100-летию первой металлографской марки в России посвящается
Экскурсия по выставке «Они создавали марки» на «РОССИКЕ-2013»
Во время Международной выставки «РОССИКА-2013» коллекционеры и все желающие могли познакомиться с проектом «Они создавали марки», который является частью выставки «Секретные советские художники: они создавали деньги, документы, марки, открытки». Это частная коллекция, собранная из семейных архивов и открытых официальных источников детьми и учениками художников-графиков и гравёров-художников Гознака (до 1919 г. Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг). Экспозиция вызвала большой интерес, так как в России нет ни одного музея или выставочного зала, рассказывающего о мастерах некогда лучшей в мире русской школы оформления почтовых марок и других ценных бумаг.
Проект «Они создавали марки» посвящен 100-летию выхода четырех первых российских металлографских марок в серии коммеморативных почтовых марок к 300-летию Дома Романовых. Поэтому центральное место в экспозиции занимает рассказ о гравёрах-художниках и выполненных ими классических гравюрах, которые уже целое столетие украшают все российские и советские металлографские почтовые марки и открытки.
Советские металлографские почтовые марки по своей художественно-эстетической ценности, красоте и качеству исполнения занимают особое место во многих филателистических коллекциях мира. Так, например, во время экспозиции в Германии в 2012 году выставки «Секретные советские художники: они создавали деньги, документы, марки, открытки» («VerborgeneKűnstler») немецкие филателисты, которые собирают коллекции советских и российских марок, с горечью говорили организаторам выставки, что по сравнению с советским периодом сейчас они теряют интерес к маркам нашей страны. Экспозиция «Они создавали марки» на «РОССИКЕ -2013» дает ответ на этот печальный вопрос: «Почему?»
Дело в том, что до перехода на компьютерные технологии в 90-х годах наши почтовые марки и другие ценные бумаги были уникальными произведениями искусства благодаря классической гравюре, которую вручную с точностью до микрон гравировали на металлических пластинах гравёры-художники печатных форм. Каждая металлографская почтовая марка – это художественная миниатюра, центральное место на которой занимает портрет или другой рисунок, выполненный штрихами и точками. Так вот, эти штрихи и точки на миниатюрных изображениях вырезала рука мастера на металлической пластине с точностью до микрон! В одной руке у гравёра-художника была лупа, а в другой руке – штихель, резец, которым выполняется классическая гравюра – самая красивая и важная часть оформления государственных ценных бумаг. Кроме того, у гравёров-художников, создававших резцовые гравюры, за спиной стоял технолог, который микрометром контролировал глубину штрихов, так как эти работы, как часть будущей печатной формы, должны были отвечать строжайшим требованиям сложного производственного процесса печати.
Как говорила гравёр-художник Лидия Майорова: «Каждый штрих на классической гравюре звенит! Даже сам автор никогда не повторит свою гравюру один в один, всегда будет отличие в направлении, форме штрихов». В каждой точке и штрихе на очень маленькой по размеру графической миниатюре запечатлена душа автора, его талант, индивидуальность и настроение, как в любом произведении искусства. Поэтому раньше, до прихода компьютеров и ксероксов на ценных бумагах, напечатанных металлографским способом, классическая гравюра была не только украшением, но и в первую очередь, самой надежной защитой от подделок.
Всё вышесказанное о классической гравюре в той или иной степени можно отнести к оформлению металлографских марок во всём мире. Но у наших марок до недавнего времени было одно принципиальное отличие – это наша, уникальная, бережно сохранявшаяся до 90-х годов, русская школа оформления ценных бумаг. Эту школу берегли и хранили и во время Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, и во время Великой отечественной войны. Тогда в самый разгар войны, в 1943 году Гознак в буквальном смысле этого слова, с улицы, набрал детей – учащихся 6-7-х классов и создал Специальное ремесленное училище (после окончания войны оно было переименовано в техникум). В течение 5 лет до 1948 года старые мастера Семен Иванович АФЁРОВ и Николай Антонович МИХЕЕВ передали молодежи все секреты русской школы классической гравюры на ценных бумагах. В результате в 1948 году мастерскую художников Гознака пришли их ученицы гравёры-художники Лидия МАЙОРОВА и Татьяна НИКИТИНА. Они проработали на Гознаке всю жизнь до ухода на пенсию, каждая из них выполнила порядка 150 различных классических гравюр для ценных бумаг, в том числе и для марок. Кроме этих двух советских женщин гравёров-художников печатных форм, большой вклад в расцвет металлографской филателистической продукции Гознака в советский послевоенный период внесли гравёры-художники Владимир СМИРНОВ, Иван МОКРОУСОВ, Иван САПРОНОВ и Александр ТКАЧЕНКО. Имена этих советских гравёров-художников печатных форм можно найти в филателистических каталогах, но из-за специфики производства их не знали, их не принимали в Союз художников – они считались рабочими, они просто великолепно делали своё дело – создавали лицо, визитную карточку Советского Союза.
Постепенно и планомерно, начиная с 70-х годов, гравёры-художники стали готовить учеников, передавая свой опыт, и все секреты своего мастерства от мастера ученику. У Лидии Фёдоровны Майоровой учились Марина СИЛЬЯНОВА (дочь гравёра-художника Н.А. Михеева, Юрий ЕРМАКОВ (сын художника-графика Гознака Виктора Ермакова) и Анна СЕЙФУЛИНА (дочь художника-графика Гознака Юрия Лукьянова). У Татьяны Михайловны Никитиной учились гравёры-художники Ольга Клочкова, Виктор Стариковский и Владимир Мочалов (впоследствии ставший главным художником журнала «Крокодил», ныне он академик Российской академии художеств). К сожалению, в 90-х большинство из них ушло с Гознака, морально не выдержав переход от произведений искусства к компьютерным технологиям, а те, кто остался, пересели за компьютеры. Но самое печальное – это то, что Гознак не подготовил ни одного ученика, владеющего техникой ручной классической гравюры. В результате русская школа выполнения классической гравюры умерла вместе с послевоенным поколением гравёров-художников.
Практически до своей смерти Лидия Фёдоровна Майорова (1927-2008) не могла поверить: «Неужели в такой большой стране нельзя найти хотя бы двух молодых людей, чтобы передать им школу ручной классической гравюры?» В 90-х годах она говорила: «Пусть пока деньги делают на компьютерах, как винные этикетки, но надо классическую гравюру хотя бы сохранить до лучших времен, чтобы хоть кто-то знал, как это делается вручную, ведь на долларах и деньгах других богатых сохранилась настоящая классическая гравюра ». Но не хватило сил у старого человека и её близких достучаться до руководства Гознака, чтобы сохранить школу, подготовить учеников, как это было в разгар войны, в 1943-м. Пять лет назад это было еще возможно, а сегодня уже поздно – не осталось учителей...
Из вышесказанного видно, что уникальных и талантливых специалистов, которых по праву можно называть русскими Левшами, на весь огромный Советский Союз было всего несколько человек. Но о них, также как о классической гравюре, все бы давно забыли, если бы не группа энтузиастов, собирающая на общественных началах материалы об этих гравёрах-художниках и, начиная с 2008 года, создающих выставку «Секретные советские художники: они создавали деньги, документы, марки, открытки».
Представленная в рамках выставки «РОССИКА-2013» экспозиция «Они создавали марки» рассказывает также о творчестве нескольких поколений ведущих художников-графиков Московской печатной фабрики, которые создавали эскизы не только ценных государственных бумаг, но и монет, государственных наград, специальных документов, почтовых открыток. Это И.И. Дубасов, С.А. Поманский, В.А. Ермаков, И.С. Крылков, Ю.А. Лукьянов, С.В. Адрианов, Л.Н. Пешкова, Ю.И. Ковердяев и Б.В. Есин.
Заканчивая знакомство с русской школой оформления ценных бумаг, со школой классической гравюры, которую мы потеряли, остается только надеяться, что уникальные произведения искусства, созданные граверами-художниками Гознака, займут достойное место в культурном и историческом наследии России. Это должен быть Музей графической культуры, где будут представлены различные коллекции и материалы о художниках, их создававших. Это будет иметь большое воспитательное, образовательное и культурно-просветительное значение.
Галина АНИСИМОВА,
Член-корреспондент НАФ РФ,
организатор и куратор выставки «Секретные советские художники»,
дочь гравёра-художника Л.Ф. Майоровой
Архив новостей