Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Секрет идеального картмаксимума

Поиск по статьям:

Секрет идеального картмаксимума

2025-11-28 13:06:50, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В мир искусственного интеллекта (ИИ) и нейросетей я начала погружаться чуть больше года назад, когда мир уже вовсю окутала эпидемия, вызванная сверх возможностями этого чуда технического прогресса. Сегодня, немного освоив процесс, нет-нет, да и даю волю своим фантазиям и озорству — создаю тематические иллюстрации к статьям.

Но недавно я познакомилась с человеком, который считает себя программистом-любителем и очень давно занимается нейросетями. Более того, он сам пишет программы для искусственного интеллекта и обучает его.

— Вообще, я пенсионер. Раньше, в эпоху «исторического материализма», ходил на субботники и воскресники как добровольный помощник реставраторов МГО ВООПиК (сделал более 1000 выходов), научился там ремеслу плотника, столяра, резчика по дереву, изготовлению паспарту из ткани и бумаги. После каждой встречи у нас проходило чаепитие и неформальная лекция, очень интересная и информативная, по тому объекту, где мы трудились… С середины 70-х годов работал оператором ЭВМ, занимался программированием на языках КОБОЛ и ФОРТРАН. Учился в медицинском институте, в итоге окончил радиотехнический. С начала перестройки появились персональные компьютеры, которые, со временем, стали «предметом интерьера» и открыли окно возможностей, — признается наш сегодняшний гость Александр Викторович Ольшевский.

— Александр Викторович, как началось ваше увлечение картмаксимумами?

— Я оставил филателию в 1980 году, после Олимпийских игр в Москве. Стало просто неинтересно. Ведь марки можно купить, они могут быть у каждого при минимальном желании. А мне хотелось делать что-то своими руками. Наравне с марками, понятно, еще тогда коллекционировал и картмаксимумы. Что-то выпускало государство, что-то подбирал сам. Но с появлением возможности самому делать макеты карточек, печатать их в типографии на профессиональном оборудовании, пришло понимание и желание: делать весь процесс изготовления картмаксимумов самому — от поиска информации по сюжетам выпускаемых марок, макетирования с учетом размещения на карточке марки и места для гашения, изготовления самих карточек … До получения результата: наклейки марки и гашения.

— Вы начали их рисовать сами?

— Талантом художника меня Господь не наградил, хотя мой отец был неплохим художником-любителем, даже брал уроки у Аркадия Александровича Пластова. В итоге стал ученым, но кистью писал всю жизнь. Мне же, как дипломированному инженеру, всегда были ближе машинные алгоритмы работы с изображениями.

— Я пробовала программы, оживляющие старые фотографии. И с марками эксперименты проводила. Это захватывает. Очень интересно. Иногда ИИ пририсовывает свои элементы.

— Сейчас очень много таких программ. Во-первых, надо уметь их выбирать и правильно формулировать запросы. Это что касается облачных нейросетей. Во-вторых, если пишешь свою целевую нейросеть, полноценно занимаясь ее обучением, то и результат может получится весьма неожиданным. Вот, к примеру, цветная карточка — мнение нейросети: Зорге через 10 лет и после нахождения в тюрьме Токио. 

Правильно сформированный запрос может привести к забавному результату:

«Где-то в далекой, далекой Галактике.... Разведывательный спутник Союза Планет Солнечной системы проводит сканирование Зеленой планеты системы 345.УУУ. 987 Звездного скопления у края Галактического облака. Спутник запущен с ГиперЗвездолета «Бесстрашный». (краткое изложение). Это нейросеть начиталась советской фантастической литературы (смеется).

Чем более подробней запрос, тем больше нейросеть передает замысел: карточка ниже потребовала написания запроса около 3-х часов и двух страниц текста.

— А как насчет авторских прав?

— Я лично не претендую ни на какие авторские права. Вы спокойно можете сгенерировать нейросетью на основе своих описаний любую картинку. Здесь вообще сложно говорить что-то об авторских правах. Какие могут быть авторские права на набор слов? Но все свои работы от нейросети я обязательно маркирую специальным значком. Кстати, этот значок сгенерировала тоже нейросеть. Потому что если я не буду маркировать, то нейросеть обидится, как в «Терминаторе». Шутка. Наверное, это можно назвать совместным творчеством.

— А что за маркировка?

— «Исполнено нейросетью». Как на карточках, посвященных рабочим профессиям.

— Сотрудничать с АО «Марка» не хотите?

— Нет. Там своя «тусовка». И дизайнер АО «Марки» ограничен заказчиком, в данном случае — АО «Марка».

— У вас есть художник, стилю которого хотелось бы подражать?

— Очень люблю передвижников, русскую живопись, Малевича, Бориса Григорьева, Кустодиева, Петрова-Водкина… Всех не перечислить.

Я в полном восторге от работ фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. По заказу императорской семьи в начале 20-го века он объездил всю Россию и окрестности. Делал фотографии на фотопластинах с тремя сменными фильтрами. Поэтому качество фото сверхвеликолепное. И только относительно недавно удалось совместить эти три пластины и получить цветные фотографии. Файлы с фотографиями доступны в Библиотеке конгресса США.

— Александр Викторович, пробовали сами марки рисовать?

— Нет, художник из меня никудышный.

— Хорошая тема, как мне кажется, искусство на почтовых марках. Например, картины современных художников.

— Современные художники не впечатляют. А вот с «классикой» иногда случаются казусы. В 2007 году, к юбилею Шишкина, было выпущено две марки. Одна из которых — «На севере диком», из Киевского музея русского искусства (КМРИ). Когда начал работать над макетом, то выяснилось, что на марке изображена не репродукция картины из Киевского музея русского искусства, а эскиз к картине, выполненный годом ранее, который находится запасниках Третьяковской галереи. Вот, можете сами наглядно сравнить. Слева — репродукция картины из КМРИ, 1891 года, в середине репродукция марки, а справа — репродукция из Третьяковской галереи, 1890 года.  

— С чего начинается ваша работа?

— Весь процесс начинается с марки. Я собираю информацию по теме, рисую в голове сюжет и потом уже сажусь за компьютер делать макет. Готовый экземпляр печатаю в профессиональной типографии. К примеру, на карточки, посвященные разведчикам, ушло порядка трех часов на каждый макет: сначала — облачная нейросеть, потом в ручном режиме доработка графическим редактором.

— Когда не было искусственного интеллекта, как проходила работа над карточками?

— Все зависит от сюжета марки. Образ рождается и формируется сначала в мыслях.

— А вы карточки кому-то рассылаете? Как реагируют люди? Или вы отправляете их только тем, кто в теме?

— Ну, когда как.

— А самая любимая ваша карточка из последних? Которая больше всего нравится вам.

— Я сделал карточку в единственном экземпляре для коллеги, который собирает собак. За основу взял марку, посвященную волонтерскому движению, которая вышла в прошлом году (коллега обнаружил на марке собаку породы спаниель, я не догадался бы). Долго подбирал нужный вариант. В конце концов получился результат, который я с ним согласовал... Ему очень все понравилось.

— Видела ваши новогодние карточки. Очень красивые и душевные.

— Это просто тема такая — ностальгия по детству. Да и марки, посвященные Новому году, всегда рождают интересные и сказочные сюжеты. Коней перекрашивал вручную. Вторая же карточка, Новый год - 2024, полностью работа нейросети.

— Под заказ приходилось что-то делать?

— Я много печатаю карточек с авторских снимков с согласия авторов. Мне их специально присылают. К примеру, авторская фотография для картмаксимума к юбилею ГМЗ «Царицыно». Она любезно предоставлена самим сотрудником музея из личного архива для изготовления макета. Комментарий сотрудника ГМЗ «Царицыно»: «Кстати, все официальные филателистические выпуски ‒ блок, КПД и штемпель — были разработаны при активном участии научных сотрудников и дизайнеров самого музея».

Когда вышла марка из серии «Декоративное прикладное искусство», я делал карточку со своей резной матрёшкой (я ее вырезал сам, когда увлекался резьбой по дереву). Когда принес карточку на почту, чтобы поставить штемпель, многие хотели ее получить с авторским автографом. И получили.

Чтобы погасить карточку с куполами, съездил в Сергиев Посад в паломнический вояж. Выполнил гашение с датой первого дня выхода блока. Заодно осмотрел достопримечательности города.  

— Эксклюзивы у вас есть?

— Конечно! Одну карточку, из серии «Казачество» с портретом Семёна Дежнёва, я отправил на Чукотку, в ближайшее почтовое отделение к мысу Дежнёва. Через 4,5 месяца она вернулась обратно с гашением почтового отделения, ближайшего к памятнику.

Есть хорошая карточка к 111-летию падения Тунгусского метеорита. Погашена соответствующей датой падения (только через 111 лет). А через две-три недели, как мне потом написали, это почтовое отделение сгорело в таёжном пожаре. Кстати, нейросеть тогда тоже «приложила руку», хотя была еще очень слаба.

Или вот картмаксимум с местным переводным гашением: помогали коллеги по цеху. Вот это уже относится к категории «филателистический туризм», равно как и КМ с гашением Сергиева Посада.

Картмаксимум к юбилею Ф.А. Головина. На груди Орден Андрея Первозванного №1. После консультации с музейными работниками, выяснилось, что первые ордена были не металлические, а тканные: вышивались прямо на мундире (камзоле).

Отдельная тема — это конверты формата А5 ИСО к некоторым выпускам марок в листах. Ведь на обычный конверт от АО «Марка» такие листы не помещаются. А проходя через почту, мой конверт приобретает все признаки «официальности».

На последнем конверте «Футбол-2018» стоят 2 каше, непочтовые гашения, тоже делал сам. Каше в несколько цветов. 

— Бывают сложности в работе?

— Случаются совершенно неинформативные марки, одна из таких — «Географический диктант». Что к ней можно придумать?

— Александр Викторович, у вас много карточек посвящено природе. И все они очень достойно сделаны.

— Это всё зависит от того, какие марки выпускаются. Хорошие марки — хорошие карточки.

Природа вообще всегда получается красиво (она сама по себе прекрасна), с насыщенными цветами, реалистичными изображениями. 

Вот лоси на фоне университета. Раритетную фотографию МГУ восстанавливал несколькими облачными нейросетями.

— Я вижу, у вас есть карточки, посвященные посткроссингу.

— Это я дразнил посткроссеров. Потому что они иной раз такие экземпляры рисуют — без слез не взглянешь. Пришла мысль — сделать специальную карточку, чтобы сразу было видно — «Посткроссер». Получилось неплохо, всем понравилось. 

Я даже подобные карточки отправлял в Белоруссию. Коллега объехал всю Белорусь и собрал местные гашения.

Жена всю Олимпиаду-2014 провела в Сочи, трудясь волонтером при МОК Греции. Она посетила все спортивные мероприятия, включая Открытие и Закрытие. А я сделал карточки и погасил их переводным штемпелем. Причем с номерными блоками Олимпийских и Паралимпийских игр. Формат карточек, правда, необычный — А5.

—  Какой ваш самый удачный выпуск?

— Вот этот. На основе марки 2011 года, выпущенной по программе EUROPA. И сейчас, через 13 лет, рассматриваю как весьма удачный КМ. На марке присутствует оооочень маленькое изображение сороки.

Отличные картмаксимумы по картинам братьев Васнецовых, с гашением музея-заповедника их имени.

— Родные поддерживают ваше увлечение?

— Терпят. У меня все хорошо упаковано, никому ничего не мешает, везде порядок, поэтому терпят.

— Дети и внуки вовлечены в процесс, помогают?

— Нет, внуков у меня пока что нет, а дети, конечно, помогают. Очень ценят и поддерживают процесс. В детстве сын раскрашивал открытки в единственном экземпляре. Сейчас оказывают мне небольшую финансовую помощь. 

— Где храните карточки? У вас альбомы специальные?

— Я купил альбомы А5 и файлы А5. И там можно в одну страницу файла вставлять по четыре карточки. Все храню в специальных шкафах.

— Вам уже можно выставку организовывать...

— Я не могу на выставке показывать свои работы, потому что карточки не имеют статуса «официальные». Такие странности имеет регламент. С другой же стороны, все и многие филателистические агентства, и даже благотворительные фонды выпускают карточки и делают на них гашение своими не почтовыми штемпелями (каше). Да и участвовать в выставках — никогда не задавался такой целью.

— Но никто же не запретит организовать авторскую выставку, например, в Интернете.

— Такой формат у меня уже есть. Я завел свой Телеграм-канал, где публикую текущие выпуски. Многие меня целенаправленно ищут и находят.

— Что вам нужно для счастья?

— Ощущать себя самодостаточным.

Беседовала Е. Кравцова



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Секрет идеального картмаксимума
  • Холмогорская резная кость
  • Марки с юмористической окраской
  • Всеобщая история почтового дизайна. Очерки эволюции стилей
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2025 года
  • Яхтенный стиль: триумф и забвение
  • Загадочная подделка викторианской марки
  • Стойкие в опасности
  • А.А. Бородин. Медаль Первой Всесоюзной юношеской...
  • АлСиб в почтовых конвертах и марках
  • Послесловие к выпускам уфимских клубных карточек
  • Раритетные штемпели на Неделе письма
  • Необычное расположение марок
  • Популяризация филателии и филокартии
  • Мир авиастроения и почтовых марок. Просто о сложном
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 15
  • Марки России. Великая Октябрьская социалистическая революция
  • Памятник воину-освободителю в Пловдиве в почтовых марках и открытках
  • Сказочный терем художника Васнецова
  • Герои Сталинградской битвы на почтовых марках России
  • Первая русская революция в знаках почтовой оплаты
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2025 года
  • На Мамаевом кургане тишина...
  • Встреча в Воронеже
  • Коммерческий потенциал отечественной филателии
  • Говорим и пишем на языке филателии
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Марки разные читать. Подвиг генерала Карбышева
  • Резолюция XVI научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Прогулки по Питеру
  • Марки разные читать. История освоения космического пространства
  • Патриотическая тематика в Отечественных почтовых коллекциях
  • Иностранные марки, посвящённые играм
  • Командный дух питерских посткроссеров
  • С кляссером – в метро. Станция «Площадь Революции»
  • Осенний вернисаж. «Санкт-Петербург-2025. Неделя почтовых коллекций»
  • Молодым везде у нас дорога...
  • КОНКУРС! Марки разные читать...
  • Марки России из металлической фольги
  • Мастера «Строгановки»
  • Всемирная выставка почтовых марок PHILAKOREA 2025
  • Юбилей маршала Василевского
  • Всероссийская филателистическая выставка «Ульяновск-2025»
  • Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг»
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2025 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 14
  • Бизнес из слов и магии
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание
  • Выставка «Пожарная охрана на почтовых марках, конвертах и открытках»
  • Аромат почтовых марок
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru