Об одном импровизированном почтовом отделении
2024-04-01 07:59:33, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Ровно 20 лет назад, в 2004 году в Москве был создан первый в стране Музей силуэтной графики. Он назывался не музеем, а отделом – ОТДЕЛОМ СИЛУЭТНЫХ МИНИАТЮР. Располагался музей при школе им.А.С.Пушкина.
Автор этих строк отвечал за контакты с Санкт-Петербургом. Он подарил отделу несколько силуэтных открыток и газетных вырезок, свою книгу «Тост за Пушкина», имеющую силуэтный титульный лист, а также изданную в ГДР папку с силуэтными изображениями.
Отдел силуэтных миниатюр собирался открыть в Петербурге свой филиал. Инициатором выступила московская учительница Лариса Львовна Руденко. Она тщательно отслеживала информацию о силуэтных аукционных лотах, отраженных в Интернете, рассылала эти сведения сотрудникам.
2004 год был отмечен интенсивной работой. Речь шла даже о покупке здания в центре города на Неве. Центром экспозиции должен был стать корпус произведений в жанре вырезания из бумаги, созданных московским силуэтистом Виктором Николаевичем Жуковым. Интересно, что он создавал ещё и оригинальные авторские марки с изображением птиц и животных.
В период, когда музей только ещё создавался, устроители проявили богатую фантазию и искрометную выдумку. Например, не имея в своем распоряжении оригинальных работ выдающихся авангардистов Кандинского и Малевича, начинающие музейщики решили выставить в витринах книги об этих художниках, открытые на «силуэтных» страницах. Но не случилось…
А ещё автор этих строк предложил включить в экспозицию импровизированную аптеку, т.е. выставку коробочек и другой упаковки для лекарств (а на такой упаковке немало красивых силуэтных изображений), а также витрину с силуэтными почтовыми документами – марками, открытками и конвертами (опять-таки импровизированное почтовое отделение).
Для этого автор этих строк начал подбирать марки с силуэтными изображениями. Их набралось немало, ведь самая первая в мире марка Черный пенни была задумана сэром Роулендом Хиллом как силуэтная (план остался неосуществлённым, но ведь эскиз Хилла дошёл до наших дней!).
Набралась подборка марок разных стран самой разнообразной тематики: от наскальных рисунков до современных спортивных эмблем. Темы КОСМОС, СПОРТ, ЭМБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ хорошо обеспечены силуэтным филателистическим материалом. Немало и марок с силуэтами городов. Тогда в моду входило словосочетание небесная линия.
Что поделать, этому музею не суждено было закрепиться в художественной жизни Москвы. Не был создан и полноценный петербургский филиал. Не знаю, куда делись подаренные мной открытки. Меня должны были наградить подарочным альбомом, посвященным школе им. Пушкина, но так и не прислали.
В течение многих лет я работаю над брошюрой «Неосуществленные проекты Петербурга». В основном в книге будут описаны хорошо известные вещи. Но будут там и интересные факты, связанные с несозданным филиалом Отдела силуэтных миниатюр и неосуществленной филателистической экспозицией. Как знать, может быть, некоторые из описанных мной идей найдут своё воплощение в будущем.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Итальянский футуризм
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления