Укротитель коней
2025-06-10 12:13:53, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В 2025 году мы отмечаем 220 лет со дня рождения крупнейшего монументалиста «николаевской эпохи», уникального анималиста Петра Карловича Клодта.

П. К. Клодт и фрагменты из некоторых его произведений. Коллаж 1867—1880-х гг.
Хотя портрет Карла Фёдоровича Клодта фон Юргенсбурга работы Джорджа Доу, отца скульптора, и занял достойное место в Военной галерее Отечественной войны 1812 года Зимнего дворца, Пётр Карлович недолго шел по его стопам.

И косвенно причиной тому оказался сам же отец. В минуты отдыха между сражениями он вырезал фигурки лошадей и отправлял по почте своим маленьким детям. Петя в детстве по почину отца тоже их вырезал, но не только из бумаги, но и из дерева, все более мастерски орудуя перочинным ножом, а затем еще и стал лепить из глины. Одна такая работа попала в руки Великому князю Николаю Павловичу – будущему самодержцу Николаю Первому.
Любовь к кавалерии и, конечно же, к лошадям, сроднила их. И когда при переводе Стасовым в кирпич и медь деревянно-алебастровых Нарвских триумфальных ворот Кваренги проект венчающих их коней, созданный Степаном Степановичем Пименовым, не пришёлся по душе Николаю, Клодту выпала возможность впервые серьёзно проявить себя.
Как мы уже указывали ранее, «было это сделано в день пятнадцатой годовщины со дня завершения Бородинского сражения. Василий Стасов бережно отнёсся к замыслу Кваренги, и стремился в целом сохранить его. Кирпичная кладка как остов новых ворот обшивалась медными листами, из которых также создавалась и скульптурная группа, включавшая в себя шестёрку поднятых на дыбы коней, которыми правит богиня Победы».

Рассказывая о творческих триумфах Василия Петровича Стасова, мы уже отмечали, что «для Петра Карловича Клодта именно эти кони стали первой серьезной работой, предвосхитив его всемирно известную группу, украсившую Аничков мост и Беговую аллею в Москве, а также «Берлин, и Неаполь, и Стрельну, и Петергоф». Известный скульптор Степан Степанович Пименов представил на утверждение свой проект шестерки коней вместе с фигурой богини Победы, однако предпочтение было отдано коням Петра Карловича.

До Клодта еще никто в русской культуре не делал скульптуры коней, вставших на дыбы и имеющих всего две опоры.

Даже у всемирно известного «Медного всадника» Этьена Мориса Фальконе три опоры. Несмотря на то, что его Пётр Великий тоже вздыбил своего коня, растаптываемая при этом змея служит третьей опорой скульптуры.

17 августа 1834 года состоялось торжественное открытие великолепного сооружения работы изумительного творческого коллектива под руководством Василия Петровича Стасова — Нарвских триумфальных ворот, которые и стали прекрасным «пробным камнем».


Кони Клодта на Аничковом мосту несколько раз меняли свое местоположение, прежде чем разместиться на предложенных Петром Карловичем мостовых опорах.

Однако за это время вместо двух повторяющихся скульптурных групп, символизирующих укрощение природы человеком, появилось четыре. Николай Первый сначала дарил прекрасные творения Петра Карловича то прусскому королю, то неаполитанскому, что свидетельствует в пользу того, насколько они были великолепны, и с какой высокой точностью демонстрировали европейским державам могущество Российской империи.

Был в фигуре укротителя коня и своеобразный «автопортрет» Петра Карловича – ведь он постоянно только тем и занимался, что укрощал свою судьбу. Вместо очередного служаки, каким сулила ему стать его военная родословная, он получил признание мощнейших европейских академий как уникальный скульптор. И от работы к работе все больше совершенствовал своё мастерство, добиваясь все более утончённых, достоверных, воодушевляющих каждого зрителя результатов.

После смерти любимого баснописца Ивана Андреевича Крылова, Пётр Карлович выигрывает конкурс на создание памятника «дедушке Ване». Он устраивает дома настоящий зверинец, с обитателей которого лепит персонажей, украшающих постамент.

И обезьяна с острова Мадейра здесь, и медведь... да вот только волк повадился на кошек охотиться! Что с ним поделаешь? Мама то и дело руками всплёскивает. Благодаря ей в клодтовских детях проявились чудесные гены наставника Петра Карловича по Императорской академии художеств – Ивана Петровича Мартоса.

«Георгий Победоносец» Клодта и уменьшенная копия памятника Минину и Пожарскому Мартоса стоят в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца Константина Андреевича Тона.
Пётр Карлович увеличил до требуемого размера в четыре с половиной метра и детально доработал изготовленную в 1833-1834 годах Василием Демут-Малиновским небольшую модель памятника князю Владимиру. Черты княжеского лица приобрели при этом значение умиротворённости и особой одухотворённости. Пётр Карлович, будучи руководителем литейного двора Академии художеств, отлил памятник в бронзе.

В правом нижнем углу марки из серии «Туризм под знаком Олимпиады-80» в круге изображён памятник князю Владимиру – крестителю Руси. К 18 мая 1988 года художник Л. Зайцев оформил конверт с оригинальной маркой Министерства связи СССР «1000-летие введения христианства на Руси», на оригинальной марке которого памятник Равноапостольному Князю Владимиру – крестителю Руси – показан со спины смотрящим на Днепр на фоне солнечного диска.
В 1856-1859 годах к разработанному архитектором Огюстом Монферраном плану установки на Исаакиевской площади памятника Николаю Первому Пётр Карлович изготавливает фигуру императора на коне.


Удивительно, но именно на примере этого памятника Клодту удалось произвести революцию. И это была революция в искусстве девятнадцатого столетия.

Первоначально император должен был сидеть спокойно стоящем коне, а характер всадника предполагалось отобразить при помощи мимики. Но Монферран отверг этот вариант и Клодт создал новый эскиз, изобразив коня в движении, опираясь только на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на заводе железные подпоры весом в 60 пудов, заплатив за них 2000 руб. серебром.

Почтовый блок № 1240 «История Российского государства. Император Николай I (1796–1855 гг.)» был подготовлен к 8 августа 2008 года художником Г. Балиевым. В его левом поле дано изображение Храма Христа Спасителя, созданного архитектором Константином Андреевичем Тоном.

Пётр Карлович, а также скульпторы А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов, выполнили скульптуры храма-памятника. Так, например, Клодт создал для Храма Христа Спасителя горельеф великомученика Георгия, который располагался до разрушения храма на его северной стороне. Сейчас оригиналы хранятся в Донском монастыре. Их копии для вновь возводимого в 1990-е годы Храма Христа Спасителя изготавливались под руководством Зураба Константиновича Церетели.

Пётр Карлович никогда указывал среди своих работ квадригу Аполлона на фронтоне Большого театра в Москве, считая, что она очень близка по сути своей к квадриге Аполлона Александринского театра, выполненной архитектором К. И. Росси.
Мы надеемся еще вернуться к славному имени барона Клодта, чтобы продолжить воздавать ему должное от лица благодарных потомков.
Соответственно, продолжение следует!
Фото авторов
Иллюстрации марок и конвертов из открытых источников
Ю.А., П.А., О.Ю. Латышевы