Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Навстречу международной выставке "РОССИКА - 2013"

На следующий год в Москве в здании Конгресс-центра Российской торгово-промышленной палаты состоится первая международная академическая филателистическая выставка «Россика-2013», посвященная 100-летию первых отечественных коммеморативных марок, так называемой «Романовской серии».

Но на будущий год мы отметим две памятных для отечественной истории почты и филателии годовщины – это 150 лет первых марок, выпущенных специально для городской почты Санкт-Петербурга и Москвы, а также 155 лет первой общегосударственной почтовой марки.

Истории ее создания, а также истории выпуска первых отечественных цельных вещей – «штемпельных кувертов» посвящается нижеследующая публикация, автор которой справедливо ставит вопрос о необходимости возврата подлинных реликвий истории российской филателии на Родину.

Президент НАФ, действительный член ЕАФ,

профессор Андрей Стрыгин

 

К  ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПЕРВЫХ МАРОК И КОНВЕРТОВ РОССИИ

 

В 2012 году мы отмечаем пятнадцатилетний юбилей значительного события в филателистической жизни России. Впервые в нашей стране в 1997 году прошла Всемирная выставка, посвященная 140-летию первых общегосударственных марок.

К чести организаторов она прошла с подлинно русским размахом в самом центре Москвы, в Манеже.

Наши коллекционеры увидели коллекции королевы Англии Елизаветы Второй, князя-суверена Монако Ренье Третьего, Раймонда Кейси, Збигнева Микульского, Паоло Бианки и многих других коллекционеров.

Успешно выступили на выставке и наши корифеи: профессор Леонид Мельников и Манфред Добин, получив награды высшей пробы. «Пробу пера» показали Игорь Горский, Валентин Левандовский, Марина и Николай Мандровские, чьи коллекции впоследствии также получили высшие награды на международных и всемирных выставках.

Выставка всколыхнула интерес к филателии в регионах, активизировала работу наших клубов.

Мы узнали о знаменитых коллекциях россиян Федора  Брейтфуса и Агафона Фаберже, о подлинной истории создания первой почтовой марки и первых штемпельных конвертов.

И тут хотелось бы вспомнить о почтовых реформах 40-х - 50-х годов XIX века в России. Все начиналось со штемпельных  конвертов, а затем и подготовки к изданию Первой почтовой марки России.

Первыми ласточками современной почты России явились штемпельные конверты для городской почты Санкт-Петербурга и Москвы, а также княжества Финляндского. Все эти нововведения происходили в 1845 году.

Введение таких конвертов значительно упростило организацию пересылки частной  корреспонденции. В 1848 г. были введены штемпельные конверты общероссийского назначения, особенно интересен период использования таких конвертов изготовленных на бумаге с водяными знаками.

Первые проекты марок в России появились еще в 1854 году. По указанию Императора Николая Первого были заказаны и выполнены эссе для будущей марки в пражской фирме "Готлиб Хаазе и Сын". Это были марки прямоугольной формы с австрийским гербом в овале. Все сохранившиеся 4 проекта являются жемчужинами российской филателии

(рис. 1).

В это же время гравером и художником ЭЗГБ Яковом Рейхелем были выполнены проекты первой марки в виде круга как с Государственным гербом так и с головой бога "Меркурия"

(рис. 2).

Одна из таких проб с головой бога «Меркурия»  была приобретена путем обмена Центральным  Музеем Связи имени Александра  Попова в 1999 году и с тех пор украшает Государственную коллекцию.

В 1857 году старшим гравером ЭЗГБ Францем Кеплером была  предложена и изготовлена проба Первой марки прямоугольной формы с гербом России в овале марки. Эти проекты были одобрены Императором, а затем   утверждены Государственным Советом.

Все эти события хорошо описаны в статьях Василия Рахманова (1953 г.), сэра Джона  Вильсона, наших коллекционеров и исследователей Александра Гольштегге, Бориса Каминского, Юрия Лобачевского и других.

Все  было бы чудесно, если бы эти подготовительные материалы связанные с изданием штемпельных конвертов и первой марки  сохранились бы в нашей стране. Но в восьмидесятых годах XIX века значительное количество этих проектов и проб по разрешению Императора Александра Третьего оказались в коллекции великого русского собирателя, почтовых марок  почетного гражданина Санкт-Петербурга Федора Брейтфуса.

Еще в юности, находясь на учебе в Европе,  Федор (иногда его имя пишут, как Фредерик) Брейтфус увлекся коллекционированием знаков почтовой оплаты всего мира. По сведениям современников, к концу жизни  его коллекция  была в тройке величайших вместе с англичанином  Томасом Кеем Теплингом и французом Филиппом Феррари.

В 1911 году Федор Брейтфус продал иностранные марки английской фирме Стенли Гиббонса в Лондоне, а большая часть Русской почты, включая Финляндию, Польшу и Левант была куплена Агафоном Фаберже, ювелиром Императорского дома. Об этих покупках говорят сделанные рукой Агафоном Фаберже пометки, когда и у кого сделана покупка и показана  закодированная цена каждого лота. Эти жемчужины Российской почты очень хорошо представляют историю России, но, к сожалению они разлетелись по всему миру. Но это уже другая история.

"Первое - всегда таинственное и манящее". Под таким названием я подготовил экспонат  к выставке "Северный  Кавказ - 76". Основу его составили доступные в СССР мелкие номиналы  английских и французких колоний.

Мысль о коллекционировании первых номеров марок , особенно марок России, преследовала  меня многие годы. А в 1996 году я оказался на аукционе, который проводила аукционная  фирма "Коринфила" в Цюрихе (Швейцария). К счастью я был единственным российским коллекционером, присутствующим на этом аукционе. Продавалась великолепная коллекция филателистических материалов России Джорджа .Мертенса (Германия) под названием «Павловск».

Среди представленных лотов особенно выделялись 3 черно-белых пробы Первой русской марки, так называемые "чернодруки" с клеймом едора. Кеплера и 9 цветных адаптированных проб первой марки с водяным знаком "1" и пометками на обороте "NDE" (Norman Epstein").

В кармане денег было может быть на одну такую марку, но желание приобрести эти уникальные лоты не давало руке опускаться при торге. В результате 7 из 9 были куплены, восьмая  покорилась через 2 года при повторной продаже. Американский коллекционер ставший обладателем желто-оранжевой пробы с зеленым овалом в центре выставил этот лот снова на продажу в 1999 году. Правда цена этой уникальной пробы стала в результате торга более высокой

(рис. 3).

С чернобелыми пробами «чернодруками» все оказалось трагичней. Битующий аукционатор Беато Фолленвейдер задал вопрос участникам: "Предлагать каждую пробу отдельно или объединить их в один лот?". Я настаивал на продаже каждого из трех "чернодруков" отдельно. При просмотре этих проб я обратил внимание на дефект у одной из них и я решил не битовать ее.

Тогда мой «противник» заявил, что эти 3 лота сначала будут выставлены раздельно, а затем, если предложение на все лоты окажется  выше, то и победителем будет тот, который предложил эту цену.

Я в итоге  выиграл 2 пробы, но, когда начал оформлять покупку, оказалось, что эти 2 лота мне не достались. Паоло Бианки из Италии  выиграл все 3 лота. В 2008 году они были проданы на аукционе "Investphila" за 144.000 евро (лот 2081). Еще одно эссе было изготовлено фирмой "Готлиб Хаазе и Сын" комбинированным способом (размер 34х43) на картоне. Этот уникальный  проект впоследствии был подарен Императором Николаем Вторым Агафону Фаберже. Затем он был продан на аукционе "Investphila" в 2008 году за 156000 евро (лот 2082). На аукционе "Коринфила" в 1996 году я познакомился с владельцем,  так называемой коллекции "Павловск" Джорджем Мертенсом, человеком интересной судьбы, семейные корни которого относятся к шведам, а часть его близких родственников жили и имели бизнес  в Санкт-Петербурге, а так же занимались дипломатической деятельностью в России.

Этот страстный коллекционер в молодости ушел из состоятельной семьи, работал матросом на кораблях, занимался бизнесом в Азии и, наконец, стал  владельцем судоходной компании, головная контора, которой располагалась в Бремене (Германия).

В 1986 году на аукционе Хармерса в Нью-Йорке продавалась коллекция марок и писем Российской Империи Нормана Эпштейна. При осмотре марок встретились и  познакомились два больших любителя марок России Джордж. Мертенс и Збигнев Микульский. Не долго думая и видя так много редких позиций, в основном из коллекции Агафона. Фаберже, Збигнев Микульский предлагает - Джорджу Мертенсу: "Давай договоримся так - ты покупаешь первый лот, я второй и т.д. Так будет дешевле». (Об этом  мне рассказал сам Збигнев. Микульский). Когда на следующий день начались торги  Джордж Мертенс не выдержал и выторговал все 9 цветных проб марки № 1. Платил по тем временам  дорого. Вечером Джордж и Збигнев вновь встретились и договорились о том, что все таки надо действовать по-джентельменски. В результате так и оказались все редкости из коллекции Фаберже у Мертенса и Микульского, который на этом аукционе приобрел одну марку Тифлисской почты  и ряд редких писем, а Мертенс к пробам Первой марки прибавил пробы фирмы "Готлиб Хаазе и Сын", редчайший бланк предоплаты за поставку «Минеральных вод», квартблок пробы марки № 1, изготовленный на рисовой бумаге к Парижской выставке и многие другие редкости

(рис. 4).

Начиная с первых распродаж коллекции Агафона  Фаберже в 1939 году на аукционе Хармера в Лондоне, для Российских коллекционеров в настоящее время основная задача -отследить дальнейшее движение основных редкостей на последующих аукционах.

Коллекционеры Хуберт Госс (Англия), сэр Джон Вильсон (Англия),Норманн  Эпштейн (США), Мишель Липшюц (Франция), Збигнев  Микульский (Швейцария), Джордж Мертенс (Германия), Паоло Бианки (Италия) - вот далеко не полный список владевших в разные годы редкостями из коллекции Агафона Фаберже.

В 2005 году на аукционе Хелмана в Финляндии впервые был продан пробный рисунок марки № 1, выполненный старшим гравером, ЭЗГБ Федором Кеплером. Уникальная проба, выполненная на картоне, размером 3,6х2,3 см явилась прообразом первой марки России. Вместе с этим эссе в этом лоте были переданы фото, сделанное Агафоном Фаберже в 1933 году – сразу после проведения Всемирной выставки в Вене (WIPA-33). Кроме того была передана запись на картоне, сделанная рукой Агафона Фаберже  карандашом, о том что это ручная работа проекта Первой русской марки, выполненная Федором Кеплером.  К тому же рисунку мы получили записку о приобретении четырех проб, выполненных фирмой "Готлиб Хаазе и Сын". В этой записке указаны  время покупки, цвет, у кого куплены (Брейтфус, Зацепин) и закодированная цена покупок

(рис. 5).

А теперь о фото, которое сделал Агафон Фаберже. На этом черно-белом фото, кроме этой рукодельной ручной пробы едора. Кеплера и трех «чернодруков» мы видим 20 уникальных по сочетанию цвета проб Первой марки и 3 пробы, наклеенные на конверт.

После аукциона  Коринфила в 1996 году, нахождение 9 проб стали известны, а где же остальные 11 проб. Долгое время это было неизвестно, но в 2010 году коллекционер из России, живущий в США, выяснил, что в коллекции Швейцарского собирателя марок  Кестлинга, которая оказалась в почтовом музее Вашингтона, как  раз и находятся оставшиеся 11 проб. Они изображены на фото, сделанном Агафоном Фаберже (см. рис. 6, скан из коллекции  ИМЯКестлинга). И теперь для окончания истории знаменитой фотографии необходимо выяснить, где находится конверт с тремя пробами Первого номера (лот № , аукцион Хармерса, 1939 г.).  Если к этому памятному списку прибавить 3 утвержденных образца марок  1, 3, и 4 номера с номиналами 10, 20 и 30 копеек, в оригинальных цветах отпечатанных на простой бумаге  для II отделения  ЭЗГБ в январе 1858 года (ЦГИА СПб, фонд 1458, оп.2., д.377, лл.287-289 ) и трех утвержденных проектов, находящихся на хранении в ФГУП "Гознак" мы будем обладать сведениями, связанными с подготовкой и изданием Марки № 1 Российской почты.

Остается мечтать и стараться, чтобы эти « бриллиантовые блестки» истории Российской почты возвратились на Родину и заняли почетное место в государственной коллекции почтового музея имени Александра. Попова, который расположен в прекрасном здании в Санкт-Петербурге.

А теперь сказание о штемпельных конвертах. Однажды в 1993 году я прилетел в Нью-Йорк и первые визиты были к Полу Бушбаеву в аукционный дом Черстоун.

Я как всегда интересовался материалами по истории почты в России. Пол Бушбаев, владелец аукциона, выходец из СССР, показал мне лот состоявший из разного размера листов бумаги, вырезок для склеивания конвертов и два-три сложенных конверта без марок. Все они были с водяными знаками. Был лист на четыре водяных знака, полоска на три и разного размера с одним водяным знаком в виде герба России. При осмотре я увидел наличие в этом лоте всех трех видов водяных знаков, которые использовались для штемпельных конвертов. Пол задал мне вопрос «А, что с этим делать», у меня сразу родился план, создания экспоната общегосударственных штемпельных конвертов первого периода, когда использовалась бумага с водяными знаками (1848-1863гг.). Забегая вперед скажу, что в Испании на всемирной выставке в 2006 году за одностендовый экспонат я получил золотую медаль, что было редкостью.

А  тогда на этой встрече с Полом Бушбаевым я сразу заявил ему, что хочу купить этот лот. Пол подумал… цена была не малая, но я приобретением  был очень доволен. Почти все почтовые листы были с пометками Агафон Фаберже. На некоторых были надписи сделанные рукой Федора Брейтфуса или работников ЭЗГБ. Колличество отдельных листов совпадало с проданным лотом на аукционе Хармерса в 1939 г. (лот 364). Среди владельцев этого лота были Госс (Англия), Збигнев  Микульский (Швейцария) и Пол Бушбаев (США). На листах для штемпельных конвертов первого выпуска с водяным знаком виде герба России - двуглавого орла со скипетром и булавой, под орлом располагались почтовые рожки, а у орла в водяном знаке, который получил номер один просматривался широкий хвост. Весь герб размещался в прямоугольнике, а остальную часть листа занимали водяные знаки в виде сотовых утолщений бумаги. Но главное открытие не в этом, а в том, что перед первым выпуском конвертов был проведен тендер четырех бумажных фабрик: «Кайдановой», «Пьера Печаткина», «Ермакова и Фокина», а также государственной фабрики «Ропша». Об этом говорят записи сделанные на этих листах. Из этих записей можно выяснить вес и стоимость стопы бумаги, а так же даты изготовления. Тендер выиграла государственная фабрика «Ропша», которая смогла предложить большее количество листов к необходимому сроку и по более  низкой цене. Расположение водяного знака по диагонали листа и меньший вес - вот, что отличало бумагу фабрики «Ропша» от образцов остальных фабрик

(рис. 7).

Все это красиво выстроилось при оформлении экспоната, вот только лист с четырьмя водяными знаками по своим размерам с трудом размещался на стенде. После международных выставок в Португалии (2010г.) и в Финляндии (2011г.) мы решили отказаться от демонстрации этого листа в экспонате.

Этот лист  большого размера  и его очень хорошо показывать для обозрения в постоянном музейном стенде. Кстати, в музее Александра. Попова тоже имеется лист такого размера. Отличие только в том, что лист в нашей коллекции был расчерчен карандашом на шесть конвертов.

На ряду с редкостями в первых выпусках штемпельных конвертов, для городов Санкт-Петербурга и Москвы, штемпельных почтовых листов и штемпельных листов  совмещенных с раскроем конвертов среди общегосударственных штемпельных конвертов первого периода, особенно редкие - это  не прошедшие почту конверты номер один с десяти копеечным номиналом и прошедшие почту  третий и шестой номер тридцать копеек за лот (каталог Илюшина). Все эти конверты-штучные раритеты и хотелось бы подчеркнуть роль великих коллекционеров Федора Брейтфуса, Агафона Фаберже, Мишеля Липшюца и Збигнева Микульского сыгравших исключительную роль в сохранении этих раритетов. Можно отметить,что наиболее редкие из известных почтовых листов и штемпельных конвертов с раскроем листа, а также Московских конвертов в основном адресованы Тотину и Фрауенфельду. Возможно, что это сохранившиеся архивы, а может быть это были первые филателисты России.

Большое наследие в почтовой истории оставил Федор Брейтфус. Его переписка, уникальные экземпляры эссе  и проб первой  русской  марки  и конвертов- это громадный вклад великого коллекционера в историю почты России.

Почтовые отправления Федора Брейтфуса могут и сейчас служить примером правильного тарифного оформления, разнообразием видов конвертов и марок. Большая часть известных писем Федора Брейтфуса в отличном состоянии. Но это и понятно, ведь вся  корреспонденция отправлялась известным коллекционерам, в филателистические фирмы и аукционные дома.

В частности интересен пример с использованием двадцатикопеечного маркированного конверта с надпечаткой семикопеечного достоинства (№ 36, каталог Загворского). Можно предположить, что эти конверты не имевшие официального хождения Федор Брейтфус приобрел, причем если не весь малотиражный выпуск, то во всяком случае, значительное колличество  экземпляров. И несмотря на то, что официальный статус эта надпечатка не получила (каталог Ашера), мы находим очень интересные экземпляры этих конвертов отправленные Федором Брейтфусом Жану-Батисту Моэнсу и Филиппу Феррари уже говорит о многом.

И еще одно обстоятельство штемпельных конвертов первых выпусков сохранилось мало еще и по тому, что коллекционеры марок не собирали полные конверты, а только вырезки  штемпеля  из  конвертов, особенно  прошедших почту.

Вот такие наброски напоминают о нашей ответственности за судьбу материалов по истории почты нашей Родины.

 

Неоднократный призер Всемирных выставок

Заслуженный тренер России                                             Арнольд  Рысс



Архив анонсов

Лушие выпуски года
Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

2022

Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
 Достоевский

2021

Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
 С новым годом!

2020

С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
 Резьба по кости

2019

Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
Крымский мост

2018

Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
100 лет восстановлению патриаршества в России

2017

100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
К 1000-летию

2016

К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
марка 450-летию книгопечатания в России

2015

"Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
марка 450-летию книгопечатания в России

2014

"450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

2013

"1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

2012

"400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

2011

"Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
фото первопечатнику Федорову

2010

"500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
фото Чегевары

2009

"Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
Пекин 2008

2008

"Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

Названа лучшая марка России
марка посвященная Кутузову

1995

К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
Рейтинг@Mail.ru