Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
2024-02-26 09:18:01, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Большой интерес искусствоведов, культурологов, да и историков почты к стилю модерн, ярко проявившийся в последние годы, нашёл отражение в десятках капитальных трудов и сотнях журнальных статей. Исследованы разные аспекты модерна (интерес к цветку и к водному потоку, ориентация на лирику и поэтические переживания) и конкретные его проявления в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и, конечно же, в почтовой графике.
Какими были филателистические выставки рубежа девятнадцатого и двадцатого веков? Позволяют ли имеющиеся книги и статьи о модерне реконструировать вид залов и форму стендов, особенности ранней филателистической рекламы рассматриваемого периода? Пытаясь ответить на эти вопросы хотя бы частично, мы будем употреблять выражение «рубеж веков» для обозначения перехода от девятнадцатого века к двадцатому.
Стиль модерн
Настоящая статья написана с целью хотя бы частично, реконструировать часть филателистической субкультуры эпохи модерна. При этом мы будем воссоздавать не всю субкультуру, а лишь те её аспекты, которые имеют отношение к филателистическим выставкам. К сожалению, множество бесценных свидетельств того, как в официальной обстановке экспонировались филателистические коллекции начала ХХ века, утрачено, а сами коллекции размонтированы.
Почему до нас не дошли фотографические свидетельства открытия выставок марок? Видимо, филателистов тогда всё ещё считали чудаками, и фотографы не зафиксировали, как проходило открытие той или иной выставки и как выглядела церемония награждения. Во всяком случае, эти события не были сенсациями, так как не сохранилось ни фоторепортажей, ни каких-либо подробных свидетельств современников.
При реконструкции облика филателистических экспозиций интересующего нас периода нам должны помочь сведения о том, что представлял собой стиль Ар нуво, называемый в России модерн. Известно, что модерн сопровождался бурным развитием печатной графики, в том числе графики почтовой. В эти годы полиграфисты уже имели в распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, совершенствовалась гравюра на металле. Это в полной мере относится к процессам печати знаков почтовой оплаты. Полиграфисты уделяли большое внимание способам защиты марок от подделок через водяные знаки, которые тоже имели определённую эстетику. Филателисты стали активно изучать края марочных листов, на которых порой были разные знаки и надписи. Появились карнетисты – коллекционеры, собиравшие марочные буклеты и тетрадки (карне) и обращавшие внимание на структуру буклетного листа (расположение марок и знаки на полях листов).
Говоря культурологическим языком, коллекционеры марок стали изучать полиграфический код печатной продукции, обращать внимание на типографские пометы на краях листов, на сорта бумаги и другие полиграфические особенности. Например, на первых филателистических выставках уже экспонировались специализированные коллекции, посвящённые водяным знакам.
После Всемирной Парижской выставки 1900 года журналисты ввели в обиход понятие «стиль экспо», которое первоначально использовалось только лишь применительно к вышеупомянутой парижской выставке (иное название этого стиля – стиль 1900, а в некоторых языках даже «стиль ноль-ноль»). Словосочетание пережило своё время и сегодня активно используется для обозначения универсального стиля оформления выставок девятнадцатого и двадцатого веков.
Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм, культ извивающихся линий (в декоративно-прикладном искусстве), свободная компоновка объемов в архитектуре. Мастера почтового дизайна сразу же стали использовать все эти новшества, применять их в разных областях, в том числе и при проектировании почтовых отделений (окна для продажи знаков почтовой оплаты и приёма телеграмм были выдержаны в стиле эпохи). В результате чего появился совершенно новый стиль, затронувший помимо всего прочего и оформление почтовых документов. Он отличался любовью к японской культуре, асимметричностью композиции и ориентацией на греческую мифологию.
Марки эпохи модерна были маленькими шедеврами графики. Они бросали вызов эклектике и неоклассицизму, которые постепенно уходили в прошлое. А как использовали этот новый стиль оформители выставок, создатели выставочных стендов и авторы афиш? Мы пока что мало об этом знаем, но позволим себе сделать некоторые предположения.
Первые выставки могли по своей стилистике напоминать… сами почтовые марки и филателистические альбомы той эпохи. Филателистам хорошо известно, что стиль модерн был реакцией на так называемый викторианский дизайн. И, преодолевая каноны эклектики, он нашел ярчайшее проявление в почтовой графике: например, отечественные филателисты всегда помнят о том, что имена Рихарда Зарриньша (1869 – 1939) и Ивана Билибина (1876 – 1942) навсегда вошли в историю мирового почтового дизайна.
Марка рождалась как «строгий» жанр прикладной графики, насыщенный геральдической и монархической символикой. Хотя нельзя забывать, что параллельно с официальными марками издавались и многоцветные рекламные виньетки. Воспроизводилась ли на некоторых из них символика филателистических выставок? Возможно, что воспроизводилась, но мы пока об этом не знаем.
Не имея большой архивно-исторической базы и тем более каких-либо семейных реликвий, связанных с филателией, автор этих строк, приступая к теме, вооружился двумя очень ценными источниками: знаменитой книгой братьев Уильямс «Почтовая марка, её история и признание» и сборником рассказов Франтишека Лангера (Чехия) «Розовый Меркурий». В обоих книгах содержится много фактов по интересующей нас теме.
При анализе материала о филателистических выставках периода модерна мы не можем не вспомнить имена двух очень знаменитых людей, которые были символами эпохи. Первое имя: выдающийся мастер приключенческого романа Жюль Верн (1828 – 1930). Его книги издавались в очень красивом оформлении, на переплётах делали золотое тиснение в виде земного шара и композиций, посвящённых различным видам транспорта, ведь знаменитый прозаик так много писал о путешествиях. Филателию связывали с транспортом, путешествиями и приключениями, ведь любое письмо проделывает определённый путь.
Стилистика оформления жюльверновских романов не могла не повлиять на облик старинных альбомов для марок. На рубеже веков они отличались особой изысканностью и красотой. Но из альбомов марки шагнули на выставочные стенды, у которых была совсем другая эстетика, и об этом мы обязательно поговорим ниже.
А пока рядом с Жюлем Верном назовём и второе известное имя. Это имя знаменитого французского кинематографиста Жоржа Мельеса (1861 – 1938), обогатившего развлекательный кинематограф целым каскадом трюков. Возможно, некоторые филателисты помнят фильм Мартина Скорсезе «Хранитель времени». Роль Мельеса исполнил замечательный английский актёр Бенн Кингсли.
Благодаря Мельесу, который был не только артистом и режиссёром, но и художником, в графическом дизайне Франции закрепилась жюльверновская тема, появился образ космического корабля. Мельесовская стилистика с характерной для неё особой эстетикой изображения транспорта и космических объектов, смакованием идеи перемещения в пространстве шагнула c киноэкрана на страницы книг и журналов, а также на юмористические и на поздравительные открытки.
Мельес, конечно же, не оформлял альбомы для марок и не проектировал выставочных стендов. Тогда почему мы его здесь вспоминаем? Дело в том, что этот в высшей степени талантливый человек культивировал чудо в его разнообразных проявлениях. Он любил фокусы как в цирке, так и в кино, оптические обманы и трюки с дымами и туманами. Но ведь марки тоже были чудом по тем временам, так же, как и некоторые виды коммуникации, например, беспроволочный телеграф. Идея оклейки марками стен (марочные обои) или создание… ваз из марочных листов (брали стеклянную банку и обклеивали её марками в виде сплошного слоя, а то и нескольких слоёв) – это лишь некоторые трюки эпохи модерна, которые связаны с марками. Нам интересно также, что Мельес в своих новаторских фильмах культивировал образы астрономических объектов, обыгрывал форму небесных тел. Это важно, так как на обложках книг и журналов по филателии в те годы стал появляться земной шар – интереснейший символ модерна.
Благодаря упомянутым выше прозаику Жюлю Верну и кинематографисту Жоржу Мельесу на французские почтовые открытки проникла космическая тема, примеры которой смотрелись в высшей степени необычно. В филателистическом дизайне космической символики не было (никто тогда не предвидел появление космической и даже ракетной почты), но образы потоков писем или просто летящий Гермес в крылатом шлеме были освоены дизайнерами эпохи Ар нуво довольно хорошо. Можно предположить, что если афиши филателистических выставок действительно существовали, на них могли бы присутствовать как Гермес, так и хоровод из писем и посылок, летящих по кольцевой линии вокруг Земли. Можно даже попробовать реконструировать подобные афиши, но автор этих строк надеется, что они когда-нибудь и так будут найдены и опубликованы.
На рубеже веков любили и уважали технику, однако модерн тяготел к природным формам. Очень популярны были мотивы струй фонтана, бушующих волн (в японском силе) и вьющегося растения, но, повторим, это касалось в первую очередь открыток. Официальные почтовые марки при этом оставались довольно строгим (с точки зрения мотивов) жанром. Там не было места ни отважным героям Жюля Верна, ни, допустим, цирковым персонажам Тулуз-Лотрека. Не проникли на марки и бородатые учёные из фильмов Мельеса, похожие на средневековых алхимиков. При этом марки колониальных стран, которые печатались во Франции, были призваны еще и отражать экзотику разных континентов (фауну и этнографию), и это было своего рода «вызовом» для почтовых дизайнеров (далеко не каждый из них бывал в экзотических странах и приходилось пользоваться фотографиями редких животных, а сами животные были недоступны). Заказы были ответственными, и к работе над этими почтовыми миниатюрами нередко привлекались мастера высочайшего класса, поэтому марки и вошли в историю мировой графики.
Художники модерна мыслили символами. Если предположить, что уже тогда существовала муза филателии – символическая фигура, воплощавшая интерес к коллекционированию марок, то какой же она была? На первый взгляд музу должен был «заместить» крылатый Гермес, курирующий как почту, так и филателию. Но, начиная с Парижской выставки 1889 года, выставочные плакаты стала украшать женская фигура. Какой же она могла быть применительно к филателистической тематике?
В моде была стилистика античного искусства, и на афишах всемирных выставок появились девушки в туниках, державшие в руках факелы, а то и электропатроны с ввинченными в них лампочками.
Однако вернёмся к самим маркам, выполненным в стиле модерн. Мы помним, что они были ориентированы на такое важное свойство произведения прикладной графики как декоративность. Немало было в модерне разновидностей плавных текучих линий, напоминавших течение воды. За ними закреплялись целые ряды значений. Это и идея течения вечной жизни, и тема Вечного царства мертвых, и важная для рубежа веков тема переселения душ, которое тоже осуществляется через некие гигантские потоки. Именно тогда в почтовой рекламе появился уже упомянутый нами поток писем, опоясывающих земной шар.
В 1897 году был основан Венский сецессион, давший миру целую плеяду художников, с успехом оформлявших почтовые документы: марки, конверты и бланки телеграмм. Излишне говорить, как выиграла бы филателистическая реклама, если бы к ней хоть раз обратился К.Мозер и его многочисленные ученики из группировки «Венские мастерские». Ведь там работали крупнейшие плакатисты. И мы не будем спешить с выводами, что они не имели отношения к филателии. Широко известно, что филателистическая выставочная реклама 1930-х годов формировалась опять-таки под влиянием мастеров объединения «Венские мастерские». А пока мы можем только предполагать, что реклама филателистической выставки в стиле Венского сецессиона могла украшать афишные тумбы в начале ХХ века.
Для освоения нашей темы очень полезно помнить о том, что в вышеупомянутом сборнике рассказов писателя Франтишека Лангера «Розовый Меркурий» описана филателистическая выставка эпохи модерна (к счастью, иллюстратор книги Адольф Гофмейстер воспроизвёл сцену появления главного героя – филателиста Игнаца Крала на открытии экспозиции). Совершенно ясно, что уже тогда коллекции экспонировались на стендах современного типа, но можно предположить, что сами стенды были украшены орнаментикой той эпохи.
Например, известно, что в эпоху стиля Ар нуво была очень модна линия, получившая название «взмах бича». Но к её воссозданию в музейной среде (то есть при инкрустации или резьбе, украшавших выставочные стенды) могли прибегать только очень крупные художники типа уже упомянутого нами в начале статьи Эктора Гимара (1867 – 1942).Он считается одной из самых значительных фигур эпохи модерна и одним из изобретателей линии «взмах бича», которая иногда украшала почтово-филателистическую рекламу.
Эктор Гимар. 1907 год
Этому талантливому архитектору в этом году исполняется 150 лет. За прошедшие годы во многие языки мира вошло словосочетание стиль Гимар. Одарённый зодчий много экспериментировал со сталью и стеклом, и его причудливые конструкции стали олицетворением грации и красоты модерна. Однако мог ли Гимар что-нибудь предложить филателистам эпохи Жюля Верна для оформления выставочных стендов? Вряд ли, а вот его знаменитые линии, действительно напоминающие стремительное движение гибкого хлыста, кончик которого вырисовывает в воздухе витиеватую фигуру, могли проявиться в украшении если не самих стендов, то, по меньшей мере, филателистической рекламы. Существуют очень красивые альбомы для открыток и семейных фотографий в стиле Гимар, и вполне вероятно, что и филателистические альбомы в этом стиле стояли на полках у коллекционеров. Ведь подражатели Гимара вполне могли быть привлечены к оформлению как альбомов, так и филателистических экспозиций, и его знаменитые витиеватые линии могли «сродниться» с ещё молодым тогда филателистическим движением.
Современная структура выставочного стенда, предусматривающая, что он содержит 12 выставочных листов, была разработана именно тогда, на рубеже веков. К экспозиции прилагалась монография, которую должен был написать сам коллекционер. И здесь мы можем спросить: каким шрифтом была написана эта монография и каково было шрифтовое оформление титульного листа?
Монография скорее всего имела тканевый переплёт, но могла быть переплетена и в кожу. Вряд ли филателисты-экспоненты заказывали золотое тиснение по коже, и всё же название монографии (оно чаще всего совпадало с названием коллекции) могло быть нанесено на переплёт методом тиснения. А буквы, конечно же, соответствовали эстетике модерна.
Вот ещё одна важная деталь: автор книги «Розовый Меркурий» указывает, что на полях выставочных листов были нарисованы цветочки. Вышеупомянутый главный герой книги Игнац Крал в юности участвовал в украшении листов одного маститого филателиста. Это значит, что оформление листов было не очень строгим. И вполне возможно, что стиль этих украшений был буквально пронизан орнаментикой модерна. Как знать, может быть, упомянутые Кралом цветочки были выполнены в стилистике А.Мухи и Э.Грассе, хотя может быть и так, что они имели вид обычных акварелей из «альбомов барышень» . Лангер пишет, что Крал срисовывал эти цветочки из календарей и это опять-таки важная деталь. Ведь изящные календари в стиле модерн оформлялись в стиле Альфонса Мухи и его бельгийского коллеги Прива Ливмона.
Именно в эпоху модерна был поставлен вопрос о том, каким следует быть шрифту на выставочных листах. Была в моде каллиграфия, и коллекционеры упражнялись в изысканном чистописании. При этом некоторые филателисты писали текст своими обычными повседневными почерками. Хочется верить, что со временем и оформление выставочных листов рубежа веков будет подробно реконструировано.
Поразмышляем и о том, какими могли быть призы. В книге «Розовый Меркурий» мы встречаем упоминание о двух севрских вазах, которые стояли на шкафу у Игнаца Крала. Они так запылились, что было не определить издали, из чего они. Впрочем, предоставим слово самому автору: «Как-то я обратил внимание на два больших сосуда, стоявших на шкафу, решив, что они служат для ва¬ренья. Но Крал заметил мимоходом, что это первая премия с мадридской выставки. Когда он вытер их как следует, я убедился, что это пара весьма ценных севрских ваз. В простой жестяной коробке валялись какие-то медали, в футляре, обитом атласом, я увидел пре¬красный барельеф летящего Меркурия, работы Бурделя, премию с VII всемирной парижской выставки, а в другом – премию итальянского короля с международной выставки в Риме. Я не могу поклясться, но мне кажется, что это была копия золотой медали Бенвенуто Челлини с портретом папы Юлия VII на обороте».
Для историка филателии эта информация в высшей степени интересна. Мы не смеем даже предположить, что интерьеры филвыставок мог проектировать знаменитый Эктор Гимар, но вполне можем представить себе приз, выполненный по проекту Антуана Бурделя (1861 – 1939). А это очень важное имя в истории европейского искусства. Барельеф (если он действительно существовал), скорее всего, был бронзовой плакеткой – этот жанр медальерного искусства был тогда очень моден и сам Оскар Роти, автор образа хорошо знакомой филателистам Марианны-сеятельницы, был автором многих плакеток. Можно предположить, что если Бурдель создавал плакетки для филвыставок, он разрабатывал и шрифтовые композиции этих плакет, а может быть даже и предлагал свои варианты оригинальных эмблем некоторых выставок, приближаясь к идее фирменного стиля. Итак, мы включаем имя Бурделя в орбиту нашего исследования. Но что ещё могло быть призом? Предположим, статуэтка с изображением Гермеса на цоколе из полудрагоценного камня.
Мы построили наши рассуждения на зарубежном материале. А что же в России? Мы прочно связываем эпоху модерна с объединением «Мир искусства». Но из всех членов этого прославленного объединения марки собирал в детстве только М.В. Добужинский (он пишет об этом в своих воспоминаниях). И.Я. Билибин только проектировал марки и, кажется, не собирал их и при всём своём таланте мастера почтовой графики был индифферентен к филателистическому обиходу.
Мстислав Добужинский. Портрет работы Осипа Браза, 1922 год
Мы не можем не упомянуть и об архитекторе Карле Шмидте. Он был страстным филателистом, и не исключено, что в его планы мог входить проект стенда особой конструкции или, например, интерьер кабинета филателиста.
Карл Карлович Шмидт, фото 1897 г.
Завершая разговор о выставочной субкультуре модерна, попытаемся обобщить вышесказанное. Выставки эпохи модерна опирались на мифологическую символику (образ Гермеса и символической ангелоподобной девы, летящей вокруг Земного шара). В основе экспозиции была система деревянных стендов (возможно с выжиганием по дереву, резьбой и инкрустацией), на каждом из которых уже тогда располагалось по 12 выставочных листов.
В заключение считаю необходимым отметить, что по возможности полная реконструкция филателистической субкультуры рубежа девятнадцатого и двадцатого веков может дать очень многое историкам почты и филателии, расширить наши представления о том, каким было коллекционирование (и, в частности, выставочная деятельность) около 130 лет назад.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления