Пушкин и стиль модерн
2024-08-27 14:46:03, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
225-летие со дня рождения А.С.Пушкина является важным событием для филателистов. Есть ли какие-нибудь малоисследованные ракурсы пушкинской темы? Давайте посмотрим.
Стиль модерн возник в Европе и США на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В России он нашел разнообразные формы выражения. Находясь в русле европейских и мировых тенденций, русский модерн широко использовал растительный орнамент и осваивал национально-романтическую тематику. Символами модерна были объединения «Мир искусства» и «Голубая роза».
В области живописи и графики нельзя не назвать таких талантливых мастеров модерна как И.Билибин, Г.Нарбут, Л.Бакст, М.Врубель. Все они отдали дань пушкинской теме, поэтому в год 225-летия великого поэта мы считаем уместным проиллюстрировать пушкинские мотивы с помощью филателистических материалов, тематически относящихся к эпохе модерна.
Что это может дать филателистам? Прежде всего, новый ракурс темы, который позволит ввести в орбиту филателистического пушкиноведения некоторые коллекционные материалы, на первый взгляд не относящиеся непосредственно к А.С.Пушкину. Это в первую очередь портреты художников, чьи работы на пушкинскую тему ещё пока не отражены на знаках почтовой оплаты.
Итак, чем могут пополнить свои коллекции филателисты, осваивающие пушкинскую тематику? Например, недавно в России был выпущен блок, на котором изображен выдающийся русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926). Он создал запоминающийся цикл иллюстраций к «Песни о Вещем Олеге». Шрифтовое оформление этого цикла выполнил замечательный художник-фантаст Виктор Замирайло (1868 – 1939). Он создал в высшей степени оригинальный шрифт, которым и выполнен (нарисован) весь текст пушкинской поэмы. Существуют открытки, отразившие совместную работу двух мастеров. Было бы замечательно, если бы совместная работа В.Васнецова и В.Замирайло нашла отражение на почтовом конверте.
Говоря о произведениях на пушкинскую тему, созданных на рубеже веков, мы не можем не упомянуть Михаила Александровича Врубеля (1856 – 1910).
Марка с картиной «Царевна-лебедь» была скорее всего первой в СССР миниатюрой, отражающей русский символизм (марка была выпущена в 1967 году). Всё в этой замечательной картине дышит загадками и тайнами. Образ прекрасной царевны окружен дымкой мистики, и зрителю невольно вспоминаются лучшие образцы европейского символизма, например, творчество художников А.Бёклина (Швейцария) и Ф.фон Штука (Германия).
Иван Яковлевич Билибин (1886 – 1942) является ярчайшим представителем так называемого русского стиля. Он создал запоминающиеся иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о рыбаке и рыбке». Композиция с князем Гвидоном, смотрящем на прекрасный град, выглядит особенно эффектно. Декоративно-плоскостное решение выбрано так удачно, что мы по праву считаем эту иллюстрацию эталонной. «Сказка о царе Салтане» переиздавалась именно в билибинском оформлении во многих странах.
Выпуск марок с работами И.Я.Билибина (1969) был экспериментальным. Полиграфисты активно искали новые способы печати, и для воспроизведения был нужен пример сложного по колористическому решению произведения.
Обратившись к графике Билибина, работники типографии провели смелый эксперимент по осуществлению многоцветной печати. Не случайно имеют место разновидности по цвету и экземпляры с пропуском перфорации. Изучение истории этого выпуска и всей гаммы разновидностей – рай для филателистов.
В серии было два пушкинских сюжета: иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» и к «Сказке о золотом петушке». Все сюжеты для этой серии марок были выбраны с учетом сложности процесса цветопередачи. Например, иллюстрация, на которой князь Гвидон любуется прекрасным градом, отличается богатством цветовой гаммы. Как сохранить это колористическое великолепие на маленькой почтовой миниатюре? Задача была успешно решена. Работники типографии точно передали цветовую гамму оригинала. Марки завоевали заслуженную славу.
Борис Васильевич Зворыкин (1872 – 1942) был последователем И.Я.Билибина и ещё одним ярким представителем русского стиля. Его несправедливо обвиняли в подражательности. Интересно, что на полях блока Республики Бенин мы видим работы обоих талантливых мастеров: как И.Я.Билибина, так и Б.В.Зворыкина. Это блок может считаться символической встречей двух художников, у которых много общего в плане стиля. Но к Пушкину имеет отношение только работа Б.Зворыкина, поэтому скажем несколько слов о ней.
Художник нарисовал роскошный терем, который подарила старухе волшебница-рыбка. Обилия узоров на фасаде выглядит очень красиво, такое великолепие типично для Б.Зворыкина. Но не типично для почтового дизайна: блок выглядит перегруженным этнографическими деталями. И всё же важно, что положено начало отражению творчества Зворыкина на современных знаках почтовой оплаты. И что этот факт связан с пушкинской темой.
Назовём и другие имена. Лев Самойлович Бакст (1866 – 1924) создал запоминающийся образ учёного кота. Этот кот украсил заднюю обложку журнала «Лукоморье», так как был эмблемой этого журнала. Жаль, что журнал не имел своего фирменного конверта – это был бы замечательный почтово-филателистический документ. Бакстовский ученый кот просто создан для украшения конвертов и открыток.
Но Бакст оставил нам ещё и замечательный живописный портрет А.Н.Бенуа, созданный в 1898 году. Перед нами не просто художник и теоретик искусства А.Н.Бенуа, а настоящее воплощение художника эпохи модерна: романтичного, ищущего, пребывающего одновременно в реальном мире и в своей собственной фантастической Вселенной.
Среди работ Бенуа на пушкинскую тему выделяется графический цикл иллюстраций к поэме Пушкина «Медный всадник». Один из листов цикла образует фон блока Центральноафриканской Республики и мы видим Евгения, сидящего на статуе льва во время наводнения. По этому фоновому изображению трудно сформировать впечатление о стиле всего цикла, и все же нам важно, что эта графическая сюита А.Бенуа нашла отражение на филателистическом объекте.
Армянский художник Вардгес Суренянц (1860 – 1921) изображен на конверте СССР, выпущенном в 1985 году. В рамках нашей темы этот талантливый художник-академист интересен нам как автор оформления подарочного издания поэмы А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Жаль, что обложки этого красивого издания пока нет на марках и открытках. Но зато конверт, на котором мы видим умное лицо талантливого мастера, вполне может быть отнесён к пушкинской теме.
Елизавета Сергеевна Кругликова (1865 – 1941) была талантливой силуэтисткой. Черно-белые абрисы, созданные ей в Париже и в России, по праву считаются шедеврами графического искусства. Очень хорошо, что Малое предприятие «Филателия» (ныне не существующее) выпустило конверт с портретом Пушкина. Это силуэтный портрет, свидетельствующий о несомненном таланте выдающейся художницы. А.С.Пушкин изображен в профиль. Это один из лучших силуэтных портретов Пушкина. Заметим здесь, что филателисты не очень избалованы силуэтными изображениями А.С.Пушкина и хотелось бы, чтобы в будущем маркоиздатели восполнили этот процесс.
Елена Петровна Самокиш-Судковская (1862 – 1924) – талантливая русская художница, которая ещё при жизни подвергалась необоснованной критике. Она создала большой цикл акварельных работ, посвященных роману в стихах Евгений Онегин. Существует открытка, на которой репродуцирован иллюстрация к этому великому роману. Перед нами Татьяна Ларина, пишущая письмо. Е.Самокиш-Судковская тщательно прорабатывала все детали рисунка, уделяла большое внимание причёскам и костюмам персонажей, предметам быта. Перед нами своего рода книжная живопись, но орнаментально-декоративная аранжировка разворотов книги – это типичный модерн.
Внимание к деталям было отличительной чертой творчества Самокиш-Судковской. Чтобы лишний раз убедиться в этом, перелистаем мысленно подарочное издание романа «Евгений Онегин», проиллюстрированное Е.П.Самокиш-Судковской. Для этой книги, которая к настоящему моменту уже дважды переиздана (пусть и с измененным макетом издания), характерна какая-то особая праздничность. Чувствуется, что художница думает о читателе, хочет, чтобы его глаз отдыхал при общении с разнообразием форм и оттенков цвета. И нередко это у неё прекрасно получается, хотя в этом цикле есть и неудачные работы. Критики необоснованно цеплялись к творческим неудачам художницы. Ныне её заслуги общепризнанны.
Есть и такие индивидуальные стили, в которых модерн сближается с реалистической трактовкой персонажей. Приведем пример.
В этом году отмечается 110-летие со дня смерти Елизаветы Меркурьевны Бём (1843 – 1914). И хотя ее манера может быть охарактеризована скорее как живописный реализм, фигура Татьяны Лариной может быть рассмотрена как самодовлеющий знак, при всех живописных достоинствах тяготеющий к декоративно-плоскостному решению.
В образе Татьяны, созданном Елизаветой Бём, есть что-то от мечтательной героини декаданса. Вспоминаются, например, образы, созданные известной писательницей Лидией Чарской, другими авторами, которые писали для юношества.
Владимир Михайлович Конашевич (1888 – 1963) принадлежал к числу младших мирискусников, поэтому его иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» может быть лишь условно отнесена к модерну. И все же Конашевич – художник, сформировавшийся на рубеже веков и атмосфера начала ХХ века ощущается в его графической работе. Это и условная цветовая гамма, и элементы декоративно-плоскостного решения композиции.
Нельзя не назвать и некоторых зарубежных художников рассматриваемой эпохи, индивидуальные стили которых повлияли на изобразительную Пушкиниану. Например, нам интересен американский график Чарльз Дана Гибсон (1867 – 1944). Он по праву считается крупнейшим в США мастером рисунка пером. Этот талантливый рисовальщик создал образ изящной лирической героини, которая полюбилась американцам и заслужила имя Гибсон-гёрл. И не случайно некоторые художники-графики, взявшиеся за тему «Евгений Онегин», имели перед собой произведения Гибсона (альбомы и открытки). Поэтому марка США, посвященная знаменитому иллюстратору, вполне может быть включена в пушкинскую коллекцию.
Альфонс Мария Муха (1860 – 1939), так же, как и Чарльз Дана Гибсон, оказал существенное влияние на иллюстрации к пушкинским произведениям. Его пристрастие к изящным декоративным рамкам, цветочным композициям и причудливо изогнутым линиям типично для модерна. Существует много книг об А.Мухе на русском языке, и хорошее знакомство российских любителей искусства с индивидуальным стилем этого мастера позволяет сделать вывод о том, что при иллюстрировании Пушкина достижения Мухи не только учитывались, но и активно переосмыслялись.
В последнее время появляются книжные иллюстрации к произведениям Пушкина, в которых стилизация под модерн ощущается особенно явно. Это, например, работы П.Оринянского и В.Назарука. Оба проявили себя как виртуозные стилизаторы, не потеряв индивидуального почерка. Как П.Оринянский, так и В.Назарук отдали дань индивидуальной стилистике Альфонса Мухи (в этом году исполняется 85 лет со дня его смерти). Не исключено, что эти сюжеты проникнут на марки и конверты, и это расширит горизонты рассмотрения темы.
Джеймс Эббот МакНейль Уистлер (1834 – 1903) повлиял на творчество русских импрессионистов, и эта страница истории искусства на первый взгляд находится за пределами рассмотрения нашей темы. Хотя не забудем, что художник жил в Петербурге и наверняка слышал имя Пушкина, но этого мало. А вот картины на пушкинские сюжеты, созданные русскими художниками с учетом уистлеровских приемов (вернее, марки и открытки с репродукциями этих картин), попадают в наше поле зрения.
Например, если мы рассмотрим Пушкиниану Валентина Александровича Серова (1865 – 1911), мы увидим редкое сочетание импрессионизма и модерна. Картина «Пушкин на садовой скамейке» – скорее всего произведение зрелого русского импрессионизма. И все же марки разных стран с репродукцией этого произведения имеют отношение к нашей теме. И вот почему.
Фигура Пушкина дана как некий самостоятельный знак, говоря искусствоведческим языком, самозначащая форма. У Уистлера это была фигура павлина, эффектно выделяющегося на орнаментальном фоне, а у Серова таким характерным знаком выступает фигура поэта. Существует и работа неизвестного художника «Пушкин в Михайловском», которая объединяет в одном произведении приемы Серова и Уистлера.
В заключение скажем несколько слов о кино. Произведения Пушкина довольно рано заинтересовали кинематографистов. Выдающийся русский драматический актёр Иван Ильич Мозжухин (1889 – 1939) столь блестяще сыграл Германна, что лента «Пиковая дама» 1915 года вошла в золотой фонд отечественного кино.
Режиссер Яков Протазанов (1881 – 1945) учел все новейшие достижения символизма и модерна. Пушкинская эпоха представлена сквозь призму стиля рубежа XIX и XX веков. Для фильма были характерны и технические новшества (в сцене помешательства Германа визуализируются его кошмары). Это одновременно и актерский и режиссерский фильм.
Почтовая карточка с портретом И.Мозжухина вышла в 2013 году (автор – художник Х.Бетрединова). И хотя мы не видим здесь кадров из «Пиковой дамы», выразительное лицо Мозжухина говорит нам: вот настоящий Германн. Хочется выразить пожелание, чтобы кадры из «Пиковой дамы» когда-нибудь появились на конвертах.
Кстати, конверт с портретом Якова Протазанова тоже может быть включен в тематическую подборку на тему «Пушкин и модерн». Этот талантливый режиссер был плотью от плоти культуры рубежа веков. Он остро чувствовал драматизм жизни, и повесть «Пиковая дама» была выбрана им далеко не случайно.
Однако вернемся к графике. После войны в немецком городе Фельдмохинге был создан скаутский лагерь для русских подростков. В лагере была скаутская почта, которая была снабжена серией марок на российскую тематику. Там была и миниатюра, посвященная Пушкину. И хотя серия вышла в 1940-е годы, орнаментально-декоративное решение марок напоминает нам об узорчатой графике модерна.
Упомянем на этих страницах и ещё один интересный факт. Когда в 1999 году вышла в свет серия марок «Сказки Пушкина», эмиссия сопровождалась выпуском рекламной открытки со шрифтом в стиле модерн. Авторы открытки выбрали красивый шрифт, который называется «Бёклин» в честь выдающегося швейцарского художника-символиста.
Юбилей великого русского поэта дает повод по-новому взглянуть на марки и конверты прошлых лет и продолжить поиск новых ракурсов пушкинской темы.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Фото из открытых источников
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления