Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики

Поиск по статьям:

Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики

2022-06-22 09:21:48, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Марки, посвященные Великой Отечественной и Второй мировой войнам, отражают радость и боль. Радость от того, что мир был освобождѐн от фашизма, и боль за тех, кто не вернулся с войны. Среди марок СССР, вышедших в суровые военные годы, почти нет таких, на которых мы видим силуэтные изображения. Не так много их и на марках и конвертах военной тематики последующих периодов. Почему так получилось?

Силуэтные изображения на «военных» марках — действительно редкость. Это связано с тем, что советское искусство было ориентировано на жизнеподобное отображение действительности. Марки 1941–1945 годов создавались в тяжелейших для советской полиграфии условиях. Серьѐзные проблемы были сопряжены с полиграфической базой. Не хватало бумаги, типографской краски и других материалов, необходимых для печати. Очень часто цвет марки зависел не от замысла художника, а, к сожалению, от наличия на предприятиях Гознака той или иной краски. Эти условия не оставляли поля для эстетических экспериментов.

В это тяжѐлое время к созданию марок привлекались выдающиеся художникиграфики, среди которых такие мастера марочного дизайна, как И. Дубасов, А. Мандрусов и В. Климашин, крупнейший советский плакатист В. Корецкий и знаменитый мастер реалистического портрета Н. Жуков. При подготовке некоторых марок, имеющих в основе сцены боѐв, были использованы графические работы известного художника Г. Савицкого, чьи работы в батальном жанре характеризовались высокой степенью совершенства.

Мы можем с горечью констатировать, что в военные годы силуэтная графика не занимала сколько-нибудь существенного места в почтовом дизайне. Абрисы и изящные «теневые портреты» считались наследием прошлого — романтизма, символизма и модерна. Издатели плакатов были уверены, что современность (особенно батальный жанр) требует иных форм выражения. И эти формы активно внедрялись в практику маркоиздательского дела. Но ведь существовало наследие плакатной графики и агитационно-массового искусства времѐн Гражданской войны. Более того, ещѐ живы были художники, работавшие в прикладной графике во времена Первой мировой войны. И мастера, прошедшие школу объединения «Мир искусства», прибегали к методам, которые в начале 1910-х годов использовались для создания силуэтных батальных композиций. Конница Чапаева и Будѐнного изображалась в виде искусной арабески красного цвета (или чѐрных абрисов на красном фоне).

Были в плакатной и журнальной графике 1920-х годов и отдельные фигуры всадников — то чѐрные на фоне зари, то красные на светлом фоне. Почему эта традиция не была продолжена в сороковые годы, ведь еѐ можно было успешно развивать в плоскости темы войны с фашизмом? Можно объяснить это только тем, что к силуэту было особое отношение — как к искусству, безнадѐжно ушедшему в прошлое, чуть ли не как к декадансу.

Поэтому силуэты были большой редкостью даже на открытках, а на марках военных лет они не встречались совсем.

Интересно, что в те годы самым распространѐнным силуэтом в прикладной графике был силуэт Сталина. И он был выполнен в классическом стиле, в манере, в которой советские художники до войны рисовали силуэты Пушкина, Лермонтова и Маяковского для переплѐтов собраний сочинений. Хочется верить, что в будущем мы всѐ же увидим на марках силуэтные профили героев Великой Отечественной войны.

В 1960-е годы почтовый дизайн изменился, появились новые стили и направления. Наступила эпоха упрощающей стилизации, и этот приѐм как нельзя лучше подходил для отражения военной темы. При этом можно вспомнить книгу В. Бродского «Искусство почтовой марки» (1967). Автор смело пользуется понятием «декоративная марка». Это марка, характеризующаяся упрощением форм и отличающаяся от марки «живописной», то есть изображающей батальную сцену в узнаваемых формах со светотеневой лепкой и живописной градацией тонов. Оказалось, что условные средства (упрощение формы, локальный цвет) не менее эффективны.

Но декоративные марки о войне появились лишь через много лет после Победы. Перенесѐмся мысленно в 1965 год. На одном из плакатов, которые воспроизведены на марках квадратной формы из юбилейной серии к 20-летию Победы, изображены красные абрисы летящих самолѐтов.

А ещѐ на одной почтовой миниатюре этой серии, художник всей серии Е. Анискин), мы видим эффектное силуэтное изображение ракет.

Но это уже стиль советского плакатного искусства 1960-х годов. В прикладную графику вернулся тип декоративно-плоскостного изображения, и художники вдохновлялись эстетикой так называемого «сурового стиля». Силуэт как раз и принадлежит к числу «декоративных», а не «живописных» художественных средств. Например, на марке 1963 года, посвящѐнной освобождению Киева, мы видим на заднем плане изображение знаменитого памятника Богдану Хмельницкому, созданного по проекту скульптора М. Микешина.

Оккупация Киева была страшной трагедией, и памятник видится художнику силуэтным, погружѐнным в тень, но в то же время выделяющимся на фоне раскалѐнного оранжевого неба. Это усиливает трагизм военных событий.

Нельзя не вспомнить и серию марок 1965 года «Советское кино» (художники И. Мартынов, Ю. Левиновский). Она знакомит нас сразу с несколькими силуэтами. Почтовые миниатюры, посвящѐнные лентам «Молодая гвардия» С. Герасимова и «Баллада о солдате» Г. Чухрая, содержат силуэтные композиции.

Марки скомпонованы так, что кадры из фильмов сочетаются с символическими изображениями. Все марки посвящены чѐрно-белым фильмам, но художники добавили в композиции цвет и сделали почтовые миниатюры многоцветными.

Для марки с изображением Алѐши Скворцова — героя «Баллады о солдате» (артист В. Ивашов) — выбран сюжет с уходящей в бесконечность дорогой и одиноким белым деревом (берѐзой), а почтовая миниатюра c кадром из «Молодой гвардии» С. Герасимова содержит силуэтный индустриальный пейзаж. То, что силуэты цветные, очень оживляет композицию, и при этом марки не теряют своего трагедийного пафоса.

Из зарубежных марок нельзя не отметить удачное художественное решение английской серии «Битва за Британию», 1965 год, художник Дэвид Джентльмен).

Абрисы атакующих самолѐтов наполнены такой экспрессией, что сцена воздушного боя воспринимается очень динамично. К тому же самолѐты изображены наклонно относительно друг друга и земли, что усиливает иллюзию стремительного движения.

Судьба этих марок была непростой. В те годы почтовый дизайн искал новые формы и Д. Джентльмен предложил отказаться от традиционного портрета королевы, который мог выглядеть несколько необычно рядом с динамичными сценами воздушного боя. Но эта инициатива не была внедрена, хотя в истории остался проект марки с силуэтами самолѐтов, но без профиля Елизаветы Второй.

При рассмотрении проектов художнику было указано на то, что на одной из марок виден хвост немецкого бомбардировщика с довольно крупной свастикой. Художник пояснил свой замысел, подчеркнув, что синяя полоса на марке означает падение самолѐта в Ла-Манш. Марки вышли в свет и имели большой успех.

Продолжение следует...

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Маэстро эсперанто
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • Мотыльки России в филателии
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Не трожь марку!
  • Шестьдесят лет спустя
  • Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • «Космический» Ульяновск
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • День Советской пожарной охраны
  • Мир Сурикова
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Исследование Антарктиды
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • С радиацией по жизни
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • На марках – наивное искусство
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Алгоритмы утонченности
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Природа Башкирии
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Картины и марки
  • Окрестности Кислых вод
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • Билетъ дан на свободный проезд иностранцу...
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru