Московское метро на почтовых марках
2025-09-05 14:11:03, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Московский метрополитен является исторически первым и крупнейшим метрополитеном СССР и России, одним из крупнейших в мире. Инициатором строительства был руководитель столичной партийной организации Л.М. Каганович.

Первая линия метрополитена протяжённостью 11,2 км от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской» открылась 15 мая 1935 года.
Посвящённый этому событию выпуск почтовых марок вышел в обращение 1 февраля 1935 года. Это была серия «Строительство первой очереди Московского метрополитена (1932–1935)» авторства И.И. Соколова, состоящая из 4 марок номиналами 5, 10, 15 и 20 копеек.
На марке номиналом 5 копеек запечатлён эпизод прокладки тоннеля, где видно, как откатчик толкает вагонетку. Так как марки создавались и выходили в обращение ещё до окончания строительства метрополитена, для остальных из них художник взял за основу изображения, сопровождавшие проекты архитектора станций И.Г. Таранова.

Марка номиналом 10 копеек имеет название «Станция метро в разрезе (проект) на фоне плана развития Московского метрополитена». Рисунок выполнен по плакату «Пролетарской столице образцовый транспорт — метрополитен» И.Г. Таранова, созданному им в 1932 году. Здесь можно увидеть проект станции метро в разрезе и план дальнейшего строительства метрополитена.

Марка номиналом 15 копеек изображает вид из тоннеля в разрезе на платформу и прибывающий поезд. Примечательна тем, что издана тиражом в 50 тысяч экземпляров, в то время как другие марки серии имели тиражи 150, 120 и 100 тысяч экземпляров. Такая разница в тиражах обусловлена соответствием номинала марки почтовому тарифу на пересылку международной корреспонденции и, как следствие, меньшего спроса среди потребителей услуг почтовой связи.

На марке номиналом 20 копеек изображён проект станции «Библиотека им. В.И. Ленина».

В 1935–1938 годах велось сооружение участков второй очереди. В неё вошёл участок «Смоленская» – «Киевская» ответвления Кировско-Фрунзенской линии, Покровский радиус (участок «Улица Коминтерна» – «Курская») и Горьковский радиус (участок «Площадь Свердлова» – «Сокол»). Их общая протяжённость составила 20,2 км. Построенные участки открывались в несколько этапов. Полностью строительство было завершено 11 сентября 1938 года.
Серия марок «Московский метрополитен: строительство второй очереди» вышла в обращение 7 ноября 1938 года. Автором выпуска стал первый помощник главного художника Гознака С.А. Поманский. Серия состоит из 6 марок номиналами от 10 до 50 копеек.
На марках номиналами 10, 15, 20 и 60 копеек изображены станции метро «Маяковская» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека), проект которой получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, «Сокол» (архитекторы Ю.Н. и К.Н. Яковлевы), «Киевская» (архитектор Д.Н. Чечулин), «Площадь Революции» (архитектор А.Н. Душкин, скульптор М.Г. Манизер).



На марке номиналом 40 копеек можно увидеть поезд в тоннеле.

На марке номиналом 30 копеек изображён наземный вестибюль станции метро «Динамо» (архитектор Д.Н. Чечулин). Станция была самой глубокой в Московском метрополитене на момент окончания её строительства. Имеет два наземных вестибюля, выполненных зеркально относительно друг друга.


Один из вестибюлей станции также появился на марке в серии «Реконструкция Москвы», выпущенной в 1939 году. Вестибюли станции метро «Динамо» являлись самыми масштабными вестибюлями Московского метрополитена в своё время и оставались такими до ввода в эксплуатацию станций третьей очереди.

Проекты третьей очереди Московского метрополитена были продолжены во время войны, строительство возобновилось уже в мае 1942 года.
В 1937 году, когда близилось к завершению строительство станций второй очереди метрополитена, было принято решение о строительстве дополнительных станций, которые стали третьей очередью. Это было связано с необходимостью сделать легкодоступными два важных городских объекта: Завод имени Сталина (Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачёва (ЗИЛ)) на Автозаводской улице на юге города и Центральный стадион СССР имени И.В. Сталина (Стадион ФОП «Измайлово»).

С началом Великой Отечественной войны строительство было приостановлено, но продолжено уже в мае 1942 года. Так в январе 1943 года были открыты участки от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), в ноябре того же года на этом участке открылись станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая», а в январе 1944 года был открыт участок от станции «Курская» до станции «Измайловский парк» («Партизанская»). На станциях, построенных в военное время, в наши дни установлены памятные таблички «Сооружено в дни Великой Отечественной войны».
4 сентября 1947 года вышла серия марок, посвящённых станциям второй очереди — «Сокол», «Маяковская» и «Киевская», и третьей очереди — «Электрозаводская», «Измайловская», «Сталинская» («Семёновская»). Те же станции второй очереди выпускались на марках серии и в 1938 году и имели номинал 45 и 60 копеек.
Марки со станциями «Электрозаводская» (скульптор Г.И. Мотовилов, архитекторы В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко) и «Измайловская» (архитекторы Н.А. Быкова и И.Г. Таранов) имели номинал 30 копеек.
На марке номиналом 45 копеек изображена станция «Сталинская» («Семёновская») (скульпторы Н.К. Вентцель и В.И. Мухина, архитектор С.М. Кравец, художник В.П. Ахметьев). Ещё в 1943 году стало понятно, что центральный пересадочный узел на станции «Площадь Свердлова» («Театральная») не справляется с пассажиропотоком. Именно тогда было принято решение о строительстве кольцевой линии, которое, как и строительство станций третьей очереди, началось ещё во время Великой Отечественной войны.

Первый участок кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» был открыт 1 января 1950 года. Посвящённые этому событию почтовые марки вышли в обращение 30 июля того же года. На марках номиналом 40 копеек и 1 рубль изображены станции «Таганская» (скульпторы А.Д. Бержитская, Е.П. Блинова, П.М. Кожин, З.С. Соколова, А.Г. Сотников, архитекторы А.А. Медведев и К.С. Рыжков) и «Парк культуры» (архитекторы Е.М. Маркова и И.Е. Рожин), ещё одна марка номиналом 40 копеек посвящена станции «Калужская («Октябрьская») (архитектор Л.М. Поляков), две марки номиналом 1 рубль — станциям «Курская» (архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышова) и «Павелецкая» (архитекторы Н.И. Кастель и Н.Я. Колли).
Второй участок кольцевой линии Московского метрополитена открылся 30 января 1952 года. В него вошли станции «Комсомольская» (группа архитекторов под руководством А.В. Щусева и В.Д. Корина), «Ботанический сад» — в наши дни «Проспект Мира» (архитекторы В.Г. Гельфрейх и М.А. Минкус), «Новослободская» (архитекторы А.Н. Душкин и А.Ф. Стрелков) и «Белорусская» (архитекторы И.Г. Таранов и Н.А. Быкова).

Посвящённые этим станциям почтовые марки вышли 30 декабря того же года. Все они имеют номинал в 40 копеек и являются первыми полноцветными марками в серии. Автором марок стал заместитель главного художника Гознака — С.А. Поманский, известный также как автор банкнот.
14 марта 1954 года кольцевая линия Московского метрополитена замкнулась. В эксплуатацию были введены станции «Киевская» (группа архитекторов под руководством Е.И. Катонина) и «Краснопресненская» (архитекторы В.С. Егерев, М.П. Константинов, Ф.А. Новиков и И.А. Покровский).
Этому событию марки не были посвящены, хотя кольцевая линия стала основой дальнейшего развития метрополитена, все станции на ней стали пересадочными, а новые линии чаще всего строились от пересечения с кольцом.
В следующий раз марки, посвящённые Московскому метрополитену, вышли в рамках серии «Советский метрополитен им. В.И. Ленина». Она состояла из 4 марок номиналом в 6 копеек. Две из них посвящены станциям «Ленинский проспект» (архитекторы А.Ф. Стрелков, Н.А. Алёшина, Ю.В. Вдовин, В.Г. Поликарпова, А.А. Марова), изображая его южный вестибюль, и «Октябрьская» (архитекторы А.Ф. Стрелков, Н.А. Алёшина, Ю.В. Вдовин), изображая вестибюль радиальной станции. Другие две марки посвящены станциям «Московские ворота» (Ленинград) и «Завод "Большевик"» (Киев).

В 2005 году к 70-летию со дня открытия Московского метрополитена АО «Марка» был выпущен почтовый блок из двух марок. На марке номиналом 5 рублей изображены один из первых поездов и наземные вестибюли конечных станций метро на момент его открытия — «Сокольники» и «ЦПКиО им. Горького».
На марке номиналом 10 рублей изображён современный для своего времени поезд «Русич», серийно производившийся с 2003 по 2013 год, а также схема линий скоростного транспорта Москвы, актуальная на 2005 год. На полях блока можно увидеть вестибюли станций метро «Маяковская» и «Парк Победы», один из эскалаторов Московского метрополитена.

В 2018–2019 годах выпускалась серия «Монументальное искусство Московского метрополитена». В рамках серии вышло 5 марок посвящённых мозаичному искусству и 5 марок посвящённых скульптуре Московского метрополитена. На них изображены мозаичные панно на станциях метро «Марьина роща» («Церковь св. Трифона»), «Парк Победы» («Победа в войне 1812 г.», З.К. Церетели), «Комсомольская» («Александр Невский», П.Д. Корин), «Маяковская» («Сутки советского неба», А.А. Дейнека) и скульптуры, расположенные на станциях «Смоленская» («Защитники Отечества», Г.И. Мотовилов), «Полянка» («Молодая семья», С.А. Горяинов), «Менделеевская» («Сочувствие», А.В. Цигаль), «Площадь Революции» («Птичница», М.Г. Манизер).

Ещё одно мозаичное панно, «Победа в Великой Отечественной войне» (З.К. Церетели), изображено на марке 2025 года, вышедшей в рамках серии «Современное искусство России». Панно располагалось на станции метро «Парк Победы» до её реконструкции.

В 2025 году Московский метрополитен отпраздновал своё 90-летие. С 1935 года московское метро практически непрерывно развивалось и является одним из крупнейших метрополитенов в мире. На сегодняшний день оно состоит из 15 линий длиной около 471,7 км в двухпутном исчислении, без учёта монорельса, МЦК и МЦД, и насчитывает 271 станцию, из которых более 40 являются памятниками культурного наследия.

Почтовая марка к 90-летию Московского метрополитена была выпущена АО «Марка» 28 мая 2025 года. На марке, на фоне символики Московского метрополитена, изображены вагон «Москва-2024» и вагон модели 81-714, на купоне, являющемся логическим продолжением сюжета марки, — вагоны типов Е и А.
Источник: РусМарка
Статьи по теме:
Юбилей Метрополитена
Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II
Станция метро «Бауманская»
С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»