Велика фигура, да… Часть III
2022-11-07 13:07:02, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Филателист из Уфы А.И. Сухарев продолжает знакомить нас со своим экспонатом, который посвящен Санкт-Петербургу.
Часть I
Часть II
* * *
Продолжая рассказ о нашей северной столице, вспоминаю, как несколько лет назад с увлечением работал над вторым большим экспонатом о ней.
Думал, вот завершу сей филателистический труд, - засяду за «повествование» знаками почтовой оплаты о спортивной жизни Питера.
Далее хотел показать праздники на «питерских» специальных штемпелях, марках, конвертах и карточках. Но как говорится – мы предполагаем, а Бог располагает… «Далее» не получилось: два пожилых человека (ваш покорный слуга и его супруга) с огромным трудом и рядом приобретённых новых болезней выкарабкались из «рук» ковида, - выжили. Стало, честно сказать, не до марок. Но жажда познания берёт своё: и вот снова уже пишу (одним глазом) какую по счёту статью.
Текст на листе: Работа продолжает предыдущий экспонат "Трудовая и боевая слава города на Неве". Продолжает рассказ о Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Санкт-Петербурге, его истории, богатой на события с большой буквы. Питеру, городу-труженику, городу-герою, городу-музею исполнилось 315 лет.
Экспонат государственными знаками почтовой оплаты повествует о духовной и культурной жизни северной столицы, ее зданиях, памятниках, музеях, театрах, о личностях, связанных с городом.
Благодарю петербуржцев Андрея Щербакова и Николая Шамрая, чьи почтовые вещи вы видите на листах экспоната. В работе использованы также вещи из переписки с покойным Александром Каблуковым, жившим под Петербургом.
Автор не претендует на всеобъемлющий показ всего, чем обладает этот мегаполис. В работе невозможно было использовать все марки, конверты и карточки, изданные в нашей стране и за рубежом и посвященные Северной Пальмире: их очень много.
Вторая объёмная работа называется «Люблю тебя, Петра творенье…» (А.С. Пушкин). 96 листов показывают нам Петербург во всём его величии и красоте. Ещё, наверное, Владимир Даль восклицал: «Лепота (красота)!», любуясь храмами, оградами, скульптурами, изящными зданиями российской столицы XIX века.
Текст на листе: Сергей Радонежский, иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей. Духовный собиратель русского народа, с которым связан культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной кульутры (и русской культуры вообще). Самый старый православный храм Петербурга - Петропавловский собор. Основан в 1712 году, строился по 1733 г. Сооружен по проекту архитектора Доменико Трезини.
Вот и я начал рассказ о городе с показа соборов, храмов, церквей. На десяти листах идёт речь о Петропавловском соборе (самом старом в городе), Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, Исаакиевском и Казанском, Сампсониевском, Смоленском и Воскресения Христова на крови соборах, Большой хоральной синагоге, лютеранской церкви Святых Петра и Павла, а также ещё о трёх петербургских храмах.
Текст на листе: Современное здание Исаакиевского собора возведено в честь святого Исаакия Долматского. Автором проекта был архитектор Огюст Монферран. Строительство курировал сам Николай I. Освящение собора состоялось в мае 1858 года. С 1919 по 1991 гг. это был музейный комплекс "Исаакиевский собор", службы в храме не проводились.
Текст на листе: Казанский кафедральный собор - один из крупнейших храмов Петербурга. Открыт в 1811 году (архитектор - А.Н. Воронихин). Имеет значение памятника русской воинской славы. В год 25-летия разгрома войск Наполеона перед храмом были торжественно открыты памятники прославленным полководцам М. Кутузову и М. Барклаю-де-Толли.
Текст на листе: Собор Воскресения Христова на Крови - православный мемориальный храм сооружен на месте смертельного ранения (1881 г.) императора Александра II. Храм был возведен в 1883-1907 гг по проекту архитектора А. Парланда. Внутреннюю мозаику собора создавали художники В.М. Васнецов, Ф.С. Журавлев, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н.Н. Харламов. Храм является музеем и памятником русской архитектуры.
На конверте, выпущенном УФПСС С.-Петербурга и Ленинградской области, наряду с марками приклеена художественная виньетка с изображением собора. Издана Издатцентром "Марка".
Музеи Северной Пальмиры – отдельный ёмкий разговор. Большая часть из них размещается в бывших владениях богатых и влиятельных людей Царской России. Несмотря на многочисленные утери произведений мирового искусства (они были проданы молодым советским правительством за рубеж, похищены и уничтожены немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны), - в музеях сохранилось огромное количество картин, скульптур, предметов религиозных культов, археологических находок мирового значения. Да и сам город сохранился благодаря самопожертвованию тысяч и тысяч ленинградцев во время вражеской блокады в 1941-1944 годах.
Автором показаны наиболее значимые музеи и комплексы. В 1986 г. советской почтой была издана прекрасная серия марок, «Дворцы-музеи Ленинграда», отпечатанная способом металлографии. На знаках изображены Государственный Эрмитаж, Русский государственный музей, Петродворец, Екатерининский и Павловский дворцы-музеи.
Текст на листе: Многочисленные музеи Санкт-Петербурга пользуются мировой славой. Среди них особенно популярны Государственный Эрмитаж и Русский музей. Чудесны архитектурные и парковые ансамбли в окрестностях города - Петергоф (Петродворец), Пушкин (Царское Село) и Павловск.
Архисложно кратко написать об одной любой картине Государственного Эрмитажа, не говоря уже о том, чтобы сделать это об огромнейшем музее, бывшей царской резиденции, Зимнем дворце. Но мне, думается, удалось поведать об этой сокровищнице мирового искусства на 11-ти листах экспоната.
Текст на листе: Эрмитаж возник в 1764 г как частное собрание Екатерины II. Ей были переданы из Берлина 317 ценных картин из частной коллекции живописца И.Э. Гоцковского в счет его долга, возникшего из-за неудачной попытки поставки зерна в русскую армию. Позже были еще приобретения ряда коллекций у других западных владельцев картин.
Через год Эрмитажу исполнится 260 лет. Создан по проекту архитектора В.В. Растрелли. Строительство дворца завершено в 1762 г. при царствовании Екатерины II. В структуру Госэрмитажа органически вошёл и Новый Эрмитаж. Создавался в 1842-1851 гг. Но если здания Зимнего Дворца предназначались для «жилья» царей и цариц, то Новый Эрмитаж был построен для публичного художественного музея.
Текст на листе: Новый Эрмитаж - первое в России здание, построенное в 1842-1851 гг. для публичного художественного музея. Известно своим портиком с десятью гиганскими статуями атлантов. Архитекторы - Лео фон Кленце, В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов. В здании размещена часть коллекции Государственного Эрмитажа.
Эрмитаж хранит и показывает всему миру (людям, приходящим и смотрящим полотна по интернету) ценнейшие коллекции произведений голландских, нидерландских, французских, немецких мастеров живописи. Отдельно отмечу уникальные полотна живописцев высокого Возрождения в Италии. Вглядись, читатель, в эти одухотворённые и полные жизни лица, прекрасные полу- и обнажённые тела.
Текст на листе: В собрании Эрмитажа представлены уникальные произведения мастеров живописи высокого Возрождения и других периодов развития изобразительного искусства Италии. В музее мы можем увидеть картины выдающихся мастеров кистьи Леонардо да Винчи, Перуджино, Рафаэля, Тициана, Каприоло, Мельци.
«Одним из самых интересных залов является зал, который посвящён фламандскому искусству XVII века. (Всего в музее собрано более 500 картин мастеров кисти Фламандии. – А.С.). Здесь представлены полотна известнейших художников того времени. Недаром в этом зале стоят кресла и скамейки. Пройти и мимоходом осмотреть такие потрясающие полотна, которые представлены здесь, — просто неуважение к этим необыкновенным явлениям искусства всемирного значения». (art-assorty.ru). Только собрание произведений фламандского художника Питера Рубенса (1577-1640) в Эрмитаже – одно из лучших в мире по количеству подлинных шедевров его кисти.
Текст на листе: Собрание произведений Питера Рубенса (157-1640) в Эрмитаже - одно из лучших в мире как по количеству подлинных шедевров его кисти, так и по широте охвата различных жанров изображений всех периодов его творчества.
В экспонате показана серия советских марок, изданных к 400-летию со дня рождения этого всемирно известного художника. Одна из миниатюр издана с купоном, который поясняет изданную серию.
Не случайно картине голландца Рембрандта Харменса ван Рейна (XVII) «Флора» в серии марок 1973 г. «Зарубежная живопись в музеях СССР» посвящён целый блок. Ведь на полотне показана супруга художника. Как пишет искусствовед, «страстные проявления чувств содержат портреты, на которых художник изобразил свою молодую жену Саскию. В них он использует формальные методы античной и антикизирующей художественной традиции в целях воплощения собственных душевных настроений». (smallbay.ru).
Текст на листе: В Эрмитаже находится одно из лучших собраний картин Рембрандта, величайшего голландского художника. Среди его известных работ: «Возвращение блудного сына», «Даная», «Молодая женщина, примеряющая серьги», «Диана и Ионафан», «Притча о работниках на винограднике», «Святое семейство», «Флора».
Богато представлена в Эрмитаже живопись Франции. А на почтовых марках – картины разных жанров: классицизма, рококо, романтизма, импрессионизма. На блоке, к примеру, Огюста Ренуара «Ребенок с кнутиком» мы видим резвящуюся на лужайке девочку. А может, - мальчика, ибо одевали детей этого возраста почти одинаково, независимо от пола. Вообще, Ренуар умел заинтриговать и приковать внимание почитателей к своим творениям.
Текст на листе: На марках вы видите работы представителей классицизма - Н. Пуссена; барокко - Луи Ленэна; рококо - А. Ватто, Ж.-Б. Грёза, Ф. Буше и Ж.-О. Фрагонара; романтизма - Э. Делакруа; а также - Ж.-Б. Шардена, прославившегося в области натюрмортов Ж.-К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара и постимпрессиониста Поля Гогена.
Государственный Русский музей (до 1917 года «Русский Музей Императора Александра III») — крупнейшее собрание российского искусства в мире. Его более чем 400 тысяч экспонатов размещены в пяти старинных дворцах.
Текст на листе: 120 лет исполнилось Государственному Русскому музею (до 1917 г. - Русский музей Императора Александра III). Собрание музея составляет почти 411 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства.
Среди асов русского изобразительного искусства назову имена наиболее известных художников, чьи произведения перенесены на почтовые марки. Это творения В. Боровиковского, А. Венецианова, К. Брюллова, И. Айвазовского, А. Саврасова, И. Шишкина, Б. Кустодиева, В. Васнецова, В. Сурикова, И. Репина, И. Левитана, М. Нестерова и многих других мастеров кисти.
Текст на листе: С 1992 г. Мраморный дворец - филиал Русского музея. Строился по проекту архитектора А. Ринальди. Снаружи и внутри облицован разными сортами мрамора.
Среди картин, расположенных в музее, - полотна русских мастеров кисти Бориса Кустодиева, Григория Мясоедова, Виктора Васильева, Федора Васильева, Василия Сурикова, Ильи Репина, Николая Ульянова, Козьмы Петрова-Водкина, Исаака Левитана, Петра Кончаловского и других художников.
В филателистической работе должное внимание уделено показу дворцово-парковых ансамблей в окрестностях северной столицы. Прежде всего, конечно, - Петродворцу, которому через два года исполнится 320 лет. Любуясь изумительными по красоте скульптурами, неповторимой архитектурой старых зданий, с трудом веришь, что всё это в годы фашистской оккупации было основательно разрушено и долго восстанавливалось реставраторами. Например, один из старейших петергофских фонтанов «Нептун» был окончательно приведён в свой первоначальный вид только шесть лет назад.
Текст на листе: Фонтан "Самсон" - визитная карточка всего Петергофского комплекса. "Нептун" - один из старейших фонтанов, был разрушен и разграблен немецкими оккупантами в 1942-43 гг. Окончательно восстановлен в 2016 году. Красивейший вид со стороны Петродворца открывается на Морской канал с его фонтанами.
По сообщению Википедии, «Царское Село — музей-заповедник в городе Пушкине, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации в марте 1918 года». Жемчужиной Царскосельского Екатерининского дворца является знаменитая Янтарная комната. Так как во время войны она бесследно исчезла, в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, нашими мастерами Янтарная комната была воссоздана заново.
Текст на листе: В Царском Селе (ныне - г. Пушкин) находилась официальная летняя резиденция российских монархов Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Царскосельский Екатерининский дворец строился по проекту Ф. Растрелли. Сильно пострадал во время немецкой оккупации. Восстанавливается по сей день. Только в 2010 году открыта в этом дворце для посещения воссозданная знаменитая Янтарная комната.
Российские и туристы из-за рубежа не обделяют своим вниманием другой дворцово-парковый ансамбль, «Павловск». Он также подвергся варварскому разрушению и разграблению «цивилизованными» арийцами. Музейный комплекс также восстановлен и радует глаз тысячам посетителей.
Текст на листе: С 1786 года ведет свое начало Павловский дворец (архитектор Ч. Камерон). Сооружение является изюминкой дворцово-паркового ансамбля "Павловск". В 1941-1944 гг. находился под оккупацией фашистов. Они разграбили дворец, испортили мосты, вырубили более 70 тысяч деревьев, а при отсуплении сожгли постройки.
Если человек, посетив город на Неве, не бывал хотя бы рядом со старинным зданием № 3 по Университетской набережной, то можно ли утверждать, что он был в Петербурге? А именно в этом доме расположилась знаменитая на весь мир Кунсткамера – первый музей в России, учреждённый императором Петром Первым.
Текст на листе: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) - первый музей России, утвержденный Петром I. Обладает уникальной коллекцией предметов старины об истории многих народов мира. Из-за обилия материалов в 1830-х гг Кунсткамера дала "путевку" в жизнь музею Зоологического института РАН, Минералогическому - им. А.Е. Ферсмана, Ботаническому институту им. В.Л. Комарова.
Следующее историческое наследие города – Центральный военно-морской музей. Является одним из крупнейших морских музеев мира. Его экспонаты не только размещены в зданиях, но и пришвартованы (надводные и подводные суда) к набережным Невы.
Текст на листе: Один из старейших музеев страны и один из крупнейших морских музеев Центральный военно-морской музей (ЦВММ) - объект морского и историко-культурного наследия. До 2012 г. находился в здании Биржи на стрелке Васильевского острова. Сейчас экспонаты размещены в отремонтированных бывших Крюковских казармах.
Среди петербургских своеобразных хранилищ истории страны и города автор экспоната отдал предпочтение мемориальному музею А.В. Суворова, своеобразному музею - Нарвским триумфальным воротам, музею политической истории (бывший музей Великой Октябрьской социалистической революции), музею Арктики и Антарктики.
Текст на листе: Суворов А.В. стал первым в России человеком, в честь которого был возведен мемориальный музей. Автор проекта - А.И. фон Гоген. Здание построено в стиле старинных русских крепостных сооружений. На фасаде сооружения размещены две мозаики "Отъезд Суворова в поход 1799 г." и "Суворов, пересекающий Альпы". Авторы-мозаичисты М.И. Зощенко и Н.Е. Масленников соответственно.
Ну, и, конечно, не забыто в работе интереснейшее собрание артефактов по истории российской почты – Центральный музей связи им. А.С. Попова. Ему недавно исполнилось 150 лет. Автор до сих пор сожалеет, что ему так и не удалось попасть внутрь этого исторического здания в Почтамтском переулке.
Текст на листе: В 2017 году Центральному музею связи им. А.С. Попова исполнилось 145 лет. Это один из старейших научно-технических музеев мира. Среди других уникальных предметов в нем можно увидеть Государственную коллекцию знаков почтовой оплаты.
Тематически музей посвящён истории развития различных видов связи, включая почту, телеграф, телефон, радиосвязь, радиовещание, телевидение, космическую связь, современные технологии связи. В музее хранится Государственная коллекция знаков почтовой оплаты.
Текст на листе: В истории почтово-телеграфного дела известны две личности К.К. Людерс и Н.Е. Славинский. Первый был директором Телеграфного департамента Российской Империи и основал Телеграфный музей (ЦМС им. А.С. Попова). Второй был первым директором этого музея, а также - первым редактором "Сборника распоряжений по Главному управлению почт и телеграфов" и "Почтово-Телеграфного журнала".
Да, простит меня посетитель, что не показал людей, благодаря которым мы можем видеть в системе шедевры российского и мирового искусства. Хотя им уделено место в экспонате. Я просто упомяну их. Это Б.Б. Пиотровский (Госэмитаж), А.И. Зеленова (Павловский музей), Л.Н. Белова (Музей истории града на Неве). А портреты основателя Телеграфного музея К.К. Людерса и первого директора музея связи Н.Е. Славинского вы можете лицезреть на листе филателистической работы (см. выше).
Окончание следует...
Алексей Сухарев
Часть I
Часть II