История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
2024-02-15 09:44:50, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Представляем вашему вниманию статью-исследование «История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры».
* * *
1000-летию Суздаля посвящается
Многие отечественные художники и дизайнеры обращались к теме истории города Суздаль. Это требовалось им при подборе сюжетов оформления знаков почтовой оплаты, являющихся предметами коллекционирования в качестве образцов искусства почтовой миниаюры, составляющих объекты внимания филателистов и филокартистов в нашей стране и за рубежом.
Определение «белого пятна» в исследованиях данной темы состоялось в области выделения совокупности объектов культового назначения, которая изобилует памятниками русской архитектуры Владимиро-суздальской школы.
В советское время внимание к православному наследию было редуцировано, поэтому, только начиная с 1990-х годов, интерес исследователей к шедеврам древнерусской архитектуры получило достойное отражение в мире филателии.
Авторы данной работы намерены подтвердить гипотезу о том, что средствами советской и российской художественной графики в преломлении филателистической и филокартической продукции возможно создать рельефный и притягательный образ такого важного для отечественной и мировой истории города Суздаль.
Предстоит понять, каким образом эволюционировал сюжетный ряд почтовых миниатюр, так или иначе связанных с историей города.
Одним из ярких примеров работ художника-миниатюриста о Суздале следует назвать две советские почтовые марки 1977 года выпуска из серии «Олимпиада-80. Туризм по Золотому кольцу».
Для придания рисунку праздничности и торжественности был выбран способ глубокой печати в сочетании с металлографией на мелованной бумаге с применением рамочного типа зубцовки размером 11,5:12.
Марки печатались в листах по 16 и 25 экземпляров в компоновке 4х4 и 5х5 соответственно, с оформленными полями, причем на каждом листе был поставлен неповторяющийся шестизначный номер и год выпуска «1977». Они хорошо заметны на рисунке, приведенном ниже. Номер напечатан в правом нижнем углу листа таким образом, чтобы можно было увидеть поля, в художественном оформлении которых использована эмблема 22-х летних Олимпийских игр, состоявшихся в Москве в 1980 году.
Квартблок марок СССР, посвященных Суздалю, из серии «Олимпиада-80. Туризм по Золотому кольцу», 1977 год
В правой части художественного поля почтовой миниатюры помещен герб города Суздаля, который располагается на щите французского типа, и восходит к эмблеме Ростово-Суздальской земли, нашедшей отражение уже на Большой государственной печати, используемой царём Иваном IV Грозным в период с 1577 по 1578 год. То есть ровно за четыреста лет до появления данного герба на рассматриваемой почтовой миниатюре.
Именно как герб города Суздаль данное изображение впервые нашло своё Высочайшее утверждение более полутора столетий спустя, только в 1729 году. Геральдический щит в поле герба разделяется горизонтальной линией на две равные части. Здесь верхняя часть синего цвета, переданного на почтовой марке как сиреневый, обозначает родовое понятие, а нижняя – красная – видовое.
Обе части соединяет изображение сокола, имеющего натуральную природную расцветку и увенчанного княжеской короной, призванной передать изначальное значение Суздаля в качестве древней столицы русского княжества.
Серебряный цвет фигуры сокола в геральдике воспринимается в качестве символа веры, чистоты и искренности. Помимо этого, за серебряным цветом закрепились также значения чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
Следует отметить, что на данной почтовой миниатюре применена несколько упрощённая цветовая гамма, поскольку в наиболее достоверной передаче корона и лапы сокола должны изображаться золотом, которое служит для передачи дополнительной необходимой геральдической символики - богатства, верховенства и величия.
Кроме этого, включение в цветовую гамму герба города Суздаль золотого цвета призвано отразить возвышенность мыслей и достоинство его жителей. Не будь этого, Суздалю вряд ли бы удалось в первой половине XII столетия стать центром Ростово-Суздальского княжества. В середине XIII века Суздаль становится столицей самостоятельного Суздальского княжества. И ещё век спустя, в первой половине XIV века, Суздалю выпадает честь, добытая в кровавом бою – стать столицей Суздальско-Нижегородского княжества.
Этому событию предшествовала битва новгородцев с суздальцами, икону и изображение фрагментов битвы, мы видим на полях почтового блока №99 выпуска 2 сентября 1999 года, оформленного художником А. Плетневым.
На полях блока №99 РФ изображены фрагменты иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (XV в.)
Так же, как и первая миниатюра, данный почтовый блок был напечатан на мелованной бумаге. Многоцветная печать в данном случае выполнена офсетным способом с использованием рамочной перфорации 12 при размере блока 95×70 миллиметров.
Возвращаясь к серии «Олимпиада-80. Туризм по Золотому кольцу» 1977 года выпуска, нельзя не упомянуть ещё об одной миниатюре работы Л. Шарова, посвященной Суздалю, с изображением бюста князя Дмитрия Пожарского.
Лист марок СССР, посвященных Суздалю, из серии «Олимпиада-80. Туризм по Золотому кольцу», 1977 год
Памятник уроженцу города, князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому установлен в Суздале, в сквере, носящем его имя, у стен Спасо-Евфимиева монастыря. В 1950 году его изготовил Заир Исакович Азгур - народный художник СССР и Белоруссии. Архитектором данного проекта стал Григорий Алексеевич Захаров.
Памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому был открыт 28 октября 1955 года, а в 2014 году был отремонтирован и предстал во всей красе перед взорами жителей и гостей Суздаля.
1977 год для Суздале, отраженном на почтовых марках, оказался судьбоносным. Помимо вышеназванных работ, в серии «Шедевры древнерусской культуры», представленной на кляйнбогене с лаковым покрытием, вышла миниатюра №4912, на которой была изображена скоба-маска, являющаяся деталью историко-архитектурного памятника «Златые врата» Рождественского собора в Суздале.
Марка и клянбоген СССР 1977 года выпуска, из серии «Шедевры древнерусской культуры»
Как и эта марка, весь малый лист был скомпонован и оформлен советским художником-миниатюристом Германом Комлевым. Изображение же Рождественского собора в целом появилось только на рисунке конверта с маркой, а уже в российской филателии прозвучало два раза подряд в художественнном поле маркированных почтовых конвертов Министерства связи Российской Федерации.
Первый из них, за номером № 232K-2003, приурочил к 255-летнему юбилею Владимирской губернии художник А. Безменов. Почтовый конверт «Суздаль. Кремль. Рождественский собор» был выпущен 25 сентября 2003 года. Купола собора окрашены в зеленый цвет.
Почтовый конверт «255 лет Владимирской губернии. Суздаль. Кремль. Рождественский собор»
Следующий конверт 238К-2004, «Суздаль. Кремль. Рождественский собор. XIII-XYI вв.», создал художник В. Кубасов. Конверт был выпущен 10 сентября 2004 года.
Почтовый конверт «Суздаль. Кремль. Рождественский собор. XIII-XVI вв.», 2004 год
Третий конверт 161К-2007, «Суздаль. Кремль. Рождественский собор. XIII-XVI вв.». Автор - фотограф В. Хмин. Конверт выпущен 04 октября 2007 года. Здесь отчетливо видно, что купола собора окрашены в синий цвет.
Почтовый конверт «Суздаль. Кремль. Рождественский собор. XIII-XVI вв.» 2007 года выпуска
Однако не только Рождественский собор представлен в суздальской филателии и филокартии. Так, художник А. Плетнев стал автором односторонней художественной карточки (открытки) № 94/окр-99, которая была посвящена 975-летнему юбилею Суздаля и вышла 2 сентября 1999 года. В живописном поле карточки изображается панорама старинной части города, а на нанесённой на открытку оригинальной почтовой марке, представлен бюст князя Пожарского с фрагментом художественной ограды памятника, а также композиция из сооружений древнерусской архитектуры.
Односторонняя художественная карточка (открытка) № 94/окр-99, посвященная 975-летнему юбилею Суздаля
Также панорама Суздаля представлена на оформленном дизайнером Х. Бетрединовой, по фотографии П. Сухова, почтовом конверте № 121К-2010/2010-082 «Суздаль (Золотое кольцо)», увидевшем свет 24 марта 2010 года.
Почтовый конверт № 121К-2010/2010-082 «Суздаль (Золотое кольцо)»
18 мая 2006 года дизайнер Р. Комса оформил почтовый конверт № 75К-2006 (№ 2006-056) «Суздаль Владимирской области. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта». Такие музеи позволяют доступным способом познакомиться с необыкновенными постройками, характерными для предыдущих веков развития суздальской архитектуры.
Почтовый конверт № 75К-2006 (№ 2006-056) «Суздаль Владимирской области. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта»
Из всех ранее рассмотренных экспонатах совокупной филателистической и филокартической коллекции СССР и РФ, наиболее представительно панорама Суздаля выглядит на почтовой открытке № 2018-168/5 «Суздаль. 35-й чемпионат Европы по пахоте», которая вышла 18 июня 2018 года. Ее оформил дизайнер Е. Коляда. Здесь панорама архитектурных сооружений культовой и светской направленности Суздаля является фоном для основного события.
Маркированная почтовая карточка 2018-168/5 «Суздаль. 35-й чемпионат Европы по пахоте»
Заключительным экспонатом, на котором авторы считают возможным остановить свое внимание, является подготовленная к изданию коллективом сотрудников Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника маркированная почтовая открытка № 2022-111/1 «Зодчество Северо-Восточной Руси. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля в сокровищнице Всемирного наследия ЮНЕСКО», выпущенная 4 августа 2022 года.
Маркированная почтовая открытка № 2022-111/1 «Зодчество Северо-Восточной Руси. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля в сокровищнице Всемирного наследия ЮНЕСКО»
Восемь контурных очертаний наиболее выдающихся памятников архитектуры мирового значения, возведённых как во Владимире, так и в Суздале, действительно, позволяют получить развернутое представление о величии и могуществе русского архитектурного гения. Поэтому даже в отсутствие многоцветных изображений они способны помочь каждому коллекционеру сформировать возвышенный художественный облик старинного русского города.
Сделаем следующие выводы.
Во-первых, было получено развёрнутое представление о том, что советские и российские художники и дизайнеры уделили значительное внимание оформлению почтовых марок, блоков, малых листов (кляйнбогенов), конвертов, открыток, карточек и иных филателистических выпусков для того чтобы историко-архитектурный облик города Суздаль предстал наиболее выразительным и достойным образом. Таким он явится на филателистических и филокартических экспонатах даже перед теми, кто ещё ни разу не имел возможности поучаствовать в туристической или исследовательской поездке в Суздаль.
Во-вторых, подтвердилась гипотеза о том, что средствами советской и российской художественной графики в преломлении филателистической и филокартической продукции становится возможным создать рельефный и притягательный образ такого важного для отечественной и мировой истори города, каким по праву является тысячелетний Суздаль.
Латышев О. Ю., Латышева П. А., Радаэлли Массимо, Луизетто Мауро, Опацкая Н.Н., Опацкая А., Опацкая Л.К.