Здравствуйте, мистер Крейн
2025-06-23 12:02:25, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
К 180-летию со дня рождения великого живописца и графика
Знаменитому художнику Уолтеру Крейну посвящены всего три марки. И поэтому филателистическая мини-коллекция, посвященная ему, может основываться главным образом на разного рода почтовых аналогах. А подражаний стилю Крейна было немало, поэтому здесь есть поле для разносторонних филателистических исследований.

Со дня рождения художника прошло 180 лет, а проиллюстрированные им детские книги переиздаются и сегодня. Не перечислить современные, изданные на прекрасной бумаге репринты сказок и легенд, которые проиллюстрировал этот замечательный рисовальщик. Почему издания прошлых лет так часто возвращаются к нам в виде репринтов? Это связано с тем, что художники прошлого часто достигали вершин художественного качества, пиков образности и лиризма. Современные издатели с радостью дают этим книгам вторую жизнь.

Хронологически творчество художника лежит как в девятнадцатом, так и в начале двадцатого века. Именно в середине девятнадцатого века, эпоху эклектики в Англии появился стиль «Артс энд крафтс» (иначе называемый по-русски «движение искусств и ремёсел»). Его становление и развитие связано с именами выдающихся английских художников Уильяма Морриса (1834 – 1896) и Уолтера Крейна (1845 – 1915).
Уолтер Томас Крейн родился в 1845 году в Ливерпуле. Его отец был художником, и вполне естественно, что Уолтер получил первые уроки рисования в семье. Отец был первым наставником мальчика в изобразительном искусстве. Затем его учителем стал выдающийся мастер гравюры на дереве Уильям Джеймс Линтон (1812 – 1898). Он прививал ученикам любовь к искусству Возрождения. Линтон хорошо известен филателистам как автор барельефного изображения пяти казненных декабристов.
Крейн был предельно внимателен к деталям изображаемых предметов. Он, так же как и мастера эпохи Возрождения, создавал штудии голов и фигур, сравнивая разные человеческие типы. Он использовал эти рисунки при иллюстрировании художественной литературы.

Уолтер Крейн «Гермес и Венера смотрят в зеркало» (1885) — Спящая красавица
Работа по классическим образцам была стилем и методом его творчества. Работая над сказками, он должен был рисовать то прекрасных принцесс, то уродливых карликов и чудовищ. Великолепное мастерство рисовальщика позволило ему создать такие циклы иллюстраций, которые не выглядят устаревшими и сегодня.

Уолтер Крейн. Иллюстрация к балладе английского поэта-романтика Джона Китса «La Belle Dame sans Merci»
Поэтому обращение маркоиздателей к творчеству художника является далеко не случайным. Наличие в творчестве Крейна аллегорических фигур, символизирующих свободу, всемирное братство человечества, вдохновило почтовых дизайнеров во многих странах мира.

Графическая система, разработанная Уолтером Крейном, – тонкий контур, стилизация под Дюрера и Боттичелли, многоцветье и музыкальный ритм композиции – вошла в историю английской графики. Все эти черты были использованы при подготовке к печати самых разнообразных изданий – книг, детских игр, игральных карт, театральных программ и, конечно, открыток и почтовых марок.

Иллюстрация к сказке «Принцесса Белль-Этуаль»
Нельзя не отметить, что любовь Крейна к мелким деталям, миниатюрным частям рельефов, резных деревянных фризов и сундуков (а на иллюстрациях Крейна все сундуки расписные или украшенные резьбой) могло стать препятствием при конверсии той или иной работы в произведение почтовой графики. Но дизайнеры многих стран уверенной рукой мастера укрупняли детали и превращали детальные композиции в лаконичные артефакты почтового дизайна.

И сам Крейн, и художники, разделявшие его идеи, искренне мечтали возродить старые традиции ручного производства товаров и рукописной книги. Но производство становилось массовым (вот и марки с первых шагов существования традиционных знаков почтовой оплаты печатались массовыми тиражами).

Техника развивалась, появлялись новые машины и станки, и было не до рукописной книги и не до кустарного изготовления каждого предмета быта руками человека. Но представители движения «Артс энд крафтс» стремились сохранить красоту обыденных предметов, развивать дальше эстетику повседневности.
Страстно любя графику Средневековья и Возрождения, Крейн отдавал должное разным пластам человеческой культуры. В своих детских книгах он мог соединить такие разные культурные явления как идеи Льва Толстого и эстетику японской гравюры. Получались синтетические произведения искусства, в которых сплавлялись воедино стили и манеры разных художников, разных стран и эпох.

И это эклектическое по своей сути сочетание (Дюрера, Боттичелли, Льва Толстого, Шекспира и Хокусаи) давало в сумме удивительно гармоничный сплав разных национальных культур. Огромная насмотренность художника в области графики разных народов, его богатейший зрительский опыт легли в основу по-настоящему талантливых произведений искусства. И в этом величие Крейна.
Сплав различных национальных стилей встречается нам на страницах знаменитых детских книг Крейна «Сказки братьев Гримм», «Кот в сапогах», «Али-баба и сорок разбойников». Детские книги, оформленные Крейном, потому так полюбились детям, что в них красочность сочеталась с высочайшим художественным вкусом и гармоничной композицией. Художник был настоящим другом детей и говорил с ними на их языке.

Сонное царство. Иллюстрация к сказке «Спящая красавица»
В течение жизни Крейн не раз занимал солидные посты в разных художественных клубах и обществах. У него были хорошие организаторские способности. Он был чутким и внимательным руководителем. Грубость и резкость были ему чужды. В отличие от своего кумира Дюрера, который нередко проявлял резкость в отношениях с людьми, Крейн был мягким человеком. Немцы ценили его уважительное отношение к Дюреру, братьям Гримм и вообще к искусству Германии (характерно, что обе марки, посвященные Крейну, выпущены в германоязычных странах).
По произведениям Крейна никогда не ставили мультипликационных фильмов (и это упущение). Но его произведения иногда возникали в художественных фильмах, например, в итальянском фильме ужасов «Кровопийца ведет в танце». Там в кадр попадают панно Крейна, созданные в стилистике Ренессанса. Интересно, что действие происходит в Ирландии в начале 1830-х годов, а художник родился лишь в 1845 году.
В 2018 году на экраны вышла костюмная мелодрама режиссера Клер МакКарти «Офелия». Это вариация великого шекспировского сюжета о Гамлете, причем с хорошим концом. Гамлет, правда, гибнет, однако Офелию спасают, и она благополучно рожает ребенка. Род Гамлета продолжается. Трагический эффект сглаживается.

Кадр из фильма «Офелия», 2018 год
Очень жаль, что фильм так быстро прошел и его не рекомендовали учащимся, так как его учебно-просветительская ценность очень велика. Мы видим на экране красочный мир костюмов и интерьеров эпохи средневековья.
И этот изящный экранный мир мог бы быть совсем иным, если бы создатели фильма не обратились к наследию движения «Артс энд крафтс». Платье Офелии, усыпанное цветами, кажется заимствованным из графического мира Уолтера Крейна. Не менее красивы музыкальные инструменты и предметы быта. Да и цветовая гамма тщательно продумана создателями фильма. И хотя лента не стала шедевром, она могла бы быть замечательным подспорьем в изучении стиля «Артс энд крафтс», эпохи Уолтера Крейна в целом.
Автор этих строк невольно представил себе, что если бы где-нибудь (в библиотеке или музее Москвы или Петербурга) было бы решено провести вечер, посвященный Уолтеру Крейну, то в качестве кинопрограммы было бы идеально показать мелодраму «Офелия». Образовательное значение этой ленты трудно переоценить. И пусть бы при этом на витринах библиотеки лежали открытки и марки с шекспировскими мотивами.

Уолтер Крейн, «Времена года»
Однако вернемся собственно к филателистической теме. Сегодня в искусстве почтовой графики появляются все новые и новые стилистические направления, и упор делается на современные графические манеры, в том числе и на компьютерную графику, а также стили, характерные для искусственного интеллекта. Маркоиздатели хотят поразить филателистов (да и отправителей писем) чем-то необычным, и, наверное, это правильно. Ведь и некоторые современные способы печати и графические приемы художников были когда-то новинками, а теперь стали традиционными.

Когда-нибудь станут привычными и современные новшества, ведь творческий процесс бесконечен, а изобретательский гений бессмертен. Поэтому ни в коей мере нельзя забывать классику почтового дизайна. И хотя сам Крейн не нарисовал ни одной почтовой марки, его приемы в дальнейшем навсегда влились в мировой почтовый дизайн.

В жизни художника было несколько настоящих трагедий. Начало Первой мировой войны стало ударом для Крейна. Он любил немецкое искусство, боготворил Дюрера, состоял членом в нескольких художественных обществах Германии. И известие о бомбардировке бельгийских городов оказало на художника шокирующее воздействие. Он принял участие в создании благотворительного издания «Книга Короля Альберта». Это издание было осуществлено фирмой «Ходдер энд Стоутон» (издательство существует и сегодня) совместно с газетой «Дэйли телегрэф». Многие писатели и художники пожертвовали для этого альбома свои тексты и произведения изобразительного искусства (вкладом нашей страны был небольшой текст А.И.Куприна).
Для этого альманаха Крейн создал лаконичный символистский рисунок с изображением рыцаря, который вступает в бой с хищной птицей. Ему нелегко дался этот рисунок, но сердце обливалось кровью из-за горькой участи Бельгии. Ведь любимейшим поэтом и драматургом Крейна был Морис Метерлинк – поэт и драматург, который был популярен во многих европейских странах.
Болгарский художник Александр Божинов (1878 – 1968) взял у Крейна певучую линию и локальный цвет. Этот талантливый болгарский мастер графики известен как карикатурист, и это причинило ему много страданий от разных политических режимов.

Но Божинов известен также как иллюстратор сказок. Ему посвящены четыре марки Болгарии, выпущенные в виде квартблока с оформленными полями. Есть ли в его красочных композициях влияние Крейна? Да, несомненно, но возможно, это влияние проникло через мюнхенскую школу графического дизайна (Божинов учился в Мюнхене).
Крейн был хорошо известен в России. Его влияние чувствуется в творчестве М.Добужинского, Е.Лансере, М.Якунчиковой. Большой поклонницей творчества Крейна была Е.Д.Поленова – сестра В.Д.Поленова. А сколько неизвестных художников России создавали непочтовые марки с учетом образной системы У.Крейна.

Отдельно хочется сказать о стилистической общности произведений У.Крейна и И.Я.Билибина. По структуре произведений книжного искусства (наличие декоративной рамки, в которой тоже есть своя фабула, отдельная от основного изображения) работы Крейна и Билибина имеют много общего. Это зрелые произведения символизма и модерна, вобравшие в себя лучшие черты искусства эпохи.

И.Я.Билибин моложе Крейна на 31 год, но какое поразительное сходства у двух талантливых графиков в графической манере и композиции книжной страницы! Это и стилизация под японскую графику, и вышеупомянутое объединение нескольких эпизодов литературного произведения в одной композиции (это напоминает нам клейма на русских иконах). Объединяет двух мастеров графики и изящная линия, производящая сильное впечатление на зрителя. И это при самостоятельности двух индивидуальных манер.
Крейн очень любил свою жену – художницу Мэри Эндрюс. Она тоже была художницей. В 1915 году она погибла, попав под поезд. Это был тяжелейший удар для художника. Он так и не оправился от него и скончался сто десять лет назад, весною 1915 года. В его архиве сохранилось письмо от талантливого русского художника М.В.Добужинского с приглашением приехать в Россию. Может быть, он даже начал писать ответ, но смерть любимой жены подкосила художника. Он наверняка бы приехал в нашу страну и познакомился с работами М.В.Добужинского.

М.В.Добужинский
А вот в Венгрии художнику удалось побывать. Многие венгерские плакатисты и иллюстраторы высоко ценили графические приемы Крейна. К ним относится и крупнейший мастер венгерского модерна Йозеф Риппль-Ронаи (1861 – 1927). Его считают проводником французской культуры на венгерской земле. Но и его оригинальная манера была бы другой, если бы не влияние движения «Артс энд крафтс».

В целом марки стран Восточной Европы дают хорошее представление о мастерах графики, сохранивших самостоятельность и при этом впитавших влияние мастеров европейского модерна. Это Микса Рот (Венгрия), Йозеф Лада и Миколаш Алеш (Чехия), Станислав Выспяньский (Польша) и уже упомянутый Александр Божинов (Болгария).

Марки Йозефа Лады (1887 – 1957) должны быть особенно интересны юным филателистам. Они отличаются красочностью, занимательностью сюжетов и – что особенно важно для нашей темы – красотою изящного контура, в котором чувствуется несомненное влияние Уолтера Крейна.

«Дети зимой». Йозеф Лада, 1943 год
В год юбилея знаменитого художника хочется высказать пожелание, чтобы в России была проведена хотя бы одна посвященная ему выставка. В Эрмитаже хранится всего одна его работа, и хотя ведь бывают же выставки одной картины, в данном случае это небольшая акварель. Но ведь есть работы его современников, а в собраниях книголюбов хранятся многочисленные книги и журналы, напоминающие о том, как глубоко стиль Крейна был внедрен в книжное искусство того времени. Книги, открытки и филателистические материалы могли бы составить отдельную экспозицию, познавательное значение которой трудно переоценить.
Фото из открытых источников
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
Код Дюшана и филатели
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Сказка на почтовую тему
Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
Великая Отечественная война в живописи и графике
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления