Бабочки в русской культуре и науке
2022-08-02 09:11:26, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Бабочки — яркие и красивые создания природы радуют наш взгляд с ранней весны до поздней осени. Мы созерцаем их легкий полет, любуемся причудливым или графически лаконичным узором их крыльев. А как мы относимся к ним и что мы думаем о них? В данной статье автор попытался ответить на вопрос о месте бабочек в русской культуре и науке.
Образ бабочки уникален, потому что сочетает в себе хрупкость, бессилие и невероятное могущество, часто не подвластное ей самой. Бабочка летает на грани между жизнью и смертью, хрупкостью и могуществом, знанием и легкомыслием. Она неразрывно связана со смертью и возрождением. О бабочке и её таинственной связи с человеком, его душой размышляли многие поэты и философы.
А.С. Пушкин писал в своих стихах о бабочках такие строки:
Мы их любви в награду ждем,
Любовь в безумии зовем,
Как будто требовать возможно
От мотыльков или лилей
И чувств глубоких и страстей!
А.С. Пушкин (1799-1837) — гениальный русский поэт и рассказчик, основатель современного литературного русского языка и символ огромной России.
Почтовая марка СССР 1937 года с портретом А.С. Пушкина и ошибкой в перфорации,
а также зубцовая и беззубцовая проба цвета
Поэтические произведения, знаменитые сказки, основанные на русском народном творчестве, представляют бессмертное наследие великого поэта.
У многих из нас яркие детские воспоминания связаны именно с бабочками, этими прекрасными легкокрылыми созданиями. Юного Пушкина, бродившего по окрестностям родовой усадьбы Захарова и Больших Вязём, тоже окружали бабочки. Поэтому не случайно, что во многих своих произведениях Александр Сергеевич упоминает эти чудесные создания, чтобы придать своим стихам еще большую лёгкость и выразительность:
Так бедный мотылек и блещет
И бьётся радужным крылом,
Плененный школьным шалуном.
Телеграмма СССР 1986 года с изображением цветов и бабочки
В поэзии бабочки чаще выступают в качестве символа свободы, любви и надежды. Так воспринимали этих насекомых Василий Жуковский, Федор Глинка, Иван Бунин, Афанасий Фет, Аполлон Майков и другие русские поэты. Афанасия Фета (1820-1892) по праву называют певцом русской природы.
Художественный маркированный конверт с оригинальной маркой России 1995 года с портретом А.А. Фета
Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, высоких мыслей, он писал о самом простом и безгранично широком – о картинах природы. Природа поэта светла и многолика, она удивительно богата звуками и красками. Но главное, что она живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза существует целый мир обитателей природы: птицы, звери, насекомые. И именно последние заинтересовали нас как нельзя более, потому что именно насекомые чаще всего становились героями стихотворений поэта. Одной из ярких представителей поэзии Фета является бабочка, которая стала героиней одноименного стихотворения:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Тут поэтизация мгновенья, беспечности и легкости бабочки. Бабочка в стихотворении выступает символом свободы и беззаботности. Она красивая, изящная и беззаботная, наслаждается каждым мигом жизни.
Бабочки издавна привлекали внимание человека. Мало того, что их, без сомнения, можно считать самыми красивыми насекомыми. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле. Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках.
Почтовая карточка с оригинальной маркой Беларуси 2001 года с бабочкой в сказке и ее предварительный набросок
Образ бабочек встречается в произведениях множества русских писателей. В большинстве случаев образ бабочки служит воплощением красоты и гармонии окружающего мира. Ярким примером такого произведения может служить рассказ Михаила Пришвина «Охота за бабочкой». У Михаила Пришвина каждое произведение проникнуто любовью к природе. А именно этот рассказ учит не только любить, но и быть внимательными к окружающему миру. Образ бабочки как символ прекрасной, но ложной мечты создан А.П. Платоновым в рассказе «Разноцветная бабочка».
Телеграмма СССР 1966 года с разноцветной бабочкой
Здесь жизнь юного героя, гонявшегося за красивыми небесными созданиями, наполнена радужными мечтаниями и желаниями. Но однажды, погнавшись за прекрасной бабочкой, мальчик оказался в большой опасности далеко от дома. Бабочки-мечты увлекают его высоко в горы. В 1858 году знаменитый русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков написал очерк «Собирание бабочек», с подзаголовком «Рассказ из студентской жизни».
Владимир Набоков – классик одновременно русской и американской литературы. Бабочки вдохновляли Набокова-писателя. Неудивительно, что в его произведениях они встречаются нередко, как и сопутствующие им персонажи — энтомологи и коллекционеры. Бабочка становится его литературной визиткой, подписью, уникальным знаком, вдохновляющим символом. Пёстрые, лёгкие, свободные. Они порхают в его текстах всюду. Иногда, автор заостряет внимание, и даже пускается в описание экземпляра. А порой, бабочки упомянуты вскользь. Пролетают бесшумно по абзацам его рассказов и романов. Исследователи творчества Владимира Набокова подсчитали: он упоминал бабочек в своих произведениях 570 раз. В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения В.К. Арсеньева (1872 — 1930) – русского путешественника, ученого - этнографа, писателя и исследователя Дальнего Востока.
Почтовая марка СССР 1956 года с портретом В.К. Арсеньева и почтовая марка с разновидностью цвета
Он также был романтиком, который увлекается фотографией, рисует акварелью, собирает марки и бабочек. Арсеньев самолично изготовлял чучела птиц, заспиртовывал змей и ящериц, ловил жуков и бабочек. Среди всего многообразия пойманных им бабочек особо выделялся своей красотой хвостоносец Маака.
Почтовая марка СССР 1987 года с великолепной по красоте бабочкой хвостоносец Маака
Самый первый экземпляр этого вида бабочки с размахом крыльев 14 сантиметров был подстрелен из ружья казаком отряда Арсеньева. В своей книге "В горах Сихотэ-Алиня" писатель рассказывает об экспедиции, предпринятой им для обследования северной части горной области Сихотэ-Алиня в 1908–1910. Арсеньев так описывал свою встречу с бабочками: "Около самой воды над какой-то грязью во множестве держались бабочки средней величины кирпично-красного цвета с темными пятнышками на крыльях. Они все время то раскрывали, то закрывали крылышки, и тогда чешуйки на них переливались синими и лиловыми тонами. Иногда над рекой пролетали дивной красоты махаоны с черно-синими передними и изумрудно-синими с металлическим блеском задними крыльями. Последние имели длинные отростки на концах."
Бабочки заняли свое почетное место в истории живописи. Многие художники обращались в своем творчестве к образу бабочки. В.Д. Поленов – русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи. Поленов любил писать ярких легкокрылых бабочек. Его очень красивая работа 1877 года этюд «Бабочки» изображает целую энтомологическую коллекцию. Его полотно можно использовать как пособие для изучения различных видов бабочек.
Интересны живописные работы графа Федора Петровича Толстого (1783-1873). Его натюрморты называются обманки: на них некоторые детали изображаются как ненастоящие, зато другие, как живые. Посмотрите на его картины «Цветок, бабочка и муха» (1817), «Ветка малины, бабочка и муравей» (1818), «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820).
Почтовая карточка СССР 1962 года с натюрмортом Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
На них бабочки, как живые, порхают, садятся на цветы, фрукты. Они все очень разные, и ни одна из них не повторяется.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780 — 1847) — русский живописец, был мастером жанровых сцен из крестьянской жизни. Картина «Крестьянка с бабочками» является шедевром его творчества и создана в 1820 году. Бабочки, сидящие на руке крестьянки, говорят о веселой и непринужденной игривости летней поры. У него есть несколько полотен, посвященных полевым работам. Одно из них - «Жнецы» 1820 года.
Почтовая марка СССР 1968 года с изображением бабочек на картине А.Г. Венецианова «Жнецы»
Сюжет картины очень поэтичен. В короткие минуты отдыха крестьяне, мать и сын, любуются севшими на руку женщины бабочками. Возможно, такую сцену Алексей Гаврилович подсмотрел в жизни, прогуливаясь в полях возле своего имения, и она настолько впечатлила художника, что он решил создать такое произведение. «Жнецы» - работа светлая, наполненная тихой радостью от созерцания красоты природы. Бабочки нарисованы как живые, вот-вот вспорхнут и вылетят из картины. Это подчеркивает скоротечность момента встречи с прекрасным. Бабочки являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения, в той или иной интерпретации, часто появляются как на обложках научных книг, посвящённых природе, так и художественных произведений.
Почтовая марка СССР 1988 года с изображением бабочек на обложке книги
Русское слово «палех» во многих странах мира уже давно стало нарицательным. Под этим словом понимают произведения искусства палехских художников, создающих удивительные по красоте миниатюры на изделиях из папье-маше. Наиболее известными изделиями мастеров Палеха являются шкатулки и ларцы различных форм и размеров, а также лаковые панно, значки и другие сувениры. Основными темами произведений палехских художников являются персонажи русских народных сказок, пейзажи неповторимой русской природы и фольклор. Искусство Палеха – это поэзия в рисунке, она звучит, играет, переливается. Причудливые изображения бабочек также часто встречаются в палехской росписи.
Декоративный орнамент с бабочками на художественном маркированном конверте СССР 1974 года
Крылья радости, весеннего ветерка и чистого света, крылья надежды и изящества, мира и гармонии... Есть множество слов, чтобы описать красоту полета и цветов бабочки, и ни одного из них недостаточно, чтобы нарисовать их грациозную природу. Бабочки вдохновляли и очаровывали человечество на протяжении всей истории. Их изображения можно увидеть на бесчисленных предметах искусства и культурных ценностях, но особенно часто в ювелирных изделиях.
Художественный маркированный конверт СССР 1969 года с изображением броши в виде бабочки
Даже в архитектуре бабочки нашли свое отражение. Пансионат «Мотылёк», расположенный в дивном историческом уголке Анапы - это поистине райский уголок в самом центре курорта, который утопает в завораживающей цветочной гамме. Корпуса пансионата, построенного в 1965 году, имеют архитектурную надстройку в форме парящих бабочек.
Двусторонняя маркированная почтовая карточка СССР 1965 года
с изображением архитектурного комплекса пансионата «Мотылек»
Многие русские ученые занимались изучением бабочек и мотыльков. Одним из них является Карл Францевич Рулье (1814-1858) - русский естествоиспытатель, биолог-эволюционист, профессор Московского университета.
Почтовая марка СССР 1958 года с портретом К.Ф. Рулье
К.Ф. Рулье был одним из первых российских пропагандистов и популяризаторов естественных наук. Он говорил: «исследования фауны должны вскрывать и сложные взаимоотношения между отдельными элементами природы, где ‘и малейшее, ничтожным кажущееся, явление имеет свою важность, свое значение как часть целого, с которым оно связано самыми родственными, необходимыми узами’». Одной из его ведущих идей была мысль о необходимости сближения науки и практики.
Когда в 1846 году на территории восемнадцати губерний центральной России озимая совка (мотылек-вредитель) почти полностью уничтожила посевы озимой ржи, Рулье немедленно принялся за исследования, имевшие целью установить вредителя и отыскать методы и средства, чтобы предотвратить повторение этого страшного бедствия. Свои идеи он изложил в 1847 году в работе «О ржаном черве, поедавшем озимь в 1846 г. на пространстве осмнадцати губерний».
Почтовая карточка СССР 1965 года с предварительной оплатой почтового сбора за пересылку и изображением ржаного червя – гусеницы озимой совки
Теперь следует отдельно сказать о Мечникове, который с детства любил бабочек, который видел будущее здоровья человека и стремился к его улучшению для всех нас. Минуло 177 лет со дня рождения Ильи Ильича Мечникова (1845-1916) – известнейшего русского биолога, основоположника эмбриологии, лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине (1908г.).
Почтовая марка СССР 1945 года и ее разновидность с портретом Ильи Ильича Мечникова
Учёный – основатель первой российской бактериологической станции и разработчик вакцины, лечащей брюшной тиф и бешенство. Мечников основал учение об иммунитете и доказал, что человек способен жить до 100 лет. Илья Мечников обращал внимание: "Кому не случалось видеть летом, какое множество насекомых, привлекаемых светом, летит на лампы и свечи? Между ними встречаются жуки, поденки и всего чаще маленькие ночные бабочки. Покружившись несколько раз вокруг пламени, они обжигают крылья и гибнут в большом количестве." Мечников рекомендовал, что для истребления ночного лугового мотылька, гусеница которого уничтожает злаки и свеклу, следует зажигать на полях костры. Таким образом привлеченные светом, мотыльки падают в них и во множестве гибнут.
Почтовая карточка СССР 1965 года с предварительной оплатой почтового сбора за пересылку и изображением лугового мотылька
Илья Мечников первым открыл общественности секретное значение личинок восковой моли. Проведя исследования, он установил, что фермент, вырабатываемый личинками восковой моли, может разрушать восковую оболочку туберкулезных бактерий. Таким образом, личинка восковой моли во много раз увеличивает скорость излечения туберкулеза! Поэтому многие годы медицинские препараты на основе восковой моли применяют для лечения туберкулеза и других заболеваний. Мечников доказал, что восковая моль – единственное насекомое, личинки которого стоит использовать для устранения туберкулезной палочки.
Почтовая карточка Германии 1961 года с восковой молью
Экстракт личинок восковой моли является антибактериальным и противовирусным средством широкого спектра действия. В настоящее время российские специалисты значительно расширили спектр возможностей этого природного сырья и изготавливают из личинок восковой моли лекарства не только против туберкулеза, но и от сердечно-сосудистых заболеваний, для стимуляции иммунитета. Экстракт личинок восковой моли также положительно влияет на обмен веществ, снижает уровень сахара в крови, препятствует отложению жира в печени и стенках сосудов, снижает уровень холестерина.
Николай Иванович Вавилов (1887 – 1943) – всемирно известный русский ученый, внесший огромный вклад в развитие генетики, агрономической науки, систематику и географию культурных растений, разработку научных основ селекции.
Почтовая марка СССР 1977 года и марка с ошибкой (зеркальная печать) с портретом Н.И. Вавилова
Детскими увлечениями маленького Николая были наблюдения за животными и растениями. Среднее образование Николай получил в Московском коммерческом училище, которое было одним из лучших для своего времени в Москве. В училище Николай увлекся естествознанием. Он коллекционировал бабочек и растения для гербария. После окончания Московского сельскохозяйственного института Николай Иванович занялся исследованием проблемы иммунитета растений. Учение об иммунитете растений положило начало изучению его генетической природы.
Вавилов собирал уникальную коллекцию растений, чтобы на ее основе выводить в СССР новые сорта, которые могли бы намного повысить урожайность, противостоять засухам, сорнякам, вредным насекомым. Вавилову принадлежит ведущая роль в обновлении сортового состава кукурузы в стране. В Центрально-Черноземном регионе России кукурузный (стеблевой) мотылек способен снизить урожайность зерновой кукурузы на 20% и более. Поэтому Николай Иванович занимался проведением исследований по селекции устойчивых к кукурузному мотыльку гибридов кукурузы.
Почтовая карточка СССР 1965 с предварительной оплатой почтового сбора и изображением кукурузного мотылька
Результаты изучения устойчивости генетических ресурсов зерновых культур к вредным насекомым подтверждают сформулированные Н.И. Вавиловым законы естественного иммунитета растений к вредным организмам. Николай Иванович также подчеркивал большое значение минеральных удобрений для земледелия страны. Он отмечал, что обеспечение сбалансированных подкормок минеральными удобрениями в условиях хорошей влагообеспеченности создает предпосылки для формирования плотного колоса и снижает вредоносность питающихся на нем таких насекомых, как зерновая совка и др.
Почтовая карточка СССР 1965 с предварительной оплатой почтового сбора и изображением зерновой совки
Русский зоолог Борис Николаевич Шванвич (1889 — 1957) занимался изучением рисунка крыльев бабочек и мотыльков с так называемой покровительственной окраской крыльев и свой главный вклад ученый внес в обороноспособность страны. Он выяснил, что в основе уникального рисунка крыла лежит несколько поперечных темных полос на светлом фоне. При этом все они расположены в разных зонах крыла. Такой орнамент на крыльях насекомого создает так называемый расчленяющий эффект и дезориентирует хищников, поэтому его можно применять для маскировки военной техники.
Почтовая карточка СССР 1965 года с предварительной оплатой почтового сбора за пересылку и изображением мотылька яблонная плодожорка с покровительственной окраской крыльев
Разработки Шванвича в области мимикрии (сходство рисунка на крыльях бабочки или мотылька с объектом окружающей природной среды) нашли широкое применение при маскировке ленинградских объектов в годы Великой Отечественной войны, а также в таком камуфляже танков, используемых на фронте, что противник не смог обнаружить бронетехнику. Принципы маскировки, которые открыл Б.Н. Шванвич, помогли сохранить тысячи жизней в Великую Отечественную войну и работают до сих пор. Его работы по мимикрии бабочек и мотыльков до сих пор входят в программу ведущих вузов России.
Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900 — 1974) - советский учёный и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, Герой Социалистического Труда.
Художественный маркированный конверт России 2000 года посвященный юбилею М.К. Тихонравова
Он руководил созданием первых советских ракет с двигателями на жидком топливе, участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, автоматических межпланетных аппаратов. Он также увлеченно изучал и коллекционировал жуков и бабочек. М.К. Тихонравов писал, что «природа иногда указывает, как самые сложные задачи решаются с поразительной простотой» и далее продолжал «Ученые исследуют природу в разных планах, ищут ее законы. При этом они на каждом шагу обнаруживают, что птицы и насекомые чрезвычайно искусные летуны, а летательные аппараты их много экономичнее тех, которые построены человеком.
Насекомые, например, не меняя положения тела, с помощью одних крыльев с необычайной легкостью совершают в воздухе такие эволюции, которые недоступны для самых лучших самолетов». Как ни странно, но главным трудом своей жизни конструктор Тихонравов считал не планеры-рекордсмены, не первую ракету и даже не первый спутник, а энциклопедический труд о бабочках, который он сам и проиллюстрировал.
Художественный маркированный конверт СССР 1991 года с изображением космического аппарата и бабочки
31 мая 2022 года исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося российского ученого в области аэродинамики, газовой динамики и космических исследований академика Георгия Ивановича Петрова (1912-1987).
Почтовая карточка России 2012 года посвященная Георгию Ивановичу Петрову
Он внес неоценимый вклад в развитие сверхзвуковой авиации, принимал активное участие в работах, связанных с созданием космических аппаратов, которые дали возможность нашей стране впервые в мире выйти в открытый космос, а как организатор Института космических исследований АН СССР и первый его директор он вырабатывал и осуществлял первые программы исследований космического пространства при помощи этих аппаратов. Круг его интересов был чрезвычайно широк и ему близки были проблемы из совершенно разных областей науки. С ним можно было начать разговор о проблемах сверхзвуковой газодинамики, а кончить его анализом аэродинамики полета насекомых.
Он все знал о крыльях и досконально разбирался в принципах их работы. Это касалось любого крыла, будь то крыло планера, катера, птицы или бабочки. Георгий Иванович основательно изучил бабочек и часто рассказывал своим сотрудникам удивительные подробности из их жизни. Живейший интерес Георгия Ивановича вызывали проблемы машущего полета как в технике, так и в живой природе. Георгий Иванович трепетно любил и внимательно относился к живой природе. Он был страстным рыбаком. Но, по его рассказам, во время рыбной ловли для него главным было наблюдение за повадками рыб, птиц, бабочек. Поэтому неслучайно он привлекал студентов к изучению машущего полета, так как считал, что наблюдения за полетом птиц, насекомых и особенно бабочек может помочь в совершенствовании авиации.
Почтовая марка России 2006 года с бабочками в полете
Изучение крыла и летных способностей бабочек и других насекомых открывает бесконечное разнообразие оригинальных устройств для стоячего полета, парения, планирования, подъема, приземления. В мире насекомых обнаружено в то же время множество удивительно точно решенных задач не только из области аэродинамики, но и из многих других областей прикладной физики. Те, кто занимается оптикой, находят у насекомых неожиданные приспособления для различения частей спектра, разных состояний света, цвета, яркости, формы, позиций, расстояний...
Звучащие и воспринимающие звук устройства насекомых давно привлекают внимание конструкторов, работающих над совершенствованием разных средств беспроволочной воздушной и подводной связи... Ни одно насекомое не захватывает воображение человека так сильно, как бабочка. Уже несколько сотен лет маленькие дети и серьезные ученые ловят их сачками, прокалывают булавками и кладут под стекло. Каждое из этих потрясающих существ рассказывает свою историю о мире вокруг.
Автор всегда рад помочь филателистам в создании или совершенствовании филателистической коллекции бабочек. Адрес электронной почты автора: vladimirkachan@mail.ru
Владимир Качан, Беларусь