Возможна ли филателистическая эзотерика?
2023-01-04 09:02:02, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Выход в свет почтового конверта с оригинальной маркой, посвященного А.Н. Скрябину, стал важным событием не только для любителей музыкальной тематики в филателии, но и для поклонников символизма и модерна.
Дело в том, что изображенные на конверте ноты музыкального произведения “Орфей” украшены репродукцией работы бельгийского символиста Жана Дельвиля.
Дельвиль – художник-мистик и его интересы лежали в области оккультизма и эзотерики. Выходит, у нас появляется эзотерическая филателия? Или это просто случайный эпизод в маркоиздании?
А нет ли ещё каких-либо филматериалов 2022 года, в которых бы была отражена эзотерическая тема? Да, такой выпуск есть! И это марка Сербии с портретом немецкого художника Йозефа Бойса. Он занимался изучением философии Рудольфа Штейнера. Жаль, что Штейнера нет на марках, хотя есть многочисленные конверты с логотипами теософского и антропософского обществ. И это интересные почтово-филателистические документы.
Р.Штейнера пока нет, но зато теперь есть Бойс. И надо признать: это крупнейший европейский авангардист. Во время войны он был стрелком-радистом на “Юнкерсе” и его самолет был сбит в районе Керчи. Бойса подобрали крымские татары, и он утверждал, что, находясь в бреду, понимал их русский язык. Вначале он усвоил слово “вода”, а затем и множество других слов.
Будущий художник утверждал, что пережил чудесное спасение и воскрешение из мертвых. Краеведы Крыма тщательно исследовали место падения самолета и пришли к выводу, что там не могло быть никаких крымских татар. В этом полумифическом эпизоде много тайн, и получается, что апологет эзотерики действительно попал в оккультно-мистическую ситуацию. В СССР случай с Бойсом замалчивался, шутка ли сказать – рука Бога спасла полумертвого летчика! Да ещё и божья десница двигала действиями не обычных людей, а крымских татар.
Лишь в 1990-е годы в Русском музее прошла выставка графики Бойса. У него есть заслуги перед общественностью в плане участия в экологическом движении, но никто из наших журналистов не отваживался упомянуть этого активиста в природоохранной статье или заметке. Бойс благодарил не миролюбивых советских людей, спасших немецкого оккупанта, а… войлок и сало, ибо его обмазали салом и завернули в войлок. После войны спасённый Бойс стал устраивать не вечера советско-германской дружбы, а ритуальные действа, посвящённые войлоку и салу.
Не случайно и выход первой в мире бойсовской марки остался у нас незамеченным. И кому бы пришло в голову включать такую марку, скажем, в разработки о Великой отечественной войне? Или даже в коллекцию по истории Керчи?
Ну, хорошо. Бойс плюс Дельвиль. Уже обозначились контуры темы. Ну а было ли среди марок что-нибудь эзотерическое до 2022 года? Да, конечно было. В 1968 году почта ЧССР выпустила марку с репродукцией картины Ф.Купки “Девушка из кабаре”. И об этой марке следует сказать особо.
Купка не прошел мимо новейших идей. В ранних работах художника скульптурные тела людей наполнены возвышенной эзотерической символикой. У девушки из кабаре мы видим вокруг головы то ли свечение, то ли какие-то загадочные облака. Это и есть фрагменты астрального тела…
Но обращения к абстракции ничто не предвещало: cвой вполне реалистический стиль живописец перенес на изображение всех героев античности, которые обладали совершенством олимпийских атлетов. Однако не забудем, что Ф. Купка, начав с классических тем, быстро отошёл от стиля академических картин опять-таки в пользу абстракции. В этом он очень схож с В. Кандинским, блок с портретом которого мы тоже считаем необходимым здесь поместить.
Начав с академического реализма и символизма, Купка в начале ХХ века вступил в группировку “Де Пюто”, в которой состояли Хуан Грис и братья Дюшан. Под влиянием идей антропософии (направления, которое предусматривает наличие у человека разных энергетических оболочек) Купка стал изображать “тонкую ауру”, затрагивать идеи коммуникации человека и Вселенной через тонкий мир. И очень многого достиг на этом пути.
Например, обнаженные тела выглядели как посредники между земным и небесным началом. Купка не был футуристом в традиционном понимании этого слова, но предложенная им модель разложения движения, для которой очень важна идея света, озаренности человека лучами, полюбилась теоретикам футуристического движения, и они довольно много написали о нём. А ведь апологеты футуризма уделяли эзотерике большое внимание…
Мы вспоминаем о Купке потому, что эстетика этого талантливого авангардиста поможет нам многое понять в оформлении некоторых конвертов и марок. Мы у Купки находим формулу синтеза земного и космического с преобладанием космического. Позволим себе высказать мысль о том, что если бы Купка оставил нам теоретические трактаты о способах изображения космоса средствами масляной живописи (а теоретиком он, увы, не был), филателия была бы немного другой.
Купка дружил с американским художником Марселем Дюшаном (1887 – 1968), автором картины “Обнаженная, спускающаяся по лестнице” (1913). Эта противоречивая картина дважды воспроизводилась на марках. Обыватели возмущались, но ведь всё не так сложно: лирическая героиня оставляет на каждой ступеньке облака своей ауры, а художник это фиксирует.
Принято считать, что Дюшан набрался эзотерических идей у Купки, который любил книги Е.Блаватской. Важно и то, что Купку часто называют среди друзей и коллег гениального Василия Кандинского (1866 – 1944). Он так же, как и Бойс, пережил увлечение Штейнером. Если бы Кандинский прожил дольше, он и Бойс наверняка заинтересовались бы друг другом.
А ещё упомянем выдающегося литовского художника М.К. Чюрлёниса. На советской марке дан портрет художника, а вот его картин там нет. Разве что мы видим условное изображение волн. Но ведь есть ещё и почтовые выпуски Литвы. Эти многоцветные почтовые миниатюры позволяют нам проиллюстрировать эзотерическое мировоззрение художника. Это переливающийся всеми цветами немного странный, но очень красивый мир, полный поэтических грёз.
Автор этих строк публикует данную заметку исключительно в целях познания мира средствами филателии. Хочу предостеречь читателей от знакомства со всякого рода шарлатанами, желающими исправить нам кармы, почистить ауру и открыть чакры. За этим стоит величайшая опасность лишиться квартиры, а то и трезвого взгляда на мир. Знают ли вербовщики псевдоэзотерических культов, КТО такой Жан Дельвиль? Нет! У них другие цели.
А вот Йозеф Бойс, предлагавший сажать деревья и беречь животных, никого никуда не вербовал. Он безобиден и от сербской марки с его тонким лицом не исходит зловредная энергия. Даже если он и приврал насчет чудодейственного исцеления в Крыму.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)