Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
2023-09-12 09:05:47, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».
Цикл мы начнем со статьи, посвященной Марку Шагалу.
![](http://www.philately.ru/cmsdb/article_images/images/khudozhniki_shagal.jpg)
* * *
Шагалу посвящено множество почтовых эмиссий разных стран.
![](/cmsdb/article_images/images/Hagal-Mark.jpg)
![](/cmsdb/article_images/images/Hagal%281%29.jpg)
Существует даже специализированный каталог шагаловских марок, составленный с большой любовью и уважением к творчеству этого замечательного художника. Но эта ценнейшая книга вышла совсем недавно, а ведь долгие годы филателисты были лишены литературы о Шагале.
![](http://cmsdb.appscraft.mobi/cmsdb/article_images/images/mark-hagsal.jpg)
Мы уже отметили в начале нашего очерка, что книга Б.М. Кисина «Страна филателия» была первым в истории России филателистическим руководством, в котором анализировалась эстетика Шагала, композиционные особенности его картин на примере марки Франции, которая тогда была одним из немногих филателистических объектов, связанных с именем Шагала.
![](http://www.philately.ru/cmsdb/article_images/images/filateliy-kisin.jpg)
Автор книги подошел к разбору шагаловской эстетики очень по-взрослому, он обратился к школьникам с доверительной интонацией, надеясь, что юные филателисты не будут подходить к картине «Свадьба» с мерками, которыми мы меряем реалистическую цветную фотографию. Здесь работали совсем другие законы, и автор блистательно разъяснил их детям.
![](/cmsdb/article_images/images/Hagal-vlublennie.jpg)
Марк Захарович Шагал (1887 – 1985) родился в белорусском городе Витебске. Выходец из бедной еврейской семьи, он долго не мог найти средств на обучение изобразительному искусству.
![](/cmsdb/article_images/images/mark-hagall.jpg)
![](/cmsdb/article_images/images/hagall-mark.jpg)
![](/cmsdb/article_images/images/hagall-marki.jpg)
![](/cmsdb/article_images/images/mark-hagall-marki.jpg)
Вначале он учился у местного художника Пэна (инициалы). Затем одним из его учителей был знаменитый Лев Бакст, к счастью, нашедший отражение в почтовых документах.
![](http://cmsdb.appscraft.mobi/cmsdb/article_images/images/Marc_Chagall.jpg)
Автопортрет, 1914
Шагал мечтал попасть в Париж и, наконец, судьба послала ему такую возможность.
![](/cmsdb/article_images/images/Hagal%282%29.jpg)
В Париже Шагал познакомился с наивысшими достижениями авангарда. Он увидел работы Пикассо, Брака, Делоне, познакомился с кубизмом и футуризмом.
![](/cmsdb/article_images/images/Stamp_of_Israel.jpg)
В его живописи появились парижские мотивы, например, образ Эйфелевой башни, который мы как раз и встречаем на вышеупомянутой марке Франции, репродуцирующей картину «Свадьба».
![](/cmsdb/article_images/images/SAGAL.jpg)
Но как бы ни было сильно влияние достижений авангардизма, художника всегда тянуло изображать свою родину, родной город Витебск. Он удивительным образом сочетал бытовые сюжеты с философским осмыслением бытия.
![](/cmsdb/article_images/images/Hagal-grenada.jpg)
То, что изображает Шагал, относится к бытовой сфере, но всегда предстается как Вечное, Незыблемое. Марки и блоки, посвященные Шагалу, являются данью уважения, которую почтовые администрации отдают знаменитому живописцу.
![](/cmsdb/article_images/images/Haga-markil.jpg)
Многие почтовые миниатюры отличаются яркой цветовой гаммой. Художник был жизнелюбом, и многие его картины проникнуты радостью бытия. Поэтому маркоиздатели недаром выбирают для почтовых эмиссий такие сюжеты, в которых отражен восторг мастера перед многообразием жизни.
![](/cmsdb/article_images/images/Resize%281%29.jpg)
Первой и пока единственной российской маркой, на которой репродуцировано произведение Шагала, стала миниатюра номиналом 1500 рублей из серии Государственный Русский Музей (1997).
![](/cmsdb/article_images/images/Hagal.jpg)
На ней воспроизведена картина «Прогулка» (1911).
![](http://www.philately.ru/cmsdb/article_images/images/hagal1.jpg)
Нельзя не пожалеть о том, что марки с репродукциями работ Шагала (так же, как и марки, посвященные Малевичу) никогда не использовались в коллекциях на космическую тему.
![](/cmsdb/article_images/images/Belarus-polet.jpg)
Беларусь, 1994 г
А ведь художник уделял много внимания «безопорному полету». И пусть он не употреблял этого словосочетания, мы не можем не отметить, что герои шагаловских картин в буквальном смысле слова летят по небу.
![](/cmsdb/article_images/images/vitragi-hagal.jpg)
Характерно, что марки отражают не только живопись Шагала, но и его замечательные витражи. Например, в ООН выпущен малый лист, воспроизводящий большой витраж работы Шагала.
![](/cmsdb/article_images/images/Haga-markil-oon.jpg)
Британские авторы Кеннет Чэпмен и Барбара Бейкер в своей прекрасно изданной книге «Филателия в цвете» помещают этот лист как пример в высшей степени удачного выпуска.
Вот что сказано в подписи под иллюстрацией: «Витраж Марка Шагала из штаб-квартиры ООН был репродуцирован в 1967 году на малом листе, который для почтового употребления может быть разделен на шесть шестицентовых марок. Марки вышли в день Объединенных наций (24 октября) 1967 года в поддержку кампании за разоружение».
Этот выпуск очень красив. Он имел большой успех у коллекционеров, и мало кто в мире разделил лист на шесть шестицентовых марок – все хотели сохранить единство композиции.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления