Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
2022-10-31 11:19:06, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Продолжаем знакомить вас с докладами, которые опубликованы в сборнике XIII научно-практического семинара по истории почты и филателии. Предлагаем вашему вниманию интересную работу А.П. Дьяченко.
* * *
В этой статье описаны филателистические материалы, связанные с российско-американскими отношениями. Многие знаменитости из США в разные годы побывали у нас и проявляли неподдельный интерес к нашей стране. Обзор марок с портретами этих известных людей напомнит нам о деталях их поездок в Россию и СССР.
ДЖОН ПОЛ ДЖОНС (1747 – 1792)
Капитан Дж.-П.Джонс, флотоводец и общественный деятель был поистине легендарной личностью. Он находился на службе в России в течение нескольких лет. Джонс приехал в нашу страну по приглашению императрицы Екатерины Второй, которая много слышала о его военных подвигах. 23 апреля 1788 года Джонс прибыл в город на Неве. Капитан Джонс участвовал в одной из русско-турецких войн и проявил себя как талантливый морской офицер. Филателистам, коллекционирующим материалы на петербургскую тему, обязательно следует отразить эту выдающуюся личность в своих собраниях.
И это совсем не трудно сделать. Дж.-П.Джонсу посвящена марка США и почтовые выпуски других стран. Он участвовал в войне за независимость и проявил себя как талантливый флотоводец, проявляя чудеса храбрости. В Петербурге он познакомился с Тадеушем Костюшко. На стене дома 12 по Гороховой улице есть посвященная ему мемориальная доска.
Джонс скончался в Париже и был временно захоронен во Франции, а затем его заспиртованное тело было перевезено в США и там захоронено окончательно.
Существует проект установления памятника адмиралу в Кронштадте. На месте будущего памятника сейчас находится мемориальная стела.
ДЖОН КВИНСИ АДАМС (1767 – 1848)
Совсем недавно в России вышла новая марка с изображением Казанского собора (выпуск посвящён Международному юридическому форуму, номинал 55 руб., художник-дизайнер С.Капранов). Среди деятелей мировой политики и культуры, посетивших собор, мы находим американского дипломата Джона Квинси Адамса (1767 – 1848), который был послом США в России и прожил несколько лет в городе на Неве. Он был назначен послом США в Российской Империи в 1809 году. Его жалованье было небольшим и Адамс не мог принимать гостей, хотя сам ходил в богатые дома. Это тяготило его.
Адамс оставил оригинальную мемуарную книгу, в которой он с большим числом подробностей описал свою жизнь в Петербурге. Это бесценный исторический источник. В книге есть данные о русской науке, здравоохранении, о жизни королевского двора. Большую историческую ценность представляет оценка высказываний аристократии о Наполеоновских войнах, а вот слова Адамса об иконе Казанской Божьей матери были резкими и даже унизительными для традиции русской иконописи. Вот мы и не приводим их здесь, зато помещаем марку с изображением собора.
При этом очень важно, что автор книги знал многих известных людей и при этом, обладая подлинным литературным даром, образно описывал жизнь в Петербурге, причём остро критиковал бюрократизм. В 1814 году он был направлен послом в Англию, а впоследствии стал президентом США. Очень соблазнительно думать, что его мог видеть юный Александр Пушкин среди гостей Царскосельского лицея.
Марки с портретом Дж.Квинси Адамса могут по праву занять достойное место в коллекциях на тему «Зарубежная Россика». Интересно также и то, что роль знаменитого дипломата и политика в одном из фильмов США сыграл знаменитый Энтони Хопкинс.
ДЖЕЙМС УИСТЛЕР (1834 – 1903)
Автор этих строк уже выступал на страницах данного сборника со статьёй о выдающемся американском художнике Джеймсе Уистлере (1834 – 1903). Его картина «Портрет матери» является признанным мировым шедевром (Илл.3, марка по эскизу президента США Ф.-Д. Рузвельта вышла в 1934 году и вошла в десятки филателистических викторин). С тех пор в мире вышло немало почтовых миниатюр, отразивших картины маслом, выполненные в манере Уистлера. В расках настоящей статьи нам важно, что этот талантливый художник в детстве совершил увлекательную поездку в Россию, учился в Академии художеств в Петербурге у знаменитого П.А.Федотова. Уистлер по праву считается одним из крупнейших импрессионистов, он признанный новатор как в области колорита, так и в области живописной манеры.
Уистлеру посвящали и продолжают посвящать почтовые эмиссии многие страны, но, к сожалению, среди этих выпусков немало нелегальных (так называют сегодня нежелательные почтовые эмиссии). Маркоиздателей впечатляет и уистлеровская цветовая гамма, и типаж трогательной лирической героини. Но при этом разрешения у музеев, где хранятся картины, никто не спрашивает, правила издания почтовых марок оказываются нарушенными и очень красивые миниатюры попадают в черные списки. Сам Уистлер в жизни был эксцентриком, шутником и любителем розыгрышей, но закон никогда не нарушал. Поэтому необычно видеть поверх репродукций красивых марок диагонально напечатанное крупными буквами слово ILLEGAL – незаконная почтовая эмиссия.
Существует легенда о том, что среди шалостей юного Джемми есть один эксцентричный поступок. Он якобы пытался развязать понтонный мост через Неву, но был замечен полицейскими. Это, скорее всего, легенда, хотя мы знаем, что Джемми Уистлер и в детстве был озорником, любил шутки и смех. Однажды он пришел в Гостиный двор и попробовал по-русски сформулировать просьбу о покупке… лошади. Но хорошо одетого иностранного мальчика, скорее всего, не поняли…
МАРК ТВЕН (1835 – 1910)
В поле нашего зрения попадает и популярнейший прозаик Марк Твен (1835 – 1910) (Илл.4,5,6). Его замечательные книги выходили в нашей стране огромными тиражами, несколько произведений были успешно экранизированы. Многие отечественные сатирики и юмористы вдохновлялись стилистическими приемами Твена. Приятно осознавать, что образ писателя и герои его книг нашли достойное отражение в мировой филателии.
Во время своего визита в Россию (это было частью плавания на пароходе «Квакер-сити») знаменитый прозаик в качестве туриста посетил Севастополь, Одессу и Ялту, был в Ливадийском дворце. Он очень удивился, что с него (туриста!) за вход во дворец не взяли денег. Писатель сделал вывод о том, что русские очень любят показывать гостям достопримечательности страны.
Интересно, что Марк Твен был одним из авторов приветственного адреса, врученного императору Александру Второму, рукопись которого дошла до наших дней. Это бесценный исторический документ.
Марка СССР 1960 года, посвящённая писателю, в течение многих лет использовалась при составлении филателистических викторин, так как очень заманчиво звучал вопрос: На какой марке изображен памятник литературным героям? Ну, конечно же, это марка СССР, отдающая дань не только писателю Марку Твену, но и героям его книг. Мы видим на ней скульптуру Тома Сойера и Гека Финна. Отметим здесь, что знаменитому юмористу и сатирику посвятили марки и другие страны.
ДЖОН РИД (1887 – 1920)
В 1987 году в СССР вне плана была выпущена марка в честь знаменитого американского журналиста Джона Рида (1887 – 1920). Ранее в бывшей ГДР выходила марка с обложкой книги «10 дней, которые потрясли мир», созданной по методу фотомонтажа выдающимся немецким авангардистом Джоном Хартфильдом.
Рид написал по-настоящему правдивую книгу. Он скрупулёзно собирал факты о русской революции, беседовал с участниками событий. Обращало на себя внимание то, что аналогичной книги, написанной на русском языке русскоязычным автором, в те годы не существовало. Даже заклятые враги большевизма отмечали яркий репортерский талант Рида. Его манере открыто подражали журналисты многих стран.
Интересно, что многие марки, посвященные штурму Зимнего дворца, вызывают ассоциации именно с произведением Джона Рида, а также с фильмом С.Эйзенштейна «Октябрь», который стал своеобразной экранизацией этой легендарной книги. В СССР появилось мужское имя Джонрид, которое имело ограниченное распространение, причем его носило несколько довольно известных людей. А режиссер С.Бондарчук посвятил знаменитому журналисту киноэпопею «Красные колокола», в которой снялся знаменитый Франко Неро.
Марка СССР 1987 года появилась накануне 70-й годовщины Октябрьской революции, и когда филателисты пришли на почтамт гасить конверты к этой дате и узнали о выходе почтовой миниатюры, посвященной знаменитому журналисту, это было настоящим праздником для любителей общественно-политической тематики.
ВАН КЛИБЕРН (1934 – 2013)
Очень хотелось бы увидеть на марке портрет выдающегося американского пианиста Вана Клиберна (1934 – 2013), и автор этих строк не теряет надежды, что такая марка обязательно появится. В 2023 году исполнится десять лет со дня смерти музыканта, а в 2024 году – 90 лет со дня его рождения. Любая из двух дат могла бы стать поводом для выпуска почтовой миниатюры.
Хорошо, что существует клубный конверт, посвященный знаменитому пианисту. Этот малотиражный конверт был выпущен Малым предприятием «Филателия» в самом начале нашего столетия. Сохранился и прошедший почту конверт, адресованный знаменитому писанисту. Ван Клиберну отдали должное частные издатели самодельных фотооткрыток, но не известно, есть ли экземпляры этих трогательных самоделок, прошедшие почту.
В 1958 году Ван Клиберн стал лауреатом Московского международного конкурса им. П.И.Чайковского, и его популярность в нашей стране стала просто фантастической. Образ обаятельного и культурного американца, искренне уважавшего Россию и прекрасно игравшего Чайковского, тронул сердца советских людей (причем не только меломанов, но и широких масс).
Ван Клиберн любил работать ночью, он был совой. Известно также, что он регулярно посещал церковь. Поклонники музыканта ищут в генезисе его имени связь с именем Иван, но это лишь домыслы. А фантастическая слава музыканта в нашей стране – неопровержимый факт.
САМАНТА СМИТ (1972 – 1985)
Имя американской школьницы Саманты Смит (1972 – 1985) известно сегодня далеко не только филателистам. Представители среднего поколения хорошо помнят общественно-политическое движение «Дети как миротворцы», которое было призвано разрядить напряжение в мире.
К сожалению и сегодня, когда информация разных стран друг о друге стала более доступной (не в последнюю очередь благодаря Интернету), международная напряженность накалена до предела. Большая надежда на детей, ведь взрослые не смогли найти общий язык в условиях холодной войны.
Саманта Смит, американская школьница из штата Мэн, написав письмо Ю.В.Андропову и получив приглашение посетить СССР, проложила путь к мирному общению детей. Андропов ответил на письмо. Саманта приехала к нам, познакомилась с жизнью в Советском Союзе. Она посетила Москву и Ленинград, побывала в Артеке, получила много подарков. Впечатления от поездки в СССР были очень яркими.
Вскоре Америку посетила советская школьница Катя Лычёва. Движение «Дети как миротворцы» набирало силу. Жаль, что сейчас нет подобных инициатив и американские школьники получают, мягко говоря, неверную картину России.
А скромная почтовая марка СССР с портретом Саманты Смит стала настоящим подарком для филателистов. Её тираж составил 2 600 000 экземпляров. Художником выступил Ю.Арцименев. Эту почтовую миниатюру можно по праву назвать памятником эпохи.
НОРМАН РОКУЭЛЛ (1894 – 1978)
В мае 2022 года было отмечено 100-летие Пионерской организации. В связи с этим упомянем здесь картину «Класс в русской школе» (слово советский американцы почти что не признавали). Эту картину (не приводим здесь марку, так как на ней картина показана фрагментарно и со значительным уменьшением) никогда не воспроизводили в СССР (не только на марках, но и вообще нигде). Но почему? Ведь дети нарисованы правдиво и похожи на московских школьников. Дело в том, что вместо учительницы в центре класса – прямо на учительском столе стоит… бюст Ленина, и школьники благоговейно смотрят именно на него, а не на учительницу, которая на картине вообще отсутствует.
Однако такого не было. Да, портрет Ленина был в каждом классе, но только не скульптурный, а чаще всего графический. Иногда живописный, изготовленный методом тиснения по ткани… И висел он строго над доской. Ну а бюст Ленина, как правило, был один на всю школу и стоял в Ленинском зале. Детям следовало бы слушать учительницу (а образы учительниц Роквелл любил), а не таращиться на гипсовую голову Ленина, водружённую на учительский стол.
Показательно, что внимательный к деталям Роквелл сделал ошибку. У девочки в центре картины имеются сразу октябрятская звездочка и пионерский галстук. Звездочка здесь явно лишняя, так как класс пионерский. А в остальном бытовые детали воспроизведены хорошо! Художник побывал в Москве, и для него было организовано посещение школы. И картина удалась! Однако в 1973 году она была похищена из музея, но затем всплыла на аукционе и в 1989 году ее приобрел за 200 000 долларов знаменитый режиссер Стивен Спилберг. Его даже пытались обвинить в приобретении пропавшего произведения искусства, но он ничего об этом не знал и доказал в суде законность приобретения картины. Существует юмористический рисунок, на котором герои фантастических фильмов Спилберга торжественно несут картину (из здания суда?) домой.
Роквелл всегда производил впечатление волшебника, знающего подходы к сердцам зрителей. Он рисовал очень трогательные сценки из обыденной жизни и делал это с необыкновенным мастерством. Все бытовые детали на его картинах столь тщательно прорисованы, что полотна оставляли впечатление фотографий. И фотоподобие на картинах художника не отталкивало, а восхищало! Не в этом ли заключается успех многочисленных серий марок, воспроизводящих картины Роквелла.
Жизнь художника прошла в постоянном труде. Он много сделал для совершенствования книжной иллюстрации и журнальной обложки. Он продолжил традиции бытовой живописи европейских стран, прежде всего Голландии, и создал жанр композиции на бытовую тему, которого ранее не было в искусстве США. Здесь сочетались юмор и благоговение перед повседневной жизнью.
Биография художника не очень богата на внешние события. Норман Роквелл родился в феврале 1894 года в Нью-Йорке. Он рано решил заняться изобразительным искусством. Его учителями были художники Томас Фогарти и Джордж Бриджман. Еще в юном возрасте Роквелл стал рисовать иллюстрации для журнала «Бойз лайф», добился успеха и впоследствии не порывал контактов с редакциями журналов для юношества. Детская и молодежная тема захватила его на всю жизнь и это нашло широчайшее отражение в почтово-филателистических материалах.
Роквелл не был в «мейнстриме», то есть в гуще современных течений в искусстве. Его неудержимо влекло к европейской классике. Не забудем, что в первой половине ХХ века в США появились разного рода авангардистские направления, расцветала абстрактная живопись. Но Роквелл прошел мимо этих новейших течений. Этот самобытный художник решил посвятить себя бытовой живописи. В период, когда в искусстве США наблюдался отказ от повседневной тематики, постоянно менялись направления и стили, возникали новые радикальные художественные школы и теории искусства (абстрактная живопись и так называемая «живопись цветовых полей», которая нашла широкое отражение на марках многих стран и в целом повлияла на эстетику оформления конвертов и других почтовых документов), Роквелл твердо решил отражать в своих работах повседневную жизнь. Он и раньше делал это, когда в юности рисовал школьников и бойскаутов. В 1930-е годы он расширил круг тем, обратился к теме рабочего человека и начал воспевать в своих картинах труд людей разных профессий, от клепальщика до астронавта.
Он не забыл о теме детства и создавал целые сюиты картин о жизни детей и подростков, отдавая дань школьной жизни, маскарадам и карнавалам, дворовым играм и диалогу старших с младшими.
Жаль, что подробности поездки Роквелла с супругой в Москву нигде не описаны. В какой гостинице они жили? Кто встретил их на пороге школы? Сохранились ли фотографии, которые американские репортёры сделали в помощь Роквеллу? Наверное, здесь можно найти много интересных фактов. И ещё одно. В связи со столетием Пионерской организации многие филателисты высказались о марках на пионерскую тематику, показали широкой публике сканы марок и конвертов прошлых лет… Но художника из США, первым из крупных художников капиталистического мира отразившим пионерскую тему, к сожалению, никто не вспомнил…
АНДЖЕЛИНА ДЖОЛИ (р.1975)
В июле 2010 года нашу страну посетила Анджелина Джоли (р.1975). В Москве она останавливалась в отеле «Кемпинский-Балчуг». В связи с премьерой фильма “Солт” возникло смешное словосочетание «Солт земли русской».
У актрисы сложное отношение к современной России и вряд ли она скоро вновь приедет к нам. Отметим, что Анджелине Джоли посвящено немало почтовых миниатюр, в том числе выпущенных бывшими советскими республиками. Маркоиздатели, как правило, эксплуатируют красивую внешность актрисы, правильные черты лица. Но есть и марки, в которых отражена общественная деятельность А.Джоли, которой она занимается очень давно. Ее отчеты о благотворительных поездках опубликованы и в нашей стране.
С именем Джоли связан ряд интересных лингвистических явлений. Ну хотя бы знаменитое слово Бранджелина – оно образовано по принципу портманто. Слова словно вставлены одно в другое. «Джоллипитты» – еще один неологизм, хотя давайте отметим, что сфера применения этого слова пока не устоялась. Одни журналисты называют им саму супружескую пару, а другие – их детей.
Существует двойная норма ударения: ДжолИ и ДжОли. Ну и еще почему-то принято иногда использовать двойную фамилию – Анджелина Джоли-Войт. Сокращенное имя ЭНДЖИ также вошло в русский язык благодаря Анджелине.
Упомянем здесь и фильм «Primeval Sin» с Антонио Бандерасом. «Primeval Sin» – не столько «Соблазн», сколько «Первородный грех». Это своего рода плутовской роман. При переводе названия как «Соблазн» вечный библейский смысл просто исчезает…
Ну а в фильме «Солт» звучит плохой русский язык. Может быть, если бы фильм был совместным, слова на русском языке были бы выговорены более правильно… Вот что сказала актриса в интервью Галине Галкиной: «Русский язык очень трудный. Я убедилась, что очень сложно правильно говорить по-русски. Но это очень красивый язык потому, что он может быть сильным, но, в то же время, очень чувственным и изящным – в зависимости от того, кто и как на нем говорит. Мне русский очень нравится». В соответствии с устоявшейся традицией работы с юными филателистами можно найти марки, которые ассоциативно связаны с образом актрисы. Давайте, например, вспомним некоторые характерные цитаты. В фильме про Лару Крофт есть трогательная сцена, в которой леди Крофт читает письмо от отца. В нем цитируются известные строки Уильяма Блейка “В одном мгновении видеть вечность…».
Уильям Блейк изображен на двух марках (СССР и Румынии), и они понадобятся нам в связи с Ларой Крофт. Есть и интересные лингвистические явления, которые можно проиллюстрировать марками. В связи с усыновлением и удочерением, появился термин Королева-мать, напоминающий нам о материнстве актрисы. А название статьи «Анджелина и король» относит нас, представителей старшего поколения, ко временам знаменитого фильма «Анжелика и король». Это удачное лингвистическое обыгрывание хорошо знакомого названия.
Интересно, что для тематической подборки об актрисе нам понадобится ещё и марка СССР с… комсомольским значком. Существовал проект российско-итальянского фильма о любви, в сценарии которого подразумевалось, что советскую комсомолку 1930-х годов будет играть Анджелина. Фильм не был снят. Нам не известно, как актриса отреагировала на это предложение и примеряла ли она блузку с комсомольским значком. Да и видела ли она этот значок, его довоенный вариант? В коллекции автора этих строк есть газетная вырезка с сообщением об этом проекте.
При изображении Анджелины художникам часто помогает образный строй произведений плакатной графики, который предложил в 1890-е годы знаменитый художник Альфонс Муха (1860 – 1939), автор первых марок Чехословакии. Создав типаж нежной лирической героини, Муха снискал себе славу одного из крупнейших художников-плакатистов Европы и мира.
И наконец, говоря о чешских корнях актрисы, можно вспомнить такого художника как Гаррисон Фишер (1875 – 1934), которому посвящены как открытки, так и марки. Он напряженно искал свой идеал красоты и в результате создал типаж, названный в его честь «Фишеровской девушкой». Во многих графических портретах Анджелины чувствуется прямое влияние Фишера.
Отметим ещё и то, что на аукционах время от времени появляются марки с портретами актрисы, которые погашены не на конвертах и не на открытках, а… на банкнотах США. Эти лоты стоят довольно дорого, дороже чем чисто филателистические материалы на данную тему.
Поскольку марок об Анджелине Джоли становится всё больше, можно ожидать, что они со временем будут обобщены и каталогизированы. В своё время А.Д.Гдалин зафиксировал возвращение Горького из Италии в СССР почтовой карточкой, прошедшей почту в Москве в день приезда Горького. Может быть, можно найти аналогичное почтовое отправление с датой на штемпеле, фиксирующей день премьеры фильма с участием Анджелины Джоли или день ее приезда в Москву (это в авторе этих строк говорят уроки талантливого филателиста А.Д.Гдалина).
Мы перечислили в этом кратком очерке далеко не всех знаменитых американцев, посетивших нашу страну. Например, в планы автора входит проиллюстрировать марками визит в СССР знаменитого прозаика Джона Стейнбека, но это дело будущего. К тому же рамки статьи не позволили нам рассказать об американских космонавтах, которые были нашими гостями, упомянуть дар Арманда Хаммера Эрмитажу – картину Гойи «Портрет актрисы Антонии Сарате» (блок СССР из двух марок получился очень красивым), представление Гарри Гудини в Петропавловской крепости и многое другое. Завершая разговор о путешествиях знаменитых американцев в Россию, хотелось бы подчеркнуть, что эта тема может многое дать юным филателистам в плане познания мира. И подробное филателистическое освоение этой темы ещё впереди.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)