Судьба художника
2023-03-06 11:50:27, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Мы продолжаем вам рассказывать о том, как прошла творческая встреча с художником-миниатюристом и иллюстратором, Владимиром Ивановичем Бельтюковым, автором множества марок, открыток и конвертов, которые мы с удовольствием коллекционируем.
Встреча получилась очень интересной и насыщенной. Владимир Иванович рассказывал о своей семье, об учебе, работе и, конечно, все присутствующие задавали ему вопросы, на которые он терпеливо отвечал.
НАЧАЛО>>>
* * *
Со мной в общежитии жили, как мы их называли, ребята-«стекольщики», которые учились на отделении «Керамики и стекла». Попутно, они успевали работать и подрабатывать. Да еще и свободное время оставалось. А я с планшетами, перспективами, афишами таскался из общежития на Соколе в Строгановку, потом обратно. Никакой личной жизни, что называется.
После оформления кафе, мне не давала покоя мысль, что я буду делать бесполезную, никому ненужную работу. Смотрел на «стекольщиков» и начинал по-немногу завидовать им. Дело кончилось тем, что я перешел на «Стекло». Этот факультет мне очень нравился и я с головой ушел в учебу, занимался общественными делами, был старостой. Защитился по «Технике пескоструя».
Расскажу вам случай. Отмечала наша страна 100-летие Союза архитекторов и наш ректор должен был их поздравлять и вручать Союзу подарок. Решили преподнести вазу с рисунком, выполненным техникой пескоструя.
Эту работу поручили мне. И вот основные моменты выполнены, осталось завершить процесс. Все манипуляции мы проводили на заводе им. Калинина. Я приехал туда накануне торжества и начал смывать эмульсию, которой была покрыта ваза. Это делается слоями – снимаешь эмульсию и пескотруишь, потом опять снимаешь эмульсию и опять пескоструишь. Тогда получается рельеф и красивый глубокий рисунок.
И вот мы, после очередной смывки, роняем эту вазу в раковину и она разбивается на две части. Наступает мертвая тишина. Немая сцена: стоят педагоги, завкафедрой и с грустью смотрят на эти половинки. Потом начинается движение: ищем кладовщика, он привозит со склада заготовку и вся команда, за одну ночь, проводит заново всю работу.
В общем, утром я еду с вазой к ректору. Мне был выделен «почетный караул», чтобы никто ко мне близко не подошел… не дай бог… Но все прошло хорошо. Подарок архитекторам вручили уже без приключений.
Защитился я на «отлично». К слову сказать, это надо было постараться, чтобы получить тройку. У всех были красивые работы, яркие, цветные – просто сказка. А когда мы еще и подсветку включали, то члены Госкомиссии вообще от восторга слова не могли вымолвить и ставили всем заслуженные пятерки.
* * *
Но Строгановку я окончил не с отличием – женился, появились другие интересы, нужно было работать. Тогда же я познакомился с открыткой. И опять вмешалась судьба.
Однажды, пришел ко мне мой приятель Герман Огородников, известный книжный график, поиграть в карты. А у меня был срочный заказ. И чтобы помочь мне, ну и, соответственно, провести больше времени за игрой, Герман, а он на тот момент работал в только что созданном Издательстве изобразительного искусства, говорит: «Что ты сидишь над непонятными работами, давай, я сейчас тебе эскизик набросаю, отнеси в издательство».
Сказал - и принялся за работу. Я немного подправил, написал поздравительный текст и отнес редактору. Каково же было мое удивление, когда мне сказали, что худсовет принял мою работу. Более того, ее отдали в производство и мне выплатили гонорар. Не знаю почему, только открытка эта не вышла. Но я попал в редакцию! Так и началась моя работа с открытками.
Редакция только рождалась, и поэтому было интересно там работать - изумительная атмосфера, талантливые люди.
Худсовет был жесткий. Принимались и обсуждались не фамилии, а именно работы. Это всегда были оригиналы с прорисованными деталями. И если эскиз принимался, он сразу же отправлялся в производство.
Однажды, я делал открытку, на которой должен быть герб Советского Союза. И его неоткуда было взять, пришлось вырезать самому, лезвием «Нева». Все детали герба вырезал, даже зернышки у колосков.
А вот открытка с портретом Ленина, вышла тиражом в 5 миллионов экземпляров! За основу я взял известный портрет Андреева.
Открытка может быть образной и ассоциативной. Посмотрите, на этой открытке изображено 49 человек, включая мою дочь. Вот она, с книжкой. Я рассыпал на бумаге стеклярус и в соответствии с тем, как легли бусины, нарисовал людей.
- Владимир Иванович, а ваши идеи другие художники использовали?
- Да, конечно, плагиат был. Однажды, зашел в Военторг на Воздвиженке, и увидел свою открытку с Днем Советской Армии. Огромная такая, 7 на 3 метра, на стене висит. Уже молчу о политических плакатах, которые я рисовал. Никто не стеснялся перерисовывать. А перед Олимпиадой, еду на дачу и вижу - вдоль дороги мои плакаты. Как потом успокоили меня друзья: «Да у нас вся страна в твоих рисунках».
- А была конкуренция?
- Конечно, но она была очень интересная и подстегивала нас конкурировать, создавать что-то свое, необычное, новое, то, что до тебя еще никто не делал. Вот, к примеру, открытка 1974 года выпуска. Когда я работал над ее эскизом, то долго думал, как сделать так, чтобы она смотрелась необычно. И придумал - взял звезду 1918 года с плугом и молотом и соединил с современной звездой. На контрасте получилось очень даже хорошо. Отнес редактору. Он посмотрел, вытащил из ящика открытку (по-моему, автора Исакова, но мы не были с ним знакомы) и говорит: «Кто из вас первым это придумал?». Мы так были поглощены данной темой и поиском нового, что даже мыслили одинаково.
Я взял этот эскиз и отнес в Дирекцию по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты. Получается, что я сотрудничаю с «Маркой» 50 лет. Таких старожилов там сейчас нет, и я желаю, чтобы они появились. Но пока конкуренты отсутствуют (смеется). С этой открытки и началась моя работа в «Марке».
Творческая жизнь моя сложилась хорошо и она ярко раскрашена мазками – книга, открытка, марка. И все это было параллельно. Были у меня заказные работы. В том числе открытки. Вот, например, два комплекта открыток «Иван-крестьянский сын» и «Три медведя». Их я сделал на основе иллюстраций из одноименных книг, над которыми работал.
Когда делал раскадровку, впервые задумался над смыслом. И некоторым моментам удивлялся. Вроде бы сказка должна учить добру, а здесь и голову отрубили, и убили, и яблоню срубили, а потом понял, что это русский народ, в лице Ивана-крестьянского сына сражается с врагами и побеждает их. Поэтому я и открытку сделал в таком стиле – на возвышенности город (Россия), стоит Иван (русский народ) закрывая собой свою землю от Змея (врага).
Когда готовился к работе над книгой «Три медведя», мы снимали дачу, и я все лето рисовал с натуры природу, изучал строение цветов, изгибы трав, потом все соединял воедино и стилизовал.
С 1964 года по 1984 год, работал в журнале «Спутник». Тираж уходил в Индию. На обложке, на заднем плане, фигура – девушка со скрипкой. Это моя жена.
По этой открытке сделан плакат, которым я поздравил любимое Издательство «Марка» с юбилеем.
А вот это еще одно из многих вех моего творчества – грамоты.
Я работал в Издательстве «Плакат» ЦК КПСС, где по моим эскизам было выпущено больше 100 грамот.
- А на грамотах не пишут их автора?
- Я всегда был против этого. Но на всех грамотах, которые вы увидите, есть моя фамилия. Просто требование есть такое.
- А президентские грамоты тоже вы делали?
- Нет, не довелось. Но Госкомиздат СССР награждал моим знаком Отличников печати.
- А про марки не расскажите?
- У меня в жизни было два положительных стресса. Первый случился, когда я пришел в студию Дворца культуры Машиностроителей и ко мне подошли эти Боги, которые прекрасно рисуют. Снизошли, подсказали, направили и приняли меня, неопытного несмышленыша, в свой коллектив. А второй момент случился, когда мне впервые предложили нарисовать марку.
- Как у вас получается черпать такое вдохновение, что глядя на ваши работы становится тепло на душе?
- Потому, что я сопереживаю и вникаю в тему. Люблю, когда мне для работы дают много материала. Я начинаю попутно искать, что было сделано ранее по данной теме. Стараюсь предложить что-то свое. Например, композиция с дятлами. Можно было, конечно, нарисовать на каждой марке дятла с веточкой или без. А мне пришла мысль разместить их всех на одном дереве.
- Тогда вопрос по теме. Какая ваша любимая птица?
- Наверное, птица Счастья. Она есть и мне помогает.
- Кто ваш любимый художник-миниатюрист?
- Так сказать трудно. Талантов очень много. Вот, например, у нас с 2013 года работает Сергей Ульяновский. Очень одаренный и способный. У него получаются удивительные работы. Недавно «Шахматы» вышли. И это не просто шахматная доска, а ШАХ-МАТЫ, все продумано.
- Вы любите марки?
- Очень. Разбуди меня в любое время и я всегда буду готов что-то сделать. В 2014 году мне предложили создать марку по Крыму. За одну ночь я выполнил четыре эскиза. Через неделю, точно также, сделал марку по Севастополю.
- На ваш взгляд, марки на какую тему не хватает в РФ?
- Затрудняюсь ответить.
- В конкурсе на лучший эскиз почтовой марки, кто бы победил - человек или искусственный интеллект?
- Однозначно, человек. В любую работу нужно вкладывать душу. Сейчас механический труд вытесняет умение делать что-то своими руками. Я считаю это огромным минусом. Машина, безусловно, должна облегчать бытовые и рабочие моменты. Но только там, где это, действительно, необходимо. Вот белый лист и нужно гуашью создать эскиз, если ошибешься и покрасишь не той краской, начинаешь выходить из положения, думать, пробовать. В итоге может родиться шедевр. А на компьютере? Раз-два и готово - лишнее убрал, добавил любой шрифт, цвет и думать не надо. Для меня компьютер - вспомогательный инструмент. Я все рисую сам, а если что-то не получается, то тогда уже дорабатываю на этой электронной машине.
- Любовь - часть нашей жизни. Была ли у вас марка, посвященная этому чувству?
- Марка нет, а открытка - да.
- Ваша самая любимая марка?
- Первой моей марке, посвящённой 175-летию со дня рождения Джузеппе Гарибальди, исполнилось 40 лет. Я ее очень люблю.
- Изучаете ли вы выпуски других стран мира, чтобы не повторять их. Или, наоборот, почерпнуть какие-либо интересные моменты? Следите за тенденциями?
- За тенденциями, конечно, не слежу, но марки просматриваю. Что-то нравится, что-то не нравится. Но их очень уж много.
- Марки каких стран нравятся больше всего?
- За границей выпускается много интересных марок. Кстати, англичан не люблю, но дизайнеры у них работают неплохие. И марки интересные, бывают просто дизайнерские находки. А вот королеву я бы не изображал на марках. Сам факт ее присутствия там мне не нравится. Как пятно какое-то.
- Какая у вас была самая незабываемая творческая встреча?
- Наверное, это встречи, когда я был еще студентом. В разное время, в Казань, приезжали два великих художника - Евгений Вучетич и Николай Жуков. Они приходили к нам в училище. Я их видел и даже беседовал с ними. Это оставило у меня неизгладимые впечатления.
- Какой самый трогательный момент был в вашей жизни?
- Ждал сына – родилась дочь.
- C каким местом вашего родного города у вас связаны самые теплые воспоминания?
- Берег нашего пруда.
- Присылал ли вам кто-то, в качестве поздравлений к празднику, ваши открытки?
- Да, и много раз.
- Какая из марок связана с самой яркой вашей любовью?
- Желтовский. Я подготовил паспарту с портретом Желтовского. Хочу отдать его в музей Строгановки. Если возьмут, то буду благодарен.
- Будет ли продолжение серии «Знаки Зодиака»?
- Если вы имеете в виду марки, то, скорее всего, нет. А вот открытки, может быть.
- А сейчас появился новый, тринадцатый знак - Змееносец. Это середина ноября-начало декабря. Может, стоит внести его в серию?
- Я человек старых традиций. Более того - старообрядец и тринадцатую марку делать не буду (смеется).
- Можно ли ждать марку вашей работы в стиле металлография?
- Я, конечно, хотел бы мечтать о такой марке, но не довелось. На сегодняшний день мною сделано 285 марок. Плюс еще 8 находится в производстве. Так что, надеюсь, если здоровье позволит, в следующем году буду отмечать выход 300-той марки.
- А при обсуждении эскизов, вы сразу понимаете, какой лучше быть данной марке - выпуклой, с напылением или тиснением?
- В работе все бывает. Вот вы говорите, что я автор. Но на самом деле, за маркой стоит целый коллектив. И автор, собрав воедино мнения всех заинтересованных людей, является последним этапом в этой длинной цепочке.
- А вы сами коллекционируете марки?
- Раньше собирал, сейчас занимаюсь этим крайне редко. Люблю марки СССР, в частности, посвященные Олимпиаде.
- А открытки новые можно ждать? Или, может быть, старые будут переиздаваться? Хочется пополнить коллекцию новыми открытками...
- Некоторые открытки уже не раз переиздавались. В настоящее время заказов на них мало. Но, скажу честно, я сейчас занят марками, с ними я, что называется, отвожу душу. Мне они больше нравятся. Это как у Ярослава Смолякова: «И вроде стыдно жить стихами, но жить без них уже нельзя», тоже самое и у меня с марками.
- Что бы вы пожелали начинающему художнику?
- Все люди талантливы от рождения. А вот как они это все увидят или сверху им пошлют сигнал - нужно почувствовать. Главное, не упустить свой счастливый случай.
- А какой случай в вашей жизни был самым счастливыми?
- Когда я после первого курса приехал в Ижевск, то узнал, что в местном университете открыли Худграф - отделение, которое готовит учителей рисования и черчения. И откройся оно раньше, меня бы не отпустили в Казань, и жизнь моя не сложилась так, как сложилась, ушла бы в неизвестные края. Поэтому, я всегда говорю - не гневите Бога, он знает, как надо. И считаю, что у меня все же есть ангел-хранитель.
PS Редакция портала Филателия.ру благодарит Владимира Ивановича Бельтюкова за интересный творческий вечер и за согласие дать нам отдельное интервью, в котором он обещал подробно рассказать о своей работе в АО «Марка».
Елена Кравцова
Часть I. Настоящий художник!