Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
2022-06-22 09:55:00, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Продолжение статьи А.П. Дьяченко. Начало>>>
Очень выразительно выглядит конверт Чехословакии, посвящѐнный годовщине битвы при Соколово. На конверте помещена батальная композиция, представляющая собой силуэт серого цвета. Художник нарочито огрубляет формы, чтобы создать ощущение суровости.
Таковы были особенности чешской графики тех лет — тонкость гравюры на стали (на марках) часто соседствовала с упрощением форм (на рисунках КПД).
На марке США, посвящѐнной Национальному мемориалу ветеранам Второй мировой войны, мы видим сам мемориал и эффектные силуэты деревьев, которые образуют изящное кружево.
При этом миниатюрные изображения людей, пришедших почтить память погибших, тоже абрисные. Художник Том Энджимэн пользовался приѐмами компьютерной графики, благодаря чему была достигнута высокая степень обобщения образа. Может быть, именно такой манеры исполнения не хватает подчас маркам и конвертам военной тематики.
Очень часто силуэтные изображения возникают на марках в виде побочного мотива. Это абрисные очертания леса на марках со сценами боѐв, небесная линия городов. В плане изображения «небесной линии» авторы марок могли бы позаимствовать некоторые приѐмы у создателей почтовых материалов других жанров — открыток и телеграфных бланков.
На открытках, изданных в суровые годы, часто помещали силуэты непобеждѐнных Москвы и Ленинграда как символы победы, мужества и стойкости защитников городов — редкие примеры из области коллекционирования, в которых ярко проявились традиции силуэтной графики.
Но ведь и на марках, посвящѐнных Второй мировой войне и Победе, мы изредка встречаем силуэты архитектурных сооружений. Вот, например, марка 1964 года.
«20-летие освобождения Ленинграда от вражеской блокады» (художник П. Бендель). Мы видим на заднем плане силуэт мирного города. Именно такого типа силуэт и получил название «скайлайнинга» — «небесной линии».
Значительно чаще встречаются на военных марках силуэты Москвы, в частности Кремля, Спасской башни. Купон марки 1967 года, номиналом 4 копейки с портретом политрука В. Клочкова (художник П. Бендель) содержит стилизованное изображение Кремлѐвской стены и чѐрные «сигары» в небе.
А на самой марке мы видим чѐрный абрис немецкого танка. Красный и чѐрный цвета создают резкий контраст, который усиливает ощущение драматизма Битвы за Москву. Нельзя не назвать очень эффектную почтовую миниатюру «25-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» (художник Ю. Ряховский).
В центре марки номиналом 10 копеек, имеющей вытянутый по горизонтали формат, мы видим силуэт здания Московского университета. Назовѐм и марку 1965 года «Городагерои», которая посвящена Бресту.
Силуэтные очертания Брестской крепости создают впечатление трагедии первых дней войны (художники серии Д. Надеждин и А. Плетнѐв). Очень красиво смотрятся силуэты Кремля и храма Василия Блаженного на блоке 1995 года, посвящѐнном 50-летию Победы (художник Ю. Арцименев).
Они расположены на полях блока и фланкируют центральное изображение — марку номиналом 500 рублей с изображением Г. Жукова, выезжающего на площадь на коне для принятия Парада Победы. На более ранней марке 1975 года, посвящѐнной 30-летию Победы (художник Ю. Левиновский), мы видим силуэт одной из башен Кремля, который умело вписан автором марки в несилуэтную композицию.
Таким образом, миниатюрные силуэты могут быть частями более сложных изобразительных структур. А на почтовой миниатюре 1963 года, посвящѐнной 20-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков (художник Е. Тарас), мы видим в нижней части изображения тѐмно-синий силуэт современного, отстроенного после войны города с индустриальными объектами.
Композиция выглядит удивительно уравновешенной и гармоничной, а обелиск в левой части составляет эффектную вертикальную доминанту. На марке 1974 года, посвящѐнной освобождению Эстонии от немецко-фашистских захватчиков, мы видим абрис знаменитого Старого Томаса, который является визитной карточкой Таллина. Рисунок марки выполнил художник Ю. Арцименев.
Часто марки и конверты отражают те страшные разрушения, которые принесла с собой война. Образы развалин, дымящихся руин встречаются в живописи, киноискусстве и плакатной графике. Есть они и на марках. Возьмѐм, например, марку, посвящѐнную освобождению Белграда (1964 год, художники Лесегри).
Мы видим на заднем плане страшный чѐрный силуэт руины с пустыми глазницами окон. И такие напоминания об ужасах войны смотрятся очень выразительно.
Почтовые марки стран, переживших вторжение фашистских войск и освобождѐнных от коричневой чумы, содержат изображения памятников жертвам войны, и здесь силуэтные изображения оказываются вполне уместными, усиливая впечатление от почтовых миниатюр.
Скажем несколько слов о силуэтах, размещѐнных на парафилателистической продукции, в частности на чернодруках. К филателистическим выставкам часто выпускались виньетки и сувенирные листки, которые иногда содержали силуэтные элементы.
Очень эффектно смотрится сувенирный листок, посвящѐнный Шестой областной филателистической выставке, которая проходила в Куйбышеве (ныне — Самара) в апреле 1975 года. Впоследствии на этом сувенирном листке, в основе которого рисунок художника Р. Воскобойникова, была сделана надпечатка с текстом «4-я Куйбышевская областная юношеская филателистическая выставка. 1–10 июня 1975 г.».
Выразительной вертикальной доминантой композиции листка является абрисное изображение Монумента Славы. Это тѐмное изображение, размещѐнное на светлом фоне. Монумент представляет собой фигуру рабочего, держащего на руках наклонные плоскости, символизирующие крылья самолѐтов. Ведь именно в Куйбышеве во время Великой Отечественной войны делали военные самолѐты. Силуэт памятника является вертикальной доминантой чернодрука, смотрится очень патетично и напоминает нам о том, что Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
Хочется выразить надежду, что в будущем художники создадут много новых почтовых миниатюр, посвящѐнных Великой Отечественной и Второй мировой войнам, причѐм будут шире использовать эстетический потенциал силуэтной графики. А это обязательно приведѐт к появлению новых выразительных знаков почтовой оплаты. Священная тема войны и победы над фашизмом этого заслуживает.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)