Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
2024-05-20 10:08:25, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
К 120-летию со дня рождения Сальвадора Дали
Сюрреализм – это мир грез, cнов и бредовых речей. Не случайно это во многом странное и очень сложное искусство долго прокладывало себе путь на марки и блоки.
Самым важным именем в истории сюрреализма является имя Сальвадора Дали, поэтому мы остановимся на его творчестве и расскажем о нем более подробно.
Когда в СССР началась перестройка, многие деятели культуры, критикуя язвы общества, писали: «Такого не увидишь и у Сальвадора Дали». Высказывания подобного типа можно было увидеть у А. Вознесенского и Е. Евтушенко. У филателистов есть все права на компетентную точку зрения о Дали, так как в СССР проникали марки бывших стран социализма, оформленные в сюрреалистическом ключе, а с недавних пор и творчество самого Дали стало появляться на марках и блоках разных стран.
Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерасе в семье состоятельного нотариуса, очень любившего искусство. Он получил традиционное католическое воспитание и рано начал проявлять способности к рисованию, а в 14 лет провел первую в жизни персональную выставку.
Относясь с величайшим уважением к мастерам прошлого, особенно к испанской школе классической живописи и к голландским мастерам XVII века, Дали мог бы стать выдающимся мастером реалистического направления. Но еще в юности с реализмом было покончено навсегда. Дали взял от классической живописи только блистательную технику исполнения. Во всем остальном он не был продолжателем своих любимых Вермеера и Веласкеса, ибо смотрел в мрачную бездну тайников человеческой души.
Молодой живописец увлекся психоаналитическими идеями З. Фрейда и К. Юнга и стал отображать в своем творчестве сны и галлюцинации. Он говорил, что многое в этих необычных картинах продиктовано детскими впечатлениями – воспоминаниями о наказаниях, гневе отца и детских грезах.
Детство наложило существенный отпечаток на мрачную фантастику Дали, да и на всю его жизнь. А в этой жизни случались самые неожиданные повороты.
Художнику было суждено пережить разрыв с родителями и уход из дома, тюремное заключение и испытание фантастической славой. При этом в течение всей своей жизни Дали верил в свое божественное предназначение. Эта вера была продиктована самим именем – Сальвадор значит «Спаситель». Художник считал себя спасителем мира и искренне полагал, что некоторые его эпатажные выходки встряхнут застоявшееся и сонное человечество.
Однако испанская сюрреалистическая школа, к которой помимо Дали принадлежали еще и знаменитый кинорежиссер Луис Бунюэль и великий поэт Гарсия Лорка, отнюдь не несла религиозного исцеления. Громоздящиеся фантастические образы, гротеск и галлюцинации – все это лишь укрепляло в зрителях предчувствие конца света. Бунюэль нещадно разоблачал современное общество, язвительно критиковал мещанскую мораль.
Полотна Дали производят жутковатое впечатление смеси кошмаров и реальности. Каждый, кто видел полотно «Жирафы в огне», запомнил его на всю жизнь.
Но одна картина особо ярко выделяется из всего наследия художника. Это философское полотно «Постоянство памяти», которое поклонники Дали прозвали так: «Мягкие часы». На нем были изображены мягкие как ковры циферблаты, которые можно было легко перекинуть через ветку дерева. В этой картине художник предсказал идею искривлении времени, которую сегодня разделяют многие физики.
Не менее важна была и идея наличия параллельных пространств. Дали верил, что рядом с нами может существовать параллельный мир, и это отразилось в его творчестве. Многочисленные скрытые образы, очертания которых складываются из нарисованных предметов – вот одна из черт параллельного мира.
Период неприятия рекламных новшеств Дали был коротким. Само имя художника служило хорошей рекламой. Как рекламист испанский маг проявил фантастическую изобретательность. Он и в сфере обычной торговой рекламы хотел осуществить миссию провидца и пророка. Не все его открытия вошли в моду, уж слишком экстравагантные вещи предлагал знаменитый маг. Одна из его самых известных находок в сфере моды – знаменитые навощенные усы, кончики которых торчали вертикально вверх. При этом нередко Дали зажигал их для большего эпатажного эффекта.
Тема «Сальвадор Дали» хорошо отражена в филателистическом материале. Марки, репродуцирующие работы Дали, отличаются многоцветьем и часто издаются в виде малых листов и коллективных блоков. Они пользуются заслуженной популярностью среди филателистов.
Но даже при имеющемся обилии почтовых марок и конвертов, отражающих особенности сюрреализма, создать коллекцию об этом направлении непросто. Ведь однозначно определить стиль Дали, описать его манеру в двух словах просто невозможно.
Получается, что ответ на вопрос, кем был Дали, так и не найден. Он не спас человечество от тоталитаризма, терроризма и социального неравенства. Поэтому лишь история рассудит, выполнил ли художник свое мистическое предназначение. Ясно лишь одно – гениальный Дали оставил миру замечательные полотна и скульптуры.
Рассказывают, что один раз уже находившийся в зените славы Дали проезжал на машине мимо типографии и спросил у своего шофера, почему у этого заведения такая многочисленная охрана. «Очевидно, там в данный момент печатают деньги», – ответил шофер. «Ну, тогда их могли бы отдавать прямо мне – сказал Дали, – все равно эти купюры будут моими».
И все же деньги не были самым главным в жизни Дали. Испанский король Хуан Карлос Первый назвал художника великим сыном испанского народа. Главным для художника была свобода творчества, возможность выразить себя и свой неповторимый мир с максимальной полнотой. Очень многое ему удалось, и марки – наглядное свидетельство этого.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления