот портрет, задуманный сразу же после Сталинградской битвы, имеет прямое отношение к Великой Отечественной войне, к событиям на фронтах. Трудно переоценить значение, которое имела победа над фашизмом для этого художника-авангардиста. Он всеми силами приближал эту победу, думал о ней.
Оскар Кокошка, 1916 г.
Оскар Кокошка родился в городе Пехларне в 1886 году в семье чешского золотых дел мастера. Предки художника по линии отца были масонами. Оскар был довольно мирным и спокойным мальчиком, с юности мечтал стать химиком и не помышлял о военной карьере, но во время Первой мировой войны был призван в армию и отправлен на Восточный фронт.
Не исключено, что едва ли не самой выразительной советской маркой, закрепляющей связь героя нашего очерка с русской культурой, могла бы стать миниатюра с изображением Государственного Эрмитажа. В 2003 году в Эрмитаже было выставлено полотно Кокошки «Странствующий рыцарь». Мы видим на картине средневекового воина в доспехах, но тема военных странствий, дальних походов была знакома живописцу не понаслышке.
«Странствующий рыцарь (Автопортрет)»
Летом 1915 года он въехал на боевом коне на территорию Российской Империи в составе 15-ого драгунского полка кайзеровской армии. Он попросил у каптенармуса «щадящие шпоры» упрощенной конструкции, чтобы не причинить боли своему боевому коню. Это обстоятельство сыграло роковую роль во время боев. Спасаясь от казаков, он не сумел пришпорить коня и получил три пулевых ранения, одно из них – в голову. Русские санитары вынесли истекающего кровью кавалериста с поля сражения, а врачи военно-полевого госпиталя выходили военнопленного и вернули его на родину, где он продолжил занятия живописью.
Раны, полученные на войне, не только не зажили, но и оставили след на всю жизнь. При этом они не помешали Кокошке увлечься книгами Ленина и запланировать новую поездку в Россию – идеи большевизма становились модными среди австрийских и немецких интеллектуалов. Однако коллеги-писатели, побывавшие в Москве, отговорили Кокошку ехать в СССР, и единственным путешествием художника в Россию навсегда остался военный поход времен Первой мировой войны.
Жизнь художника богата странными событиями. В середине двадцатых годов Кокошка был на острове Джерба в Средиземном море и задумал жениться на девушке из ортодоксальной еврейской семьи. Молодой живописец сделал первый шаг – предложил написать портрет возлюбленной, однако родители девушки не согласились на это, считая, что портрет еврейки должен писать художник-еврей. И хотя Кокошка был уже автором известных портретов композитора Малера и поэта Карла Краусса, запечатлеть облик возлюбленной на холсте ему не разрешили. Красавицу срочно отправили в Тунис, подальше от навязчивого ухажера.
Кокошка не отступил от своих намерений и полетел на самолете в Тунис. Там и началась почти приключенческая история. Молодой художник прибег к услугам местного колдуна. Экстрасенс обещал загипнотизировать красавицу и предупредил «заказчика», что жених должен похитить платок девушки и бросить его у ее порога. Ровно в полночь она выйдет к нему в полубессознательном состоянии.
Художник занял пост в кустах, предварительно наняв шофера, и дождался полночи. В назначенное колдуном время «невеста» действительно пришла к жениху в сомнамбулическом состоянии. Художник понял, что завоевывает возлюбленную обманом, и похищение невесты не состоялось. Кокошка громко сказал: «Возвращайся к отцу!». Девушка медленно вернулась в дом.
Оскар Кокошка "Лебедь", Австрия
Приближались трагичные для Европы военные годы, которые Кокошка не мог не предвидеть. Фашисты преследовали Кокошку за то, что среди его знакомых и портретируемых было много евреев. Его работы, в том числе нейтральные в идейном отношении — городские пейзажи, оказались в списке запрещенных к репродуцированию. Художник покинул Германию и поселился в Лондоне.
Среди друзей художника было немало русских. Узнав о количестве погибших и раненых в Сталинграде, Кокошка решил что-нибудь для них сделать. Тогда и было решено, что он напишет портрет советского посла в Англии И. Майского, а деньги за этот портрет будут переданы раненым участникам Сталинградской битвы. Именно поэтому подборка филателистических материалов о Кокошке немыслима без марок о Сталинградской битве.
Портрет товарища Майского. О. Кокошка
Старые раны художника болели, и он помнил, что Россия для него – страна самых трагических переживаний. Бывшего кавалериста вновь потянуло в этот край, захотелось узнать, что там происходит. Поэтому он был склонен поговорить с высокопоставленным русским, работая над его портретом. Но Майский позировал художнику молча, да еще читал газету. Кокошку это обидело. Через некоторое время он попросил своего «натурщика» вывернуть газету другой стороной, так как он, Кокошка, и сам уже прочел (или даже перерисовал) всю страницу. Майский иронии не понял – он не был настроен на беседу, но все же художник и модель обменялись репликами. Ныне этот портрет хранится в Лондонской Тэйт-галерее.
Оскар Кокошка «Кошка». 1969 год
В те годы Кокошка уже был довольно известным живописцем, и сумма гонорара за портрет была весьма внушительной. Не исключено, что он пытался через Красный крест узнать о судьбе гонорара, проследить, действительно ли деньги пошли на нужды раненых. Если сохранились письма, в которых поднимался этот вопрос, то конверты от этих писем и гашения на них представляют огромный интерес для отражения темы «Творчество Кокошки» средствами филателии.
Цыганская девушка. Оскар Кокошка. 1901 год
В конце 30-х годов Кокошка переехал в Англию и именно там он впервые обратил внимание на марки. Можно предположить, что он и в юности имел определенные знания в области почтового дизайна, ведь он учился у художников Венского сецессиона – группировки, члены которой пробовали себя и в почтовой графике. Но так или иначе Кокошка проявил интерес к знакам почтовой оплаты именно в конце Второй мировой войны, когда жил в Англии.
Вот как это произошло. Однажды Кокошка узнал, что сын его приятеля Джона Мэйри интересуется филателией, и стал специально для мальчика снимать с конвертов марки. Разбор отклеенных от писем марок успокаивал пожилого ветерана. Собирались небольшие кучки, которые художник любил перебирать, сортировать, и из которых он делал подборки для отправки мистеру Мэйри. Интересно, были ли среди этой филателистической смеси марки нашей страны?
Автопортрет
Приближалась старость, и художник выражался все более абстрактно. Он все чаще совершал воображаемые путешествия в мир классики, иллюстрировал Шекспира и Аристофана.
Кокошка не дожил до выпуска марок с портретами его кисти (посвященные ему почтовые миниатюры с автопортретами вышли одновременно в Австрии и ФРГ к столетию со дня рождения мастера). При жизни художника была выпущена лишь одна почтовая миниатюра с портретом Конрада Аденауэра (по стилю этот портрет очень напоминает портрет Ивана Майского). Но все равно Кокошка остался в истории искусства ХХ века как одна из самых ярких и интересных личностей.
Мало кому из деятелей европейской культуры выпало на долю столько тяжелейших испытаний. Кокошка справился далеко не со всеми неудачами, часто давал волю гневу и умер почти что отшельником. Он тихо скончался в швейцарском городе Вильнев близ Монтре 22 февраля 1980 года – в самый разгар идеологической войны в Европе. В нашей стране никто не отреагировал на смерть «засекреченного» живописца, когда-то въехавшего в Россию на боевом коне со щадящими шпорами. Так почти незаметно ушел из жизни чудаковатый художник-мученик, сердце которого было узлом страданий и противоречий мира.
Автограф Оскара Кокошки
В 1970-е годы специалисты по аномальным явлениям решили исследовать руку какого-нибудь известного живописца с позиций хиромантии. Это должна была быть особенная рука, о структуре которой предстояло написать подробный отчет. Трудно было найти более подходящего художника, чем Кокошка. Ведь его рука умела держать кисть и оружие. Она умела закрепить шпоры боевого коня, держать пистолет, рисовать и писать гневные письма в защиту мира. А еще умела перебирать и сортировать марки. Словом, это была небезынтересная для филателистов рука.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления