Велика фигура, да… Окончание
2022-12-26 13:44:07, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Филателист из Уфы А.И. Сухарев продолжает знакомить нас со своим экспонатом, который посвящен Санкт-Петербургу.
* * *
Предыдущая, третья, часть изложения филателистической работы о городе Петра завершилась рассказом о его ведущих музеях. Эта, заключительная часть, посвящена выдающимся людям, оставившим свой след в архитектуре, скульптуре Северной столицы, её литературным, музыкальным и драматургическим творцам, выдающимся актёрам.
Конечно, начну виртуальный показ с почти что визитной карточки Петербурга - комплекса зданий и сооружений на Дворовой площади, её Триумфальной арки и Александровской колонны (архитектор О. Монферран). И уникального творения отечественной и мировой культуры памятника Петру I (скульптор Э. Фальконе).
Текст на листе: Дворцовая площадь в Петербурге - архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. В него входят: Зимний дворец, здания штаба Гвардейского корпуса и Главного штаба с Триумфальной аркой и Александровская колонна. Она возведена архитектором О. Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Текст на листе: Медный всадник в Санкт-Петербурге - самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Инициатива создания памятника принадлежит Екатерине II, воздвигнут по проекту Э.М. Фальконе.
Что поразительно для нашей культуры – это факт того, что мы спасли эти и другие жемчужины творений мозга и рук человеческих от фашистских вандалов, «цивилизованных» европейцев в 1941-1945 гг. Как продолжаем это делать сейчас, выкорчёвывая корни нацистских идей. Ведь в своём угаре антироссийской ненависти они дошли до сноса памятников А.С. Пушкину, А.В. Суворову, Екатерине II, выдающимся военачальникам, другим историческим деятелям.
Текст на листе: 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятника в присутствии императрицы Екатерины II.
Во время Великой Отечественной войны Медный всадник, в числе других важнейших гражданских и военных объектов Ленинграда, был искусно замаскирован. Работами по укрытию скульптуры руководил главный архитектор города Н.В. Баранов.
Вспомните эти шедевры мировой архитектуры: Адмиралтейская набережная и улица Росси, здание Биржи и ростральная колонна. Вспомните дворцы Меншикова и Строганова, здания Таврического дворца и Смольного института, другие архитектурные творения. На конвертах они выглядят не так впечатляюще, какие есть на самом деле.
Текст на листе: Здание Биржи (1816) - центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова. Сооружено по проекту Ж. Тома де Томона. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея.
Этим же созидателем перед Биржей установлены две ростральные колонны (1810) со скульптурами морских богов. Архитектор также украсил колонны рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие российского морского флота.
Текст на листе: Здания Смольного института (1806) и Таврического дворца (1789) возведены соответственно по проектам Д. Кваренги и И.Е. Старова. Стиль - классицизм. В Смольном размещались институт благородных девиц, резиденция губернатора Петербурга, горком КПСС и Ленгорсовет. В Таврическом дворце работали Госдума, Временное правительство, Петроградский горсовет... Ныне размещается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.
Из множества скульптурных произведений, расположенных на площадях и улицах, в различных исторических зданиях, из работы выбрал памятники А. Невскому, Барклаю-де-Толли, В.И. Ульянову-Ленину, коней П.К. Клодта. Также в экспонате показываются скульптуры Летнего сада, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Текст на листе: «Нет в Росии более богатого на скульптуры города, чем Северная столица. Шедевры здесь можно встретить на главных улицах и площадях», в парках и скверах, музеях и галереях. На марках вы видите скульптуры В.И. Ленину (скульптор С.А. Евсеев), А. Невскому (А.И. Игнатов) и Барклаю-де-Толли (В.П. Стасов).
«В суете Невского проспекта не всегда можно найти несколько минут, чтобы задержаться на Аничковом мосту и внимательно рассмотреть гениальную композицию из четырех конных статуй барона Клодта», - Укрощение коня.
Очень сложно «выхватить» из работы листы для показа темы «Петербург – литературный». Ибо каждая персона – эпоха в русской многогранной культуре. Посему автор вынужден представить большинство «литературных» полос. Начну с М.В. Ломоносова, русского самородка с Севера – просветителя, поэта и переводчика. Далее – наш великий баснописец И.А. Крылов, изумительный словесник А.С. Грибоедов.
Текст на листе: М.В. Ломоносов - российский ученый-энциклопедист мирового значения, опередивший время. Просветитель, поэт, переводчик. Известно его «Краткое руководство к риторике». Первая, по сути, в России хрестоматия мировой литературы, включавшая также лучшие произведения отечественной словестности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.
Текст на листе: И.А. Крылов - автор 236 басен, собранных в десяти прижизненных сборниках. Большая часть басен Ивана Андреевича является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена.
Широкий круг интересов был у другого русского словесника, А.С. Грибоедова. Дипломат по профессии, он является автором рифмованной пьесы «Горе от ума», прекрасно играл на пианино, писал музыку.
Поэтические строки из творчества А.С. Пушкина знают наизусть многие наши граждане. Вот и сейчас - смотрю за окно, а там: «Мороз и солнце; день чудесный!/ Еще ты дремлешь, друг прелестный —/ Пора, красавица, проснись…». Культурную жизнь российской столицы первой половины XIX в. невозможно было представить без пушкинской звонкой, чарующей, интригующей, порой разящей поэзии.
Текст на листе: Правда, бьющая в пушкинских стихах, вызывала не только восхищение прогрессивных людей того времени, но и возмущение царя, придворной знати. Имя поэта известно далеко за пределами России.
Текст на листе: А.С. Пушкин - основоположник современного русского литературного языка. Помимо стихов он известен драмами, прозой, критическими и теоретическими статьями по литературе, историческими работами, публицистикой.
На марках Румынии, посвященных А.С. Пушкину, нанесены надпечатки новых номиналов, новой стоимости знаков почтовой оплаты. Номинал является продажной стоимостью на почте.
Многие знают В.И. Даля как составителя огромного по объёму «Толкового словаря живого великорусского языка», который он составлял более полувека. Но не все ведают, что Даль является автором прекрасных рассказов и сказок. Что имел медицинское образование, был философом, знал восемь иностранных языков.
Текст на листе: Автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даль сопровождал Пушкина по пугачевским местам Оренбургского края. Даль участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на последней дуэли, вплоть до смерти Пушкина 29 января 1837 года.
Н.В. Гоголь был признанным классиком русской литературы. Автор «Мертвых душ», «Ревизора», «Тараса Бульбы», «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и других произведений. В 1828-36 гг. проживал в Петербурге, где сблизился с кругом В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.
Вся жизнь и творчество великого русского писателя Н.В. Гоголя подтверждают, что он всегда был русским писателем. Даже сомнительные данные Википедии утверждают, что Гоголь – «… прозаик, драматург, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы (выделено мною – А.С.). Происходил из старинного малороссийского дворянского рода Гоголей-Яновских». Герои его «Мёртвых душ» Чичиков, Плюшкин, Коробочка стали именами нарицательными. И любой школьник назовёт нам его «Ревизора», «Тараса Бульбу», «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или хотя бы одно из них).
Петербург гордится также тем, что «давал приют» и другим, наиболее ярким представителям русской литературы. Таким, как И.А. Гончаров, автору книги очерков «Фрегат "Паллада"». В качестве секретаря кругосветной экспедиции он в 1852-55 годах наблюдал жизнь народов (внешность, нравы, занятия, пища, отдых) и дружной команды корабля, любовался красотами природы, океана, небес. Обо всём этом он писал в дневнике. На Мадере, например, писатель впервые попробовал бананы: «Не понравилось мне: пресно, отчасти сладко, но вяло и приторно, вкус мучнистый, похоже немного и на картофель, и на дыню, только не так сладко, как дыня, и без аромата или с своим собственным, каким-то грубоватым букетом».
Текст на листе: Член-корреспондент Петербургской АН по разряду русского языка и словесности, действительный статский советник и литературный критик И.А. Гончаров широко известен своими произведениями «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», «Фрегат "Палада"». Почти молитвенное благоволение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь.
«И.С. Тургенев не писал восторженных од, посвященных Петербургу, не воспевал романтику белых ночей, загадочных сфинксов или шепот невских волн. Но именно с Петербургом связаны самые значимые для писателя события, главные вехи его богатой страстями и впечатлениями жизни. В этом городе жили его друзья и соратники по перу, да и сам Тургенев сменил несколько адресов в бытность свою в северной столице. Здесь находились редакции журналов, публиковавших его произведения, Александринский театр, на сцене которого ставили его сочинения. В городе на Неве Иван Сергеевич встретил женщину, изменившую его жизнь и судьбу, талантливую оперную певицу и актрису Полину Виардо». (www.peterburg.biz).
Текст на листе: Тургенев И.С. - писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик, знал древние языки. Один из классиков русской литературы, член-корреспондент Императорской АН. В Петербурге был знаком в А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.В. Кольцовым, М.Ю. Лермонтовым, Н.А. Некрасовым. Тургенев - автор знаменитых «Записок охотника», романа «Отцы и дети». Длительное время жил за границей.
Можно расскать и другие интересности и из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.М. Горького, С.А. Есенина. Называть других творцов русского слова, о которых рассказывают конверты и марки экспоната. Но это не позволяют делать его рамки.
Текст на листе: М.Ю. Лермонтов два года обучался в Школе гвардейских прапорщиков в Санкт-Петербурге. Но призванием молодого офицера стало другое - поэзия и живопись. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многое стало народными песнями. В городе существует пять мест, где с 1832 по 1841 годы, жил и бывал поэт.
Текст на листе: Широко известный в мире писатель, мыслитель, философ и публицист Ф.М. Достоевский был членом-корреспондентом Петербургской АН. Отбыл 4 года каторги за участие в кружке Петрашевского. Сидел в Петропавловской крепости. Он - один из лучших мировых романтистов. Знамениты его романы «Переступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».
Текст на листе: С 1899 по 1929 гг. жил и бывал в Санкт-Петербурге и Ленинграде выдающийся русский писатель, прозаик и драматург А.М. Горький (Пешков). Избирался почетным академиком Имераторской АН.
Автор известных романов «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев»; пьес «Васса Железнова», «Егор Булычев и другие», «На дне» и иных произведений.
Текст на листе: Плоть от плоти народный русский поэт С.А. Есенин любим тысячами почитателей его стихов. Литературоведы считают его представителем новокрестьянской поэзии и имажинизма. В 1916 году призван в армию. Служил в Царскосельском военно-санитарном поезде №143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Есенин выступал со своими стихами перед ней и ее дочерьми. В 30-летнем возрасте умер в Ленинграде (1925 г).
Большой раздел работы посвящён театральной и музыкальной жизни Петербурга. Прежде всего, - академическим театрам драмы им. А.С. Пушкина (Александринскому) и Мариинскому, а также Большому драмтеатру им. Г.А. Товстоногова и театру комедии им. Н.П. Акимова.
Текст на листе: В 1832 году театр получил собственное здание, созданное зодчим К.И. Росси. В ряду других выдающихся актеров в театре служила Вера Комиссаржевская. Известны ее роли в «Бесприданнице», «Чайке»...
Текст на листе: Государственный академический Мариинский театр - один из ведущих музыкальных театров России и мира. Труппа основана в XVIII в. На Театральной площади Петербурга в 1860 г архитектором А. К. Кавосом выстроено нынешнее здание театра. Почти 50 лет дирижером Мариинки был Э.Ф. Направник. Дирижировал премьерами произведений Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова.
Текст на листе: Российский государственый академический Большой драмтеатр им. Г.А. Товстоногова - один из первых театров, основанных после Октябрьской революции (1918). С 1932 года носил имя своего основателя М. Горького. В 1992 году ему присвоено имя Г.А. Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении более чем 30 лет. На трех сценах театра ставились спектакли Ф. Шиллера, У. Шекспира, А.Н. Толстого, Б. Лавренева, Н. Погодина, М. Горького и других авторов.
Текст на листе: Академический театр, получивший славу и достигший наибольшего расцвета при руководстве Н.П. Акимова, - Санкт-Петербургский театр комедии им. Н.П. Акимова, основан в 1929 году. Среди таких известных актеров, как С.Филиппов, Б. Тенин, М. Светин, А. Демьяненко, в театре служила и народная артистка СССР Лидия Сухаревская. За 11 лет в театре она сыграла 20 ролей. Снялась в 32 фильмах.
С позволения читателя перечислю имена деятелей, которых благодарно помнит северная столица России. И покажу то, что, на мой взгляд, сочту нужным. Это композиторы и музыкальные деятели П.И. Чайковский, Э.Ф. Направник, М. Петипа, А.А. Горский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, Б.В. Асафьев, Д.Д. Шостакович, актёры В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Симонов, Б.А. Фрейндлих, Л.П. Сухаревская, А.П. Павлова, Г.С. Уланова, Ф.И. Шаляпин, П.П. Кадочников.
Текст на листе: Примами-балеринами театра в разное время являлись Анна Павлова и Галина Уланова, самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета. Она - дважды Герой Социалистического Труда, лауреат 7 госпремий разного ранга.
Федор Шаляпин - первый народный артист Республики (1918), обладатель высокого баса, один из режиссеров Мариинки, оказал большое влияние на мировое оперное искусство.
Текст на листе: Сочинения М.И. Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов: А.С. Драгомыжского, М.И. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, М.А. Балакирева. По выражению В.В. Стасова: «Оба (Пушкин и Глинка) создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке».
Глинка - автор оперы «Жизнь за царя». Ее премьера (1836) в Петербурге имела огромный успех. Автора чествовали П. Вяземский, В. Жуковский, А. Пушкин, В. Одоевский и другие деятели культуры.
Текст на листе: Наследие П.И. Чайковского представлено 10 операми, 3 балетами, 7 симфониями, 104 романсами, концертами, фортепианными миниатюрами и циклами. Он является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке. Многие оперы композитора были впервые поставлены в Петербурге. Там насчитывается около 30 мест, связанных с его жизнью и деятельностью.
Текст на листе: Имя петербуржца Н.А. Римского-Корсакова широко известно в мире. Член «Могучей кучки», он в числе М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина и Ц.А. Кюи, считал себя наследником традиций М.И. Глинки и свою цель видел в воплощении русской национальной идеи в музыке.
Б.В. Асафьев - композитор, музыкальный критик, педагог, доктор искусствоведения, академик, народный артист СССР. Автор многочисленных музыкальных и печатных работ. Родился в Санкт-Петербурге.
Большой интерес вызывают у жителей и гостей города регулярно проводимые фестивали искусств «Белые ночи» и «Петербургская музыкальная весна».
Текст на листе: Фестиваль искусств «Белые ночи» проводится в Ленинграде ежегодно с 1958 года. На нем показываются лучшие достижения музыкально-хореографического искусства. С 1992 года стал называться «Фестиваль "Белые ночи" Санкт-Петербурга».
С 21 июня 1967 года на почтамте Ленинграда начал действовать специальный почтовый штемпель «Фестиваль искусств "Белые ночи"».
Алексей Сухарев
Часть I
Часть II
Часть III