Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
2024-03-21 08:43:33, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Филателист И.Л. Шевченко продолжает цикл статей о «почтовых призраках» — неисследованного пласта филателии. Сегодня Игорь Леонидович рассказывает о королевстве Седанг и его марках.
Статья получилась большой, насыщенной и очень интресной. Мы решили не разбивать ее на части и не сокращать, а испробовать новый формат — разместив полный текст так, чтобы его, при желании, можно было скачать и прочитать.
* * *
Главное действующее лицо описываемых событий — Огюст-Жан-Батист-Мари-Шарль Давид, известный как Давид де Майрена, француз, бывший моряк, участник франко-прусской войны (1870-1871), авантюрист, работавший на французское правительство на Суматре, в Кохинхине и Аннаме. Он же — Марий I, Король Всех Седангов.
Давид де Майрена, 22.04.1885 г. Источник: www.europeana.eu.
Жизнь этого человека полна тайн и загадок. В немногочисленных печатных источниках о нем можно найти самые противоречивые сведения. Сегодня очень сложно отделить правду от вымысла. В ХХ веке имя де Майрены стали активно использовать для обоснования «законности» создания самопровозглашённых виртуальных государств. Появляются многочисленные «родственники», «преемники», «наследники» и просто последователи «дела короля Мария Первого». Жизнь его обрастает легендами и выдумками...
г. Париж второй половины XIX века. Источник фото: sergeyurich.livejournal.com
* * *
В один прекрасный день 1889 года в шикарном парижском отеле появился важный господин, сопровождаемый многочисленными слугами и министрами. Было объявлено, что в столицу Франции прибыл король Седанга Марий Первый. В Париже «король» дал множество интервью журналистам, в том числе небезызвестному Альфреду Капю, о бедственном положении своего «королевства» и надежде на поддержку его суверенитета со стороны французского президента.
«Король» жил на широкую ногу, сорил деньгами, очень любил парижские кабаре и часто там бывал. Композиторы Морис Мак-Наб и Шарль де Сиври, как говорят, сочиняли национальный гимн для его «королевства».
Королевская жизнь требовала много средств. Для пополнения своего бюджета предприимчивый «монарх» стал продавать ордена, титулы и земли несуществующих баронств, графств и даже герцогств Седанга, а также права на добычу полезных ископаемых в своём опереточном «королевстве» любому, кто мог за это заплатить. Именно в это время он повторно организовал печать «марок» Седанга. Одну серию ранее напечатали литографским способом в 1888 году в Шанхае и ещё одну уже здесь, в Париже. Об их выпуске было объявлено «королевским указом» 6 июня 1889 года.
«Генеральным почтмейстером» королевства подвизался некий парижский купец. Почтовым администрациям многих стран, которые он любезно почтил своим доверием, за его подписью были отправлены письма следующего содержания: «Его Величество Марий I, Король Седангов, уполномоченным агентом которого я имею честь быть, поручает мне послать Вам эту коллекцию марок, находящихся на службе в почтовом ведомстве его королевства». И он просил администрации, «в порядке взаимности», предоставить ему «равное количество серий, как их нынешних, так и прежних выпусков».
Вместе со своими подельниками де Майрена умело и профессионально стал распространять продукцию. Слуги отеля, где жил «король», стали находить в мусорных корзинах использованные конверты с марками Седанга. Расчёт оказался верным. Один из слуг, видимо имевший представление о филателии, поспешил с очередной находкой к марочному торговцу. Скоро «короля» стали осаждать посетители, просившие передать им исключительное право продажи марок его страны. С каждым из торговцев был заключён соответствующий договор. Некоторым из них особенно повезло. Они купили редкие экземпляры с ошибками печати и разновидности.
Одним из таких счастливцев стал Дорсан Мордехай Аструк (Astruc Dorsan Mardochée), владелец банковского и филателистического домов в Париже, советник по внешней торговле, вице-президент Французского общества Тимбрологии («марковедения», то бишь филателии) и прочая. С ним де Майрена, кроме того, заключил договор на изготовление новой партии марок.
Несмотря на довольно низкое качество, «марки» королевства Седанг раскупались по высоким ценам, проходя через руки европейских дипломатов, почтовых администраций и филателистов.
В Лондоне, Кейптауне или Мадриде, где принималось «королевское послание», Национальные почтовые ведомства приходили в недоумении от появления нового «государства» и тайно связывалось с французским почтовым ведомством, чтобы узнать, а кто же такие «седанги»? Смущённый ответ Парижа: да, в Индокитае действительно есть человек по имени Мари-Шарль Давид де Майрена, о восшествии которого на престол «седангов», одного из племён, населяющих плато Мой в Аннаме, недавно сообщалось в столичной прессе. Да, колониальные власти Индокитая, похоже, благословили коронацию Майрены, ставшего Марием I. Да, в Париже действительно печатались марки с гербом «королевского дома».
Но французская почта тут же сделала серьёзные оговорки: она (почта) не имеет никакого отношения к вопросу выпуска марок, инициатива которого принадлежала только и исключительно новоявленному монарху. Кроме того, Всемирный почтовый союз только что отказался принять новое государство в свои ряды. Есть серьёзные опасения, что это какой-то подвох... Соответствующие нелицеприятные вопросы стали задавать и филателисты. Говорят, первым заинтересовался этим... мальчик лет десяти-двенадцати, только начавший собирать марки!
Тут-то и выяснилось, что «Королевства Седанг» вообще не существует в природе.
Торговцы поняли, что стали жертвой великолепно разыгранного обмана. А мошенник положил себе в карман ни много ни мало — два миллиона франков! Обманутыми оказались и издатели, ничего не получившие за свою работу. Чтобы хоть как-то восполнить ущерб, филателистическая фирма «Dorsan Astruc» Дорсана Мордехая Аструка после того, как счета за заказ на печать не были оплачены, выпустила некоторое количество видоизменённых «марок Седанга», слегка отличающихся от первоначального дизайна.
Эти поделки характеризуются отсутствием дефисов в двухсловных номиналах, увеличенным треугольником в букве «А» в слове «SEDANG», двумя пальцами (вместо одного) руки справа, касающимися линии рамки, и отсутствующими засечками на вертикальной линии в букве «E» в слове «SEDANG». Уже отпечатанные «марки» снабдили выдуманным круглым штемпелем с текстом: «Deh Sedang – Pelei-Agna» и пустили их в продажу. Именно эти «марки» активно распространялись в 1898-1900 годах.
Когда обман раскрылся, мошенник был объявлен в розыск. За распространение марочных фальсификатов королевский прокурор Франции требовал приговорить лже-правителя к смертной казни!
Об истории жизни и авантюрных приключениях де Майрены вы можете узнать, прочитав полный текст статьи.
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ