Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
2022-06-22 09:21:48, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Марки, посвященные Великой Отечественной и Второй мировой войнам, отражают радость и боль. Радость от того, что мир был освобождѐн от фашизма, и боль за тех, кто не вернулся с войны. Среди марок СССР, вышедших в суровые военные годы, почти нет таких, на которых мы видим силуэтные изображения. Не так много их и на марках и конвертах военной тематики последующих периодов. Почему так получилось?
Силуэтные изображения на «военных» марках — действительно редкость. Это связано с тем, что советское искусство было ориентировано на жизнеподобное отображение действительности. Марки 1941–1945 годов создавались в тяжелейших для советской полиграфии условиях. Серьѐзные проблемы были сопряжены с полиграфической базой. Не хватало бумаги, типографской краски и других материалов, необходимых для печати. Очень часто цвет марки зависел не от замысла художника, а, к сожалению, от наличия на предприятиях Гознака той или иной краски. Эти условия не оставляли поля для эстетических экспериментов.

В это тяжѐлое время к созданию марок привлекались выдающиеся художникиграфики, среди которых такие мастера марочного дизайна, как И. Дубасов, А. Мандрусов и В. Климашин, крупнейший советский плакатист В. Корецкий и знаменитый мастер реалистического портрета Н. Жуков. При подготовке некоторых марок, имеющих в основе сцены боѐв, были использованы графические работы известного художника Г. Савицкого, чьи работы в батальном жанре характеризовались высокой степенью совершенства.
Мы можем с горечью констатировать, что в военные годы силуэтная графика не занимала сколько-нибудь существенного места в почтовом дизайне. Абрисы и изящные «теневые портреты» считались наследием прошлого — романтизма, символизма и модерна. Издатели плакатов были уверены, что современность (особенно батальный жанр) требует иных форм выражения. И эти формы активно внедрялись в практику маркоиздательского дела. Но ведь существовало наследие плакатной графики и агитационно-массового искусства времѐн Гражданской войны. Более того, ещѐ живы были художники, работавшие в прикладной графике во времена Первой мировой войны. И мастера, прошедшие школу объединения «Мир искусства», прибегали к методам, которые в начале 1910-х годов использовались для создания силуэтных батальных композиций. Конница Чапаева и Будѐнного изображалась в виде искусной арабески красного цвета (или чѐрных абрисов на красном фоне).
Были в плакатной и журнальной графике 1920-х годов и отдельные фигуры всадников — то чѐрные на фоне зари, то красные на светлом фоне. Почему эта традиция не была продолжена в сороковые годы, ведь еѐ можно было успешно развивать в плоскости темы войны с фашизмом? Можно объяснить это только тем, что к силуэту было особое отношение — как к искусству, безнадѐжно ушедшему в прошлое, чуть ли не как к декадансу.
Поэтому силуэты были большой редкостью даже на открытках, а на марках военных лет они не встречались совсем.

Интересно, что в те годы самым распространѐнным силуэтом в прикладной графике был силуэт Сталина. И он был выполнен в классическом стиле, в манере, в которой советские художники до войны рисовали силуэты Пушкина, Лермонтова и Маяковского для переплѐтов собраний сочинений. Хочется верить, что в будущем мы всѐ же увидим на марках силуэтные профили героев Великой Отечественной войны.
В 1960-е годы почтовый дизайн изменился, появились новые стили и направления. Наступила эпоха упрощающей стилизации, и этот приѐм как нельзя лучше подходил для отражения военной темы. При этом можно вспомнить книгу В. Бродского «Искусство почтовой марки» (1967). Автор смело пользуется понятием «декоративная марка». Это марка, характеризующаяся упрощением форм и отличающаяся от марки «живописной», то есть изображающей батальную сцену в узнаваемых формах со светотеневой лепкой и живописной градацией тонов. Оказалось, что условные средства (упрощение формы, локальный цвет) не менее эффективны.
Но декоративные марки о войне появились лишь через много лет после Победы. Перенесѐмся мысленно в 1965 год. На одном из плакатов, которые воспроизведены на марках квадратной формы из юбилейной серии к 20-летию Победы, изображены красные абрисы летящих самолѐтов.

А ещѐ на одной почтовой миниатюре этой серии, художник всей серии Е. Анискин), мы видим эффектное силуэтное изображение ракет.

Но это уже стиль советского плакатного искусства 1960-х годов. В прикладную графику вернулся тип декоративно-плоскостного изображения, и художники вдохновлялись эстетикой так называемого «сурового стиля». Силуэт как раз и принадлежит к числу «декоративных», а не «живописных» художественных средств. Например, на марке 1963 года, посвящѐнной освобождению Киева, мы видим на заднем плане изображение знаменитого памятника Богдану Хмельницкому, созданного по проекту скульптора М. Микешина.

Оккупация Киева была страшной трагедией, и памятник видится художнику силуэтным, погружѐнным в тень, но в то же время выделяющимся на фоне раскалѐнного оранжевого неба. Это усиливает трагизм военных событий.
Нельзя не вспомнить и серию марок 1965 года «Советское кино» (художники И. Мартынов, Ю. Левиновский). Она знакомит нас сразу с несколькими силуэтами. Почтовые миниатюры, посвящѐнные лентам «Молодая гвардия» С. Герасимова и «Баллада о солдате» Г. Чухрая, содержат силуэтные композиции.

Марки скомпонованы так, что кадры из фильмов сочетаются с символическими изображениями. Все марки посвящены чѐрно-белым фильмам, но художники добавили в композиции цвет и сделали почтовые миниатюры многоцветными.
Для марки с изображением Алѐши Скворцова — героя «Баллады о солдате» (артист В. Ивашов) — выбран сюжет с уходящей в бесконечность дорогой и одиноким белым деревом (берѐзой), а почтовая миниатюра c кадром из «Молодой гвардии» С. Герасимова содержит силуэтный индустриальный пейзаж. То, что силуэты цветные, очень оживляет композицию, и при этом марки не теряют своего трагедийного пафоса.
Из зарубежных марок нельзя не отметить удачное художественное решение английской серии «Битва за Британию», 1965 год, художник Дэвид Джентльмен).


Абрисы атакующих самолѐтов наполнены такой экспрессией, что сцена воздушного боя воспринимается очень динамично. К тому же самолѐты изображены наклонно относительно друг друга и земли, что усиливает иллюзию стремительного движения.
Судьба этих марок была непростой. В те годы почтовый дизайн искал новые формы и Д. Джентльмен предложил отказаться от традиционного портрета королевы, который мог выглядеть несколько необычно рядом с динамичными сценами воздушного боя. Но эта инициатива не была внедрена, хотя в истории остался проект марки с силуэтами самолѐтов, но без профиля Елизаветы Второй.

При рассмотрении проектов художнику было указано на то, что на одной из марок виден хвост немецкого бомбардировщика с довольно крупной свастикой. Художник пояснил свой замысел, подчеркнув, что синяя полоса на марке означает падение самолѐта в Ла-Манш. Марки вышли в свет и имели большой успех.
Продолжение следует...
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)