Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Судьба художника

Поиск по статьям:

Судьба художника

2023-03-06 11:50:27, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы продолжаем вам рассказывать о том, как прошла творческая встреча с художником-миниатюристом и иллюстратором, Владимиром Ивановичем Бельтюковым, автором множества марок, открыток и конвертов, которые мы с удовольствием коллекционируем.

Встреча получилась очень интересной и насыщенной. Владимир Иванович рассказывал о своей семье, об учебе, работе и, конечно, все присутствующие задавали ему вопросы, на которые он терпеливо отвечал.

НАЧАЛО>>>

*  *  *

Со мной в общежитии жили, как мы их называли, ребята-«стекольщики», которые учились на отделении «Керамики и стекла». Попутно, они успевали работать и подрабатывать. Да еще и свободное время оставалось. А я с планшетами, перспективами, афишами таскался из общежития на Соколе в Строгановку, потом обратно. Никакой личной жизни, что называется.

После оформления кафе, мне не давала покоя мысль, что я буду делать бесполезную, никому ненужную работу. Смотрел на «стекольщиков» и начинал по-немногу завидовать им. Дело кончилось тем, что я перешел на «Стекло». Этот факультет мне очень нравился и я с головой ушел в учебу, занимался общественными делами, был старостой. Защитился по «Технике пескоструя».

Расскажу вам случай. Отмечала наша страна 100-летие Союза архитекторов и наш ректор должен был их поздравлять и вручать Союзу подарок. Решили преподнести вазу с рисунком, выполненным техникой пескоструя.

Эту работу поручили мне. И вот основные моменты выполнены, осталось завершить процесс. Все манипуляции мы проводили на заводе им. Калинина. Я приехал туда накануне торжества и начал смывать эмульсию, которой была покрыта ваза. Это делается слоями – снимаешь эмульсию и пескотруишь, потом опять снимаешь эмульсию и опять пескоструишь. Тогда получается рельеф и красивый глубокий рисунок.

И вот мы, после очередной смывки, роняем эту вазу в раковину и она разбивается на две части. Наступает мертвая тишина. Немая сцена: стоят педагоги, завкафедрой и с грустью смотрят на эти половинки. Потом начинается движение: ищем кладовщика, он привозит со склада заготовку и вся команда, за одну ночь, проводит заново всю работу.

В общем, утром я еду с вазой к ректору. Мне был выделен «почетный караул», чтобы никто ко мне близко не подошел… не дай бог… Но все прошло хорошо. Подарок архитекторам вручили уже без приключений.

Защитился я на «отлично». К слову сказать, это надо было постараться, чтобы получить тройку. У всех были красивые работы, яркие, цветные – просто сказка. А когда мы еще и подсветку включали, то члены Госкомиссии вообще от восторга слова не могли вымолвить и ставили всем заслуженные пятерки.

*  *  *

Но Строгановку я окончил не с отличием – женился, появились другие интересы, нужно было работать. Тогда же я познакомился с открыткой. И опять вмешалась судьба.

Однажды, пришел ко мне мой приятель Герман Огородников, известный книжный график, поиграть в карты. А у меня был срочный заказ. И чтобы помочь мне, ну и, соответственно, провести больше времени за игрой, Герман, а он на тот момент работал в только что созданном Издательстве изобразительного искусства, говорит: «Что ты сидишь над непонятными работами, давай, я сейчас тебе эскизик набросаю, отнеси в издательство».

Сказал - и принялся за работу. Я немного подправил, написал поздравительный текст и отнес редактору.  Каково же было мое удивление, когда мне сказали, что худсовет принял мою работу. Более того, ее отдали в производство и мне выплатили гонорар. Не знаю почему, только открытка эта не вышла. Но я попал в редакцию! Так и началась моя работа с открытками.

Редакция только рождалась, и поэтому было интересно там работать - изумительная атмосфера, талантливые люди.

Худсовет был жесткий. Принимались и обсуждались не фамилии, а именно работы. Это всегда были оригиналы с прорисованными деталями. И если эскиз принимался, он сразу же отправлялся в производство. 

Однажды, я делал открытку, на которой должен быть герб Советского Союза. И его неоткуда было взять, пришлось вырезать самому, лезвием «Нева». Все детали герба вырезал, даже зернышки у колосков.

А вот открытка с портретом Ленина, вышла тиражом в 5 миллионов экземпляров! За основу я взял известный портрет Андреева.

Открытка может быть образной и ассоциативной. Посмотрите, на этой открытке изображено 49 человек, включая мою дочь. Вот она, с книжкой. Я рассыпал на бумаге стеклярус и в соответствии с тем, как легли бусины, нарисовал людей.

- Владимир Иванович, а ваши идеи другие художники использовали?

- Да, конечно, плагиат был. Однажды, зашел в Военторг на Воздвиженке, и увидел свою открытку с Днем Советской Армии. Огромная такая, 7 на 3 метра, на стене висит. Уже молчу о политических плакатах, которые я рисовал. Никто не стеснялся перерисовывать. А перед Олимпиадой, еду на дачу и вижу - вдоль дороги мои плакаты. Как потом успокоили меня друзья: «Да у нас вся страна в твоих рисунках».

- А была конкуренция?

- Конечно, но она была очень интересная и подстегивала нас конкурировать, создавать что-то свое, необычное, новое, то, что до тебя еще никто не делал. Вот, к примеру, открытка 1974 года выпуска. Когда я работал над ее эскизом, то долго думал, как сделать так, чтобы она смотрелась необычно. И придумал - взял звезду 1918 года с плугом и молотом и соединил с современной звездой. На контрасте получилось очень даже хорошо. Отнес редактору. Он посмотрел, вытащил из ящика открытку (по-моему, автора Исакова, но мы не были с ним знакомы) и говорит: «Кто из вас первым это придумал?». Мы так были поглощены данной темой и поиском нового, что даже мыслили одинаково. 

Я взял этот эскиз и отнес в Дирекцию по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты. Получается, что я сотрудничаю с «Маркой» 50 лет. Таких старожилов там сейчас нет, и я желаю, чтобы они появились. Но пока конкуренты отсутствуют (смеется). С этой открытки и началась моя работа в «Марке». 

Творческая жизнь моя сложилась хорошо и она ярко раскрашена мазками – книга, открытка, марка. И все это было параллельно. Были у меня заказные работы. В том числе открытки. Вот, например, два комплекта открыток «Иван-крестьянский сын» и «Три медведя». Их я сделал на основе иллюстраций из одноименных книг, над которыми работал.

Когда делал раскадровку, впервые задумался над смыслом. И некоторым моментам удивлялся. Вроде бы сказка должна учить добру, а здесь и голову отрубили, и убили, и яблоню срубили, а потом понял, что это русский народ, в лице Ивана-крестьянского сына сражается с врагами и побеждает их. Поэтому я и открытку сделал в таком стиле – на возвышенности город (Россия), стоит Иван (русский народ) закрывая собой свою землю от Змея (врага). 

Когда готовился к работе над книгой «Три медведя», мы снимали дачу, и я все лето рисовал с натуры природу, изучал строение цветов, изгибы трав, потом все соединял воедино и стилизовал.

С 1964 года по 1984 год, работал в журнале «Спутник». Тираж уходил в Индию. На обложке, на заднем плане, фигура – девушка со скрипкой. Это моя жена.

По этой открытке сделан плакат, которым я поздравил любимое Издательство «Марка» с юбилеем.

А вот это еще одно из многих вех моего творчества – грамоты.

Я работал в Издательстве «Плакат» ЦК КПСС, где по моим эскизам было выпущено больше 100 грамот. 

- А на грамотах не пишут их автора?

- Я всегда был против этого. Но на всех грамотах, которые вы увидите, есть моя фамилия. Просто требование есть такое.

- А президентские грамоты тоже вы делали?

- Нет, не довелось. Но Госкомиздат СССР награждал моим знаком Отличников печати.

- А про марки не расскажите?

- У меня в жизни было два положительных стресса. Первый случился, когда я пришел в студию Дворца культуры Машиностроителей и ко мне подошли эти Боги, которые прекрасно рисуют. Снизошли, подсказали, направили и приняли меня, неопытного несмышленыша, в свой коллектив. А второй момент случился, когда мне впервые предложили нарисовать марку.

- Как у вас получается черпать такое вдохновение, что глядя на ваши работы становится тепло на душе?

- Потому, что я сопереживаю и вникаю в тему. Люблю, когда мне для работы дают много материала. Я начинаю попутно искать, что было сделано ранее по данной теме. Стараюсь предложить что-то свое. Например, композиция с дятлами. Можно было, конечно, нарисовать на каждой марке дятла с веточкой или без. А мне пришла мысль разместить их всех на одном дереве.

- Тогда вопрос по теме. Какая ваша любимая птица?

- Наверное, птица Счастья. Она есть и мне помогает.

- Кто ваш любимый художник-миниатюрист?

- Так сказать трудно. Талантов очень много. Вот, например, у нас с 2013 года работает Сергей Ульяновский. Очень одаренный и способный. У него получаются удивительные работы. Недавно «Шахматы» вышли. И это не просто шахматная доска, а ШАХ-МАТЫ, все продумано.

- Вы любите марки?

- Очень. Разбуди меня в любое время и я всегда буду готов что-то сделать. В 2014 году мне предложили создать марку по Крыму. За одну ночь я выполнил четыре эскиза. Через неделю, точно также, сделал марку по Севастополю.

- На ваш взгляд, марки на какую тему не хватает в РФ?

- Затрудняюсь ответить.

- В конкурсе на лучший эскиз почтовой марки, кто бы победил - человек или искусственный интеллект?

- Однозначно, человек. В любую работу нужно вкладывать душу. Сейчас механический труд вытесняет умение делать что-то своими руками. Я считаю это огромным минусом. Машина, безусловно, должна облегчать бытовые и рабочие моменты. Но только там, где это, действительно, необходимо. Вот белый лист и нужно гуашью создать эскиз, если ошибешься и покрасишь не той краской, начинаешь выходить из положения, думать, пробовать. В итоге может родиться шедевр. А на компьютере? Раз-два и готово - лишнее убрал, добавил любой шрифт, цвет и думать не надо. Для меня компьютер - вспомогательный инструмент. Я все рисую сам, а если что-то не получается, то тогда уже дорабатываю на этой электронной машине. 

- Любовь - часть нашей жизни. Была ли у вас марка, посвященная этому чувству?

- Марка нет, а открытка - да.

- Ваша самая любимая марка?

- Первой моей марке, посвящённой 175-летию со дня рождения Джузеппе Гарибальди, исполнилось 40 лет. Я ее очень люблю.

- Изучаете ли вы выпуски других стран мира, чтобы не повторять их. Или, наоборот, почерпнуть какие-либо интересные моменты? Следите за тенденциями?

- За тенденциями, конечно, не слежу, но марки просматриваю. Что-то нравится, что-то не нравится. Но их очень уж много.

- Марки каких стран нравятся больше всего?

- За границей выпускается много интересных марок. Кстати, англичан не люблю, но дизайнеры у них работают неплохие. И марки интересные, бывают просто дизайнерские находки. А вот королеву я бы не изображал на марках. Сам факт ее присутствия там мне не нравится. Как пятно какое-то. 

- Какая у вас была самая незабываемая творческая встреча?

- Наверное, это встречи, когда я был еще студентом. В разное время, в Казань, приезжали два великих художника - Евгений Вучетич и Николай Жуков. Они приходили к нам в училище. Я их видел и даже беседовал с ними. Это оставило у меня неизгладимые впечатления.

- Какой самый трогательный момент был в вашей жизни?

- Ждал сына – родилась дочь.

- C каким местом вашего родного города у вас связаны самые теплые воспоминания?

- Берег нашего пруда.

- Присылал ли вам кто-то, в качестве поздравлений к празднику, ваши открытки?

- Да, и много раз.

- Какая из марок связана с самой яркой вашей любовью?

- Желтовский. Я подготовил паспарту с портретом Желтовского. Хочу отдать его в музей Строгановки. Если возьмут, то буду благодарен. 

- Будет ли продолжение серии «Знаки Зодиака»?

- Если вы имеете в виду марки, то, скорее всего, нет. А вот открытки, может быть. 

- А сейчас появился новый, тринадцатый знак - Змееносец. Это середина ноября-начало декабря. Может, стоит внести его в серию?

- Я человек старых традиций. Более того - старообрядец и тринадцатую марку делать не буду (смеется).

- Можно ли ждать марку вашей работы в стиле металлография?

- Я, конечно, хотел бы мечтать о такой марке, но не довелось. На сегодняшний день мною сделано 285 марок. Плюс еще 8 находится в производстве. Так что, надеюсь, если здоровье позволит, в следующем году буду отмечать выход 300-той марки.

- А при обсуждении эскизов, вы сразу понимаете, какой лучше быть данной марке - выпуклой, с напылением или тиснением?

- В работе все бывает. Вот вы говорите, что я автор. Но на самом деле, за маркой стоит целый коллектив. И автор, собрав воедино мнения всех заинтересованных людей, является последним этапом в этой длинной цепочке.

- А вы сами коллекционируете марки?

- Раньше собирал, сейчас занимаюсь этим крайне редко. Люблю марки СССР, в частности, посвященные Олимпиаде. 

- А открытки новые можно ждать? Или, может быть, старые будут переиздаваться? Хочется пополнить коллекцию новыми открытками...

- Некоторые открытки уже не раз переиздавались. В настоящее время заказов на них мало. Но, скажу честно, я сейчас занят марками, с ними я, что называется, отвожу душу. Мне они больше нравятся. Это как у Ярослава Смолякова: «И вроде стыдно жить стихами, но жить без них уже нельзя», тоже самое и у меня с марками.  

- Что бы вы пожелали начинающему художнику?

- Все люди талантливы от рождения. А вот как они это все увидят или сверху им пошлют сигнал - нужно почувствовать. Главное, не упустить свой счастливый случай. 

- А какой случай в вашей жизни был самым счастливыми?

- Когда я после первого курса приехал в Ижевск, то узнал, что в местном университете открыли Худграф - отделение, которое готовит учителей рисования и черчения. И откройся оно раньше, меня бы не отпустили в Казань, и жизнь моя не сложилась так, как сложилась, ушла бы в неизвестные края. Поэтому, я всегда говорю - не гневите Бога, он знает, как надо. И считаю, что у меня все же есть ангел-хранитель. 

 

PS Редакция портала Филателия.ру благодарит Владимира Ивановича Бельтюкова за интересный творческий вечер и за согласие дать нам отдельное интервью, в котором он обещал подробно рассказать о своей работе в АО «Марка». 

Елена Кравцова

Часть I. Настоящий художник!




Комментарии к статье:
2023-03-06 17:21:06, Сухарев А.И.
С удовольствием прочёл. Благодарствую. Желаю повторения таких встреч и подобных интервью. Свежо и немонотонно.
2023-03-06 18:35:07, Борис
Большое спасибо настоящему художнику за многолетнюю радость видеть его работы, и коллективу Филателии за эту встречу. Одновременно с чтением статьи появилась грусть - рано или поздно уйдут последние "могикане", умеющие думать головой и рисовать руками, и останется нам морщиться на "Спартак" и Нацпроекты. ps/ За Крым и Севастополь (и всю серию "Регионы") отдельное огромное спасибо!
2023-03-07 13:40:07, Александр
Прочитал обе статьи, и стало как-то тепло на душе. Спасибо!!! Но появился один вопрос. А где мужики на фотографиях? На этот девичник их не пустили или не пригласили? Неужели не интересно?
2023-03-11 00:58:32, Валерий
Прекрасная работа и рассказ. Спасибо.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru