Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Из Казанской губернии – к Казанскому собору

Поиск по статьям:

Из Казанской губернии – к Казанскому собору

2024-03-05 08:33:08, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

265-летию со дня рождения и 210-летию со дня смерти Андрея Никифоровича Воронихина посвящается

Большинство из нас знает Андрея Никифоровича Воронихина как создателя Казанского кафедрального собора на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Андрей Никифорович принадлежит к числу основоположников имперского стиля, называемого также стилем ампир, в отечественной архитектуре конца XVIII – начала XIX столетий.

Это русский архитектор и живописец, уроженец села Новое Усолье Казанской (по некоторым данным Пермской) губернии Российской империи.

В Москве Андрей Никифорович обучался архитектуре у Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова.

В столице Андрей Никифорович с 1779 года числился служащим при сыне Президента Императорской Академии художеств Александра Сергеевича Строганова, Павле Александровиче Строганове, с которым, в компании с его кузеном Григорием Александровичем Строгановым, он будет продолжать оттачивать свое архитектурное мастерство во Франции и Швейцарии.

В 1791-1792 годах Андрей Никифорович перестраивает интерьеры Строгановского дворца на Невском проспекте, в котором он проживал вместе с представителями рода Строгановых. С этого момента интерьеры этого здания начинают звучать в тоне классицизма.

В 1795-1796 годах Андрей Никифорович переделывает возведенную Антонио Ринальди на Черной речке, в Санкт-Петербурге, Строгановскую дачу, запечатленную на открытке издания Русского музея. В 1797 году, за написанную им картину «Вид Строгановской дачи», Воронихин удостоился звания академика перспективной живописи Императорской Академии художеств.

В 1799 году, Указом императора Павла Первого, был объявлен конкурс на проект Казанского собора, в котором молодой Воронихин участвовал наряду с прославленными русскими и итальянскими архитекторами.

Александр Григорьевич Варнек создал портрет графа Александра Сергеевича Строганова с архитектурным планом Казанского собора, строительство которого стало одним из важнейших заключительных аккордов своей творческой биографии. Предполагается, что на конкурсном плане Воронихина остановил внимание императора именно он. 

В 1800 году Андрей Никифорович создает интерьеры дворцов в Петергофе. Самыми знаменитыми парковыми петергофскими сооружениями следует назвать галереи около ковша с фигурой Самсона, которые и сейчас называют галереями Воронихина.

Звание архитектора Андрей Никифорович получит именно за их проект, а также за обелиски и вазы-фонтаны для великолепных и неповторимых Петергофских каскадов. Так Воронихин продолжит доброе дело Михаила Григорьевича Земцова и Андреаса Шлютера.

Стиль русского классицизма Андрей Никифорович использовал и при создании Казанского собора, который явился местом хранения чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

После Отечественной войны 1812 года, Казанский собор приобрёл еще одно значение — ему  выпала роль стать памятником русской воинской славы.

В 1813 году в Казанском соборе был похоронен российский полководец, фельдмаршал, победитель Наполеона Бонапарта Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

Также в Казанском соборе были помещены военные трофеи и ключи от взятых во время Отечественной войны 1812 года европейских городов.

Воронихин спроектировал ограду Казанского собора с ажурной решеткой, запечатленной на дореволюционной открытке общины Святой Евгении.

В 1802 году Андрей Никифорович был избран профессором Императорской Академии художеств.

В 1805 году Воронихин предложил украсить скульптурами кентавров мост через реку Славянку в Павловске, находящийся к северо-западу от Большого дворца.

В 1807 году Андрей Никифорович возвел в Павловске Розовый павильон.

В 1806-1811 годах арихитектор, параллельно с Казанским собором, строит на Васильевском острове здание Горного института. В 1830-х годах вид на Горный институт и пристань около его невского фасада в лунную ночь стал сюжетом картины Ф. Мартенса.

В дореволюционной России здание Горного иснтитута достаточно часто становилось сюжетом коллекционных «номерных» почтовых фотооткрыток.

По случаю его столетнего юбилея на Санкт-Петербургском Монетном дворе была выпущена медаль.

До революции Горный институт носил имя Императрицы Екатерины.

В советские годы это был Ленинградский Горный институт.

В 2023 году широко праздновалось 250-летие этого прославленного учреждения.

Принято считать, что именно Андрей Никифорович создал новый тип общественного здания, которое призвано выражать всем своим обликом идею государственной мощи и величия России.

1 января 1811 года, после завершения строительных работ Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге, Андрея Никифоровича наградили орденом Святого Владимира 4-й степени.

26 сентября 1811 года, в день освящения Казанского кафедрального собора, Воронихин был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, украшенным бриллиантами, а также пенсией.

Оба ордена хорошо видны на портрете Андрея Никифоровича, написанного в 1811 году неизвестным художнико.

Сегодня мы кратко упомянули лишь о некоторых, наиболее известных, творениях прославленного зодчего, сберечь которые предстоит благодарным потомкам. До новых прикосновений к творчеству Андрея Никифоровича Воронихина!

Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

Латышев О.Ю., Латышева П.А., Павлович C., Тадич-Леско К., Розич Б.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru