На марках – наивное искусство
2023-01-09 08:51:30, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Наивное искусство – картины непрофессиональных художников, отражающие незамутнённый взгляд на мир, постоянно привлекает внимание как историков искусства, так и арт-дилеров. Оно стремительно растёт в цене, и маркоиздатели часто отображают шедевры наивного искусства на знаках почтовой оплаты.
Когда-то наивных художников называли примитивистами, но ещё в 1960-е годы посчитали, что это название оскорбительно для них (их творчество наивно, но никак не примитивно), и в обиходе закрепилось словосочетание «наивное искусство». Поскольку оно отличается как от академической живописи, так и от народного искусства, его стали называть «явлением третьей культуры».
Взглянем на марки, репродуцирующие работы наивных художников. Эти живописцы и графики тщательно выписывают каждый листочек на дереве, каждый булыжник мостовой. Они игнорируют перспективу, а все изображенные предметы всегда равномерно освещены: наивным художникам неведома светотень. И красоту они ищут в необычных местах: на скотных дворах, в огородах, на неказистых сельских улицах. Недаром одна из книг о примитивизме называется «Мольберт в курятнике». И хотя это словосочетание – явное преувеличение, многие примитивисты действительно держали скот и домашнюю птицу и садились рисовать лишь тогда, когда коровы и свиньи были накормлены. Причем домашний скот тоже был источником вдохновения.
Одни называют этих художников «надмирными», другие – «внежизненными». Странная атмосфера картин мастеров наива оставляла впечатление, что эти холсты написаны пришельцами или доставлены с другой планеты. Поэтому их коллекционируют, выставляют в музеях и часто воспроизводят на марках и открытках.
Родоначальником наивного искусства считают французского живописца Анри Руссо (1844 – 1910), прозванного Таможенником (он действительно был таможенным служащим и живописью занимался на досуге). Руссо был человеком с большими странностями и выше должности скромного клерка не поднялся. Но его живопись поражала современников свежестью взгляда на мир. Сегодня его работы стоят миллионы долларов. Руссо был забывчив и неряшлив, он не преуспел у себя на службе, к тому же так и не смог создать семью. Художники открыто посмеивались над ним, не предвидя, что эти странные полотна станут художественными сокровищами. На марке Чехословакии 1967 года мы видим портрет художника, мастерски переведённый в гравюру на стали. Он изобразил себя именно таким, каким его описывали друзья: неказистым и нелепым.
Руссо писал портреты и бытовые сценки, но чаще наивная фантазия уносила художника туда, где он никогда не был – в Африку. Он увлеченно рисовал джунгли и населял их экзотическими животными. Его «африканские» мотивы позволяют нам постичь ещё один смысл наивных картин: художники пытались изобразить воображаемый мир своих мечтаний. Критики многие десятилетия ломают голову над тем, какой конечный смысл вложил Руссо в свои фантастические композиции. Сны это или визуализация книжных знаний об Африке? Этого не знал даже сам художник.
В США крупнейшим примитивистом считается священник и живописец Преподобный Эдвард Хикс (1780 – 1849). Историки искусства гадают, что означают его странного вида животные с огромными глазами. Ясно одно, что в этих полотнах заключен религиозный смысл. Это призыв ко всеобщему миру и единению людей и животных. От картин остается впечатление, что у людей и зверей есть общий язык, позволяющий им беспрепятственно общаться друг с другом. Для американцев Хикс воплощает тему некоего вселенского умиротворения. Причем коровы и львы (любимые животные художника) удивительно походили на людей. Жаль, что работ Хикса пока нет на марках.
Но зато есть работы других примитивистов. С особым уважением произносят американцы имя художницы Анны Мэри Мозес (урожденной Робертсон, 1860 – 1961). У себя на родине её зовут бабушка Мозес. Она давно стала символом американского наива. В её творчестве преобладают простые бытовые сюжеты, но мягкий лиризм возвышает повседневность до уровня философского обобщения.
Бабушка Мозес считается фигурой номер один среди американских примитивистов ХХ века. Ничего не зная о творчестве Питера Брейгеля, она однажды нарисовала композицию, похожую по стилю на знаменитую картину «Охотники на снегу».
Кстати, эту замечательную картину любят многие мастера наивной живописи. Специалисты по аномальным явлениям и сегодня считают, что художница вошла в телепатический контакт с самим Брейгелем, но это относится к области домыслов. А вот наверняка известно то, что марка США, посвящённая бабушке Мозес, встречается с пропуском перфорации. Есть и экземпляры с пропуском текста.
Имя Нико Пиросмани (1862 – 1918) занимает в истории наивного искусства очень важное место. Так же как и Анри Руссо, он считался отрешённым от жизни человеком и прозябал в нищете. В разные годы он работал кондуктором, мелким служащим, но проявлял рассеянность, не уживался с людьми, и его быстро увольняли.
Никто не знает, откуда у Пиросмани возникла тяга к рисованию. Но жажда творчества буквально сжигала его. Он стал писать бытовые сцены, портреты жителей Тифлиса и фантастических животных. Причём у животных часто были человеческие глаза. Это особенно шокировало зрителей. Ведь приемы Пиросмани не имели аналогов в грузинском народном искусстве.
Часто художник писал свои картины на клеёнке. Иногда она была черной, и темный фон усиливал впечатление от композиции. Необычная чернота придавала изображению особую таинственность. Столь же загадочно выглядят и посвященные этим картинам марки.
Творчество Пиросмани открыли для широкой публики русские интеллигенты братья Илья и Кирилл Зданевичи.
Художник и критик И.Зданевич привез работы гениального грузина в Москву и показал на нескольких выставках. Уникальный стиль Пиросмани стал сенсацией. Зрители были шокированы. Но лишь в 1960-е годы начали выходить книги об этом гениальном человеке. Художнику прибавила ещё больше популярности знаменитая песня «Миллион алых роз» на слова А.Вознесенского. В жизни всё было не так, но любовь к актрисе по имени Маргарита – не выдумка. Пиросмани написал несколько портретов любимой женщины.
Польский художник-примитивист Никифор Крыницкий (настоящее имя Ефим Дровняк, 1895 – 1968) оставил огромное наследие: около сорока тысяч работ. В его картинах преобладают религиозные мотивы. Он очень любил изображать ангелов. Его уникальные работы – это своеобразный разговор с Богом.
Помимо религиозных композиций Никифор любил ещё и жанр городского пейзажа. Он бедствовал, и нищета подвигла его создать так называемую просительную табличку. Она представляла собой доску, на которой был размещён городской пейзаж и просительный текст: просьба подать художнику на жизнь. Аналогов этого произведения нет в мировом искусстве. В начале 1960-х годов картины Никифора стали выставлять в музеях. Художник дарил свои картины врачам больниц, в которых он лежал, но при этом было широко известно, что он смешивал краски со слюной. Однако врачи опасались, что у художника туберкулёз и поэтому много картин было уничтожено.
В Польше имя Никифора произносят с колоссальным уважением. Его картины воспроизводят на открытках. О нём снят художественный фильм, причем на роль художника нашли… пожилую актрису Кристину Фельдман, удивительно похожую на Никифора.
А все ли художники мыслили так наивно как классические примитивисты? Нет, многие мастера живописи мыслили традиционно, но искренне хотели хотя бы попробовать, что это значит: иметь незамутненный взгляд на мир, увидеть жизнь глазами ребёнка.
Это прекрасно удавалось наивным художникам бывшей Югославии. Среди их имен яркой звездой сияет имя Ивана Генералича (1914 – 1992), которому посвящено несколько марок бывшей Югославии. Напечатанные в известной типографии Курвуазье, эти знаки почтовой оплаты отличаются высоким полиграфическим качеством.
Знаменитый художник Марк Шагал (1887 – 1985) прекрасно владел техникой реалистического рисунка, но предпочитал реконструировать народное сознание, и поэтому его работы на бытовые темы причисляют к примитивистскому искусству. Шагалу посвящено множество марок и блоков разных стран мира, и эти материалы могут занять достойное место в коллекции, посвященной наивному искусству.
Во второй половине ХХ века гуманитарная мысль пришла к выводу, что наивное искусство – это особый взгляд на мир. Ученые пытаются расшифровать скрытые значения картин, понять, зачем примитивисты так тщательно выписывали детали. И один из ответов заключается в том, что для них всё было очень значимым в этом мире. Поэтому они вырисовывали каждый камень, каждую травинку. Обобщение было неведомо им.
Обращаясь к творчеству примитивистов, профессиональные художники гениально предвидели ролевые игры ХХ века. Бедняк Пиросмани мысленно отправлялся на пир к князьям. Одинокий таможенник Руссо воображал себя путешественником, познающим красоту дикой природы. Персонажи Шагала могли взлететь, как птицы. Мастера наива выдумывали себе и своим персонажам такие функции, которые им самим никогда не приходилось выполнять. Они в полном смысле слова создали альтернативный мир, который так не походил на мир реальный. Тем интереснее почтовые марки, отразившие этот мир.
А петербургская группа «Митьки» создала целую мифологию, имеющую в основе наивное мировоззрение. Художники-юмористы делают вид, что не умеют рисовать в традиционной манере и в своих смешных рисунках реконструируют народное сознание, не отягощённое художественным образованием. Митьки охотно сотрудничали с Музеем связи им. А.С.Попова и создавали оригинальные почтовые открытки.
После перестройки в бывшем СССР начали переосмыслять советскую действительность. Приемы наивного искусства пригодились при иллюстрировании произведений русской литературы ХХ века. Например, прозы М.Булгакова и А.Платонова.
Накопленные художниками примитивистские приёмы оказались удобным подручным инструментом для окарикатуривания Советского Союза. Появились бесконечные циклы юмористических рисунков, герои которых тупо смотрели в телевизор, играли в домино и ссорились друг с другом. У мужчин и женщин были одинаковые лица с тупым выражением, а то и вообще со стеклянными глазами. Многие были одеты в ватники, а обувь почти у всех персонажей была не по размеру. Карикатуристы не щадили даже детей и изображали школьников с глупым взглядом, к тому же они к месту и не к месту отдавали всем пионерский салют (даже неодушевлённым предметам).
Это уже был постсоветский наив, далекий от классики жанра. Многие карикатуристы не гнушались издеваться и над почтовой символикой СССР, выдумывая фантастические марки с псевдосоветскими сюжетами.
За рубежом эти работы охотно покупали, и у миллионов людей в разных странах мира сформировалось представление о россиянах как туповатых недоумках. Западным карикатуристам полюбился мотив шапки-ушанки, и они начали сами фантазировать на тему русского наива. Можно только порадоваться тому, что этих малоприятных работ нет на марках и конвертах.
Но были и живописцы, которые продолжали нести по жизни лучшие традиции наивного искусства. Например, многие художники детской книги предположили, что наивное искусство подходит для оформления книг для малышей и создали немало оригинальных иллюстраций. Так осуществилась мечта многих примитивистов увидеть мир глазами ребёнка. Надеюсь, что лучшие из этих иллюстраций мы увидим на знаках почтовой оплаты.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)