Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Место филателии среди «широких» культурных индустрий

Поиск по статьям:

Место филателии среди «широких» культурных индустрий

2023-02-16 13:30:16, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В минувшем году авторы данной статьи повествовали о филателии на международной научно-практической конференции «Культурные индустрии открытого города»*. Это авторитетное научное событие состоялось в Екатеринбургской академии современного искусства.

К слову, участие нашей многонациональной команды в данном научном мероприятии, затронувшем тему дальнейшей судьбы филателии, сделало эту конференцию наиболее представительной по позиции национального состава за всю многолетнюю историю её проведения.

Почему же ученые России, Ирака, Италии, Ливии, Пакистана и многих других стран дружно увидели в филателии культурную индустрию, помогающую процветанию современного открытого города? Активно содействуя сохранению культурного наследия в целом, филателия органично вписывается в совокупность так называемых «широких» культурных индустрий.

Наряду с производством филателистических принадлежностей и собственно предметов коллекционирования именно в данную категорию входит одновременно издательское и печатное дело в целом, звукозапись, телевидение и радио, видео и компьютерные игры, а также новые медиа.

Есть страны мира, для которых филателия является одним из основных источников государственных доходов наряду с нумизматикой. И если пример бедной африканской страны Бурунди может показаться недостаточно убедительным, то в отношении респектабельного княжества Лихтенштейн, он, напротив, достаточно показателен.

И дело здесь далеко не только в относительно низкой себестоимости производства почтовых марок и цельных вещей в сравнении с номиналами, но и в косвенной прибыли, которую государство также может извлечь из массового увлечения народа филателией.

Увлечение филателией, не говоря уже о занятии ей на профессиональном уровне, содействует повышению общего уровня образования в стране, что также напрямую отражается на уровне общего благосостояния.

При этом государству нет необходимости проводить бесплатные курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по темам собирательства, поскольку в подавляющем большинстве коллекционеры простыми наскопителями не являются, а постоянно стремятся узнавать что-то новое о сюжетах приобретенных ими предметов коллекционирования.

Из разрозненных фактов постепенно складывается развернутое представление о теме коллекционерской деятельности, достигающее своего апогея в процессе подготовки к международным филателистическим выставкам.

Однако для того чтобы российская филателия, как это было и ранее, все так же помогала культивировать массовое самообразование, из рисунков марок, открыток и конвертов должна быть полностью исключена широко распространенная в настоящее время досадная небрежность, неточность, поверхостность оформления отдельных миниатюр.

Тем более, что живописные поля предметов филателистической индустрии должны раз и навсегда покинуть неприемлемые ошибки, которые способны ввести в заблуждение начинающих коллекционеров.

К тому же, это может заставить опытных собирателей подвергать сомнению буквально каждый новый сюжет марки или цельной вещи, а также их изначальную традиционно существовавшую дидактическую функцию.

Опытные коллекционеры советской поры предостерегали от оплошностей даже самодеятельных коллекционеров, а теперь даже у художников такие ошибки почему-то пропускаются комиссиями по изданию марок.

Например, доморощенным изготовителям картмаксимумов из марок и обычных открыток маститые филателисты напоминали, насколько важно правильно выбрать угол открытки для размещения почтовой миниатюры.

В пример, помнится, приводилась картина Мурильо «Мальчик с собакой», на которой животное действительно занимает только небольшой уголок, который по недомыслию легко заклеить маркой и обессмыслить полотно.

Однако на почтовом блоке к юбилею Остроумовой-Лебедевой часть туловища и голова собаки, обозначенной в названии произведения живописи, тем не менее, оказалась под картиной, посвященной Академии художеств. И этого, в отличие от домашнего картмаксимума, исправить уже никак нельзя.

Удивляет также использование преимущественно фрагментов картин вместо целых полотен. А когда же они увидят свет на почтовых миниатюрах целиком? При жизни нашего поколения – уже вряд ли. Да и размещение одних картин на фоне других «помогает» только тому, что в глазах начинает «рябить». И ни одно из полотен в результате не «читается» так, как этого ожидал его автор.

Размещение на виньетках «дополнительных» работ художника или скульптора, юбилею которого посвящен сюжет почтового блока, мы также считаем совершенно неуместным, поскольку пока ещё никто не сказал, что виньетки будут допущены на филателистические выставки.

Вместо этого предлагаю в дополнение к блокам, сюжеты которых при этом можно будет немного разгрузить, «успокоив» фон для произведения художника, выпускать кляйнбогены из восьми разных марок и восьми соответствующих купонов. Это позволит, как уже утвердилось в советской традиции, повествовать на купоне о неотъемлемой роли каждого полотна в становлении неповторимого в своем роде мастерства его автора.

Рамы картин на марках следует выполнять тиснением натуральным золотом, как это уже неоднократно делалось на российских марках, причем каждая рама должна быть аутентичной, то есть узор её фронтальной поверхности должен полностью соответствовать узору рамы данного полотна в музее.

Считаем недопустимым демонстрировать только две из четырех сторон рамы, как это сделано в серии пар, посвященных художникам до начала выхода серии блоков под общим брендом Российской Академии художеств.

Если в случае с картинами Кандинского или Малевича это могло бы ещё хотя бы каким-то образом отразить необычность художественных исканий их авторов, то в случае с классическими произведениями такой подход к оформлению миниатюр представляется неуместным.

Прекрасно, что в блоках серии «РАХ» рамы присутствуют по всему периметру произведения живописи. В целом же, несмотря на объективную потребность в критике отдельных сторон данной серии, следует отметить, что с приходом на пост директора АО «Марка» члена-корреспондента Российской Академи художеств Артема Валерьевича Адибекова теме искусства стало уделяться заслуженное внимание.

Поддерживая инициативу уважаемого коллеги, мы готовы предложить целостную многолетнюю (если не многодесятилетнюю) программу межведомственного взаимодейтвия, которая будет предполагать регулярный выпуск почтовых блоков с сериями в кляйнбогенах, принципиальное расширение путей пропаганды российской филателии по самым различным каналам, а также усиленный филателистический мерчендайзинг.

Что же касается картин в серии «Современное искусство», то помещение не «прошедших проверку временем» имен авторов на почтовые миниатюры может сослужить плохую службу судьбе российской филателии в целом, равно как и выпуски ко многим сомнительным по своей ценности событиям.

Если картина современного художника, на наш взгляд, и может попадать на марку, поводом для этого должен быть её безоговорочный триумф на крупнейших в мире и наиболее престижных профессиональных форумах, приносящий громкую славу родной стране.

Вместо марок с многочисленными новыми картинами, могли бы ежегодно выпускаться аналогичные кляйнбогены с полотнами из собраний Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

Третьяковская галерея и Русский музей также могли бы претендовать на выпуск одного кляйнбогена каждый год. Учитывая, какие продолжительные серии марок выпускаются и охотно раскупаются во многих странах, это могло бы стать позитивным примером также и для АО «Марка».

При этом бюджет филателистов, собирающих хронологию, мог бы и не потревожиться. Для этого вполне достаточно убрать из плана выпуска марок всевозможные сомнительные байк-шоу – однозначные однодневки.

Ниже «красного карандаша», отредактировавшего план выпуска марок, без малейшего сожаления могли бы оказаться также национальные проекты и никому и ни о чем не говорящие форумы, на которых вряд-ли бывал хотя бы один филателист.

Каждая миниатюра может быть шедевром. Очереди из зарубежных перекупщиков должны выстраиваться за ними точно так же, как это было с памятной эрмитажной серией СССР 1982-1985 годов. Тем более, что теперь можно применить и новые технологии, которых во время выпуска данной серии ещё никто не мог предполагать.

Главное только не увлекать филателистов разглядыванием многочисленных разновидностей через ультрафиолетовые лампы. Инчае они быстро потеряют зрение, а взамен приобретут раковые опухоли, и доход от вторых выпусков марок достаточно быстро обернется недостатком покупателей.

Филателия в России, действительно, способна стать одной из выдающихся культурных индустрий, которой смогут позавидовать многие, более традиционные индустрии, не готовые тягаться с ней по себестоимости продукта.

Поощрение к собирательству студентов российских вузов побудит тратить деньги не на оплату работы посторонних авторов дипломных работ, а на марки, которые своими увлекательными сюжетами помогут намного лучше разобраться в том, чему ты учишься в институте или университете.

Подготовивший выставочный экспонат студент должен претендовать, как минимум, на зачет автоматом, или на экзамен-экскурсию для государственной комиссии, сверстников и их родителей, по стендам собранной им коллекции.

Марки, пахнущие дыней, малиной и смородиной, приобщат к коллекционированию воспитанников детских садов и младших школьников. Возможность получить ценный приз или путевку в престижный лагерь за участие в филателистической викторине или выставке вернет в ряды юных филателистов значительную часть школьников, которых все привыкли считать нигилистами.

Даешь красивую, сочную, зажигательную филателию современной России!!!

 

* Латышева П. А., Латышев О. Ю., Луизетто М., Васешта А., Эдби Х., Хамид Г. А. Развитие «широких» культурных индустрий в Дубае // Культурные индустрии в пространстве открытого города : материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Екатеринбург, 24–25 нояб. 2022 г.) / сост. и науч. ред. А. А. Пронин. – Электрон. текст. дан. (11,4 Мб). – Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства, 2022. – C. 514-521. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: IBM PC, Adobe Acrobat Reader 8 или выше; DVD-ROM. – Загл. с экрана. ISBN 978-5-904440-74-9– URL: www.academia.edu (Дата обращения: 15.02.2023г.).  

Авторы статьи:

ЛАТЫШЕВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ, п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпрес»», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;

ЛАТЫШЕВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА, исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;

ЛУИЗЕТТО МАУРО, д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия;

ИБРАГИМ ГАБЕР, д.мед.н., профессор, глава отделения Саудовской Аравии Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Даммам, Королевство Саудовская Аравия;

АЛЬМУХТАР НАСИР ДЖАВАД ХАМАД, д.м.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Аль-Хиллья, Ирак, профессор Университета Вавилона, Аль-Хиллья, Ирак;

МАШОРИ ГУЛАМ РАСУЛ, д.ф.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Исламабад, Пакистан, профессор Народного университета медицины и здравоохранения для женщин, Исламабад, Пакистан;

ПАВЛОВИЧ СЛАВИЦА, профессор Мостарского университета, г. Мостар, Босния и Герцеговина, руководитель национального отделения Боснии и Герцеговины Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко;

ТАРРО ДЖУЛИО, д.м.н., президент Фонда исследований рака T&L de Beaumont Bonelli, Неаполь, Италия, руководитель центра вирусологии и академик Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко;

ФАРХАН АХМАД ХАН, Профессор кафедры фармакологии Медицинского колледжа им. Джавахарлала Неру, Алигарх, Уттар-Прадеш, Индия;

ХАМИД ГАМАЛЬ АБДУЛ, руководитель национального отделения Йемена и академик отраслевого отделения «Медицина» (76) Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко. Аденский университет, Аден, Йемен, факультет медицины и медицинских наук, генеральный секретарь Йеменского онкологического общества / профессор, директор Национальной программы борьбы с раком;

ЭДБИ ХАЛЕД, Профессор кафедры химии, Ливия Физическая химия, Университет Бенгази, Ливия, руководитель национального отделения Ливии Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко.

 

Интервью с О.Ю. Латышевым

Филателия должна принадлежать миллионам!




Комментарии к статье:
2023-02-16 18:56:43, Леонид Погребенко
Браво! Конкретно и по существу! При этом и с долей юмора!
2023-02-16 19:55:40, Латышев Олег
Сердечно благодарю Вас,уважаемый Леонид, за поддержку! Вместе мы сильнее!
2023-02-17 11:10:30, Максим Грошев
Я бы попросил автора более подробно прокомментировать тезис о том, что "считаем недопустимым демонстрировать только две из четырех сторон рамы, как это сделано в серии пар, посвященных художникам до начала выхода серии блоков под общим брендом Российской Академии художеств". В качестве иллюстрации показали 2 марки с репродукциями полотен Рокотова. Но марки получились неплохими. На мой взгляд, всегда сложно на почтовой марке показывать детали картины, и демонстрация рамы на двух сторонах марки позволяет получить художнику больше пространства. Разве нет?
2023-02-17 18:26:20, Юрий А.О.
Мне непонятно, почему уже несколько лет прекрасную батальную живопись в блоках России стараются выпускать размером с блоху (Левша ее мог пристроить барину, но крестьяне с ней бы обошлись по другому). В то же время выпускаются огромные блоки политической направленности, которые лучше смотрелись если бы были в 3 раза меньше.
2023-02-22 21:12:29, Латышев Олег
Уважаемый Максим, охотно принимаю Ваш аргумент. Однако для большей детализации есть лупа, картмаксимум и цифровая версия марки, все больше входящая в современную практику. Спасибо Вам за внимание!
2023-02-22 21:14:42, Латышев Олег
Уважаемый Юрий, совершенно с Вами согласен. В нашей новой статье к 200-летию А.П.Боголюбова также будет затронут и этот вопрос. Поэтому заранее признателен Вам за поддержку и в новой дискуссии.
2023-02-25 00:27:01, Валерий
Мне кажется, что всё это поиски пятен на Солнце.
2023-02-28 21:43:18, Латышев Олег
Большое спасибо Вам за шикарный комплимент, уважаемый Валерий! Ибо сложно найти что-либо более влияющее на жизнь Земли, чем пятна на Солнце. Очень бы хотелось, чтобы филателия оказывала на нашу жизнь столь же большое влияние! Всех благ Вам и всем нашим читателям!
2023-04-25 17:01:47, Максим
а мне больше всего понравилось вот это: "Поддерживая инициативу уважаемого коллеги, мы готовы предложить целостную многолетнюю (если не многодесятилетнюю) программу межведомственного взаимодейтвия, которая будет предполагать регулярный выпуск почтовых блоков с сериями в кляйнбогенах, принципиальное расширение путей пропаганды российской филателии по самым различным каналам, а также усиленный филателистический мерчендайзинг." а по подробнее можно?

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru