Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
2022-05-03 08:34:10, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ,
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения и 80 лет со дня смерти выдающегося немецкого художника Генриха Фогелера (1872 – 1942), утонченного эстета, разносторонне одарённой личности. Это важная дата для всех, кто любит и изучает культуру Германии, в том числе для историков почты и для филателистов.
В 1989 году в ФРГ вышла многоцветная марка, посвящённая столетию колонии художников Ворпсведе. В начале ХХ века колониями художников называли небольшие деревни или имения, где надолго могла поселиться группа единомышленников с целью творить и наслаждаться природой (в нашей стране это, например, Абрамцево и Талашкино, а в Германии – Ворпсведе под Бременом).

Эта почтовая миниатюра была признана самой красивой маркой ФРГ 1989 года. На марке, имеющей горизонтальный формат, была репродуцирована картина художника Г.Фогелера “Летний вечер”. В 1992 году это полотно привозили в Петербург и оно экспонировалось во дворце Белосельских-Белозерских, который мы видим на одной из марок России.

Сам художник со скрипкой в руке предстаёт перед зрителями сидящим на веранде в правой части картины. Красивое здание с террасой, которое изображено на картине, спроектировано самим Фогелером. Это его собственный дом, в котором он долгие годы жил со своей семьёй. Усадьба носила название “Баркенгоф”.

Важно, что картина написана в 1905 году. Именно на эту террасу почтальоны принесли газеты с известиями о революции в России, и художник откликнулся на них, стал читать произведения М.Горького и даже написал ему письмо. Увлечение революционными идеями, а затем и коммунистической идеологией привело к тому, что Фогелер стал интересоваться событиями в революционной России, а затем и в СССР. Его первая семья распалась, и художник переехал в нашу страну. С 1931 года он постоянно жил в Москве.

Генрих Йоганн Карл Эдуард Фогелер родился 145 лет назад в Бремене, в купеческой семье. Он учился в Дюссельдорфской академии искусств. Занимался как живописью, так и архитектурой, сотрудничал с различными немецкими журналами и издательствами. Художник рано начал создавать марки, однако, не почтовые, а рекламные.
Начало ХХ века было эпохой расцвета графики малых форм, и герой нашего очерка не остался в стороне. Им создана серия рекламных марок, посвящённых кексам и печенью фирмы “Х.Бальзенс”. Широко известно, что на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в рекламу пришли многие выдающиеся художники. Это, например, Пьер Боннар, Жюль Шере, а у нас – Иван Яковлевич Билибин. Молодые дизайнеры проявляли поистине безудержную фантазию, экспериментируя с образами товаров. Рекламируемые предметы быта то взлетали в воздух, то плыли по морю, то оказывались в лапах экзотических животных.

Не остался в стороне и герой нашего очерка. Он создал серию рекламных карточек, которые были выполнены в вертикальном формате. Такие карточки вкладывались в упаковку шоколада, и дети охотно коллекционировали их. Эти многоцветные рисунки со сказочными мотивами заказала художнику фирма “Штолльверк” (она специализировалась на шоколаде и марципанах). Каждая карточка – это сцена из какой-либо немецкой сказки. Отсюда один шаг до рекламных марок с перфорацией и клеевым слоем.
И вот перед нами рекламные марки работы Фогелера: кексы и печенье фирмы “Х.Бальзенс”. Фирменные кексы назывались “Лейбниц”. В шуточном стиле художник изобразил производство и транспортировку выпечных изделий, ввёл в рекламу сказочных персонажей. У марок чёрно-зелёная гамма и квадратный формат (довольно редкий для рекламных марок). Экземпляры, наклеенные на конверт и прошедшие почту (рядом со стандартными марками), являются сегодня большой редкостью.

В нашей стране не было явного интереса к Ворпсведской колонии. Но Фогелера знали, и в самом начале ХХ века у художника появились поклонники в России. Одним из них был талантливый поэт-символист Валерий Яковлевич Брюсов. Редакция московского журнала “Весы”, в котором Брюсов опубликовал статью о Фогелере, располагалась в здании гостиницы “Метрополь”. Этот памятник архитектуры модерна мы видим на почтовых конвертах СССР и России.
Однако перенесёмся мысленно в город на Неве. Имя Фогелера рано появилось в петербургских журналах, в частности, в журнале “Мир искусства”. Его там ошибочно назвали Фогель, но это не умаляет популярности художника в России. Известно, что ему откровенно подражали многие мастера графики. Много общего есть у него, например, с Константином Сомовым и Александром Головиным, вследствие чего у филателистов и здесь появляется поле для поисков.

В начале 1920-х годов художник побывал в СССР. Он написал книгу под названием “Путешествие по России. Рождение нового человека”.
В Ленинграде, а потом и в Петербурге всегда было принято тепло вспоминать о визитах зарубежных гостей, описывать их в очерках и даже в произведениях художественной литературы. Но Фогелеру не повезло. Никому и в голову не приходило составить экскурсионный маршрут по его местам. А ведь он видел город глазами художника, лирически воспринимавшего Россию.
С 1931 года Фогелер постоянно жил в СССР. Его переезд курировал известный партийный деятель В.Ленгник, знавший немецкий язык.
В композициях Фогелера было больше от экспрессионизма, чем от модерна. Можно также предположить, что отдельные приемы Фогелера были использованы советскими художниками при создании благотворительных марок МОПРа – международной организации помощи борцам революции. Фогелер активно сотрудничал с этой организацией, поэтому отдельные непочтовые марки 1930-х годов могут быть отнесены к нашей теме.

Когда к власти пришёл Гитлер, к Фогелеру на квартиру явились представители дипломатических кругов Германии и сообщили, что фрески Баркенгофа находятся в плачевном состоянии. И художника призывали вернуться домой для реставрации своих работ. Это было попыткой выманить художника из СССР, и он не поехал.

Нападение Германии на СССР было для Фогелера настоящим шоком. Художник хотел защищать Москву и пришёл на пункт записи в ополчение, но ему не дали возможности уйти на войну (вспомним марку, посвящённую народному ополчению). Ведь он был немцем, к тому же плохо говорил по-русски. А вскоре его как немца депортировали в Казахстан. Ему было 68 лет.
В 1942 году выдающийся художник двадцатого века Генрих Фогелер скончался в совхозе “Будённый” деревни Корнеевка недалеко от Караганды. По некоторым данным он умер в доме директора совхоза, в интерьере, который был так не похож на ворпсведское окружение некогда молодых художников-романтиков.
Первая посмертная статья о нём на русском языке вышла лишь в 1974 году. А в 1992 году вышла в свет клубная почтовая карточка с портретом Фогелера. Она была подготовлена к печати малым предприятием ТОО “Филателия”. Рисунок для неё создал талантливый петербургский дизайнер Михаил Занько. Теперь это малотиражное издание, выпущенное 25 лет назад, стало редкостью.
Сохранился пробный конверт на плотной бумаге, известный в одном единственном экземпляре. ТОО “Филателия” пропустило этот конверт через почту, франкировав российской маркой с изображением колоколов. Что можно посоветовать филателисту-тематику, который впервые помещает в свой альбом марку с картиной Фогелера? Важно, что эта марка имеет отношение к темам “Живопись”, “Садово-парковое искусство”, “Музыка” и “Литература”. Ведь Фогелер был сторонником синтеза искусств.

Этот замечательный художник воспринимал мир поэтически. Певучая линия Фогелера, его своеобразнейший подход к проблеме контура, стал на рубеже веков предметом многочисленных дискуссий, о нём существует большая литература на русском языке. Художник не забывал о том, что владеет ещё и профессией архитектора. В начале ХХ века Фогелер стал талантливым проектировщиком частных домов. Он создавал и садовые скамейки, и беседки, словом, отдал дань зодчеству малых форм.

Художники группы “Ворпсведе” уделяли много внимания пейзажной живописи. Изображая парки и сады, они нередко помещали в центр композиции фонтан, пусть даже и не работающий.
О Ворпсведе вдохновенно писал выдающийся поэт Райнер Мария Рильке, познакомивший Фогелера с творчеством А.С.Пушкина (сохранилась почтовая открытка на пушкинскую тему, которую Рильке послал Фогелеру, снабдив репродукцию пояснительным текстом).

Среди марок, посвящённых немецкой культуре, мы находим две миниатюры с портретом ворпсведской художницы Паулы Модерзон-Беккер. Одна из них вышла в рамках стандартной серии марок ФРГ с портретами знаменитых женщин, а другая является коммеморативным выпуском. Многоцветная марка знакомит нас с образом романтической женщины-творца. Эта миниатюра имеет свою полиграфическую историю: есть экземпляры с марашкой на ковре (художница изображена на фоне многоцветного ковра с характерными для той эпохи узорами) и экземпляры со сдвинутым изображением. Эти особенности делают марки ворпсведской тематики привлекательной для филателистов.

Жители Ворпсведской колонии любили пограничные состояния природы, например, между летом и осенью. Часто создается впечатление, что еще в начале века художники группы Ворпсведе воспринимали модерн как осень реалистического искусства (ведь многие из них пришли к экспрессионизму). Живописцы круга Фогелера словно предвидели наступление трагических катаклизмов ХХ века. Их пейзажи порой трагичны, словно Ганс ам Энде и Паула Модерзон-Беккер, а также и художник, которому посвящён наш очерк, предчувствовали катастрофы будущих революций и мировых войн.

В год выхода марки с портретом Фогелера в нашей стране бушевал ураган перемен, и мало кто следил за тем, как отражается в филателии “Ленинская гвардия планеты”. Само это понятие сдавалось в архив. Журналисты, писавшие о филателии, всерьёз задумались о том, как будут выглядеть ленинские коллекции в условиях гласности и демократизации жизни. Упор делался на почту лагерей (действительно огромное поле деятельности для филателистов) и переписку функционеров НКВД и сталинского террора. Так что фогелеровскую марку почти что никто не заметил.
Сегодня можно уже говорить о создании серьёзной филателистической подборки на фогелеровскую тему. Туда войдёт и миниатюра с репродукцией произведения чешского художника В.Прейссига “Синяя птица” (композиция навеяна произведением Фогелера “Весна”), и марки с видами Москвы и Таллинна, и обе миниатюры, посвящённые Пауле Модерзон-Беккер.

Нельзя обойтись и без почтовых миниатюр, посвящённых известному политическому деятелю Юлиану Мархлевскому (1866 – 1925), на дочери которого – Зофье – Фогелер женился во время советского периода своей жизни. Это был очень образованный человек, много сделавший для народного просвещения в СССР, для популяризации научных знаний. В Польше ему посвящены две почтовых марки. Мархлевский был соратником Ленина, он проявил себя как талантливый организатор и теоретик марксизма, в том числе марксистско-ленинской эстетики.
Очень жаль, что Г.Фогелера никогда не упоминали в дни юбилеев знаменитых писателей. А ведь художник из Ворпсведской колонии увлекался не только Горьким. Он прекрасно иллюстрировал, например, И.С.Тургенева. Красота собственной усадьбы и сада позволили ему тонко прочувствовать стиль и лирический настрой “усадебных романов”.

Женские образы Фогелера – это почти тургеневские девушки, хотя Тургенев с иллюстрациями Генриха Эдуардовича никогда не издавался ни в России, ни в СССР, ни в Российской Федерации. Выше всех Фогелер ценил Льва Толстого. К сожалению, в дни юбилеев великого писателя, когда речь шла о его мировой славе, Льва Толстого охотнее сравнивали с мудрецами Тибета, чем с немцем Фогелером, создавшем аналог Яснополянской школы.
Но кто впервые сравнил Фогелера с Толстым (ведь в Ворпсведской колонии явно есть что-то от Яснополянской школы)? Это был знаменитый немецкий драматург и прозаик Фридрих Вольф. Вот ему-то посвящала свои марки только социалистическая ГДР, и представить себе марку ФРГ с его портретом невозможно. Ведь он был убеждённым социалистом, а затем и коммунистом. Вольф назвал Фогелера “настоящим христианином”. Но не только общественно-политическая тематика приходит на ум при освоении фогелеровской темы.

Ворпсведе – это поистине мифопоэтическое место. При рассмотрении цветных открыток, посвящённых колонии художников Ворпсведе, особенно работ художницы П.Модерзон-Беккер, автору этих строк вспоминаются ранние стихи Анны Андреевны Ахматовой о природе и особом летнем состоянии. Очень хотелось бы рядом с марками, на которых изображена Паула Модерзон-Беккер, поместить почтовую миниатюру с портретом Анны Ахматовой.
Мы полагаем, что филателисты, интересующиеся ахматовской темой, не пройдут мимо ворпсведских мотивов, так как художники круга Фогелера ярко отразили в своих живописных полотнах и почтовых открытках спокойное и лиричное любование природой. Вспоминается строчка “Я научилась просто мудро жить…” И немецким специалистам по Фогелеру и по Ворпсведской колонии хочется пожелать, чтобы они посетили ахматовские места.
Вспоминая Фогелера, хочется также высказать пожелание, чтобы в России когда-нибудь был выпущен почтовый конверт в честь этого выдающегося художника. А фоном для портрета может быть панорама Москвы – города, который он очень любил и искренне хотел популяризировать и защищать.
Статья опубликована в сокращенном варианте
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)