Узорочье графа Сюзора
2025-03-20 16:14:21, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Эта статья посвящена знаменитому сооружению архитектора Павла Юльевича Сюзора. Речь пойдёт о крупнейшем российском Доме книги, который вот уже второй век работает на пересечении Невского проспекта и Набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге.

Топографически здание Дома Книги находится на оси, соединяющей два выдающихся творения православной культовой архитектуры, о которых мы уже рассказывали. Это Казанский собор работы Андрея Никифоровича Воронихина и Воскресенский собор Альфреда Парланда.

Это было на тот момент единственное семиэтажное здание в Санкт-Петербурге. Компания «Зингер» занимала в нем всего три этажа.

В целом же, выражаясь современным языком, это был самый первый питерский, да и российский, деловой центр, в котором работали банки, фирмы, конторы, магазины… но только до революции 1917 года.

Благодаря графу Франческо Бартоломео Растрелли Павлу Юльевичу Сюзору удалось немного «остудить пыл» заказчика, пожелавшего построить одиннадцатиэтажное здание своей питерской штаб-квартиры. Именно выстроенный Растрелли Зимний дворец Елизаветы Петровны определил высотный строительный регламент, согласно которому никому не позволялось строить в имперской столице здания выше резиденции российских императоров - 23,47 метра.
К счастью, этот регламент не учитывал мансарды и купола, поэтому Дом Зингера украшает купол, напоминающий по форме напёрсток – для полноты впечатления о швейных дел мастерах.

Растрелли и Сюзора роднит их любовь к многообразным элементам пышной отделки фасадов и интерьеров.

На боковых стенах единственного арочного проезда во двор здания Дома книги, глазированной плиткой выложены даты «1902» и «1904», обозначавшие годы, потребовавшиеся для его постройки.

Дому книги повезло стать первым в отечественной истории зданием, в основу которого был положен металлический каркас.

Его окружает кирпичная кладка и облицовка из разноцветных гранитных плит, символизирующих высокую значимость сооружения и достаток его хозяев.

В отличие от окружающих зданий, наружные фасады Дома книги лишены такого привычного элемента, как водосточные трубы, на флейте которых Маяковский предлагал играть ноктюрн:
А Вы ноктюрн сыграть смогли бы
На флейте водосточных труб?

В Доме книги двойные медные трубы заботливо были обёрнуты асбестовой и суконной тканями, во избежание коррозии от скапливающегося на их поверхности конденсата, и точно так же, как и несущий здание металлический каркас, обложены кирпичной кладкой.

Как только на крыше скапливаются снег и вода, они по специальным желобам собираются в трубы «для ноктюрна Маяковского», и, благодаря приспособлениям для таяния снега, за счёт водяного пара уходят в городскую канализацию. Об этих тонкостях напишет ещё в 1906 году журнал «Зодчий», одним из создателей которого выступил граф Сюзор.
На фасадах Дома книги можно и сейчас встретить немало разнообразных выкованных и украшенных сусальным золотом флоральных украшений, при изготовлении которых применены элементы естественного движения линий по плавной траектории. Они изогнуты таким образом, что не образуют ни единого угла.

В этом у Сюзора был выражен принцип формирования стилистики раннего модерна.

Потолок атриума у Сюзора очень напоминает потолок второго этажа дома учёного и профессора Эмиля Тасселя в Брюсселе. Позолоченные торшеры вторят флоральным мотивам отделки фасада. Они выполнены в виде драконов, которые сосредоточенно держат в зубах плафоны светильников.

Косые линии сеток, в которые они помещены, снизу сходятся в форме звезды Давида. Все металлические детали, расположенные на фасаде Дома книги, можно рассматривать и как самостоятельные произведения искусства.

Панели фасада были выполнены в мозаической мастерской братьев Александра и Владимира Фроловых. Вертикальную остеклённую галерею, располагающуюся по центру здания, строители шутя называют «градусником».

Размещая в нынешнем Доме книги магазин издательства «Петроиздат», вспомнили о том, что на месте деревянного расстреллиевского театра или оперного дома с 1829 по 1836 год тоже работал книжный магазин. Тогда ещё частный, принадлежавший известному русскому издателю и книгопродавцу Ивану Васильевичу Слёнину.

Как сообщает сайт научной библиотеки УлГПУ: «он выпускал второе издание «Истории государства российского» Николая Михайловича Карамзина, а также собрание басен Ивана Андреевича Крылова, издавал декабристские альманахи «Полярная звезда» на 1823—1824 годы и «Северные цветы» на 1825—1826 годы».
Книжная лавка Сленина напоминала своеобразный литературный клуб. Современник Сленина Б.П. Бурнашев вспоминал: «У него сходились, толковали, спорили, бранились и мирились тогдашние русские литераторы». У Сленина бывали и издавались А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, Ф.Н. Глинка, А.А. Дельвиг, В.Г. Кюхельбекер, А.Ф. Воейков... К его «клубу» большей частью тяготели передовые русские писатели, будущие декабристы. Сам Оленин являлся членом-корреспондентом Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения. Оно было связано с «Союзом благоденствия», и в нем участвовали декабристы Ф.Н. Глинка, С.П. Трубецкой, Н.М, Муравьев, И.Г. Бурцев».
Вот такой позитивный литературный «эгрегор» накопился до революции на месте будущего Дома книги.

Мог ли предполагать граф Сюзор, создавая свое самое знаменитое творение, что вместо прозаических, пусть даже и «лучших в мире» швейных машинок, здесь будут без устали стучать многочисленные печатные машинки множества издательств? А тот яркий всепоглощающий «костер» литературных схваток, разгоревшийся однажды в слёнинской лавке, будет согревать еще не одно поколение писателей и их благодарных читателей? Конечно, вряд ли такое могло прийти в голову архитектору.
Напёрсткообразный купол Дома книги увенчан громадным стеклянным шаром с металлическим переплетением линий меридианов и параллелей, который снизу заботливо обхватили три дамы. По линии экватора земной шар перехвачен широкой лентой с надписью «Дом книги», существовавшей в советские времена.

В основании стеклянного купола русско-французским скульптором Артемием Лаврентьевичем Обером была помещена скульптура орлана с расправленными крыльями.
В 2003 году по проекту российского скульптора-монументалиста, медальера, члена Союза художников СССР, заслуженного художника Российской Федерации Алексея Андреевича Архипова утраченная в советские годы фигура орлана была восстановлена. Одно его крыло направлено на Невский проспект, а другое – на набережную Екатерининского канала, ныне канала Грибоедова.

О Доме книги можно рассказывать еще достаточно долго и много. О всех талантиливых помощниках Сюзора. О стилях и техниках. Об истории здания и т.д. и т.п. Но сегодня нам нужно поставить точку. В надежде встретиться вновь с вами на перекрестке Невского проспекта и набережной канала Грибоедова, чтобы опять полюбоваться триумфальным детищем Павла Юльевича Сюзора – его неповторимым узорочьем.
Фото авторов
Ю.А., П.А., О.Ю. Латышевы
Статья по теме:
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд