Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Здравствуйте, мистер Крейн

Поиск по статьям:

Здравствуйте, мистер Крейн

2025-06-23 12:02:25, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 180-летию со дня рождения великого живописца и графика

Знаменитому художнику Уолтеру Крейну посвящены всего три марки. И поэтому филателистическая мини-коллекция, посвященная ему, может основываться главным образом на разного рода почтовых аналогах. А подражаний стилю Крейна было немало, поэтому здесь есть поле для разносторонних филателистических исследований.

Со дня рождения художника прошло 180 лет, а проиллюстрированные им детские книги переиздаются и сегодня. Не перечислить современные, изданные на прекрасной бумаге репринты сказок и легенд, которые проиллюстрировал этот замечательный рисовальщик. Почему издания прошлых лет так часто возвращаются к нам в виде репринтов? Это связано с тем, что художники прошлого часто достигали вершин художественного качества, пиков образности и лиризма. Современные издатели с радостью дают этим книгам вторую жизнь.

Хронологически творчество художника лежит как в девятнадцатом, так и в начале двадцатого века. Именно в середине девятнадцатого века, эпоху эклектики в Англии появился стиль «Артс энд крафтс» (иначе называемый по-русски «движение искусств и ремёсел»). Его становление и развитие связано с именами выдающихся английских художников Уильяма Морриса (1834 – 1896) и Уолтера Крейна (1845 – 1915).

Уолтер Томас Крейн родился в 1845 году в Ливерпуле. Его отец был художником, и вполне естественно, что Уолтер получил первые уроки рисования в семье. Отец был первым наставником мальчика в изобразительном искусстве. Затем его учителем стал выдающийся мастер гравюры на дереве Уильям Джеймс Линтон (1812 – 1898). Он прививал ученикам любовь к искусству Возрождения. Линтон хорошо известен филателистам как автор барельефного изображения пяти казненных декабристов.

Крейн был предельно внимателен к деталям изображаемых предметов. Он, так же как и мастера эпохи Возрождения, создавал штудии голов и фигур, сравнивая разные человеческие типы. Он использовал эти рисунки при иллюстрировании художественной литературы.

Уолтер Крейн «Гермес и Венера смотрят в зеркало» (1885) — Спящая красавица  

Работа по классическим образцам была стилем и методом его творчества. Работая над сказками, он должен был рисовать то прекрасных принцесс, то уродливых карликов и чудовищ. Великолепное мастерство рисовальщика позволило ему создать такие циклы иллюстраций, которые не выглядят устаревшими и сегодня.

Уолтер Крейн. Иллюстрация к балладе английского поэта-романтика Джона Китса «La Belle Dame sans Merci» 

Поэтому обращение маркоиздателей к творчеству художника является далеко не случайным. Наличие в творчестве Крейна аллегорических фигур, символизирующих свободу, всемирное братство человечества, вдохновило почтовых дизайнеров во многих странах мира.

Графическая система, разработанная Уолтером Крейном, – тонкий контур, стилизация под Дюрера и Боттичелли, многоцветье и музыкальный ритм композиции – вошла в историю английской графики. Все эти черты были использованы при подготовке к печати самых разнообразных изданий – книг, детских игр, игральных карт, театральных программ и, конечно, открыток и почтовых марок.

Иллюстрация к сказке «Принцесса Белль-Этуаль»  

Нельзя не отметить, что любовь Крейна к мелким деталям, миниатюрным частям рельефов, резных деревянных фризов и сундуков (а на иллюстрациях Крейна все сундуки расписные или украшенные резьбой) могло стать препятствием при конверсии той или иной работы в произведение почтовой графики. Но дизайнеры многих стран уверенной рукой мастера укрупняли детали и превращали детальные композиции в лаконичные артефакты почтового дизайна.

И сам Крейн, и художники, разделявшие его идеи, искренне мечтали возродить старые традиции ручного производства товаров и рукописной книги. Но производство становилось массовым (вот и марки с первых шагов существования традиционных знаков почтовой оплаты печатались массовыми тиражами).

Техника развивалась, появлялись новые машины и станки, и было не до рукописной книги и не до кустарного изготовления каждого предмета быта руками человека. Но представители движения «Артс энд крафтс» стремились сохранить красоту обыденных предметов, развивать дальше эстетику повседневности.

Страстно любя графику Средневековья и Возрождения, Крейн отдавал должное разным пластам человеческой культуры. В своих детских книгах он мог соединить такие разные культурные явления как идеи Льва Толстого и эстетику японской гравюры. Получались синтетические произведения искусства, в которых сплавлялись воедино стили и манеры разных художников, разных стран и эпох.

И это эклектическое по своей сути сочетание (Дюрера, Боттичелли, Льва Толстого, Шекспира и Хокусаи) давало в сумме удивительно гармоничный сплав разных национальных культур. Огромная насмотренность художника в области графики разных народов, его богатейший зрительский опыт легли в основу по-настоящему талантливых произведений искусства. И в этом величие Крейна.

Сплав различных национальных стилей встречается нам на страницах знаменитых детских книг Крейна «Сказки братьев Гримм», «Кот в сапогах», «Али-баба и сорок разбойников». Детские книги, оформленные Крейном, потому так полюбились детям, что в них красочность сочеталась с высочайшим художественным вкусом и гармоничной композицией. Художник был настоящим другом детей и говорил с ними на их языке.

Сонное царство. Иллюстрация к сказке «Спящая красавица» 

В течение жизни Крейн не раз занимал солидные посты в разных художественных клубах и обществах. У него были хорошие организаторские способности. Он был чутким и внимательным руководителем. Грубость и резкость были ему чужды. В отличие от своего кумира Дюрера, который нередко проявлял резкость в отношениях с людьми, Крейн был мягким человеком. Немцы ценили его уважительное отношение к Дюреру, братьям Гримм и вообще к искусству Германии (характерно, что обе марки, посвященные Крейну, выпущены в германоязычных странах).

По произведениям Крейна никогда не ставили мультипликационных фильмов (и это упущение). Но его произведения иногда возникали в художественных фильмах, например, в итальянском фильме ужасов «Кровопийца ведет в танце». Там в кадр попадают панно Крейна, созданные в стилистике Ренессанса. Интересно, что действие происходит в Ирландии в начале 1830-х годов, а художник родился лишь в 1845 году.

В 2018 году на экраны вышла костюмная мелодрама режиссера Клер МакКарти «Офелия». Это вариация великого шекспировского сюжета о Гамлете, причем с хорошим концом. Гамлет, правда, гибнет, однако Офелию спасают, и она благополучно рожает ребенка. Род Гамлета продолжается. Трагический эффект сглаживается.

Кадр из фильма «Офелия», 2018 год  

Очень жаль, что фильм так быстро прошел и его не рекомендовали учащимся, так как его учебно-просветительская ценность очень велика. Мы видим на экране красочный мир костюмов и интерьеров эпохи средневековья.

И этот изящный экранный мир мог бы быть совсем иным, если бы создатели фильма не обратились к наследию движения «Артс энд крафтс». Платье Офелии, усыпанное цветами, кажется заимствованным из графического мира Уолтера Крейна. Не менее красивы музыкальные инструменты и предметы быта. Да и цветовая гамма тщательно продумана создателями фильма. И хотя лента не стала шедевром, она могла бы быть замечательным подспорьем в изучении стиля «Артс энд крафтс», эпохи Уолтера Крейна в целом.

Автор этих строк невольно представил себе, что если бы где-нибудь (в библиотеке или музее Москвы или Петербурга) было бы решено провести вечер, посвященный Уолтеру Крейну, то в качестве кинопрограммы было бы идеально показать мелодраму «Офелия». Образовательное значение этой ленты трудно переоценить. И пусть бы при этом на витринах библиотеки лежали открытки и марки с шекспировскими мотивами.

Уолтер Крейн, «Времена года»

Однако вернемся собственно к филателистической теме. Сегодня в искусстве почтовой графики появляются все новые и новые стилистические направления, и упор делается на современные графические манеры, в том числе и на компьютерную графику, а также стили, характерные для искусственного интеллекта. Маркоиздатели хотят поразить филателистов (да и отправителей писем) чем-то необычным, и, наверное, это правильно. Ведь и некоторые современные способы печати и графические приемы художников были когда-то новинками, а теперь стали традиционными.

Когда-нибудь станут привычными и современные новшества, ведь творческий процесс бесконечен, а изобретательский гений бессмертен. Поэтому ни в коей мере нельзя забывать классику почтового дизайна. И хотя сам Крейн не нарисовал ни одной почтовой марки, его приемы в дальнейшем навсегда влились в мировой почтовый дизайн.

В жизни художника было несколько настоящих трагедий. Начало Первой мировой войны стало ударом для Крейна. Он любил немецкое искусство, боготворил Дюрера, состоял членом в нескольких художественных обществах Германии. И известие о бомбардировке бельгийских городов оказало на художника шокирующее воздействие. Он принял участие в создании благотворительного издания «Книга Короля Альберта». Это издание было осуществлено фирмой «Ходдер энд Стоутон» (издательство существует и сегодня) совместно с газетой «Дэйли телегрэф». Многие писатели и художники пожертвовали для этого альбома свои тексты и произведения изобразительного искусства (вкладом нашей страны был небольшой текст А.И.Куприна).

Для этого альманаха Крейн создал лаконичный символистский рисунок с изображением рыцаря, который вступает в бой с хищной птицей. Ему нелегко дался этот рисунок, но сердце обливалось кровью из-за горькой участи Бельгии. Ведь любимейшим поэтом и драматургом Крейна был Морис Метерлинк – поэт и драматург, который был популярен во многих европейских странах.

Болгарский художник Александр Божинов (1878 – 1968) взял у Крейна певучую линию и локальный цвет. Этот талантливый болгарский мастер графики известен как карикатурист, и это причинило ему много страданий от разных политических режимов.

Но Божинов известен также как иллюстратор сказок. Ему посвящены четыре марки Болгарии, выпущенные в виде квартблока с оформленными полями. Есть ли в его красочных композициях влияние Крейна? Да, несомненно, но возможно, это влияние проникло через мюнхенскую школу графического дизайна (Божинов учился в Мюнхене).

Крейн был хорошо известен в России. Его влияние чувствуется в творчестве М.Добужинского, Е.Лансере, М.Якунчиковой. Большой поклонницей творчества Крейна была Е.Д.Поленова – сестра В.Д.Поленова. А сколько неизвестных художников России создавали непочтовые марки с учетом образной системы У.Крейна.

Отдельно хочется сказать о стилистической общности произведений У.Крейна и И.Я.Билибина. По структуре произведений книжного искусства (наличие декоративной рамки, в которой тоже есть своя фабула, отдельная от основного изображения) работы Крейна и Билибина имеют много общего. Это зрелые произведения символизма и модерна, вобравшие в себя лучшие черты искусства эпохи.

И.Я.Билибин моложе Крейна на 31 год, но какое поразительное сходства у двух талантливых графиков в графической манере и композиции книжной страницы! Это и стилизация под японскую графику, и вышеупомянутое объединение нескольких эпизодов литературного произведения в одной композиции (это напоминает нам клейма на русских иконах). Объединяет двух мастеров графики и изящная линия, производящая сильное впечатление на зрителя. И это при самостоятельности двух индивидуальных манер.

Крейн очень любил свою жену – художницу Мэри Эндрюс. Она тоже была художницей. В 1915 году она погибла, попав под поезд. Это был тяжелейший удар для художника. Он так и не оправился от него и скончался сто десять лет назад, весною 1915 года. В его архиве сохранилось письмо от талантливого русского художника М.В.Добужинского с приглашением приехать в Россию. Может быть, он даже начал писать ответ, но смерть любимой жены подкосила художника. Он наверняка бы приехал в нашу страну и познакомился с работами М.В.Добужинского.

М.В.Добужинский 

А вот в Венгрии художнику удалось побывать. Многие венгерские плакатисты и иллюстраторы высоко ценили графические приемы Крейна. К ним относится и крупнейший мастер венгерского модерна Йозеф Риппль-Ронаи (1861 – 1927). Его считают проводником французской культуры на венгерской земле. Но и его оригинальная манера была бы другой, если бы не влияние движения «Артс энд крафтс».

В целом марки стран Восточной Европы дают хорошее представление о мастерах графики, сохранивших самостоятельность и при этом впитавших влияние мастеров европейского модерна. Это Микса Рот (Венгрия), Йозеф Лада и Миколаш Алеш (Чехия), Станислав Выспяньский (Польша) и уже упомянутый Александр Божинов (Болгария).

Марки Йозефа Лады (1887 – 1957) должны быть особенно интересны юным филателистам. Они отличаются красочностью, занимательностью сюжетов и – что особенно важно для нашей темы – красотою изящного контура, в котором чувствуется несомненное влияние Уолтера Крейна.

«Дети зимой». Йозеф Лада, 1943 год

В год юбилея знаменитого художника хочется высказать пожелание, чтобы в России была проведена хотя бы одна посвященная ему выставка. В Эрмитаже хранится всего одна его работа, и хотя ведь бывают же выставки одной картины, в данном случае это небольшая акварель. Но ведь есть работы его современников, а в собраниях книголюбов хранятся многочисленные книги и журналы, напоминающие о том, как глубоко стиль Крейна был внедрен в книжное искусство того времени. Книги, открытки и филателистические материалы могли бы составить отдельную экспозицию, познавательное значение которой трудно переоценить.

Фото из открытых источников

А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)  

Другие статьи автора:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского  
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо  
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса  
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд  
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали  
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?  
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста  
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии 
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм  
Эльза Бесков – настоящий друг детей  
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке  
Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС  
Код Дюшана и филатели
Почтовая графика Бориса Зворыкина  
Сказка на почтовую тему  
Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого  
Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
Великая Отечественная война в живописи и графике  

Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru