Эстетика милосердия
2024-04-22 04:41:29, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В последнее время среди коллекционеров активизировался интерес к благотворительным маркам. Это и понятно: в нашей стране такие марки официально не существовали, и благотворительность принимала форму участия в разного рода обществах и союзах (кстати, их виньетки интересны сами по себе).
Но есть и еще одна сторона благотворительных марок. Они очень интересны по своему художественному исполнению и нередко вызывают больший интерес, чем официальные почтовые выпуски той или иной страны. Обилие мифологических сюжетов и символов, прямая связь с историческими событиями, а также нахождение благотворительных марок (виньеток) на письмах и открытках знаменитых людей снискало благотворительным маркам заслуженное уважение во всем мире.
Родиной благотворительных марок по праву считается Новый Южный Уэльс, где в 1903 году были выпущены марки с надписью "Дома для больных". На марке возникал образ ангела и впоследствии фигура ангела-хранителя нередко украшала подобные эмиссии. Инициатива Уэльса была подхвачена и вскоре марки с надбавкой к номиналу стали выходить и в других странах.
Эти выпуски должны были обладать рыночной привлекательностью и художники относились к их проектированию очень серьезно. Красивые благотворительные марки выходили в Португалии, Румынии, Германии. Италия в лице предприимчивого фабриканта Марко Фонтана сделала России такой "подарок" как серия "Одесский Помгол" - фантастический выпуск несуществующей благотворительной организации. Марки были совершенны в художественном отношении и отражали стиль итальянского модерна того времени, но они не имели прямого отношения к почте. А точнее говоря были почтовой мистификацией.
Благотворительные марки делятся на почтово-благотворительные марки (их номинал состоит из двух частей), благотворительные почтовые наклейки и примыкающие к ним так называемые рождественские марки.
Почтово-благотворительные марки предполагают наличие надбавки к почтовому сбору, которая отделяется от собственно почтового номинала знаком "плюс". В России первая серия почтово-благотворительных марок увидела свет во время Русско-японской войны. Эта серия с красивыми изображениями исторических памятников очень популярна у филателистов. Затем только в 1914 году вышла в свет знаменитая серия "В пользу воинов и их семейств", марки которой имеют многочисленные разновидности.
Благотворительные виньетки не имеют почтового номинала, а их стоимость иногда приведена на клеевой стороне, а чаще всего отсутствует. Поражает их тематическое и стилистическое разнообразие. По ним можно изучать историю русского модерна и отдельные страницы Первой мировой войны.
В России получили распространение благотворительные открытки Общества Св. Евгении, которое выпускало также и изящные виньетки квадратной формы, очень похожие на марки. Одна из виньеток была выполнена по рисунку известной художницы Марии Чемберс-Билибиной (супруги И.Я.Билибина).
Частные типографии охотно соглашались выполнять заказы благотворительных обществ, хотя это было не особенно прибыльным делом. Это объяснялось тем, что в России уважали и ценили благотворительность, с почтением относились к благотворительным обществам. Например, эмблема Общества Св.Евгении была одним из самых известных в России символов милосердия и благотворительности (серийное оформление адресной стороны открыток было разработано Ф.Г.Беренштамом).
Понятие рождественские марки не имеет точного эквивалента в русском языке, поэтому некоторые исследователи сохраняют датское слово Julmarken. Это словосочетание широко распространено в скандинавских странах. Эти марки очень красиво оформлены и могут наклеиваться на конверты рядом с почтовыми марками, но весь сбор от их продажи идет на благотворительные цели. Прямой связи с почтой опять-таки нет, вследствие чего эти выпуски часто называют рождественскими виньетками. Отметим, что больших успехов в издании рождественских виньеток достигли почтовые дизайнеры США. На американских виньетках мы часто встречаем традиционную рождественскую символику, которая получает все новые воплощения, а также рисунки детей, портреты знаменитостей и многое другое.
Среди знаменитых художников, создававших проекты благотворительных марок, нельзя не назвать известного западноевропейского дизайнера Коломана Мозера (1868 - 1928), создавшего известную Военную серию.
Из российских мастеров назовем незаслуженно забытого мастера русского заубежья Бориса Зворыкина, М.Добужинского, А.Остроумову-Лебедеву, крупного художника-авангардиста Лазаря Лисицкого (ученика Малевича). Из зарубежных мастеров достаточно назвать такие известные имена как Пабло Пикассо, Хоан Миро и Сальвадор Дали - все трое жертвовали свои дорогостоящие работы не только для продажи на аукционах, но и для репродуцирования на марках, весь сбор от которых шел в пользу жертв землетрясений и наводнений.
Крупнейший австрийский художник Фриденсрайх Хундертвассер также отдал дань жанру благотворительной почтовой миниатюры, создав несколько марок в полуабстрактной манере.
С благотворительностью связано и имя крупнейшего английского мастера почтовой графики Эдмунда Дьюлака - он участвовал в подготовке благотворительных альбомов в пользу жертв Первой мировой войны, а титульные листы этих альбомов нередко украшались наклеенными на них марками.
Многие вопросы, связанные с благотворительными марками, еще только ждут своего исследователя. Впереди новые поиски и, конечно же, находки.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Футуризм на почтовых марках
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления