От звезды Давида — до звезды Героя
2024-08-09 10:50:54, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
255-летию со дня рождения русского архитектора
Василия Петровича Стасова посвящается
4 августа 2024 года исполнилось 255 лет со дня рождения русского архитектора, одного из основоположников русского ампира, академика Императорской Академии художеств Василия Петровича Стасова.
Трудно найти выдающееся произведение архитектуры имперской столицы России, к которому не приложил бы руку этот одаренный, энергичный и целеустремленный человек.
Таким, каким мы видим Стасова на советской марке 1948 года издания, его запечатлел Александр Григорьевич Варнек в двадцатые годы XIX столетия. Объем статьи не позволяет нам хоть сколько-нибудь подробно остановиться на каждом творении автора. По причине чего нам придется остановить свой выбор только на тех архитектурных сооружениях, которые уже успели найти свое отражение в отечественной и зарубежной филателии.
1811 год. Стасов перестраивает здание Царскосельского лицея, возведенное в 1788-1792 годах Ильёй Васильевичем Неёловым, архитектором эпохи русского классицизма, старшим сыном придворного архитектора в период правления Екатерины Великой — Василия Ивановича Неелова.
А.С. Пушкин, во время обучения в Царскосельском лицее, запечатлел на своем «быстром» рисунке его здание, а также переход в здание Большого Екатерининского дворца и дворцовую церковь с ажурным пятиглавием, допустив при этом ошибку — «понизив» уровень этих архитектурных сооружений. Это отчётливо видно при сравнении рисунка марки № 438 из серии № 438-442 «К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Рисунки поэта», увидевшей свет 28 мая 1998 года в художественном оформлении Ю. Арцименева и фото П.А. и О.Ю. Латышевых.
1817—1821 годы. На почтовой марке СССР 1948 года справа от портрета Стасова изображены Павловские казармы на Марсовом поле.
Переосмысливая творение Юрия Михайловича Фельтена, Стасов создавал казармы для Павловского полка. Для этого он перепланировал ранее построенные здания, и, обобщая сделанное, «одел» их единым фасадом. При этом Василий Петрович полностью сохранил фельтеновские пропорции изначальных сооружений. В некоторой мере Стасову удалось сохранить также и первоначальный вид первого яруса построек.
1818 год. С сего момента Стасов на протяжении трех десятилетий, входил в состав так называемого «комитета Исаакиевского собора», что было очень важно, поскольку руководил возведением этого грандиозного сооружения католик Огюст Монферран, которому тонкости православной архитектуры вряд ли были очень близки.
Вместе с ним и группой российских архитекторов, в числе которых следует упомянуть имя А.А. Михайлова, Василий Петрович неустанно вдохновлял на этот титанический труд многочисленных инженеров, скульпторов, художников, включая Карла Павловича Брюллова, резчиков по камню, шлифовальщиков, позолотчиков, а также представителей многих других творческих профессий.
Получится чудо!!! Будет посчитано, что если бы Исаакий был целиком отлит из чистого серебра, то он бы стоил НЕ ДОРОЖЕ современного – по совокупной стоимости использованных при его строительстве ценных материалов.
25 апреля 2002 года была выпущена серия марок № 744-748 «300 лет Санкт-Петербургу» в исполнении художника А. Жарова. Миниатюра № 745, выполненная на мелованной бумаге в композитной технике печати «офсет + конгрев», очень органично совмещает изображения Исаакиевского собора и атлантов работы А.И. Теребенева.
Именно их колоссальные фигуры знаменуют собой главный вход в здание Нового Эрмитажа, где Василий Петрович будет помогать немецкому архитектору Лео фон Кленце, не баловавшему Санкт-Петербург своими визитами.
О роли Стасова при возведении этого первоклассного музейного здания мы уже упоминали в своих материалах – собственно о Кленце, и о его помощнике архитекторе Ефимове. В статье о последнем была также упомянута миссия Стасова при воссоздани Зимнего дворца после пожара.
А сейчас лепной профиль Стасова украшает зал Антониса ван Дейка в Новом Эрмитаже.
26 августа 1827 года заложили первый камень обновляемых Нарвских Триумфальных ворот, которые Кваренги возводил из дерева и алебастра.
Было это сделано в день пятнадцатой годовщины со дня завершения Бородинского сражения. Василий Стасов бережно отнёсся к замыслу Кваренги, и стремился в целом сохранить его. Кирпичная кладка обшивалась медными листами, из которых также создавалась и скульптурная группа, включавшая в себя шестёрку поднятых на дыбы коней, которыми правит богиня Победы.
Следует отметить, что для Петра Карловича Клодта именно эти кони стали первой серьезной работой, предвосхитив его всемирно известную группу, украсившую и Аничков мост, и Кузьминки, и Берлин, и Неаполь и Петергоф. Известный скульптор эпохи русского классицизма Степан Степанович Пименов представил на утверждение свой проект шестерки коней вместе с фигурой богини Победы, однако предпочтение было отдано коням Петра Карловича.
У Степана Степановича была принята к исполнению великолепная фигура правительницы коней, несущих Её Величество Победу, а также скульптуры древнерусских витязей, пришедших на смену римским воинам у ворот варианта Кваренги. Фигуры древнерусских витязей Степан Степанович Пименов проектировал вместе с крупнейшим представителем русского классицизма в области скульптуры Василием Ивановичем Демут-Малиновским.
Скульптор Иван Леппе создал крылатые женские фигуры, а также барельефы, изображающие гениев Славы, органично вписавшиеся в общую многофигурную композицию Нарвских ворот.
17 августа 1834 года состоялось торжественное открытие Нарвских Триумфальных ворот.
Также в 1834 году по проекту Стасова было положено начало строительству ещё одних Триумфальных ворот – Московских.
Эта монументальная Триумфальная арка, сносившаяся в советское время, была восстановлена на площади Московские Ворота в Санкт-Петербурге. В настоящий момент она рассматривается в качестве одного из наиболее важных памятников города на Неве.
Московские Триумфальные ворота были задуманы Стасовым как портик-пропилеи из двенадцати колонн дорического ордера, установленных в два ряда. Посвящалось их возведение следующим Победам русских войск:
— в русско-персидской войне 1826-1828 годов;
— в русско-турецкой войне 1828-1829 годов;
— при усмирении восстания в Царстве Польском в 1830-1831 годах.
Следует отметить, что на момент сооружения Московские Триумфальные ворота ялялись крупнейшим полностью металлическим сооружением в мире.
1828-1835 годы. 25 мая 1994 года увидела свет серия из четырех марок «Архитектурные памятники России», работы художника А. Плетнева. На почтовой миниатюре № 166 данной серии изображено здание Троицкого собора – собора святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, построенное Василием Петровичем Стасовым в период 1828-1835 годов.
В этой работе ему удалось достичь достаточно органичного сочетания храма и венчающего его крупного пятиглавия, усыпанного золотыми шестиконечными звёздами библейского царя Давида на синем небесном фоне. Однако на марке они однозначно не прорисованы.
Каждый портик храма поддерживают мощные колонны.
13 декабря 2016 года вышел совместный выпуск Российской Федерации и Республики Македония. Достопримечательности городов Санкт-Петербурга и Охрида, включивший в себя знаки почтовой оплаты № 2172-2173 авторства художника-дизайнера – А. Дробышева.
В горизонтальной сцепке совместного российско-македонского выпуска Троицкий собор предстал уже в цвете.
Особенно радостно, что македонская марка, на которой он также запечатлен, сделана уже на основе другой фотографии. Каждый из выбранных для экспозиции ракурсов знаменитого собора по-своему интересен.
29 марта 2018 года стараниями художника-дизайнера А. Поварихина совместный выпуск Российской Федерации и Республики Македония «Достопримечательности городов Санкт-Петербурга и Охрида» пережил второе рождение, появившись уже в составе сувенирного набора № 782.
Первая страница обложки посвящена великолепному детищу Василия Петровича и возвращает нас к традиции его первоначального упоминания в отечественной филателии образца 1994 года.
1837 год. По случаю годовщины Победы в Отечественной войне 1812 года Огюст Монферран предложил сделать из красного гранита постаменты памятников Барклаю-де-Толии и Кутузову работы Бориса Орловского на Невском проспекте, украсив каждый из них бронзовыми барельефами. Памятники устанавливались у Казанского собора.
Однако императору Николаю Первому вариант Василия Петровича Стасова изготовить их из полированного гранита импонировал в большей степени, в результате чего известный каменотёс Самсон Ксенофонтович Суханов безуперчно выполнил данный заказ. На полях почтового блока Республики Мозамбик 2015 года выпуска запечатлён его портрет работы Василия Андреевича Тропинина.
На марке №744 вышеупомянутой серии – «первой ласточки» к празднованию трёхсотлетнего юбилея города на Неве, на фоне здания Казанского собора изображен памятник Барклаю-де-Толии, с фрагментом постамента выполненном по идее Василия Петровича Стасова.
Участвовал в архитекторской деятельности и сын Василия Петровича - Владимир Васильевич, ставший крупнейшим в Российской империи художественным и музыкальным критиком, входившим в число основателей Товарищества художников-передвижников и, так называемой, «Могучей кучки» известных российских композиторов.
В 1883-1893 годах при участии Владимира Васильевича Стасова была возведена Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге.
Большая хоральная синагога вляется центром духовной жизни евреев Петербурга.
Дмитрий Васильевич Стасов – ещё один сын Василия Петровича, был русским юристом и общественным деятелем, присяжным поверенным и первым председателем совета присяжных поверенных окружной Санкт-Петербургской судебной палаты.
Третий сын Василия Петровича – Александр – известен как директор Акционерного общества «Кавказ и Меркурий». Четвёртый сын Василия Петровича — Николай – принадлежал к числу служителей Зимнего дворца.
Надежда Васильевна Стасова —дочь Василия Петровича – стала известна как соорганизатор женского движения в России. Она являлась также первой распорядительницей Бестужевских высших женских курсов.
Елена Дмитриевна Стасова – младшая внучка Василия Петровича из числа дочерей Дмирия Васильевича, стала революционеркой, советским деятелем международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения.
Василий Петрович Стасов умер 24 августа (5 сентября) 1848 года в Петербурге. Он похоронен в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище.
Вот такой необычный звездный путь прошла перкрасная династия Стасовых от шестиконечных звезд царя Давида на куполах Троице-Измайловского собора до пятиконечной звезды Героя Социалистического Труда на груди внучки основоположника русского ампира.
Латышев О.Ю., Латышева П.А., Павлович C., Тадич-Леско К., Розич Б.