Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  От звезды Давида — до звезды Героя

Поиск по статьям:

От звезды Давида — до звезды Героя

2024-08-09 10:50:54, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

255-летию со дня рождения русского архитектора
Василия Петровича Стасова посвящается

4 августа 2024 года исполнилось 255 лет со дня рождения русского архитектора, одного из основоположников русского ампира, академика Императорской Академии художеств Василия Петровича Стасова.

Трудно найти выдающееся произведение архитектуры имперской столицы России, к которому не приложил бы руку этот одаренный, энергичный и целеустремленный человек.

Таким, каким мы видим Стасова на советской марке 1948 года издания, его запечатлел Александр Григорьевич Варнек в двадцатые годы XIX столетия. Объем статьи не позволяет нам хоть сколько-нибудь подробно остановиться на каждом творении автора. По причине чего нам придется остановить свой выбор только на тех архитектурных сооружениях, которые уже успели найти свое отражение в отечественной и зарубежной филателии.

1811 год. Стасов перестраивает здание Царскосельского лицея, возведенное в 1788-1792 годах Ильёй Васильевичем Неёловым, архитектором эпохи русского классицизма, старшим сыном придворного архитектора в период правления Екатерины Великой — Василия Ивановича Неелова.

А.С. Пушкин, во время обучения в Царскосельском лицее, запечатлел на своем «быстром» рисунке его здание, а также переход в здание Большого Екатерининского дворца и дворцовую церковь с ажурным пятиглавием, допустив при этом ошибку — «понизив» уровень этих архитектурных сооружений. Это отчётливо видно при сравнении рисунка марки № 438 из серии № 438-442 «К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Рисунки поэта», увидевшей свет 28 мая 1998 года в художественном оформлении Ю. Арцименева и фото П.А. и О.Ю. Латышевых.

1817—1821 годы. На почтовой марке СССР 1948 года справа от портрета Стасова изображены Павловские казармы на Марсовом поле.

Переосмысливая творение Юрия Михайловича Фельтена, Стасов создавал казармы для Павловского полка. Для этого он перепланировал ранее построенные здания, и, обобщая сделанное, «одел» их единым фасадом. При этом Василий Петрович полностью сохранил фельтеновские пропорции изначальных сооружений. В некоторой мере Стасову удалось сохранить также и первоначальный вид первого яруса построек.

1818 год. С сего момента Стасов на протяжении трех десятилетий, входил в состав так называемого «комитета Исаакиевского собора», что было очень важно, поскольку руководил возведением этого грандиозного сооружения католик Огюст Монферран, которому тонкости православной архитектуры вряд ли были очень близки.

Вместе с ним и группой российских архитекторов, в числе которых следует упомянуть имя А.А. Михайлова, Василий Петрович неустанно вдохновлял на этот титанический труд многочисленных инженеров, скульпторов, художников, включая Карла Павловича Брюллова, резчиков по камню, шлифовальщиков, позолотчиков, а также представителей многих других творческих профессий.

Получится чудо!!! Будет посчитано, что если бы Исаакий был целиком отлит из чистого серебра, то он бы стоил НЕ ДОРОЖЕ современного – по совокупной стоимости использованных при его строительстве ценных материалов.

25 апреля 2002 года была выпущена серия марок № 744-748 «300 лет Санкт-Петербургу» в исполнении художника А. Жарова. Миниатюра № 745, выполненная на мелованной бумаге в композитной технике печати «офсет + конгрев», очень органично совмещает изображения Исаакиевского собора и атлантов работы А.И. Теребенева.

Именно их колоссальные фигуры знаменуют собой главный вход в здание Нового Эрмитажа, где Василий Петрович будет помогать немецкому архитектору Лео фон Кленце, не баловавшему Санкт-Петербург своими визитами.

О роли Стасова при возведении этого первоклассного музейного здания мы уже упоминали в своих материалах – собственно о Кленце, и о его помощнике архитекторе Ефимове. В статье о последнем была также упомянута миссия Стасова при воссоздани Зимнего дворца после пожара.

А сейчас лепной профиль Стасова украшает зал Антониса ван Дейка в Новом Эрмитаже.

26 августа 1827 года заложили первый камень обновляемых Нарвских Триумфальных ворот, которые Кваренги возводил из дерева и алебастра.

Было это сделано в день пятнадцатой годовщины со дня завершения Бородинского сражения. Василий Стасов бережно отнёсся к замыслу Кваренги, и стремился в целом сохранить его. Кирпичная кладка обшивалась медными листами, из которых также создавалась и скульптурная группа, включавшая в себя шестёрку поднятых на дыбы коней, которыми правит богиня Победы.

Следует отметить, что для Петра Карловича Клодта именно эти кони стали первой серьезной работой, предвосхитив его всемирно известную группу, украсившую и Аничков мост, и Кузьминки, и Берлин, и Неаполь и Петергоф. Известный скульптор эпохи русского классицизма Степан Степанович Пименов представил на утверждение свой проект шестерки коней вместе с фигурой богини Победы, однако предпочтение было отдано коням Петра Карловича.

У Степана Степановича была принята к исполнению великолепная фигура правительницы коней, несущих Её Величество Победу, а также скульптуры древнерусских витязей, пришедших на смену римским воинам у ворот варианта Кваренги. Фигуры древнерусских витязей Степан Степанович Пименов проектировал вместе с крупнейшим представителем русского классицизма в области скульптуры Василием Ивановичем Демут-Малиновским.

Скульптор Иван Леппе создал крылатые женские фигуры, а также барельефы, изображающие гениев Славы, органично вписавшиеся в общую многофигурную композицию Нарвских ворот.

17 августа 1834 года состоялось торжественное открытие Нарвских Триумфальных ворот.

Также в 1834 году по проекту Стасова было положено начало строительству ещё одних Триумфальных ворот – Московских.

Эта монументальная Триумфальная арка, сносившаяся в советское время, была восстановлена на площади Московские Ворота в Санкт-Петербурге. В настоящий момент она рассматривается в качестве одного из наиболее важных памятников города на Неве.

Московские Триумфальные ворота были задуманы Стасовым как портик-пропилеи из двенадцати колонн дорического ордера, установленных в два ряда. Посвящалось их возведение следующим Победам русских войск:

— в русско-персидской войне 1826-1828 годов;

— в русско-турецкой войне 1828-1829 годов;

— при усмирении восстания в Царстве Польском в 1830-1831 годах.

Следует отметить, что на момент сооружения Московские Триумфальные ворота ялялись крупнейшим полностью металлическим сооружением в мире.

1828-1835 годы. 25 мая 1994 года увидела свет серия из четырех марок «Архитектурные памятники России», работы художника А. Плетнева. На почтовой миниатюре № 166 данной серии изображено здание Троицкого собора – собора святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, построенное Василием Петровичем Стасовым в период 1828-1835 годов.

В этой работе ему удалось достичь достаточно органичного сочетания храма и венчающего его крупного пятиглавия, усыпанного золотыми шестиконечными звёздами библейского царя Давида на синем небесном фоне. Однако на марке они однозначно не прорисованы.

Каждый портик храма поддерживают мощные колонны. 

13 декабря 2016 года вышел совместный выпуск Российской Федерации и Республики Македония. Достопримечательности городов Санкт-Петербурга и Охрида, включивший в себя знаки почтовой оплаты № 2172-2173 авторства художника-дизайнера – А. Дробышева.

В горизонтальной сцепке совместного российско-македонского выпуска Троицкий собор предстал уже в цвете.

Особенно радостно, что македонская марка, на которой он также запечатлен, сделана уже на основе другой фотографии. Каждый из выбранных для экспозиции ракурсов знаменитого собора по-своему интересен.

29 марта 2018 года стараниями художника-дизайнера А. Поварихина совместный выпуск Российской Федерации и Республики Македония «Достопримечательности городов Санкт-Петербурга и Охрида» пережил второе рождение, появившись уже в составе сувенирного набора № 782.

Первая страница обложки посвящена великолепному детищу Василия Петровича и возвращает нас к традиции его первоначального упоминания в отечественной филателии образца 1994 года.

1837 год. По случаю годовщины Победы в Отечественной войне 1812 года Огюст Монферран предложил сделать из красного гранита постаменты памятников Барклаю-де-Толии и Кутузову работы Бориса Орловского на Невском проспекте, украсив каждый из них бронзовыми барельефами. Памятники устанавливались у Казанского собора.

Однако императору Николаю Первому вариант Василия Петровича Стасова изготовить их из полированного гранита импонировал в большей степени, в результате чего известный каменотёс Самсон Ксенофонтович Суханов безуперчно выполнил данный заказ. На полях почтового блока Республики Мозамбик 2015 года выпуска запечатлён его портрет работы Василия Андреевича Тропинина.

На марке №744 вышеупомянутой серии – «первой ласточки» к празднованию трёхсотлетнего юбилея города на Неве, на фоне здания Казанского собора изображен памятник Барклаю-де-Толии, с фрагментом постамента выполненном по идее Василия Петровича Стасова.

Участвовал в архитекторской деятельности и сын Василия Петровича - Владимир Васильевич, ставший крупнейшим в Российской империи художественным и музыкальным критиком, входившим в число основателей Товарищества художников-передвижников и, так называемой, «Могучей кучки» известных российских композиторов.

В 1883-1893 годах при участии Владимира Васильевича Стасова была возведена Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге.

Большая хоральная синагога вляется центром духовной жизни евреев Петербурга.

Дмитрий Васильевич Стасов – ещё один сын Василия Петровича, был русским юристом и общественным деятелем, присяжным поверенным и первым председателем совета присяжных поверенных окружной Санкт-Петербургской судебной палаты.

Третий сын Василия Петровича – Александр – известен как директор Акционерного общества «Кавказ и Меркурий». Четвёртый сын Василия Петровича — Николай – принадлежал к числу служителей Зимнего дворца.

Надежда Васильевна Стасова —дочь Василия Петровича – стала известна как соорганизатор женского движения в России. Она являлась также первой распорядительницей Бестужевских высших женских курсов.

Елена Дмитриевна Стасова – младшая внучка Василия Петровича из числа дочерей Дмирия Васильевича, стала революционеркой, советским деятелем международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения.  

Василий Петрович Стасов умер 24 августа (5 сентября) 1848 года в Петербурге. Он похоронен в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище.  

Вот такой необычный звездный путь прошла перкрасная династия Стасовых от шестиконечных звезд царя Давида на куполах Троице-Измайловского собора до пятиконечной звезды Героя Социалистического Труда на груди внучки основоположника русского ампира.

Латышев О.Ю., Латышева П.А., Павлович C., Тадич-Леско К., Розич Б.




Комментарии к статье:
2024-08-16 15:42:27, Вадим Хижняков
Прекрасный "этюд" из марок и цельных вещей. Спасибо авторам за подачу материала!
2024-08-17 17:56:46, Латышев Олег Юрьевич
Уважаемый Вадим! Простите великодушно, что не знаем, как верно обратиться к Вам по имени-отчеству! Сердечно благодарим Вас за благожелательный отклик! Великолепных творческих открытий Вам! Искренне Ваши, авторы.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru