Место филателии среди «широких» культурных индустрий
2023-02-16 13:30:16, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В минувшем году авторы данной статьи повествовали о филателии на международной научно-практической конференции «Культурные индустрии открытого города»*. Это авторитетное научное событие состоялось в Екатеринбургской академии современного искусства.
К слову, участие нашей многонациональной команды в данном научном мероприятии, затронувшем тему дальнейшей судьбы филателии, сделало эту конференцию наиболее представительной по позиции национального состава за всю многолетнюю историю её проведения.
Почему же ученые России, Ирака, Италии, Ливии, Пакистана и многих других стран дружно увидели в филателии культурную индустрию, помогающую процветанию современного открытого города? Активно содействуя сохранению культурного наследия в целом, филателия органично вписывается в совокупность так называемых «широких» культурных индустрий.
Наряду с производством филателистических принадлежностей и собственно предметов коллекционирования именно в данную категорию входит одновременно издательское и печатное дело в целом, звукозапись, телевидение и радио, видео и компьютерные игры, а также новые медиа.
Есть страны мира, для которых филателия является одним из основных источников государственных доходов наряду с нумизматикой. И если пример бедной африканской страны Бурунди может показаться недостаточно убедительным, то в отношении респектабельного княжества Лихтенштейн, он, напротив, достаточно показателен.
И дело здесь далеко не только в относительно низкой себестоимости производства почтовых марок и цельных вещей в сравнении с номиналами, но и в косвенной прибыли, которую государство также может извлечь из массового увлечения народа филателией.
Увлечение филателией, не говоря уже о занятии ей на профессиональном уровне, содействует повышению общего уровня образования в стране, что также напрямую отражается на уровне общего благосостояния.
При этом государству нет необходимости проводить бесплатные курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по темам собирательства, поскольку в подавляющем большинстве коллекционеры простыми наскопителями не являются, а постоянно стремятся узнавать что-то новое о сюжетах приобретенных ими предметов коллекционирования.
Из разрозненных фактов постепенно складывается развернутое представление о теме коллекционерской деятельности, достигающее своего апогея в процессе подготовки к международным филателистическим выставкам.
Однако для того чтобы российская филателия, как это было и ранее, все так же помогала культивировать массовое самообразование, из рисунков марок, открыток и конвертов должна быть полностью исключена широко распространенная в настоящее время досадная небрежность, неточность, поверхостность оформления отдельных миниатюр.
Тем более, что живописные поля предметов филателистической индустрии должны раз и навсегда покинуть неприемлемые ошибки, которые способны ввести в заблуждение начинающих коллекционеров.
К тому же, это может заставить опытных собирателей подвергать сомнению буквально каждый новый сюжет марки или цельной вещи, а также их изначальную традиционно существовавшую дидактическую функцию.
Опытные коллекционеры советской поры предостерегали от оплошностей даже самодеятельных коллекционеров, а теперь даже у художников такие ошибки почему-то пропускаются комиссиями по изданию марок.
Например, доморощенным изготовителям картмаксимумов из марок и обычных открыток маститые филателисты напоминали, насколько важно правильно выбрать угол открытки для размещения почтовой миниатюры.
В пример, помнится, приводилась картина Мурильо «Мальчик с собакой», на которой животное действительно занимает только небольшой уголок, который по недомыслию легко заклеить маркой и обессмыслить полотно.
Однако на почтовом блоке к юбилею Остроумовой-Лебедевой часть туловища и голова собаки, обозначенной в названии произведения живописи, тем не менее, оказалась под картиной, посвященной Академии художеств. И этого, в отличие от домашнего картмаксимума, исправить уже никак нельзя.
Удивляет также использование преимущественно фрагментов картин вместо целых полотен. А когда же они увидят свет на почтовых миниатюрах целиком? При жизни нашего поколения – уже вряд ли. Да и размещение одних картин на фоне других «помогает» только тому, что в глазах начинает «рябить». И ни одно из полотен в результате не «читается» так, как этого ожидал его автор.
Размещение на виньетках «дополнительных» работ художника или скульптора, юбилею которого посвящен сюжет почтового блока, мы также считаем совершенно неуместным, поскольку пока ещё никто не сказал, что виньетки будут допущены на филателистические выставки.
Вместо этого предлагаю в дополнение к блокам, сюжеты которых при этом можно будет немного разгрузить, «успокоив» фон для произведения художника, выпускать кляйнбогены из восьми разных марок и восьми соответствующих купонов. Это позволит, как уже утвердилось в советской традиции, повествовать на купоне о неотъемлемой роли каждого полотна в становлении неповторимого в своем роде мастерства его автора.
Рамы картин на марках следует выполнять тиснением натуральным золотом, как это уже неоднократно делалось на российских марках, причем каждая рама должна быть аутентичной, то есть узор её фронтальной поверхности должен полностью соответствовать узору рамы данного полотна в музее.
Считаем недопустимым демонстрировать только две из четырех сторон рамы, как это сделано в серии пар, посвященных художникам до начала выхода серии блоков под общим брендом Российской Академии художеств.
Если в случае с картинами Кандинского или Малевича это могло бы ещё хотя бы каким-то образом отразить необычность художественных исканий их авторов, то в случае с классическими произведениями такой подход к оформлению миниатюр представляется неуместным.
Прекрасно, что в блоках серии «РАХ» рамы присутствуют по всему периметру произведения живописи. В целом же, несмотря на объективную потребность в критике отдельных сторон данной серии, следует отметить, что с приходом на пост директора АО «Марка» члена-корреспондента Российской Академи художеств Артема Валерьевича Адибекова теме искусства стало уделяться заслуженное внимание.
Поддерживая инициативу уважаемого коллеги, мы готовы предложить целостную многолетнюю (если не многодесятилетнюю) программу межведомственного взаимодейтвия, которая будет предполагать регулярный выпуск почтовых блоков с сериями в кляйнбогенах, принципиальное расширение путей пропаганды российской филателии по самым различным каналам, а также усиленный филателистический мерчендайзинг.
Что же касается картин в серии «Современное искусство», то помещение не «прошедших проверку временем» имен авторов на почтовые миниатюры может сослужить плохую службу судьбе российской филателии в целом, равно как и выпуски ко многим сомнительным по своей ценности событиям.
Если картина современного художника, на наш взгляд, и может попадать на марку, поводом для этого должен быть её безоговорочный триумф на крупнейших в мире и наиболее престижных профессиональных форумах, приносящий громкую славу родной стране.
Вместо марок с многочисленными новыми картинами, могли бы ежегодно выпускаться аналогичные кляйнбогены с полотнами из собраний Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
Третьяковская галерея и Русский музей также могли бы претендовать на выпуск одного кляйнбогена каждый год. Учитывая, какие продолжительные серии марок выпускаются и охотно раскупаются во многих странах, это могло бы стать позитивным примером также и для АО «Марка».
При этом бюджет филателистов, собирающих хронологию, мог бы и не потревожиться. Для этого вполне достаточно убрать из плана выпуска марок всевозможные сомнительные байк-шоу – однозначные однодневки.
Ниже «красного карандаша», отредактировавшего план выпуска марок, без малейшего сожаления могли бы оказаться также национальные проекты и никому и ни о чем не говорящие форумы, на которых вряд-ли бывал хотя бы один филателист.
Каждая миниатюра может быть шедевром. Очереди из зарубежных перекупщиков должны выстраиваться за ними точно так же, как это было с памятной эрмитажной серией СССР 1982-1985 годов. Тем более, что теперь можно применить и новые технологии, которых во время выпуска данной серии ещё никто не мог предполагать.
Главное только не увлекать филателистов разглядыванием многочисленных разновидностей через ультрафиолетовые лампы. Инчае они быстро потеряют зрение, а взамен приобретут раковые опухоли, и доход от вторых выпусков марок достаточно быстро обернется недостатком покупателей.
Филателия в России, действительно, способна стать одной из выдающихся культурных индустрий, которой смогут позавидовать многие, более традиционные индустрии, не готовые тягаться с ней по себестоимости продукта.
Поощрение к собирательству студентов российских вузов побудит тратить деньги не на оплату работы посторонних авторов дипломных работ, а на марки, которые своими увлекательными сюжетами помогут намного лучше разобраться в том, чему ты учишься в институте или университете.
Подготовивший выставочный экспонат студент должен претендовать, как минимум, на зачет автоматом, или на экзамен-экскурсию для государственной комиссии, сверстников и их родителей, по стендам собранной им коллекции.
Марки, пахнущие дыней, малиной и смородиной, приобщат к коллекционированию воспитанников детских садов и младших школьников. Возможность получить ценный приз или путевку в престижный лагерь за участие в филателистической викторине или выставке вернет в ряды юных филателистов значительную часть школьников, которых все привыкли считать нигилистами.
Даешь красивую, сочную, зажигательную филателию современной России!!!
* Латышева П. А., Латышев О. Ю., Луизетто М., Васешта А., Эдби Х., Хамид Г. А. Развитие «широких» культурных индустрий в Дубае // Культурные индустрии в пространстве открытого города : материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Екатеринбург, 24–25 нояб. 2022 г.) / сост. и науч. ред. А. А. Пронин. – Электрон. текст. дан. (11,4 Мб). – Екатеринбург : Екатеринбургская академия современного искусства, 2022. – C. 514-521. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: IBM PC, Adobe Acrobat Reader 8 или выше; DVD-ROM. – Загл. с экрана. ISBN 978-5-904440-74-9– URL: www.academia.edu (Дата обращения: 15.02.2023г.).
Авторы статьи:
ЛАТЫШЕВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ, п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпрес»», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;
ЛАТЫШЕВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА, исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;
ЛУИЗЕТТО МАУРО, д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия;
ИБРАГИМ ГАБЕР, д.мед.н., профессор, глава отделения Саудовской Аравии Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Даммам, Королевство Саудовская Аравия;
АЛЬМУХТАР НАСИР ДЖАВАД ХАМАД, д.м.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Аль-Хиллья, Ирак, профессор Университета Вавилона, Аль-Хиллья, Ирак;
МАШОРИ ГУЛАМ РАСУЛ, д.ф.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Исламабад, Пакистан, профессор Народного университета медицины и здравоохранения для женщин, Исламабад, Пакистан;
ПАВЛОВИЧ СЛАВИЦА, профессор Мостарского университета, г. Мостар, Босния и Герцеговина, руководитель национального отделения Боснии и Герцеговины Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко;
ТАРРО ДЖУЛИО, д.м.н., президент Фонда исследований рака T&L de Beaumont Bonelli, Неаполь, Италия, руководитель центра вирусологии и академик Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко;
ФАРХАН АХМАД ХАН, Профессор кафедры фармакологии Медицинского колледжа им. Джавахарлала Неру, Алигарх, Уттар-Прадеш, Индия;
ХАМИД ГАМАЛЬ АБДУЛ, руководитель национального отделения Йемена и академик отраслевого отделения «Медицина» (76) Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко. Аденский университет, Аден, Йемен, факультет медицины и медицинских наук, генеральный секретарь Йеменского онкологического общества / профессор, директор Национальной программы борьбы с раком;
ЭДБИ ХАЛЕД, Профессор кафедры химии, Ливия Физическая химия, Университет Бенгази, Ливия, руководитель национального отделения Ливии Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко.
Интервью с О.Ю. Латышевым
Филателия должна принадлежать миллионам!