Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
2023-12-04 09:46:19, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Экскурсионное дело стремительно развивается, и в Петербурге появляются всё новые и новые экскурсионные маршруты. Жаль, что они не связаны с филателией. Но почему бы и не помечтать и не представить себе серию филателистических экскурсий по городу на Неве?
О живописце Джеймсе Уистлере (1834 – 1903) написано немало. Уистлера заслуженно считают одним из ведущих мастеров американского импрессионизма и символизма (двух разных направлений), признанным новатором в области живописи. Его влияние на русскую живопись поистине значительно.
Автор этих строк и ранее обращался к этому великому имени на страницах данного сборника. Уистлеровская тема выглядит очень привлекательной, так как она хорошо обеспечена разнообразным филателистическим материалом.
Из марок и конвертов, связанных с именем знаменитого художника, складывается интересная филателистическая коллекция. Идеи филателистической дипломатии, блестяще развитые безвременно ушедшим из жизни Президентом Академии филателии РФ А.В.Стрыгиным, могут получить новое звучание в орбите уистлеровской темы.
Что если разработать специализированный экскурсионный маршрут, посвященный данной теме и предназначенный для филателистов?
Экскурсии на тему «Уистлер в Петербурге» пока не существует. Однако в рамках данной темы филателистический материал так плавно и гармонично сливается с материалом краеведческим, что необходимость создания филателистического маршрута стала более чем явной.
При проведении экскурсии о Уистлере экскурсовод мог бы иметь при себе портфолио с репродукциями картин художника и фотографиями членов его семьи. Но не только. Мы имеем в виду филателистическую экскурсию, и поэтому в портфолио экскурсовода должны быть репродукции марок и конвертов.
Но что следует выбрать в первую очередь? За годы работы над данной темой автор этих строк пересмотрел много различных филателистических материалов и пришел к выводу, что тема просто неисчерпаема. К данному контенту имеют отношения марки, конверты и прошедшие почту открытки разных лет издания.
Итак, будущий великий художник-символист и импрессионист прибыл в Петербург как член семьи американского инженера майора Джорджа Вашингтона Уистлера. Отец будущего художника курировал строительство железной дороги Москва – Петербург. Мать будущего импрессиониста Анна-Матильда Уистлер занималась воспитанием детей. Картина «Портрет матери» стала признанным шедевром великого художника.
Именно эта картина была воспроизведена на марке США 1934 года. Марка вошла во все американские филателистические викторины ХХ века. Дело в том, что эскиз марки разработал сам… президент Ф.-Д.Рузвельт. И вопрос звучит так: Какую марку нарисовало первое лицо государства? Юные филателисты не сразу дают правильный ответ, начинают гадать. А у нас есть особый повод вспомнить эту марку, так как в 2024 году ей исполнится 90 лет.
В текстах об Уистлере-мальчике его называют Джемми. Он прожил в Петербурге с 1842 по 1847 год. Семья жила в доме на Галерной улице. Этот дом вошел в историю города под названием «Дом Дервиза». На конвертах и марках его пока нет.
Дом барона фон Дервиза. Санкт-Петербург
Семья пользовалась покровительством императора Николая Первого и ни в чем не знала нужды. При этом глава семьи и его супруга проявляли во всём честность и порядочность. Можно предположить, что характер майора Уистлера, его точность и исполнительность стали хорошей школой для его сыновей.
Биограф Уистлера Джозеф Пеннелл рассказывает о том, что однажды во время строительства дороги «Москва - Петербург» произошёл следующий эпизод: поставщик прислал мистеру Уистлеру партию бракованных деревянных шпал. Обычно сдержанный и деликатный человек, майор Уистлер на этот раз разгневался и приказал сжечь все шпалы, что и было исполнено. А когда изготовитель потребовал вернуть бракованный товар или оплатить его, майор Уистлер категорически отказался это сделать. Широко известен был также случай с неподходящими болтами. Уистлер-старший таким же образом забраковал большую партию болтов для магистрали.
Джемми ежедневно ходил на занятия в Академию художеств. Здание находилось прямо напротив дома на Галерной, и, естественно, его путь пролегал прямо по льду Невы. Этот путь запомнился художнику на всю жизнь. Однажды Джемми провалился под лед. Но и этот случай он пересказывал друзьям как комический эпизод.
Массив краеведческих материалов (а в нашем случае это подборка филателистических объектов, которые в руках умелого экскурсовода заговорят краеведческим языком) многое сможет рассказать о городской топонимике.
В годы советской власти улица, на которой жил Уистлер, из Галерной была переименована в Красную – считалось, что она полита красной кровью декабристов, уходивших с Сенатской площади 26 декабря 1825г. Вернуть улице историческое название было непросто: высказывалась и мысль о том, что это невежливо по отношении к памяти декабристов. Возникла острейшая дискуссия. В конце концов Красная улица вновь стала Галерной.
Галерная улица. Санкт-Петербург
Имели место случаи, когда биографы Уистлера пользовались новейшими советскими названиями петербургских улиц вместо традиционных. Так, например, в одной французской книге написано, что Анне-Матильде Уистлер наскучило гулять по... Площади пролетарской диктатуры. Но наиболее досадной ошибкой является утверждение о том, что семейство Уистлер, обосновавшись в Петербурге, вначале въехало в один дом, а затем переехало в другой. В действительности речь идёт об одном и том же доме, который одним фасадом выходил на Галерную улицу, а другим – на Английскую набережную.
Миссис Уистлер стремилась к тому, чтобы все продукты, из которых готовится пища, были безукоризненно свежими. Но особенно придирчива она была к качеству молока. Сказывалось определённое недоверие американской гостьи к русским крестьянам: всё ли так чисто и опрятно в их быту, чтобы можно было безбоязненно пить привезённое ими молоко?
Все страхи и опасения миссис Уистлер получили благополучное разрешение. Во дворе дома на Галерной улице не без ведома царя было оборудовано... стойло для молочной коровы. И это почти что совсем рядом с Министерством иностранных дел. Ничего подобного ещё не случалось в истории города на Неве. Поистине уважение Николая I к майору Уистлеру было безграничным. А для филателистов это означает следующее: если филателистическая экскурсия на тему «Уистлер в Петербурге» когда-нибудь будет разработана (а мы на это искренне надеемся), марка с молочной коровой вполне сможет получить право на демонстрацию экскурсантам в рамках данной темы.
Получив в собственность молочную корову вместе со стойлом (отметим ещё раз, что это уникальный случай в истории Петербурга), Анна-Матильда всё же не считала свой быт идеально устроенным. Её угнетал языковой барьер, отделявший её от русских слуг и служанок. Вскоре после переезда семьи Уистлер в город на Неве между миссис Уистлер и домашней прислугой сразу же установились странные отношения. Хозяйка и слуги не понимали языка друг друга, хотя миссис Уистлер была добра к простым людям.
Среди разговорных тем, которые поднимались в доме на Галерной, была и тема крепостного права. Мнение гостей дома по этому вопросу никогда не было единым. Русские крестьяне, нанятые семьёй Уистлер для домашней работы, осознавали, что хозяйка дома что-то про них говорит, и это не могло их не сердить. Биографы Уистлера считают, что именно из-за этого однажды произошло ограбление семьи Уистлер. Злоумышленники унесли флейту, принадлежавшую главе семьи. Кроме этого они унесли шкафчик с письменными принадлежностями (экритуар), принадлежавший хозяйке дома.
Джемми был далек от проблем крепостного права и аболиционизма. Он жадно впитывал в себя культуру Петербурга. В здании Академии наук он увидел знаменитую мозаику М.В.Ломоносова Полтавская битва, и она произвела на него сильное впечатление.
В семье много говорили о Петре Первом, и будущий художник заинтересовался историей Северной войны. У мальчика был гувернёр-швед, и Джемми проникся сочувствием к представителю побежденной страны и однажды написал ему трогательное новогоднее поздравление. Он отправил его с главного почтамта, и поэтому образ этого здания нам опять-таки понадобится.
Живописец Уильям Аллен, бывавший в доме на Галерной, устроил в доме майора Уистлера презентацию своей картины, посвященной Петру Первому. Именно Аллен отметил талант мальчика. Мысль об одарённости подростка отметил и студент Александр Карицкий (в другом написании – Корицкий), который давал мальчику первые уроки. Джеймса отдали учиться в Академию художеств, где он брал уроки рисования у профессоров И.Воинова и И.Вистелиуса.
Не менее важной была встреча с П.А. Федотовым, у которого Джемми также некоторое время учился живописи. Ему вообще нравились русские офицеры (Федотов ходил в форме), а гусарская тема была одной из любимых в его раннем творчестве. У Федотова Уистлер увидел альбом рисунков английского сатирика У.Хогарта, и эти рисунки стали для Джемми одним из наглядных пособий по рисованию. Именно здесь намечается ещё одна тайна уистлеровской судьбы: когда художник скончался, его могила совершенно случайно оказалась в двух шагах от надгробья Хогарта. Учитель и ученик встретились после смерти, и это ещё один необычный факт из жизни Уистлера.
Академия Художеств представлена на многих марках и конвертах. Сделав остановку на Университетской набережной, экскурсовод может не только рассказать об истории этого знаменитого учреждения, но и показать фотографии филателистических материалов, рассказывающих о нём.
Не забудем и про другие архитектурные памятники. Когда юный Джемми Уистлер приехал в город на Неве, Исаакиевский собор ещё не был достроен, поэтому очень важно отметить, что мальчик видел финальную стадию строительства. Марка с изображением творения О.Монферрана должна стать интересным компонентом нашей подборки филателистических материалов.
Здания Сената и Синода отражены на нескольких отечественных конвертах и марках (как в связи с событиями на Сенатской площади 26 декабря 1825 года, так и вне связи с ними). Именно под аркой и начинается Галерная улица, на которой жил герой нашего очерка.
Здания Сената и Синода
Не менее важной частью экскурсии стала бы остановка экскурсионного автобуса возле Гостиного двора. Дело в том, что герой нашего очерка пробовал изучать русский язык и однажды отправился в Гостиный Двор, чтобы проверить, насколько свободно он может изъясняться на языке чужой страны. Мальчик попробовал сказать по-русски, что хочет купить лошадь. Его не поняли (тем более, что лошади в Гостином Дворе не продавались). Хотя есть исторические свидетельства о том, что начальные знания русского языка у юноши всё же были (он был очень способным подростком и не только в рисовании). А для нашей подборки мы выберем один из конвертов с изображением Гостиного Двора.
Но вернёмся к краеведческим аспектам темы. Некоторые источники позволяют сделать вывод о том, что семья осматривала Смольный собор, и поэтому конверт с изображением этой достопримечательности Петербурга тоже войдет в нашу подборку.
Эрмитаж тоже попадает в поле зрения филателистов в рамках данной темы, ведь там юный Джемми впервые знакомился с шедеврами мировой живописи. Интересно, что именно там он увидел картину Брюллова «Последний день Помпеи», ведь она раньше была именно там (Русского Музея тогда ещё не было).
Впрочем, очень интересно, что Русский музей тоже входит в орбиту нашей экскурсии. И хотя там нет произведений самого Уистлера и на момент создания музея (1895 год) знаменитого художника уже не было в Петербурге, в фондах музея хранится немало живописных работ, созданных под влиянием интересующего нас американского живописца. Это некоторые работы К.Коровина, Ф.Малявина, Э.Грабаря и В.Серова (все названные художники хорошо представлены на почтовых документах).
А есть ли среди зарубежных художников те, кто тоже связан с Петербургом и подарил человечеству картины, похожие по манере на пейзажи Уистлера? Да, такие живописцы есть. И нам сразу же приходит на ум имя Юзефа Панкевича – талантливого польского импрессиониста, учившегося в Академии художеств. Марки Польши, воспроизводящие его картины, очень красивы.
2024 год обещает быть богатым на события, связанные с именем А.С.Пушкина, так как со дня рождения великого поэта исполняется 225 лет. Эта дата является немаловажной и для биографов Уистлера, так как два великих человека жили на одной и той же улице – Галерной, правда в разное время. Но этого недостаточно, чтобы ставить рядом имена Уистлера и Пушкина. Поэтому приведем здесь другое очень важное обстоятельство, которое позволяет нам сопрягать два великих имени. Дело в том, что в изобразительной Пушкиниане есть работы К.Коровина и В.Серова, которые выполнены в уистлеровской импрессионистической манере.
Петербург долгое время носил имя Ленинград и – как это ни странно! – В.И.Ленин имеет отношение к нашей теме. Ведь некоторые художники, создавая живописные полотна о Ленине, вдохновлялись «Портретом Теодора Дюре» работы Уистлера. Имидж мужчины в черном костюме, принявшего позу уверенного в себе человека, подходил для работы над образом Ленина.
Некоторые образцы печатной продукции, посвященные Уистлеру, были представлены на небольшой однодневной выставке, которая состоялась 29 июня 2023 года в библиотеке Старая Коломна в Санкт-Петербурге.
Приближается 190-летие со дня рождения героя нашего очерка (1834 – 1903 – 2024). Экскурсия, основанная на данном проекте, может быть хорошим подарком для любителей петербургской старины. Эта разработка может оказаться интересной филателистам разных поколений. Если она пробудит у юных коллекционеров желание собирать марки о Петербурге или о мировой живописи (а ещё лучше о том и о другом сразу), да ещё и уделять большое внимание краеведческим аспектам темы, автор, раздав методичку по данной теме экскурсионным организациям, будет считать свою задачу выполненной.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления