Интерактивная филателия
2022-10-13 13:52:15, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Завершил свою работу XIII научно-практический семинар по истории почты и филателии. Прошел он плодотворно и интересно. Его итоговой точкой стал сборник методических материалов, которые будут использоваться для научных и исторических изысканий.
Если раньше все желающие могли скачать статьи с сайта Музея связи им. А.С. Попова, или купить сборник в печатном варианте, то в этом году тираж был крайне ограниченным и достался только авторам статей.
Филателисты ищут любую возможность, чтобы ознакомиться с материалами семинара. Поэтому мы решили познакомить вас с некоторыми докладами и начнем с работы нашего редактора «Интерактивная филателия».
* * *
В результате многолетнего общения с коллекционерами подмечено, что ощущается нехватка интерактивного общения. Филателисты хотят не просто находиться в своем личном «мирке марок». Они стремяться пополнять свой багаж знаний, открывать новое и неожиданное, делиться впечатлениями, соизмерять свои знания с другими, да и просто – соперничать.
С фактическим сокращением печатных филателистических изданий и расширением возможностей интернета, естественно, возникли новые, интерактивные формы взаимодействия филателистов, которые мы обобщили и сформулировали в термине «интерактивная филателия».
Эта идея формировалась из очевидной потребности людей общаться. И мы вскоре поняли, что современное общение филателистов очень сильно отличается от того классического общения, когда они обменивались филателистическим материалом и заодно - информацией или «веселыми историями», ходили на выставки или посещали Клуб по интересам. Сейчас такое «клубное» общение заметно сокращается, при этом филателисты все больше времени проводят в интернете. Даже «старички» его быстро и с успехом освоили, что мы можем наблюдать на примере портала Филателия.РУ, где фактически на наших глазах родилась и стала развиваться «виртуальная филателия».
Этот термин мы ввели в обиход еще в 2014 году после появления мобильного приложения-игры «Коллекционер», анонсированное на осенней выставке «Россика-2013». Об этом подробнее было выступление с докладом на конференции 2015 года.
Какой основной вывод мы сделали из той огромной популярности игры, в которой марки были виртуальными? Ведь в игре участвовало большое количество людей и молодежи, кто настоящих марок никогда и не видел. Что филателия как увлечение популярна и интересна – это нам было и так понятно. А основной вывод заключается в том, что в своих увлечениях людям нужно общение, которое может успешно проходить в виртуальной среде, посредством интернета, с использованием всех его коммуникативных возможностей.
Филателистический Марафон
В конце 2020 года, в рамках проекта Филателия.Ру, в качестве новой формы взаимодействия с филателистами нами был опробован Филателистический марафон.
До этого мы подключили к своим ежедневным новостям, заметкам и статьям опцию комментариев, которой филателисты стали охотно пользоваться, из чего и начала возникать дискуссионность. Кто-то может скажет: «Эка невидаль! Форумы уже сто лет существуют». Тем не менее, эта опция стала популярной. Наши комментарии модерируются, что позволяет избежать всех тех недостатков, которыми, к сожалению, изобилуют форумы. Далее дискуссионность мы поддержали регулярными опросами.
Особой популярностью стали пользоваться, ставшие уже традиционными, опросы «Самая лучшая марка года» (в 2021 году в данном опросе приняло участие 268 человек) и «Самая неудачная марка года». Кстати, мнения филателистов не всегда совпадает с результатами, приводимыми АО «Марка».
Были у нас опросы по «злободневным» темам. Например:
- Что вы ждете от VIII съезда СФР?
- Как вы относитесь к реставрации марок.
- Что лучше размещать на марках России.
- Ваше отношение к ошибкам на марках.
- Может ли обман быть во благо филателии?
Что касается комментариев, то это не два-три слова, а развернутые ответы, которые иногда ложатся в основу статей, объединенных дискуссионной рубрикой «Круглый стол».
Еженедельно, начиная с 2015 года, от портала Филателия.Ру выходят тематические рассылки, на которые подписано 2723 человека и число подписчиков постоянно растет. Аудитория подписчиков включает также филателистов из Германии, США, Израиля, Доминиканы и практически всех стран ближнего зарубежья.
Первые рассылки были обычным дайджестом – кратким и лаконичным. Постепенно мы стали увеличивать количество новостей и иллюстраций, разбили материал на рубрики, добавили несколько «изюминок» в виде стихов и цитат известных людей. Но хотелось чего-то большего и интересного. Так в 2020 году у нас возникла идея проведения Конкурсов.
Принцип для конкурсов мы взяли простой, и он «выстрелил»! Мы брали фрагмент марки и предлагали филателистам-подписчикам отгадать, что это за марка? Ведь для нахождения правильного ответа требовалось либо иметь подобную марку и вспомнить ее фрагмент, либо просмотреть огромное количество марок-претендентов в каталоге или в интернете. По мере увеличения количества участников, расширялся и диапазон загадок. Вопросы стали охватывать различные области культуры, искусства и литературы. Постепенно филателисты втянулись в процесс и даже стали присылать свои вопросы.
Особую активность такого общения отмечалась в период локдауна. В тот момент мы старались привлечь читателей портала не только регулярными новостями и статьями, но и интерактивом. И именно конкурсы-загадки пришлись как нельзя кстати.
В декабре 2020 года мы объявили конкурс для фил. путешественников: «И я здесь был...», и предложили коллекционерам оформить свой рассказ о самом запоминающемся путешествии в их жизни марками тех мест, где они были или хотели бы побывать. Конкурс получил отклик, а мы – обратную связь и интересные статьи, написанные филателистами.
Тогда же юных коллекционеров мы пригласили принять участие в Виртуальной выставке по теме: «Флора и фауна». Здесь, конечно, активность была не очень высокой, но такой результат был ожидаем и предсказуем. Тем не менее, были интересные экспонаты, награды и счастливые лица победителей.
А далее….
Желающих показать свои работы с каждым разом становилось все больше. В виртуальной выставке, объявленном в декабре 2021 года, приняло участие более 30 человек, в числе которых были и взрослые, и дети. Мы не требовали классического оформления работ. Участникам предоставлялась полная свобода действий, что и привлекло большое число желающих и способствовало росту комментариев, обсуждений и даже «интриг» при проведении голосования на «Приз зрительских симпатий». Мы поощрили всех участников советом и похвалой, а призеров - грамотами и ценными призами (почтовыми марками). И опубликовали все присланные экспонаты, тем самым каждый участник имел равную возможность быть отмеченным.
Виртуальная выставка положила начало нашей традиции меценатства – адресной помощи, когда опытные филателисты выразили желание помогать и всячески поддерживать молодежь не только словом или советом, но и марками.
Но вернемся к рубрике «Загадки», которая настолько полюбилась нашим подписчикам, что мы стали получать от них благодарности и постоянно публикуем их в рассылках и на сайте.
Как уже упоминалось выше, в конце 2020 года у нас родилась идея «Филателистического марафона». Первый Марафон был «Новогодним». Мы хотели, чтобы филателисты провели зимние каникулы с пользой, всей семьей, увлеченно отгадывая наши загадки.
Марафон состоял из четырех Туров, в каждом - задания, на тему новогодних марок. Чтобы стать победителем, нужно было их все правильно выполнить! Задания были на знания истории новогодних марок, на внимательность, логику и эрудицию.
В первом Марафоне приняло участие примерно 10% от общего числа подписчиков. Мы считаем, что это очень хороший результат. Нам стали звонить и писать филателисты с просьбой продолжить Марафоны. Так, помимо ставшего уже традиционным Зимнего марафона, появился и Летний.
Также популярностью стал пользоваться Марафон ассоциаций - когда по отрывку из стихотворения нужно было подобрать марку, которая ассоциируется у читателей с предложенными строками.
Благодаря этому моменту у нас началось, и продолжается, активное общение с подписчиками посредством электронной почты и телефона. Мы очень хотели совместить коллекционирование и современные технологии. И у нас это получилось.
Очень надеемся, что помимо просто увлекательного процесса отгадывания загадок, кто-то из взрослых, может, вспомнит о своем детском увлечении и достанет запылившийся альбом с полки. А кто-то покажет марки своему ребенку. Но еще есть надежда, что дети и подростки, увлекшись поиском ответов на очередной Филателистический марафон, вдруг зададут этот, к сожалению, все реже произносимый вопрос: «А с чего начинается коллекционирование марок?».
Конкурсы и Марафоны, проводимые в рамках проекта Филателия.Ру, объединили не только российских филателистов, но и стали международными. География участников довольно широкая – Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Оренбург, Воронеж, Чувашия, Южно-Сахалинск, США, Белоруссия, Украина, Израиль.
Поистине - филателия вне границ! Цель и построение конкурсов заключались в расширении кругозора участников, в работе не только с филателистическим материалом, но и историческими и культурологическими источниками информации, а также в привлечении в филателию молодежь, тех, кто только-только начинает свой путь в увлекательный мир почтовых марок.
PS Кто хочет принять участие в Марафонах или попробовать свои силы в Загадках - нужно подписаться на нашу рассылку. Сделать это можно на главной странице нашего сайта, под новостным блоком.