Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Ценообразование марок MNH и MH

Поиск по статьям:

Ценообразование марок MNH и MH

2023-01-25 15:19:37, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Нас часто спрашивают, как должна меняться цена марки от MNH до MH при градациях: наличие наклейки, след от наклейки, еле заметный след, восстановленный клей?

Так как этот вопрос задается постоянно, то мы выскажем свои соображения по поводу ценообразования марок с разным состоянием клеевой стороны. 

Сейчас в каталогах ставится только 2 цены: MNH - чистые без наклеек и MH - чистые с наклейками.

Мы не раз уже писали об этом, но, так как нас читают и начинающие филателисты, решили еще раз напомнить.

*  *  *

Состояние марки, согласно Международной системе оценки, оценивается следующим образом:

– MNH OG (Mint Never Hinged Oryginal Gum) – чистая марка с клеем, не использованная ранее.

– MNH (Mint Never Hinged) – чистая, не использованная ранее, без наклейки.

– MLH (Mint Lightly Hinged) - чистая марка с поврежденным клеевым слоем.

– MVLH (Mint Very Lightly Hinged) – чистая марка со слабо поврежденным клеевым слоем.

– MH (Mint Hinged) – американский термин, обозначает то же, что и MLH (Mint Lightly Hinged).

– POG (Partial Original Gum) – частично сохраненных оригинальный клей.

– UH (Unused Hinged) – европейский термин, обозначает то же, что и MLH (Mint Lightly Hinged).

– Mounted – марка с наклейкой.

– NG (No Gum) – марка без клея.

– Sans gomme – марка без клея, обозначение по каталогу Ивера.

– O.G. – марка без клея, описание по каталогу Михеля.

– CTO (Cancel To Order) – марка, прошедшая процесс гашения по заказу, то есть в типографских условиях. Такие марки продаются коллекционерам, не выпускаются в общий оборот.

– Used – марка, прошедшая через почту (использованная).

– G/VG (Good/Very Good) – удовлетворительное состояние марки.

– (Fine) – хорошее состояние марки.

– VF (Very Fine) – очень хорошее состояние марки.

– XF (Extra Fine) – отличное состояние марки (также называют состояние «Люкс»).

– Люкс(Spb) - Suberb - идеальное состояние.

Состояние клея:

** - без наклеек;

* - наклейка или след наклейки;

(*) – без клея.

Оценка качества:

+ - лучше указанного;

- - хуже указанного.

* - допустимые погрешности (детальное описание, как правило, дается на странице товара).  

Во многих каталогах, как на марках СССР, так и других стран, цена на марки в состоянии с наклейкой отличаются в разы от марок в люксовом состоянии. Объяснение здесь с одной стороны очевидное, марки до 50-х годов, те которые уже были в коллекциях филателистов, с большой вероятностью были на наклейках, потому что кляссеров тогда не выпускалось и марки наклеивались в специальные альбомы.

Вот, для примера, три совершенно одинаковых марки с лицевой стороны, и только перевернув их обратно на клеевую сторону, мы видим различия – одна марка с практически невидимым следом наклейки, другая с достаточно заметной аккуратной наклейкой, а третья с очевидной и довольно грубой наклейкой из бумаги. Это марки Италии 1926 года.

С лица марки совершенно одинаковые, но с клеевой стороны они разные. Клей родной, с характерными пузырьками. Наши коллекционеры сразу вспомнят ни один выпуск марок СССР тех же лет с такими же характерными чертами клея.

Использовать клей на марках впервые предложил английский учитель, изобретатель и реформатор, преобразователь почтового дела в Великобритании, Роуленд Хилл.

Внешний вид клеевого слоя зависит от его типа и способа нанесения. Он может быть почти невидимым, а может иметь тёмно-коричневый цвет с крупинками.

Типы клея, используемые на почтовых марках:

- Декстрин. Его получают нагревая крахмал.

- Гуммиарабик или аравийская камедь. Данный тип клея получают из акации. Иногда используют клей, полученный из желатина.

- Поливиниловый спирт (ПВС).

Сегодня большое распространение получили марки-самоклейки. Впервые они были выпущены в 1964 году,  в Сьерра-Леоне (Западная Африка). В 1974 году почта Америки представила первую самоклеющуюся рождественскую марку.

Вообще, клей для филателистов - это большая проблема, так как, как правило, его невидно на оборотной стороне марок. Коллекционеры негашёных марок предпочитают приобретать экземпляры в «свежем» или «идеальном» состоянии, то есть клей должен быть нетронутым. 

Следы от наклеек  

Традиционным способом крепления марок в альбоме было использование наклеек для марок. Но, по мнению некоторых экспертов, очень малое число негашёных марок XIX века в своё время не было приклеено с помощью таких наклеек. Это значит, что старые марки в нетронутом состоянии неизбежно вызывают подозрение в том, что клеевой слой на них был нанесён повторно. Выявление почтовых марок с повторно нанесённым клеевым слоем является подобластью филателистической экспертизы.  

Правильное использование марочной наклейки  

Вот что писал о культе клея Якобс В.А. в журнале «Филателия СССР» №2 в 1985 году: «С каждым годом все большее число коллекционеров начинает предъявлять повышенные требования к качеству клея, считая дефектными те негашеные марки, у которым поврежден клей и имеются следы от наклеек.

Многие зарубежные каталоги, такие как «Ивер», в описании особенно старых выпусков, ввели дополнительную колонку, где приводятся цены только на гашеные знаки почтовой оплаты.

Другие каталоги, в частности «Михель», снабжают текст примечаниями, что данные здесь цены приведены на чистые марки с неповрежденным клеем, а на марки с нарушениями клеевого слоя цены должны иметь значительную скидку.

Вследствие чего, к условным обозначениям в каталогах добавилось еще одно: две звездочки по горизонтали (**), указывающие на марки с полностью сохранившимся клеем; ранее было два обозначения - одна звездочка (*) - негашеные, а точка в кружочке (0) - гашеные марки.

Компания, призывающая считать неполноценными марки с повреждениями клеевого слоя, была широко развернута среди филателистов, в том числе, и в зарубежной филателистической печати в послевоенные годы.

Для старых коллекционеров не секрет, что ее инициаторами выступили крупные зарубежные филателистические торговые фирмы. Причин для такой кампании было несколько.

Во-первых, после ухода многих заслуженных коллекционеров на филателистическом рынке появились крупные коллекции. Эти марки и составили заметную конкуренцию тем филателистическим материалам, которые имелись в фондах торговых фирм. Отложенные «на рост цен»запасы марок могли не принести этим фирмам запланированного дохода. Необходимо было дискредитировать появившегося конкурента.

С самого зарождения филателии основным способом хранения коллекций было размещение марок в специальных альбомах с помощью наклеек. Поэтому практически весь материал имел следы от наклеек. Положение, что такие марки являются неполноценными, приводило к снижению интереса к ним.

Вторая причина заключалась в необходимости обеспечить сбыт тем новым филателистическим принадлежностям, изготовление которых было начато вышеупомянутыми фирмами. Выпускавшиеся много лет альбомы для марок были относительно просты, дешевы и, поэтому, приносили мало дохода. Аналогичная ситуация была и с наклейками. Появившиеся кляссеры были значительно дороже, сложнее в производстве, требовали специальной технологии изготовления. Доход приносили большой, и нужно было лишь обеспечить устойчивый спрос на них.

А с выпуском клеммташей решались многие вопросы. Их производство также требовало особой технологии. Фирмы-производители получали доход и от продажи самих клеммташей, и от продажи наклеек и альбомов, в которые вклеивались клеммташи с марками, Поэтому кампания за сохранность клея на почтовых марках обеспечивала сбыт и этой продукции. От хранения в клеммташах и кляссерах клей на марках не портился.

Клеммташи  

Не были забыты и нужды фальсификаторов марок. За определенную плату вам устранят дефекты клея и следы наклеек, в случае необходимости нанесут новый клей. Марки с наведенным (новым) клеем встречаются все чаще, но всегда могут быть легко обнаружены.

Несмотря на разъяснения, что небольшой след от наклейки не является дефектом марки, многие советские коллекционеры не помещают в коллекцию такой материал. Этих взглядов начинают придерживаться и молодые коллекционеры.

До начала 60-х годов у нас выпускались наклейки плохого качества. После их удаления на марках оставались вмятины и желтые пятна. Но и таких наклеек было недостаточно. Вместо них коллекционеры зачастую пользовались гуммированными полями от марочных листов или же дешевыми марками, разрезая их на узкие полоски. Поэтому большинство марок СССР 40-50-х годов оказались безнадежно испорченными».

Вопрос о том, какие повреждения клея снижают стоимость марок и насколько, довольно сложен. В этой связи интересно вспомнить небольшую статью К. Лейма «Долой клей с почтовых марок!», опубликованную в 1929 году в журнале «Советский коллекционер». Она имела подзаголовок «В порядке постановки вопроса».

Мы приведем ее с небольшими сокращениями: «Наличие клея на негашеных марках считается обязательным. Между тем, клей на марках создает чрезвычайно много неудобств и нередко приводит к повреждению самой марки. Поэтому возникает вопрос - не лучше ли собирать марки без клея - и вот почему:

I) Марка с клеем всегда коробится, и хранение ее требует особых предосто-рожностей;
2) Клей в марках многих сран очень скоро трескается, причем трещины проникают даже в бумагу и тем самым разрушают марку;
3) Многие марки вообще нельзя хранить с клеем, так как марка сильно изгибается и разрывается на части;
4) Всякий вообще клей в конце концов химически действует на бумагу и краску, вследствие чего марка покрывается пятнами, рисунок меняет окраску, линяет или становится пестрым;
5) Клей является исключительно причиной тонких мест на марках, так как марки слипаются, пристают к листам, и при отдирании клей с тонкой пленкой бумаги отходит от марки;
6) В более или менее серьезных коллекциях клей увеличивает толщину альбомов;
7) Клей создает трудности при монтировании марок в альбомы;
8) При переклейках на марках остаются следы наклеек, придающие марке неряшливый вид,
9) Клей сильно затрудняет распознавание водяных знаков;
10) Клей является рассадником заразных микробов и загрязняет альбомы.

Все эти факты являются чрезвычайно вескими аргументами в пользу смывания клея. И в противовес им не найдется ни одного обстоятельства, требующего его сохранности.

Единственный довод, который в таких случаях выдвигают защитники клея, это возможность распознавать по нему некоторые фальсификаты. Но довод этот весьма неубедителен, если вспомнить, что многие фальсификаты как раз и создаются путем наведения клея. Правда, некоторые филателисты любят повторять, что чистая марка должна иметь вид, приданный ей при выпуске, т. e. на ней должен быть клей.

Но, помимо чисто логической неубедительности такой аргументации, надо признать, что и практически она неверна. Ведь клей наводится на марку исключительно с утилитарной целью франкировки писем. Между тем марка в коллекции такой цели не преследует. Отсюда ясно, что нет необходимости оставлять на ней клей.

Об этом следует подумать всем, кто не склонен из клея создавать фетиш, который по существу является страшным бичом филателии». Свою статью автор заканчивал призывом: «Долой клей с почтовых марок!».

Каким диссонансом выглядит эта статья на фоне современных разговоров о необходимости иметь клей на коллекционных марках. Конечно, некоторые рассуждения автора этой статьи теперь наивны. Некоторые аргументы потеряли свою актуальность. Однако, многие положения ее и в настоящее время будут весьма интересны.

Ортодоксальность мнения автора статьи, призывающего вообще отказаться от сохранения клея на почтовых марках, вряд ли правильна. Однако нельзя согласиться и с противоположным мнением о том, что полноценной является лишь марка с неповрежденным клеем.

След от наклейки не должен считаться дефектом чистой марки. Ведь коллекционеры, собирая марки, обращают внимание прежде всего на их лицевую сторону: рисунок, бумагу, перфорацию и т. п. А оборотная сторона, особенно клей, это все-таки второстепенный вопрос. И делать сохранность клея одним из главных критериев определения стоимости марки, как теперь поступают в ряде зарубежных каталогов, совершенно неправильно».

Стоит ли сделать какие-то выводы из приведенной статьи и существующей проблемы Пусть каждый сделает это сам. 

Так какая цена должна быть на такие марки?

Строго говоря, цена по каталогу на любую марку с наклейкой указывается всего одна. Но ведь на первом варианте наклейки практически не видно, то есть была очень аккуратная, грамотная наклейка на кальке, и возможно даже со временем она сама отвалилась или была очень аккуратно снята практически не оставив следов. На второй след от наклейки сохранился и его уже никак не скроешь, а третья бумажная наклейка так режет глаз, что наверное кто-то и не захотел бы иметь подобную марку у себя в коллекции.

Так действительно, цена должна быть одинаковой на эти три марки или нет? И почему все-таки цены отличаются на марки в люксовом состоянии без неклеек и на марки в состоянии с наклейкой во столько раз? Для марок СССР 30-х, 40-х годов, начала 50-х отличие в цене может быть в 2-2.5 раза, а вот по другим странам, в частности на марки Рейха, разница в цене доходит аж до 7 раз.

Объяснение здесь такое - на цены, разумеется, действуют и влияют два основных фактора: спроса и предложения. По маркам с наклейками предложений может быть достаточно много, потому что практически все марки в коллекциях филателистов наклеивались. Но почему же цена на люксовую может превышать в семь раз цену на марку с наклейкой.

Здесь объяснение тоже такое понятное – тот, кто хочет иметь абсолютно идеальную марку, и будет искать такую, то найти ее как среди марок Рейха того периода, так и марок СССР будет действительно трудно, а порой и очень трудно. Надежда только на то, что попадется марка из складского дилерского запаса, хранившаяся долго в виде остатков листа, квартблоков, сцепок до тех пор, когда уже появились кляссеры и настало понимание, что наклеивать марки в альбомы - «не есть хорошие манеры».

Вывод кажется очевидным. Из-за редкости и малого количества сохранившихся подлинных не наклееных марок их цена должна быть сильно выше марок со следами наклеек. Но одновременно очевидным кажется и противоположное соображение, что марка с практически не заметным следом наклейки не должна стоить в 2-3 раза дешевле, особенно если с лица она ничуть не хуже марки не наклеиваемой!

Получается, цены в каталогах лишь ориентиры, а реальную цену за марку назначает Покупатель, в зависимости от того, насколько она ему приглянулась. Или - на сколько она «тянет» по его мнению на ** (MNH - родной клей, не наклеивалась), либо * (MLH - слабый след наклейки), либо MH - след наклейки.

И здесь следует сделать оговорку, что мы рассматриваем действительно подлинные марки с родным клеем, а не очень качественную реставрацию.




Комментарии к статье:
2023-01-26 12:35:36, Владимир Нечаев.
Все, что касается цены, должны определять Покупатель и Продавец. Любой товар, и марки в том числе, стоит ровно столько, сколько за него кто-то готов заплатить. Цены, проставленные в любом каталоге, это всего лишь мнение составителей каталога. Не больше и не меньше. Каталог - не воинский Устав, как принято во многом считать у нас в России. Каждый коллекционер сам (а не какой-то дядя за него), что и в каком виде ему собирать. Например, в последнее время появилось много желающих приобрести ГАШЕНЫЕ марки СССР Старого номинала с настоящим клеем и без наклеек. Ну и что? Как говорили старые филателиста в ДК им.Володарского в Ленинграде: "Каждый "хочет", как он хочет"!
2023-01-26 15:33:12, Борис
На мой консервативный взгляд, все просто, как осетрина, которая не может быть не первой свежести - или MNH, или уже не марка. Степень погрешности от идеального каждый выбирает для себя сам.
2023-01-26 18:23:42, Игорь К.
Если на Вашем сайте можно было бы ставить лайки, то это было бы своего рода голосованием. Мой лайк - В. Нечаеву.
2023-01-27 15:37:55, Андрей
Нечаеву - лайк!
2023-01-28 21:31:19, Валерий
Конечно, чем лучше, тем лучше. Но если очень надо, то делать нечего. Лайки - всем !
2023-02-02 14:00:12, Олег Ч
Всё же MH (Mint Hinged) это не MLH, обычно я придерживаюсь следующей классификации: MNH - Чистые без наклеек и их следов/Mint No Hinges/**/Люкс MVLH - Лёгкий след наклейки/Mint Very Lightly Hinged Mark MLH - След наклейки/Mint Lightly Hinged Mark MH - Наклейка/Mint w. Hinged Mark MHH - Несколько или Бумажная наклейка/Mint w. Heavy or paper Hinged Mark А по поводу наклеек и наведёнки как то товарищ сказал, лучше у меня будет марка с наклейкой чем с подозрительным клеем, наклейка хоть какой то hufhfyn что это не смытая марка с наведенным клеем.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru