Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Алгоритмы утонченности

Поиск по статьям:

Алгоритмы утонченности

2022-11-10 13:23:27, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 130-летию со дня рождения художника Сергея Лодыгина

Когда я смотрю на марки по теме «Космическая фантастика», я всегда лишний раз убеждаюсь, что Евгений Леонов и Андрей Соколов были первопроходцами в этом жанре (недаром их работы воспроизводились ещё и на марках других стран).

И всё же я где-то видел эти обтекаемые формы космических кораблей и фантастические архитектурные конструкции будущего. Да, верно, их можно было увидеть на обложках научно-популярных журналов прошлых лет.

В 2022 году исполнилось 130 лет со дня рождения Сергея Павловича (по другим данным – Сергея Петровича) Лодыгина (1892? – 1962?), выдающегося художника-графика, сценографа и иллюстратора.

Для историков почтовой графики и филокартистов это имя значит очень многое. Его вклад в прикладную графику дореволюционной России измеряется фактом создания своего индивидуального стиля. Художник прославился целой серией мастерски исполненных открыток, в которых ярко проявились типические черты стиля модерн.

Открытки Сергея Лодыгина, ныне ставшие большой редкостью, давно уже приковали к себе внимание филокартистов. Они выдержаны в стилистике европейского модерна. Даже не верится, что такие утонченные произведения графики могли долгие годы находиться в забвении и быть известными только собирателям открыток и специалистам по культуре начала ХХ века. Они украсили бы любую энциклопедию или учебное пособие по истории русского искусства.

Сергей Павлович Лодыгин родился 130 лет назад в городе Аткарске Саратовской губернии. По некоторым данным отчество художника было не Павлович, а Петрович, да и год рождения тоже называют разный: то 1892, то 1893. Нет сведений и о родителях. Известно, что будущий художник учился в Боголюбовском реальном училище (Саратов), а затем в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. О годах учёбы известно мало.

Рубеж веков был в России периодом расцвета журнальной графики, и Лодыгин нашёл себя как талантливый мастер заставок и концовок, которые охотно размещали на своих страницах такие известные журналы как «Столица и усадьба», «Солнце России», «Аргус», «Огонёк» и другие. Журнальная графика той поры отличалась необыкновенным разнообразием. Часто художники создавали пышное декоративное оформление одной страницы ради единственного небольшого стихотворения или рассказа, которые помещались в центре, в окружении богатых орнаментальных построений.

Эти замечательные почтовые карточки работы Лодыгина издавались в издательстве «Художественная открытка», которое располагалось в Петербурге по адресу Демидов переулок дом 2. Печатались открытки в типографии А.Белокопытова, которая находилась на Коломенской улице (дом 90).

Для этого издательства художник создал серию из 10 сюжетов, в центре которых были томные лирические героини – это изящные дамы в необычном окружении. Иногда это интерьеры роскошных квартир, а порой – экзотические природные ландшафты. Рядом с женскими образами мы видим фантастических существ и экзотических животных. Художнику нравилось изображать человека в единстве с природой.

Главные стилистические средства, к которым прибегает Лодыгин, – это нюанс и контраст. Рисуя прекрасных дам в интерьере, он прибегает к тонкой нюансировке и добивается удивительного эстетического эффекта. А контраст бросается в глаза зрителю при сравнении фигур человека и животных (чаще всего это гигантские змеи или бабочки).

Скажем несколько слов и о цветовом решении открыток. Помимо черного художник использует, как правило, один яркий цвет, благодаря которому композиция оживляется, причем художник использует этот цвет очень скупо. Есть и исключительно черно-белые открытки.

От пытливых взглядов филокартистов не ускользнуло и то, что Лодыгин создал ещё и издательскую эмблему, которая располагалась на обороте открытки. Она представляет собой лигатуру букв Х и О. Интересно, что буква О имеет вид спирали, а буква Х словно перечеркивает её пополам. При этом эмблема выглядит очень привлекательной. А место для марки художник решил сделать круглым.

Лодыгин работал в разных жанрах. Можно условно разделить его творческое наследие на несколько групп, из которых филокартистам интересны бытовые сцены и фантастика. Работы в каждом из жанров отличаются высоким уровнем мастерства.

С кем из современных ему художников можно сравнить Лодыгина? Напрашивается сравнение с Л.С. Бакстом. Так же, как и Бакст, Лодыгин сопрягал красоту человеческого тела с природными формами. Изящные феи и эльфы, которых мы видим на открытках, имеют те же изгибы, что и экзотические растения. Вот и Бакст тоже создавал похожие симфонии из извивающихся линий.

А ещё кажется уместным сравнение с С.В.Чехониным. Интересно, что Чехонин был автором проектов нескольких марок РСФСР, которые, к сожалению, так и не были выпущены. Да и по поводу того, что Лодыгин не нарисовал ни одной марки, тоже можно посетовать: у него получились бы замечательные знаки почтовой оплаты.

Общим у Чехонина и Лодыгина является тонкая прорисовка деталей, любовь к подробностям костюма персонажей и обильный цветочный орнамент (часто с крупными листьями).

После революции в России любимые мотивы Лодыгина были обречены. Тема изящных дам в интерьере и эльфов, резвящихся среди экзотических растений, была полностью отринута. Большевистская печать начала ругать символизм, расставаться с дореволюционным прошлым.

Однако художник не опустил руки. Ведь и в советское время талант Лодыгина был востребован, причем в нескольких областях. В 1918 году мы видим его преподавателем Саратовской центральной студии. Художник не ограничивался графикой и успешно выступил как сценограф, оформляя спектакли как в Саратове, так и в Ростове-на-Дону.

В годы Гражданской войны при штабе Юго-восточного фронта (с 1920 года он назывался Кавказским) была организована плакатно-агитационная мастерская, и талант Лодыгина развивался далее уже в области агитационной графики. Художник выполнил портреты В.Ленина и Л.Троцкого, создал несколько плакатов и даже оформил агитационный поезд.

На дворе были двадцатые годы, и стиль был уже другим – властно пробивал себе дорогу конструктивизм. Гремели имена Казимира Малевича и Александра Родченко. Лодыгин проникся конструктивистским мировоззрением и создал несколько прекрасных журнальных заставок, в которых остро чувствовалась современность.

У этих произведений графики есть что-то общее с работами молодого Виктора Некрасова, который создал заставки для рубрик журнала «Советский филателист», которые, к сожалению, были забыты и не публиковались даже в серьёзных исследованиях по искусству двадцатых годов. В 1980-е годы они были опубликованы в журнале «Филателия СССР».

Но прославился Лодыгин в послеоктябрьский период прежде всего не как автор конструктивистских заставок, а как создатель обложек и полосных иллюстраций для научно-популярных журналов «Вокруг света» и «Всемирный следопыт».

И это был необычный поворот в карьере художника. Открытки Лодыгина способны убедить любителей изящного, что этот талантливый рисовальщик был апологетом эстетизма в духе Оскара Уайльда. И всё. Но это не так. У него прекрасно получались композиции на техническую тему. Машины и станки, космические корабли отличались красивыми аэродинамическими формами. И особая атмосфера, характерная для фантастических сюжетов, передана очень выразительно.

Внешняя красота космических объектов и других технических устройств покоряла читателей. У библиофилов сохранились подшивки старых журналов, и мы знаем, что художник, родившийся ещё в девятнадцатом столетии, предвидел многие тенденции в космической фантастике ХХ века.

Позволим себе ещё раз высказать мнение, что стиль Лодыгина, используемый при оформлении научно-популярных журналов 1920 – 1930-х годов, вполне мог повлиять на графический стиль почтовых марок СССР середины века, отражающих космическую тему. Взять хотя бы марку с портретом К.Э. Циолковского 1957 года, на которой была сделана надпечатка, посвящённая спутнику. В правой части марки мы видим изображение космического корабля и двух космонавтов, а в левой части – космическую станцию. Изображение выполнено в стиле графики научно-популярных журналов. И действительно – разве оно не напоминает по стилю научно-популярные журналы 1920-х – 1930-х годов?

Да, напоминает. Именно так рисовали космические сцены художники прошлого. Космос не изменился с 1950-х годов, но изменилась трактовка космических пейзажей. Добавилось больше тайны, нераскрытости. Художники прошлого видели в космонавте властителя Вселенной, который уверенно идет по Луне.

Увы, мы пока не покоряем другие планеты, и пафос фантастики середины ХХ века несколько снизился. Но образы космонавтов, идущих по неземному грунту на фоне космического пейзажа остались на плакатах и журнальных обложках. И в этом есть особое очарование.

Вспомним, как популярны марки с репродукциями работ А.А. Леонова и художника-фантаста А.К. Соколова. Они воплощали веру современников Гагарина в то, что «и на Марсе будут яблони цвести». В репродуцированных на марках работах отчётливо чувствуются отголоски космической фантастики середины века в её лучших образцах.

Итак, мы попробовали связать эстетику С.П. Лодыгина с космическими марками СССР. А какие ещё марки могут быть привлечены для отражения темы «Творчество С. Лодыгина»? Это в первую очередь выпуски, посвященные Льву Баксту, так как в манере интересующего нас художника много общих черт с уникальным бакстовским стилем.

Эта статья была уже почти целиком написана, когда автор этих строк обратил внимания на марки, посвящённые творчеству финского художника Рудольфа Койву (1890 – 1946). Открытки, созданные им, очень красочные и поэтому лежат вне поля зрения настоящей статьи. А вот иллюстрации к художественной литературе, которыми прославился Койву, имеют много общих стилистических черт с работами художника, которому посвящён настоящий очерк. Исследование сходства манер Койву и Лодыгина наверняка будет со временем проведено, и любители изящного острее почувствуют это сходство.

Не останется без внимания и марка с портретом выдающегося ученого и изобретателя А.Н.Лодыгина, дальним родственником которого был герой нашего очерка. Марка вышла в сери «Ученые нашей родины».

Марка зеленого цвета, выполненная по рисунку известного художника В.Завьялова, выпущена в 1951 году. Известна разновидность по печати – есть экземпляры с горизонтальным растром, причем эти марки являются редкостью. Излишне говорить, что выпуск этого знака почтовой оплаты стал большим вкладом в популяризацию имени А.Н.Лодыгина (1847 – 1923). Мы переживаем период, когда эта историческая фамилия проходит новый виток популярности, в том числе и благодаря появлению материалов о художнике, которому посвящен наш очерк.

Кроме этого мы можем напомнить филателистам о том, что Лодыгин иллюстрировал книгу Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», и почтовая миниатюра СССР с портретом знаменитого американского журналиста тоже понадобится нам в рамках данной темы.

И, наконец, в почтовых материалах отражена улица, на которой были подготовлены к печати вышеупомянутые открытки работы Лодыгина. Это конверт, посвященный зданию Российского географического общества. Здание общества расположено в центре рисунка конверта, но мы частично видим и расположенное рядом здание Второй санкт-петербургской гимназии. Эти здания расположены в Демидовом переулке (ныне – переулок Гривцова), и художник проходил мимо них, когда шел в редакцию.

Итак, выше мы отметили, что художник-декадент Сергей Лодыгин нашел себя в советской культуре как мастер журнальной графики. Но при этом прервалась его деятельность как автора художественных открыток.

К счастью, в альбомах филокартистов остались эти уникальные произведения узорчатой графики рубежа веков. Они репринтируются и сегодня, и можно с радостью отметить, что память о художнике жива. Словом, немалую роль в популяризации уникальной манеры Сергея Павловича играют филокартисты. Да и собиратели шедевров дореволюционной прессы тоже вносят в это благородное дело свой вклад.

Юбилей художника отмечается в условиях, при которых у нас нет книги о нём, хотя есть несколько подробных статей. Поскольку интерес к творчеству Лодыгина, главным образом к его уникальной почтовой графике все возрастает, хочется верить, что коллекционеры открыток и старинных журналов со временем напишут монографию об этом самобытном художнике, и образовавшаяся лакуна будет успешно закрыта.

Фото из открытых источников

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2024-07-26 22:43:59, Виктор Голубинов
Здравствуйте, было бы только неплохо, если бы уважаемый автор, член союза ученых и прочее, сослался бы для порядка на источники, и указал, как это принято в статьях, из каких публикаций взята и информация, и фотография, и большинство иллюстраций. Всех благ.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru