Яхтенный стиль: триумф и забвение
2025-11-24 10:08:55, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Понятие «яхтенный стиль» сегодня используют только специалисты по эпохе модерна, однако для истории почтового дизайна оно очень важно.
В конце девятнадцатого века в США стремительно развивалось искусство плаката и художники не могли не перенести особенности плакатной графики в сферу почты. На плакатах часто изображались сцены летнего отдыха, пляжных развлечений. Так и возникло словосочетание «яхтенный стиль».

Известно, что американский модерн существенно обогатил мировой почтовый дизайн. Например, американские графики, оформлявшие марки, стремились взять все лучшее из арсенала приемов графики банкнот. И поэтому марки США 1890-х годов скорее тяготеют к викторианскому дизайну.
И тут на авансцену почтовой графики выходит американский художник Чарльз Дана Гибсон (1867–1944). Он пока еще мало изучен отечественными историками почты. Между тем он хорошо известен в мире, а в собраниях филокартистов имеется немало старинных почтовых открыток, репродуцирующих его произведения.

Гибсон не сразу связал свою жизнь с жанром почтовой открытки. Вначале он прославился как мастер журнальной обложки и иллюстрированного календаря. Интересно, что когда в СССР был издан роман Теодора Драйзера «Гений», читатели очень многое узнали о журнальной графике США, но посмотреть на её характерные образцы было негде: советские издания романа выходили без иллюстраций.

А между тем это целый мир. Журнальные обложки, выполненные в стиле модерн, были ориентированы на такое важное свойство произведения прикладной графики как декоративность. Художники любили линеарную манеру, на время забывая о светотеневых переходах и трехмерной моделировке объёмов.

Изящные орнаментальные линии то изображали взмах бича (так «официально» называлась любимейшая орнаментальная линия мастеров модерна), то очерчивали контуры кувшинок или ирисов, то напоминали течение воды (так называемый «гидроморфизм»).

Волны часто окаймляли тексты газетной рекламы. За гидроморфными образами закреплялись целые ряды значений (интересующий нас художник Гибсон изображал пляж как особую социальную среду, посещение пляжа было для его героев возможностью показать хорошие манеры, а морские волны были нарисованы им с удивительной тонкостью). Орнаменты в виде волн украшали книжные и журнальные обложки.

В конце девятнадцатого века в США стремительно развивалось искусство плаката, и художники не могли не перенести некоторые особенности плакатной графики в сферу журнальной иллюстрации и художественно оформленного газетного объявления.
В то время облик графического дизайна США определяли художники Уильям Брэдли, Эдвард Пенфильд и Максфильд Пэрриш – три крупнейших плакатиста. Их плакаты, которые и сегодня воспроизводятся на сувенирных почтовых открытках, поражали американскую публику уровнем мастерства и новыми темами, в то время как журнальные иллюстрации конца 1890-х годов оставались в рамках викторианского дизайна. Их стиль ещё предстояло реформировать, и Гибсон внёс в эти реформы огромный вклад.

В те годы на американских плакатах размещались композиции символистского характера, но встречались и бытовые сюжеты. Например, часто изображались сцены летнего отдыха и пляжных развлечений. Так и возникло модное тогда словосочетание «яхтенный стиль» (англ. yachting style). Долгие годы он находил воплощение только в открытках, так как сама судьба словно «не пускала» его в сферу газетной графики и удерживала национальную школу оформления прессы в традиционном русле. Понятие «яхтенный стиль» сегодня используют только специалисты по эпохе модерна, однако для истории газетно-журнального дизайна и истории почтовой открытки оно очень важно: рождался новый типаж и новые виды жанровых композиций.

В те годы на почтовых открытках и в журнальной графике появился тип нежной лирической героини, создателем которой и был рассматриваемый нами в рамках данной статьи известный художник-график Чарльз Дана Гибсон. В 2024 году исполнилось 80 лет со дня его смерти, и это дало повод для разговора о его индивидуальном стиле и о посвящённых ему марках.



Ч.Д.Гибсон родился в 1867 г. Не получив разностороннего и глубокого образования, он сделал блестящую карьеру как художник-график, в совершенстве владея техникой рисунка пером и черной тушью.

Обложка журнала Cosmopolitan, пастель,1910 г.

Обложка журнала Life, акварель, 1925 г.
Сотрудничая в популярном американском журнале «Лайф», художник создал множество рисунков на социально-бытовые темы. Его работы настолько полюбились читателям, что когда лучшие рисунки Гибсона стали издаваться в виде календарей, эти издания приобрели огромный успех у американцев.

Гибсон был очень востребованным художником. Его персонаж получил название Gibson-girl (Гибсоновская девушка). Это миловидная лирическая героиня, воплощавшая не только красоту, но и «положительный стиль» поведения. Гибсоновская девушка прокладывала путь к созданию аллегории американской мечты.

Девушка Гибсона, 1900 г.
У гибсоновской героини был конкретный прототип. Им была известная драматическая актриса Камилла Клиффорд. Её фотопортреты мы встречаем на многих почтовых открытках США начала ХХ века. У неё были правильные черты лица и выразительный взгляд.

Назовем здесь и актрису Эдит Несбит, ставшую прообразом для популярного типажа пляжной королевы.

На пляже. 1901 г.
Ещё одну прекрасную американку, служившую моделью художнику, звали Айрини Ленгхорн. Она была супругой Гибсона.

Когда в конце ХХ века человечество готовилось отметить переход к новому тысячелетию, во многих странах мира вышли марки, отражавшие достижения человечества и страны-эмитента в разных областях. В США вышла серия блоков, посвящённых разным периодам ХХ века, и блок из пятнадцати марок, посвящённый культуре США 1900-х годов, содержал марку с изображением Гибсон-гёрл.

Сегодня словосочетание яхтенный стиль почти забыто. Модерн обозначают в Америке словосочетанием Ар нуво. А иллюстрированные открытки этой эпохи стали редкостью.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
Код Дюшана и филатели
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Сказка на почтовую тему
Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
Великая Отечественная война в живописи и графике
Здравствуйте, мистер Крейн
Великий дар актера Смоктуновского
Художественно-графическое оформление филателистической литературы
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления