Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
2023-07-19 08:39:43, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
К 170-летию со дня рождения художника
В этом году исполняется 170 лет со дня рождения художника Фердинанда Ходлера (1853-1918). Это выдающийся швейцарский пейзажист и мастер символико-мифологической композиции. Он оказал огромное влияние на эстетику горного пейзажа, а также на композиционные принципы исторической картины.
Горные кряжи, снежные верхушки и романтичные изгибы горных склонов завоевали сердца даже тех любителей искусства, которые никогда не были в Швейцарии и не интересовались зимним спортом.
Что нам известно о Ходлере?
Художник родился в марте 1853 года. Он происходил из небогатой семьи, причем имел почти что пролетарские корни. Его отец был плотником, а мать – прачкой. Родители рано умерли. Способный юноша увлекся изобразительным искусством: вначале он обучался живописи у художника Фердинанда Зоммера, а затем в Базеле у Бартелеми Менна. Способности, которые он проявил, оказались выдающимися, и из талантливого молодого человека получился известнейший художник. Ходлер выставлялся в Германии, Австрии, Италии.
Он работал в разных жанрах, уделяя большое внимание исторической живописи. При этом он был настоящим новатором в искусстве пейзажа, с особым вниманием относился к линии горизонта и выстраивал целые сюиты горизонталей: дальний план, линия берега, линия прибоя...
Его любовь к параллельным линиям вызвала к жизни целое направление, которое получило название “параллелизм” или “параллельный метод”. С помощью волн, которые бежали к берегу, ровно следуя друг за другом, или облаков, которые складывались в ритмичные цепи, он передавал идею вечности мироздания и неповторимости философско-лирического настроения.
Есть у этого метода свой секрет. Ходлер подкупил публику тем, что его герои не только были умело вписаны в окружающий ландшафт, но и удивляли зрителя своей динамикой. Они двигались в пространстве в каком-то завораживающем музыкальном ритме. Еще много лет оставалось до открытия сюрреализма, а герои Ходлера уже осваивали мир, в котором все зыбко и нереально, как во сне.
Подобные картины не могли остаться незамеченными. Они имели абстрактные названия: “Сон”, “День”, “Юность”. Получив вторую жизнь в почтовых открытках, они подкупили зрителей своей загадочной атмосферой (даже в черно-белом исполнении). Началось повальное увлечение схемами параллельных линий, ритмичных волн и таинственных концентрических окружностей, которые создавали на холсте состояние удивительной гармонии. Принято считать, что Ходлер синтезировал в своих работах музыку и живопись. Швейцарский модерн, широко отраженный на марках – это целая палитра разных стилей и манер.
Художники Швейцарии тщательно вырисовывали все детали изображения, любили мистику и сложную символику. Стандартная швейцарская марка “Голова Гельвеции” стала визитной карточкой не только швейцарского, но и европейского модерна. Считается, что она выполнена не без влияния Ходлера. Самым популярным среди маркоиздателей швейцарским художником является выдающийся скульптор Шарль Рене де Сен-Марсо. Им создан монументальный памятник Всемирному почтовому союзу (ВПС) в Берне (1902 г.). Эта интереснейшая скульптура воспроизведена на множестве марок разных стран, как в качестве основного мотива, так и в виде эмблемы в уголке той или иной марки или блока.
Разносторонний дизайнер Эжен Грассе (1843–1917) также имел отношение к ВПС. В 1902 году он создал серию марок, посвященную юбилею Всемирного почтового союза. Эти марки, композиция которых имела в основе фигуру ангелоподобной женщины – символ ангела-вестника – были в коллекции А.П. Чехова и сегодня хранятся в его доме-музее в Ялте в оригинальной форме – они сложены в пачечки и перевязаны ниткой. Об этом экспонате музея писал известный советский прозаик Юрий Казаков. Грассе прославил почтовую графику Швейцарии на весь мир. Его ритмичные композиции созвучны тематическим картинам Ходлера.
“Где “Остров мертвых” в декадентской раме?” — спрашивал в одном из стихотворений выдающийся поэт Арсений Тарковский. Речь шла о картине швейцарского художника-фантаста Арнольда Бëклина (1827–1901). У филателистов особое отношение к этому мастеру, ибо он создал так называемый Беклин-шрифт, который в двадцатом веке использовали многие мастера почтового дизайна.
Прежде чем "прийти" на марки, швейцарский символизм и модерн появились на открытках. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков российская публика была буквально потрясена картинами Бëклина. Сегодня мы знаем, что этот талантливый живописец из города Базеля загадочным образом предвидел многие трагические катаклизмы ХХ века. Своим творчеством он словно призывал обратиться к миру не тронутой цивилизацией природы, к заповеднику древнегреческих лесов и виноградников, где бродит Пан и веселится Дионис. Картины “Битва кентавров”, “Одиссей и Каллипсо” при жизни художника пользовались заслуженной славой.
На страницах художественных журналов рубежа веков картины А.Беклина соседствуют с репродукциями полотен Ф. Ходлера. Это не удивительно, ведь швейцарский символист получил популярность среди издателей (не только журналов, но и почтовых открыток) в то же время, что и Ходлер, но он старше. Беклин родился в 1827 году. Он учился живописи сначала у себя на родине в Швейцарии, затем в Дюссельдорфской академии художеств. Посетив Италию, молодой живописец проникся любовью к культуре этой страны.
В его полотнах узнаются итальянские пейзажи. Сицилийские мотивы безошибочно прослеживаются в знаменитой картине “Остров мертвых” (1894). На ней изображен скалистый остров, куда Харон перевозит души мертвецов. Сочетание суровых скал и мрачного неба с кипарисами и архитектурными мотивами создает тяжелое впечатление соприкосновения с царством смерти. По контрасту с этим мрачным пейзажем полотна Ходлера были светлее и оптимистичнее.
Почему издателей открыток так тянуло к этому мрачноватому аллегорическому пейзажу? Мотив “Острова мертвых” был не таким уж новым как для истории живописи, так и для издания открыток. Кладбища писали многие пейзажисты и до Беклина, однако их произведения оставались в ранге средних. Благодаря таланту Беклина суровое и даже несколько зловещее полотно с изображением смертельного острова сразу же стало сенсацией. Открытки с островом охотно раскупались, их посылали друзьям и знакомым как пример хорошей, добротной живописи. Но она была слишком мрачной, и Ходлеру предстояло “высветлить” палитру швейцарского модерна.
Мы так подробно остановились на особенностях творчества Беклина, так как без него не мыслим швейцарский почтовый дизайн. От беклиновских открыток перейдем собственно к произведениям Ходлера. Впервые марка с репродукцией его картины была выпущена в 1941 году. На ней был воспроизведен фрагмент картины, посвященной Вильгельму Теллю. Новые образы героев были просто необходимы, так как шла война. Телль, написанный Ходлером, очень героичен, исполнен патетики. Большую роль в творчестве художника играла жестикуляция, причем руки изображаемых всегда ритмически увязывались с какими-то горизонталями – линиями облаков, горными кряжами и просто линией горизонта. Без этой увязки живопись Ходлера немыслима.
В 1953 году было отмечено столетие со дня рождения Ходлера. В связи с этим увидела свет марка с автопортретом художника. Она вышла в серии “В пользу юношества” и имела номинал 40 + 10 швейцарских сантимов. Известны картмаксимумы с этой маркой. Ходлер внимательно смотрит на зрителя взыскующим взглядом, ведь его полотна требуют осмысления, анализа… Эта марка напомнила филателистом, что на рубеже веков художники часто носили усы, имели романтический облик (сейчас эта тенденция почти не ощущается). С усами и пышной шевелюрой Ходлер выглядел очень солидно и походил на настоящего мэтра.
Знаки почтовой оплаты с репродукциями работ Ходлера выпустила не только Швейцария. Перенесемся мысленно в конец 1960-х годов. В СССР (я имею в виду киоски “Союзпечати”) свободно продавались марки стран Восточной Европы, поэтому наши филателисты смогли познакомиться с творчеством знаменитого швейцарца по марке ГДР 1967 года из серии “Картины Дрезденской Галереи”. На этой почтовой миниатюре воспроизведен “Женский портрет”, который в полной мере отражает любимый типаж художника.
Символизм вызвал к жизни образ роковой женщины, женщины-загадки. Ему нравились лирические героини с выразительными черными глазами. В период борьбы с декадентством это был редкий случай воспроизведения на марке социалистической страны типажа буржуазной томной дамы. Школьникам говорили, что все женщины эпохи декаданса чопорны, надменны и далеки от жизни, а А. Блок и В. Брюсов, мол, преодолели этот типаж, обратившись к темам революции и труда.
До выхода этой марки в свет все ходлеровские почтовые миниатюры были монохромными, и вот, наконец, в 1967 году появилась первая полноцветная марка. Мы можем считать, что образ лирической героини эпохи декаданса был частично реабилитирован. Здесь, как и в других женских портретах работы Ходлера, чувствуется его пристрастие к загадкам и тайнам: у изображенной дамы немало секретов и в глазах героини бездна недосказанности.
Но чаще всего историки искусства пишут о Ходлере-пейзажисте и его уникальном параллельном методе. Следующей многоцветной маркой после “Женского портрета” стал выпуск 1975 года с изображением горной вершины Менх (Монах). И хотя марка имеет вертикальный формат, в нее умело вписана горизонтальная композиция, у которой, таким образом, появляются большие поля (горизонталь вписана в вертикаль). Решение неожиданное, но очень эффектное. Поистине, нет предела экспериментам почтовых дизайнеров. И горные склоны ничуть не теряют своей горизонтальной направленности.
Волшебные горные ландшафты тянулись вдоль линии горизонта, над ними плыли ритмично организованные облака. Интересно, что этим методом воспользовались многие художники-графики, создававшие почтовые марки. Современные выпуски Швейцарии, посвященные горам, оформлены по всем правилам современной марочной графики, учитывающей разнообразнейшие полиграфические спецэффекты, от конгревной печати до голографии.
Однако разумно ли пытаться найти в этих многоцветных миниатюрах отголоски символистской графики начала ХХ века? Да, ибо современные художники читают книги о символизме и модерне, они знают, ценят и понимают Ходлера. Его наследие актуально, и современная почта дарит ему вторую жизнь.
Желание понять ритмическую основу гор и облаков, показанную нам знаменитым швейцарцем, возникло еще при жизни создателя картин. Эта трактовка пейзажа буквально пленила многих русских художников. В изображении Финского залива и Черного моря появились подлинно ходлеровские нотки. Назовем здесь, например Н.Рериха, Максимилиана Волошина и многих других художников.
А в советское время мы встречаем интересующие нас в рамках настоящей статьи приемы на полотнах А. Дейнеки. Его картина “Оборона Петрограда” считается самой “ходлеровской” картиной в советской живописи – фигуры людей расположены по законам особого линейного ритма, который так любил основатель швейцарского модерна. Да и замечательное эпическое полотно “Оборона Севастополя”, занимающая особое место среди картин на тему Великой Отечественной войны, имеет в основе знаменитый ходлеровский линейный ритм.
В России всегда любили самобытное творчество М.-К.Чюрлëниса. У него много общих черт с Ходлером. Оба живописца стремились добиться особой музыкальности в изображении природы. Поэтому марки с картинами Чюрлениса также займут достойное место в подборке филателистических материалов, посвященных мировому значению параллельного метода. Можно предположить, что Ходлер и Чюрлëнис пришли к этой стилистике одновременно, независимо друг от друга. И это говорит в пользу художественных тенденций, которые были общими для эпохи.
Оба живописца стремились к синтезу музыки и живописи. Композиция была призвана звучать. Вспомним марки и открытки с репродукциями работ знаменитого литовского символиста. Там мы тоже видим способ организации предметов (например, облаков) по особым музыкальным принципам, стремление сгруппировать облака в ритмично движущиеся группы красивых белых клочьев.
Художник ушел из жизни 95 лет назад. Незадолго до смерти он обратился также и к скульптуре. В 1910 году он создал картину “Дровосек”, которая в 1911 году была воспроизведена на банкнотах. Жаль, что ни одной “своей” почтовой марки он так и не создал, хотя почтово-филателистическая Ходлериана, как видим, существует.
Почему так важно проследить влияние Ходлера на современное искусство? Прежде всего потому, что очень многие художники (имя Н.Рериха и А.Дейнеки мы уже назвали) брали у знаменитого швейцарца те или иные приемы, методы и таким образом возникла особая неповторимая стилистика.
Итак, “параллельный метод” пустил корни в мировой культуре, и горные ландшафты на самых современных олимпийских марках, посвященных зимнему спорту, имеют длительную предысторию. Рискнем предположить, что филателистам и почтовым работникам еще предстоят новые встречи с художником Ф.Ходлером, так как внимание маркоиздателей к модерну не ослабевает.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления