Как домашняя коллекция переросла в музей
2022-05-04 15:56:26, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Этот человек знает о Высоцком практически все и даже больше. Ему известны такие факты биографии Владимира Семеновича, о которых, наверное, не догадываются даже близкие друзья и родственники поэта.
Марка Цыбульского называют «высоцковедом», он дотошно исследует и проверяет каждую мелочь, которая хоть как-то относится к Высоцкому, собирает и документирует все, что связано с именем поэта и его окружением. Помимо всего, он - хранитель музея, в основу которого легла уникальная коллекция, собранная им.
Марк Исаакович Цыбульский — врач-психиатр, писатель, автор книг о Владимире Высоцком. Мы пообщались с ним по скайпу.

- Как родилась идея создания музея?
- Это получилось, что называется, по ходу дела. Я увлекаюсь Высоцким очень много лет. Примерно с 1981 года… Когда жил в Москве, то занимался только фонограммами. У нас была группа единомышленников. Мы работали, искали новые фонограммы, анализировали старые, которые были на тот момент. И тогда нам казалось, что это страшно большая коллекция - аж 300 концертов. Возможно, я бы и продолжал это делать, но в 1990 году уехал в Канаду, потом в Америку, где начал заниматься другими делами. В том числе и фонограммами, но не только.
Первое что я сделал там - нашел полную запись концерта Высоцкого в Торонто. На тот момент она не была известна в полном объеме, все знали ту версию, которая была записана на пластинке фирмы «Кисмет». Потом я начал анализировать пребывание Высоцкого в различных странах мира, стал немного писать об этом.
Первые мои статьи появились в 1991-92 годах. Давно это было. Понемногу начал обрастать знакомствами со знатоками. Я тогда еще не был так известен в этих кругах, да и кругов-то особых не было. Но тем не менее, сработало «сарафанное радио»: есть человек, который живет в Канаде, собирает, меняется… и мне начали писать. Появились газеты, заметки, книги, открытки и постепенно, из домашней, коллекция выросла в музей.

Домашний музей. Часть коллекции М. Цыбульского
- Хранение экспонатов дело сложное и трудоемкое. Как это делаете вы?
- Мы с женой живем в большом двухэтажном доме и практически в каждой комнате есть что-то о Высоцком. Вот мой кабинет (Марк разводит вокруг руками), здесь уже давно ничего нового не помещается – стеллажи с компакт дисками, шкафы с газетами и книгами. За моей спиной тумба, сделанная на заказ, в ней 8 больших ящиков которые полностью заполнены пластинками Высоцкого, выпущенными в разных странах мира. У меня есть если не все, то почти все, что как-то связано с Владимиром Семеновичем.

Домашний музей. Часть коллекции М. Цыбульского
В свое время было три крупных коллекционера высоцкианы. Но двое уже умерли. Поэтому, на сегодняшний день, у меня самая большая коллекция Высоцкого, которую я называю домашним музеем. Есть коллекционеры, которые сами толком не знают, что у них есть, а у меня все систематизировано и разнесено по каталогам, по годам, по темам…

Домашний музей. Часть коллекции М. Цыбульского
- Кто-то может посетить музей, ознакомиться с коллекцией?
- Да, конечно. Это может сделать любой желающий. Вы тоже приезжайте. Проблем нет. Здесь на несколько дней хватит что смотреть…
- Как пополняется коллекция? Покупаете, меняетесь, кто-то дарит?
- Обменом занимаюсь все меньше и меньше. И дело не в отсутствии интереса к Высоцкому. Причина чисто экономическая. В 90 годы, когда я начинал, был круг коллекционеров, примерно человек 30-40, с которыми можно было вести обмен. Потом, из-за нестабильной экономической обстановки, произошел отсев и на данный момент у меня есть всего два человека, с которыми, более-менее, налажен контакт. Но процент поступлений от обмена всегда был невелик. А сейчас и того меньше – раз в год соберем что есть в небольшие посылочки и отправляем друг другу. Все держится на покупках.

Домашний музей. Часть коллекции М. Цыбульского
- А где покупаете?
- На сайтах. У меня есть знакомые в разных странах, которые сообщают о том, что где продают. Недавно, благодаря вот такой наводке, я купил крайне редкую гибкую пластиночку Высоцкого.
- Коллекция все время растет?
- Да, коллекция все время растет. Но как и в любом музее экспонат экспонату рознь. Я скупаю все, что издается о Высоцком. Даже сборники его стихов, которые выходят, в основном, в Москве. У некоторых издательств существует контракт с Никитой Высоцким, который является официальным наследником. И с его разрешения, печатаются томики стихов, а я их покупаю. Но это не редкости, конечно. Есть вещи, которые достать очень трудно. Например, я разыскиваю один журнал, который вышел в Турции и полностью посвящен Высоцкому. Но дело в том, что с сайта, на котором журнал выставлен на продажу, никуда ничего не отправляют за пределы Турции. Поэтому, я ищу человека, который переправит мне данный журнал.

Домашний музей. Часть коллекции М. Цыбульского
- Каким вы видите музей в будущем?
- Наверное, правильнее будет сказать, какой будет судьба музея. Расскажу то, как я хочу, чтобы это было… Как Бог даст. Я собираюсь коллекционировать до 80 лет. Почему я сказал «как Бог даст», потому, что это мои планы. Мне будет 80, Высоцкому в тот год исполнится 100 лет. На этом моменте я и хочу закончить коллекционирование. Потом буду заниматься другими делами. Встает вопрос: «Куда все деть потом?». Я бы хотел, чтобы это забрал какой-нибудь российский город и сделал у себя музей Высоцкого. В коллекции есть очень много интересных экспонатов! Одних автографов Высоцкого разной полноты десятки штук!

Автограф Высоцкого. 1974 год, Ленинград
Есть рукописи, и масса других интересных вещей. Как это будет - я не знаю. Пока умирать не собираюсь. А там ближе к установленному мной сроку, я хочу начать разговаривать с разными городами. Но у меня будет одно условие – должен быть самовывоз. Сам ничего отправлять не буду – это очень много и очень дорого. Здесь десятки тысяч единиц хранения.
- А какими новыми экспонатами пополнился музей?
- Ну вот только на этой неделе… 4 компакт-диска. Я их получил, но еще даже не занес в каталог. Или, вот, например, киноафиши и журнал с автографом друга Высоцкого. Я постоянно что-то получаю. Коллекция пополняется путем траты денег (смеется).
- Раз уж упомянули Никиту Владимировича… Вы общались с ним?
- Нет. Никогда не общался, хотя, он знает о моем существовании. Но у нас разные взгляды и подходы к тому, что делает его музей.
- А с Мариной Влади?
- С ней я тоже не общался. Дело в том, что в ее книге «Владимир, или Прерванный полет» огромное количество фактических ошибок. А ведь она много лет жила с ним, должна знать все подробности жизни. Книга вышла сначала во Франции в 1987 году, а на на русском языке в 1989 году. И русский перевод был далеко не самый первый. Но она, как мне кажется, не думала, что книгу в России будут читать как Библию, практически с лупой. Страны, где до этого выходила книга – Дания, Германия, Нидерланды и другие, - мало знают Высоцкого. Там знают Марину Влади. Именно поэтому книга так пошла.

В. Высоцкий и М. Влади
Я читал ее первый раз с карандашом, и некоторые факты воспринимались так: раз сказано женой, значит, так и есть. Мне потребовалось 12 лет, чтобы разобрать все неточности которые там были. У меня вышло 9 книг о Высоцком. Про каждую страну, где он был, я написал отдельную статью. И очень часто я ссылаюсь на Марину как на источник информации, коим она не является. Вот в этом мужчины меня поддерживают, а женщины, включая мою жену, нет, говоря: «Она душу свою открыла и, какая разница, в каком году он был, к примеру, в Испании?». Но для меня это не подход. Это же мемуарная литература, а не роман о жизни, где у автора есть право на фантазию. Да я и не искал никогда Марину Влади. Она написала книгу и уже ничего не может к этому добавить. И потом, по своему опыту я знаю, что люди, которые общались очень долго с человеком, обычно могут рассказать о нем очень мало. А кто видел мимолетом, помнят каждую мелочь. Лицом к лицу лица не увидать.


Программка спектакля о Высоцком, поставленного Мариной Влади в Париже в 2007 г.
Расскажу случай. Вадим Дузь-Крятченко, «высоцковед», его коллекция при его жизни была одной из самых больших, был библиографом Высоцкого. Причем, лучшим библиографом. Он много времени провел в библиотеках, где строчку за строчкой просматривал сотни газет, выискивал материал о Владимире Семеновиче, в этом деле его заслуги огромны. Но и коллекционером он был первейшим!
И вот однажды ему попалась пластиночка с песнями Марины Влади, из французского фильма «Очарование лета», где она поет песню на русском языке. На пластинке было указано, что автор песни – В. Высоцкий. Все буквально «сделали стойку», потому что, во-первых, неизвестная песня, и во-вторых, никто у нас не знал, что он участвовал в этом фильме.
Каким-то образом вышли на Марину Влади с просьбой рассказать подробности. Но она сказала: «Я не помню». То ли она действительно не помнила, то ли не хотела говорить. Но это ее «я не помню», меня убило. Потому что это был единственный случай, когда ее муж (речь о Высоцком) участвовал во французском кинематографе. Если бы он снимался и писал песни во Франции, как говорится, налево и направо, она могла бы и забыть. Но когда это был единственный случай, мне кажется очень странным, что она забыла. Вот такая была история.
- Вы не смотрели фильм «Спасибо, что живой»? По сценарию Никиты Высоцкого.
- Смотрел. Я его (фильм) не воспринимаю. Но пришлось купить с записью картины 15 дисков, потому что они выходили в разных компаниях и странах.

- Насчет филателистического материала, посвященного Высоцкому. У вас все есть?
- По большому счету вышло всего две официальных марки – в России и в Армении. Все остальные марки, коих мотается по миру довольно много, это подделки. В свое время появились марки республики Мали, посвященные 30-летию Московской Олимпиады. Довольно большая серия. На них был какой-то вид спорта, здания Москвы, несколько портретов, среди которых был Высоцкий. Но когда стали появляться блоки с надпечаткой, меня стали терзать смутные сомнения – почему Мали отмечает 30-летие победы советского спорта на московской Олимпиаде? Они тут каким боком? В некоторых странах филателия статья доходов, но тут я начал сомневаться. Но купил эти марки.
Потом аналогичные серии пошли из Белиза с надпечатками разного цвета. Опять я собрал все. Через какое-то время высоцковед и филателист Виталий Рыбин, он живет в Нью-Йорке, залез в каталоги, и выяснилось, что данные марки там отсутствуют. То есть эти страны – ни Мали, ни Белиз, - их не выпускали. Это фальшивки. А народ покупал. Сейчас эти выпуски я на рынке не вижу.
Есть несколько официальных штемпелей, посвященных Высоцкому. Они все из Польши. В 1985 году, в городе Зелена Гура проходил фестиваль, в рамках которого проводился конкурс на знание города. Один из вопросов звучал так: «Сколько раз Высоцкий выступал на фестивале в Зелена Гура?». Правильный ответ: «Никогда». И вот именно в этом городе, в 1987 году, был выпущен почтовый штемпель, с изображением Владимира Высоцкого.

В Польше жила уникальная женщина, коллекционер-высоцковед Марлена Зимна, которая посвятила свою жизнь Высоцкому. Она училась в СССР, окончила филфак МГУ, по-русски разговаривала блестяще, как мы с вами. Была полиглотом. Знала 30 языков, из которых 8 в совершенстве. Невероятная женщина! Жаль, умерла очень рано. Вот она проводила у себя фестивали, но я на них ни разу не был.
- Почему?
- Так вышло. Дело в том, что фестивали проходили в День рождения Высоцкого – то есть зимой. Она меня приглашала, но я не ездил. Потому, что зимой я люблю теплые страны. Польша зимой, в январе - для меня сомнительное удовольствие. Тем не менее, у нас с Марленой были очень хорошие отношения, и совместные проекты. У нее огромные заслуги в «высоцковедении». Она нашла очень много видео с Высоцким – переписывалась с журналистами, списывалась с телевидением разных стран и доводила дело до победного конца. К ее фестивалям выходили значки и памятные штемпеля. Конечно, это выпускало не государство, но ими гасились марки, с которыми отправлялись по почте конверты.

Гашение в честь 23 фестиваля в Зелене Гуре с изображением Высоцкого
Все очень хотят, чтобы были почтовые марки с Высоцким. И некоторые люди этим хорошо пользуются. Есть в Израиле человек, имени его не знаю, он постоянно делает марки сам, практически на коленке и это у него получается очень хорошо. Я купил у него несколько экземпляров, чтобы иметь представление, что это такое. Но, конечно, к филателии это ни малейшего отношения не имеет.
В 1988 году известный советский и российский художник марок Владислав Коваль хотел издать марку, посвященную Высоцкому, но ему не разрешили. Остались авторские пробы, вот их я собрал все. Подчеркну, что статус авторской пробы имеет только беззубцовая марка. Через несколько лет Коваль переоформил их, сделал с зубцами. Они немного отличаются, но ладно. Я купил и это.

Потом меня нашел человек, который предложил квартблоки синего и белого цветов с надписью «авторская проба», подписью и печатью Коваля. Он также предложил оригинал рисунка, с которого сделали марку. Таких оригиналов было 2 - синий и коричневый. Синий давно куда-то ушел, а коричневый купил я.
Продолжение следует
Фото из личного архива Марка Цыбульского
Беседовала Елена Кравцова