Мир Сурикова
2023-04-13 06:52:43, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Юбилей великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916) стал важной памятной датой в истории русской культуры. Обычно его называют вторым после Репина, хотя строгой иерархии русских живописцев не существует.
Уроженец Красноярска, Суриков приехал в город на Неве учиться живописи и стал одним из самых известных исторических живописцев. Сегодня его полотна на историческую тему знает вся страна.
Учителем Сурикова был выдающийся живописец и педагог П.П. Чистяков (1832 – 1919). Им воспитана целая плеяда замечательных русских художников, поэтому в рамках нашего очерка приятно отметить, что портрет Чистякова работы В.А. Серова мы находим на одной из марок России (2007 г.). Павел Петрович был выдающимся педагогом, и ему обязаны своими творческими взлётами многие талантливые живописцы России.
О творчестве художника довольно много написано. Нельзя не вспомнить и замечательный художественный фильм «Василий Суриков», вышедший на экраны в 1959 году. Режиссером картины был А. Рыбаков, а одним из сценаристов – знаменитый Эмиль Брагинский.
Сурикова играл Евгений Лазарев, а роль И. Репина исполнил Г. Вицин, которому посвящена карточка с оригинальной маркой (хотя на ней он не в роли Репина, а в роли чиновника Бальзаминова). Ещё два актера, занятых в фильме о великом художнике – Николай Сергеев и Георгий Милляр, нашли отражение на знаках почтовой оплаты (оба артиста играли второстепенные роли).
Суриков – признанный мастер исторической картины. Достаточно вспомнить три полотна – «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и «Утро стрелецкой казни», и мы ощутим, какой гигантский труд проделывает художник, воссоздавая на холсте страницы истории. Мало любить родную историю и знать все подробности событий, которые лежат в основе картины. Необходимо создать эстетический объект, в котором были бы быть подлинные художественные открытия. И Сурикову это удавалось.
Важно помнить и о том, что Василий Иванович был выдающимся колористом. Он постоянно искал новые цветовые сочетания, которые складывались в гармоничные системы. Он по праву считается мастером цвета.
В. Сурикову посвящено немало почтовых эмиссий СССР и России. По ним можно составить определённую картину творчества художника.
Марки с репродукциями знаменитого живописца выходили в СССР начиная с 1940 года. В разные годы на марках получили отображение такие картины художника как «Боярыня Морозова, «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни» и другие. Картины воспроизводились как монохромно, так и в цвете. Несколько работ Сурикова нашли отражение на зарубежных марках.
В художественных школах и училищах часто звучала история о том, как возник замысел картины «Боярыня Морозова». Однажды художник увидел черную ворону на белом снегу и резкий тоновый контраст подвиг его создать полотно, имеющее в основе это контрастное сочетание. Форма и содержание неразделимы, и всё же получается, что иногда побудителем к творческому акту может быть формальный момент – нюанс, контраст или необычное колористическое сочетание. Но что первично – форма или содержание? Искусствоведы много размышляли над этим случаем, ведь он лишний раз подчеркивает, что генезис художественного произведения – это тайна.
Суриков уделял большое внимание не только цвету, но и вообще художественной форме своих картин. Композиция исторических полотен всегда тщательно выверена, она очень совершенна и не перегружена лишними деталями.
Особо хочется сказать о тех картинах художника, которые связаны с национальной этнографией, народными традициями и этническим колоритом. Достаточно сказать, что в искусствоведении существует понятие «Суриковский тип». О ком же идёт речь? О румяной красавице-сибирячке, которая символизирует русский тип красоты. Хочется верить, что этот типаж когда-нибудь появится на марках.
К памятной дате в России вышел почтовый блок номиналом 175 рублей. На марке блока, композиция которого создана художником-дизайнером О. Савиной, воспроизведена картина «Утро стрелецкой казни». Это довольно сложное по композиционной структуре полотно с большим количеством фигур. На полях блока воспроизведен портрет В.И. Сурикова работы И.Н. Крамского (1887 г.) и фрагмент интерьера Дома-музея Сурикова в Красноярске.
Блок заинтересует не только филателистов, собирающих «Живопись», но и коллекционеров, разрабатывающих тему «История России». Ведь на картине есть образ Петра Великого, а недавно прошедший юбилей российского императора вызвал большой интерес маркоиздателей и, конечно же, филателистов. В альбомах некоторых филателистов уже появились целые коллекции новых выпусков, посвященных Петру, и разброс стран, которые выпустили марки и блоки, не может не впечатлять. Но нам в рамках настоящей статьи интересна именно картина «Утро стрелецкой казни».
Эта композиция считается одним из шедевров русской исторической живописи. Недаром композицию этого полотна принял во внимание великий чешский художник Альфонс Муха (1865 – 1939), когда работал над многофигурной композицией «Отмена крепостного права в России». Можно порекомендовать филателистам, которые захотят создать коллекцию на суриковскую тему, обязательно найти открытку с этим полотном, прошедшую почту (желательно из Праги в Москву).
Выпуск блока (традиционно в двух вариантах) сопровождался выходом в свет двух вариантов художественной обложки. В обоих случаях мы видим разные портреты Сурикова, и это настоящий подарок всем любителям русской живописи.
Большой интерес представляет и виньетка, которая реализуется в составе художественной обложки. Она состоит из трёх частей. В центре мы видим портрет художника, а боковые сюжеты представляют собой репродукции картин «Крымский пейзаж» и «Енисей у Красноярска».
А ведь мы пока что не очень хорошо знаем Сурикова-пейзажиста! И хотя виньетка в строгом смысле не является знаком почтовой оплаты, мы все равно зафиксируем встречу с двумя пейзажными работами великого художника. Он никогда не порывал связи с малой родиной и тосковал по родному Красноярску.
Суриков является самым известным историческим живописцем России. И при рассмотрении марок с его замечательными полотнами автору этих строк вспомнились марки на историческую тему разных стран, имеющие в основе полотна знаменитого исторического живописца Джона Трамбулла (1756 – 1846), отношение к которому в США и многих англоязычных странах как к лидеру исторического жанра напоминает отношение российских любителей искусства к Сурикову. Трамбулл столь же трепетно, что и Суриков, относился к родной истории. Он так же тщательно, как и Суриков, выписывал детали костюмов и интерьеров, военную форму и парики. И белый снег на картинах Трамбулла напоминает снег Альп, который мы видим у Сурикова.
В своих многофигурных картинах Трамбулл делал ставку на историческую точность и роль деталей. Его интересовали война за независимость, образование США… Как сделать полотна более интересными и экспрессивными? Конечно же, методом создания атмосферы исторического времени. И художнику это удавалось.
Но марок с картинами Трамбулла уже десятки, а марки с полотнами Сурикова лишь в будущем составят обширную панораму разных событий прошлого. Однако начало положено, и вышедший в этом году блок – важная веха в отражении многогранного творчества художника средствами марочной графики. Хочется высказать пожелание, чтобы охват произведений Сурикова почтовыми администрациями стран мира по количеству стал бы равен трамбулловской почтово-филателистической эпопее.
А для того, чтобы мы могли сравнить картины Сурикова с произведениями других исторических живописцев, было бы замечательно выпустить серию марок, которая так и называлась бы: «Историческая живопись» и включала бы работы нескольких живописцев.
У филателиста, который захочет создать суриковскую коллекцию, сегодня есть богатые возможности. Портреты современников художника, здание Академии художеств, портреты исторических личностей, которых изображал Суриков – все это послужит великолепным вспомогательным материалом для тематической коллекции на тему «Художник Василий Суриков».
Необходимо помнить и о том, что имя, вынесенное в заглавие настоящего очерка, часто называют рядом с именем И.Е. Репина, и поэтому в «суриковской» коллекции должна быть хотя бы одна репинская марка, а ещё лучше – целая страница (или выставочный лист). Принято считать, что познание русской живописи школьниками начинается именно с этих двух имён: И.Е. Репина и В.И. Сурикова.
Многое зависит от знаний филателистов и глубины разработки темы, от чувства меры и вкуса коллекционера. Но подчеркнём ещё раз: на сегодняшний день тема довольно хорошо обеспечена филателистическим материалом, и тот, кто всерьёз возьмется за суриковскую тему, обречён на успех.
В год 175-летия художника на его родине в Красноярске и в других городах России прошли памятные мероприятия в его честь. Творчество Сурикова стало хрестоматийным, по его замечательным полотнам молодое поколение приобщается к историческому прошлому. И как хорошо, что марки и конверты помогают нам в этом.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)