Художественный авангард в филателии
2023-09-15 08:59:57, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».
В этой статье Андрей Петрович расскажет, почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты.
* * *
Филателистическая литература по этому вопросу пока что не отличается богатством, но зато характеризуется определенной глубиной. В 1969 году вышла в свет книга Б.М. Кисина «Страна филателия», которой было суждено стать этапной в истории популяризации художественного авангарда.
Впервые в советской научно-популярной литературе зашла речь не только об авангарде в филателии, но и о закономерностях авангардного искусства в целом и об особенностях восприятия марок, посвященных искусству ХХ века.
Не менее важна монография В.Я. Бродского «Искусство почтовой марки» (1968). Это прекрасно исполненное подарочное издание также было призвано дать филателистам определенные искусствоведческие ориентиры. В этой серьезнейшей книге научным, профессиональным языком было рассказано о том, какими эстетическими свойствами обладают знаки почтовой оплаты, репродуцирующие произведения художников-авангардистов. Эти рассуждения читаются и сегодня на одном дыхании.
Рискнем предположить, что в случае переиздания этой книги в ХХI веке, она ни в коей мере не показалась бы устаревшей, поскольку в полном смысле слова опередила время.
В 1968 году советская филателия еще была массовой, коллекционеры «гонялись» за редкими и «модными» марками, и мы позволим себе утверждать, что эстетический облик в ту эпоху был отнюдь не самым важным свойством марок и блоков. И, несмотря на это, В.Я. Бродский разворачивает читателя к художественной стороне марки, свободно манипулирует именами художников-авангардистов и увлекательно рассказывает об эволюции знака почтовой оплаты как произведения искусства.
Почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты?
Прежде всего, потому, что современное искусство активно влияет на язык почтовых марок, оно даже во многом определяет принципы графического оформления современных почтовых миниатюр. Без определенного минимума знаний о современном искусстве можно легко пройти мимо многих значительных художественных открытий. Пиком дискуссий об авангарде была эпоха «оттепели».
После выставки П. Пикассо, которая была организована в СССР в 1956 году, споры о современном искусстве стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом они захватили людей самых разных возрастов.
Дискуссии о сущности кубизма и абстракционизма были отличительной чертой жизни поколения стиляг. Эти споры носили поверхностный характер, ученые-гуманитарии знали больше, чем модники-студенты, и могли больше сказать о современном искусстве.
Стиляги яростно ниспровергали прошлое. Но государство не очень поддерживало интерес к авангарду. Счастливым исключением был Пикассо, которого нельзя было критиковать из-за его членства в компартии Франции. Он стал первым художником-авангардистом, которому в СССР была посвящена памятная марка.
Искусство Пикассо всегда было в центре жарких дискуссий об авангарде. Марок, посвященных кубистическим работам художника, тогда еще не было, хотя почта Китая несколько раз воспроизводила «Голубя мира», но мы все же говорим об авангардистских работах, вызывавших споры, поэтому отметим, что источником знакомства с кубистическими полотнами в те годы были не марки, а популярные брошюры и недорогие книги бывшей ЧССР и бывшей ГДР.
Стиляги избрали кубизм своим знаменем. Они всегда с большим уважением произносили имена П. Пикассо, Ж. Брака и Джексона Поллока, считая их своеобразными символами эпохи. Если бы тогда были марки с репродукциями абстрактных полотен, шестидесятники (даже при равнодушном отношении к филателии) охотно наклеивали бы их на письма.
В последние годы не утихают споры вокруг Казимира Малевича. Этому художнику в настоящей работе будет посвящена отдельная глава, а еще в одной главе будет рассказано о Василии Кандинском.
В мире уже накопилось немало почтовых миниатюр, использующих эстетику как Малевича, так и Кандинского, и раскупаются такие марки довольно быстро.
У каждой эпохи свои особенности, и сегодня мы уже не наблюдаем жарких дискуссий о сущности современного искусства. Однако в этом есть и свои положительные стороны, особенно для филателистов.
Пришло время беспристрастным и даже несколько холодным взором взглянуть на выпущенные в разных странах филателистические материалы, сделать некоторые обобщения.
В цикле статей про авангард, я старался описать особенности каждого из рассматриваемых направлений, уделяя внимание главным образом тем специфическим чертам, которые нашли отражение на филателистических объектах. И если изложенные факты помогут читателям ориентироваться в непростом мире филателистических материалов, посвященных авангарду, автор будет считать, что прикоснулся к этой теме не напрасно.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи цикла:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления