Алгоритмы утонченности
2022-11-10 13:23:27, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
К 130-летию со дня рождения художника Сергея Лодыгина
Когда я смотрю на марки по теме «Космическая фантастика», я всегда лишний раз убеждаюсь, что Евгений Леонов и Андрей Соколов были первопроходцами в этом жанре (недаром их работы воспроизводились ещё и на марках других стран).
И всё же я где-то видел эти обтекаемые формы космических кораблей и фантастические архитектурные конструкции будущего. Да, верно, их можно было увидеть на обложках научно-популярных журналов прошлых лет.
В 2022 году исполнилось 130 лет со дня рождения Сергея Павловича (по другим данным – Сергея Петровича) Лодыгина (1892? – 1962?), выдающегося художника-графика, сценографа и иллюстратора.
Для историков почтовой графики и филокартистов это имя значит очень многое. Его вклад в прикладную графику дореволюционной России измеряется фактом создания своего индивидуального стиля. Художник прославился целой серией мастерски исполненных открыток, в которых ярко проявились типические черты стиля модерн.
Открытки Сергея Лодыгина, ныне ставшие большой редкостью, давно уже приковали к себе внимание филокартистов. Они выдержаны в стилистике европейского модерна. Даже не верится, что такие утонченные произведения графики могли долгие годы находиться в забвении и быть известными только собирателям открыток и специалистам по культуре начала ХХ века. Они украсили бы любую энциклопедию или учебное пособие по истории русского искусства.
Сергей Павлович Лодыгин родился 130 лет назад в городе Аткарске Саратовской губернии. По некоторым данным отчество художника было не Павлович, а Петрович, да и год рождения тоже называют разный: то 1892, то 1893. Нет сведений и о родителях. Известно, что будущий художник учился в Боголюбовском реальном училище (Саратов), а затем в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. О годах учёбы известно мало.
Рубеж веков был в России периодом расцвета журнальной графики, и Лодыгин нашёл себя как талантливый мастер заставок и концовок, которые охотно размещали на своих страницах такие известные журналы как «Столица и усадьба», «Солнце России», «Аргус», «Огонёк» и другие. Журнальная графика той поры отличалась необыкновенным разнообразием. Часто художники создавали пышное декоративное оформление одной страницы ради единственного небольшого стихотворения или рассказа, которые помещались в центре, в окружении богатых орнаментальных построений.
Эти замечательные почтовые карточки работы Лодыгина издавались в издательстве «Художественная открытка», которое располагалось в Петербурге по адресу Демидов переулок дом 2. Печатались открытки в типографии А.Белокопытова, которая находилась на Коломенской улице (дом 90).
Для этого издательства художник создал серию из 10 сюжетов, в центре которых были томные лирические героини – это изящные дамы в необычном окружении. Иногда это интерьеры роскошных квартир, а порой – экзотические природные ландшафты. Рядом с женскими образами мы видим фантастических существ и экзотических животных. Художнику нравилось изображать человека в единстве с природой.
Главные стилистические средства, к которым прибегает Лодыгин, – это нюанс и контраст. Рисуя прекрасных дам в интерьере, он прибегает к тонкой нюансировке и добивается удивительного эстетического эффекта. А контраст бросается в глаза зрителю при сравнении фигур человека и животных (чаще всего это гигантские змеи или бабочки).
Скажем несколько слов и о цветовом решении открыток. Помимо черного художник использует, как правило, один яркий цвет, благодаря которому композиция оживляется, причем художник использует этот цвет очень скупо. Есть и исключительно черно-белые открытки.
От пытливых взглядов филокартистов не ускользнуло и то, что Лодыгин создал ещё и издательскую эмблему, которая располагалась на обороте открытки. Она представляет собой лигатуру букв Х и О. Интересно, что буква О имеет вид спирали, а буква Х словно перечеркивает её пополам. При этом эмблема выглядит очень привлекательной. А место для марки художник решил сделать круглым.
Лодыгин работал в разных жанрах. Можно условно разделить его творческое наследие на несколько групп, из которых филокартистам интересны бытовые сцены и фантастика. Работы в каждом из жанров отличаются высоким уровнем мастерства.
С кем из современных ему художников можно сравнить Лодыгина? Напрашивается сравнение с Л.С. Бакстом. Так же, как и Бакст, Лодыгин сопрягал красоту человеческого тела с природными формами. Изящные феи и эльфы, которых мы видим на открытках, имеют те же изгибы, что и экзотические растения. Вот и Бакст тоже создавал похожие симфонии из извивающихся линий.
А ещё кажется уместным сравнение с С.В.Чехониным. Интересно, что Чехонин был автором проектов нескольких марок РСФСР, которые, к сожалению, так и не были выпущены. Да и по поводу того, что Лодыгин не нарисовал ни одной марки, тоже можно посетовать: у него получились бы замечательные знаки почтовой оплаты.
Общим у Чехонина и Лодыгина является тонкая прорисовка деталей, любовь к подробностям костюма персонажей и обильный цветочный орнамент (часто с крупными листьями).
После революции в России любимые мотивы Лодыгина были обречены. Тема изящных дам в интерьере и эльфов, резвящихся среди экзотических растений, была полностью отринута. Большевистская печать начала ругать символизм, расставаться с дореволюционным прошлым.
Однако художник не опустил руки. Ведь и в советское время талант Лодыгина был востребован, причем в нескольких областях. В 1918 году мы видим его преподавателем Саратовской центральной студии. Художник не ограничивался графикой и успешно выступил как сценограф, оформляя спектакли как в Саратове, так и в Ростове-на-Дону.
В годы Гражданской войны при штабе Юго-восточного фронта (с 1920 года он назывался Кавказским) была организована плакатно-агитационная мастерская, и талант Лодыгина развивался далее уже в области агитационной графики. Художник выполнил портреты В.Ленина и Л.Троцкого, создал несколько плакатов и даже оформил агитационный поезд.
На дворе были двадцатые годы, и стиль был уже другим – властно пробивал себе дорогу конструктивизм. Гремели имена Казимира Малевича и Александра Родченко. Лодыгин проникся конструктивистским мировоззрением и создал несколько прекрасных журнальных заставок, в которых остро чувствовалась современность.
У этих произведений графики есть что-то общее с работами молодого Виктора Некрасова, который создал заставки для рубрик журнала «Советский филателист», которые, к сожалению, были забыты и не публиковались даже в серьёзных исследованиях по искусству двадцатых годов. В 1980-е годы они были опубликованы в журнале «Филателия СССР».
Но прославился Лодыгин в послеоктябрьский период прежде всего не как автор конструктивистских заставок, а как создатель обложек и полосных иллюстраций для научно-популярных журналов «Вокруг света» и «Всемирный следопыт».
И это был необычный поворот в карьере художника. Открытки Лодыгина способны убедить любителей изящного, что этот талантливый рисовальщик был апологетом эстетизма в духе Оскара Уайльда. И всё. Но это не так. У него прекрасно получались композиции на техническую тему. Машины и станки, космические корабли отличались красивыми аэродинамическими формами. И особая атмосфера, характерная для фантастических сюжетов, передана очень выразительно.
Внешняя красота космических объектов и других технических устройств покоряла читателей. У библиофилов сохранились подшивки старых журналов, и мы знаем, что художник, родившийся ещё в девятнадцатом столетии, предвидел многие тенденции в космической фантастике ХХ века.
Позволим себе ещё раз высказать мнение, что стиль Лодыгина, используемый при оформлении научно-популярных журналов 1920 – 1930-х годов, вполне мог повлиять на графический стиль почтовых марок СССР середины века, отражающих космическую тему. Взять хотя бы марку с портретом К.Э. Циолковского 1957 года, на которой была сделана надпечатка, посвящённая спутнику. В правой части марки мы видим изображение космического корабля и двух космонавтов, а в левой части – космическую станцию. Изображение выполнено в стиле графики научно-популярных журналов. И действительно – разве оно не напоминает по стилю научно-популярные журналы 1920-х – 1930-х годов?
Да, напоминает. Именно так рисовали космические сцены художники прошлого. Космос не изменился с 1950-х годов, но изменилась трактовка космических пейзажей. Добавилось больше тайны, нераскрытости. Художники прошлого видели в космонавте властителя Вселенной, который уверенно идет по Луне.
Увы, мы пока не покоряем другие планеты, и пафос фантастики середины ХХ века несколько снизился. Но образы космонавтов, идущих по неземному грунту на фоне космического пейзажа остались на плакатах и журнальных обложках. И в этом есть особое очарование.
Вспомним, как популярны марки с репродукциями работ А.А. Леонова и художника-фантаста А.К. Соколова. Они воплощали веру современников Гагарина в то, что «и на Марсе будут яблони цвести». В репродуцированных на марках работах отчётливо чувствуются отголоски космической фантастики середины века в её лучших образцах.
Итак, мы попробовали связать эстетику С.П. Лодыгина с космическими марками СССР. А какие ещё марки могут быть привлечены для отражения темы «Творчество С. Лодыгина»? Это в первую очередь выпуски, посвященные Льву Баксту, так как в манере интересующего нас художника много общих черт с уникальным бакстовским стилем.
Эта статья была уже почти целиком написана, когда автор этих строк обратил внимания на марки, посвящённые творчеству финского художника Рудольфа Койву (1890 – 1946). Открытки, созданные им, очень красочные и поэтому лежат вне поля зрения настоящей статьи. А вот иллюстрации к художественной литературе, которыми прославился Койву, имеют много общих стилистических черт с работами художника, которому посвящён настоящий очерк. Исследование сходства манер Койву и Лодыгина наверняка будет со временем проведено, и любители изящного острее почувствуют это сходство.
Не останется без внимания и марка с портретом выдающегося ученого и изобретателя А.Н.Лодыгина, дальним родственником которого был герой нашего очерка. Марка вышла в сери «Ученые нашей родины».
Марка зеленого цвета, выполненная по рисунку известного художника В.Завьялова, выпущена в 1951 году. Известна разновидность по печати – есть экземпляры с горизонтальным растром, причем эти марки являются редкостью. Излишне говорить, что выпуск этого знака почтовой оплаты стал большим вкладом в популяризацию имени А.Н.Лодыгина (1847 – 1923). Мы переживаем период, когда эта историческая фамилия проходит новый виток популярности, в том числе и благодаря появлению материалов о художнике, которому посвящен наш очерк.
Кроме этого мы можем напомнить филателистам о том, что Лодыгин иллюстрировал книгу Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», и почтовая миниатюра СССР с портретом знаменитого американского журналиста тоже понадобится нам в рамках данной темы.
И, наконец, в почтовых материалах отражена улица, на которой были подготовлены к печати вышеупомянутые открытки работы Лодыгина. Это конверт, посвященный зданию Российского географического общества. Здание общества расположено в центре рисунка конверта, но мы частично видим и расположенное рядом здание Второй санкт-петербургской гимназии. Эти здания расположены в Демидовом переулке (ныне – переулок Гривцова), и художник проходил мимо них, когда шел в редакцию.
Итак, выше мы отметили, что художник-декадент Сергей Лодыгин нашел себя в советской культуре как мастер журнальной графики. Но при этом прервалась его деятельность как автора художественных открыток.
К счастью, в альбомах филокартистов остались эти уникальные произведения узорчатой графики рубежа веков. Они репринтируются и сегодня, и можно с радостью отметить, что память о художнике жива. Словом, немалую роль в популяризации уникальной манеры Сергея Павловича играют филокартисты. Да и собиратели шедевров дореволюционной прессы тоже вносят в это благородное дело свой вклад.
Юбилей художника отмечается в условиях, при которых у нас нет книги о нём, хотя есть несколько подробных статей. Поскольку интерес к творчеству Лодыгина, главным образом к его уникальной почтовой графике все возрастает, хочется верить, что коллекционеры открыток и старинных журналов со временем напишут монографию об этом самобытном художнике, и образовавшаяся лакуна будет успешно закрыта.
Фото из открытых источников
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)