Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Укротитель коней

Поиск по статьям:

Укротитель коней

2025-06-10 12:13:53, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В 2025 году мы отмечаем 220 лет со дня рождения крупнейшего монументалиста «николаевской эпохи», уникального анималиста Петра Карловича Клодта.

П. К. Клодт и фрагменты из некоторых его произведений. Коллаж 1867—1880-х гг.  

Хотя портрет Карла Фёдоровича Клодта фон Юргенсбурга работы Джорджа Доу, отца скульптора, и занял достойное место в Военной галерее Отечественной войны 1812 года Зимнего дворца, Пётр Карлович недолго шел по его стопам.

И косвенно причиной тому оказался сам же отец. В минуты отдыха между сражениями он вырезал фигурки лошадей и отправлял по почте своим маленьким детям. Петя в детстве по почину отца тоже их вырезал, но не только из бумаги, но и из дерева, все более мастерски орудуя перочинным ножом, а затем еще и стал лепить из глины. Одна такая работа попала в руки Великому князю Николаю Павловичу – будущему самодержцу Николаю Первому.

Любовь к кавалерии и, конечно же, к лошадям, сроднила их. И когда при переводе Стасовым в кирпич и медь деревянно-алебастровых Нарвских триумфальных ворот Кваренги проект венчающих их коней, созданный Степаном Степановичем Пименовым, не пришёлся по душе Николаю, Клодту выпала возможность впервые серьёзно проявить себя.

Как мы уже указывали ранее, «было это сделано в день пятнадцатой годовщины со дня завершения Бородинского сражения. Василий Стасов бережно отнёсся к замыслу Кваренги, и стремился в целом сохранить его. Кирпичная кладка как остов новых ворот обшивалась медными листами, из которых также создавалась и скульптурная группа, включавшая в себя шестёрку поднятых на дыбы коней, которыми правит богиня Победы».

Рассказывая о творческих триумфах Василия Петровича Стасова, мы уже отмечали, что «для Петра Карловича Клодта именно эти кони стали первой серьезной работой, предвосхитив его всемирно известную группу, украсившую Аничков мост и Беговую аллею в Москве, а также «Берлин, и Неаполь, и Стрельну, и Петергоф». Известный скульптор Степан Степанович Пименов представил на утверждение свой проект шестерки коней вместе с фигурой богини Победы, однако предпочтение было отдано коням Петра Карловича.

До Клодта еще никто в русской культуре не делал скульптуры коней, вставших на дыбы и имеющих всего две опоры. 

Даже у всемирно известного «Медного всадника» Этьена Мориса Фальконе три опоры. Несмотря на то, что его Пётр Великий тоже вздыбил своего коня, растаптываемая при этом змея служит третьей опорой скульптуры.

17 августа 1834 года состоялось торжественное открытие великолепного сооружения работы изумительного творческого коллектива под руководством Василия Петровича Стасова — Нарвских триумфальных ворот, которые и стали прекрасным «пробным камнем».

Кони Клодта на Аничковом мосту несколько раз меняли свое местоположение, прежде чем разместиться на предложенных Петром Карловичем мостовых опорах.

Однако за это время вместо двух повторяющихся скульптурных групп, символизирующих укрощение природы человеком, появилось четыре. Николай Первый сначала дарил прекрасные творения Петра Карловича то прусскому королю, то неаполитанскому, что свидетельствует в пользу того, насколько они были великолепны, и с какой высокой точностью демонстрировали европейским державам могущество Российской империи.

Был в фигуре укротителя коня и своеобразный «автопортрет» Петра Карловича – ведь он постоянно только тем и занимался, что укрощал свою судьбу. Вместо очередного служаки, каким сулила ему стать его военная родословная, он получил признание мощнейших европейских академий как уникальный скульптор. И от работы к работе все больше совершенствовал своё мастерство, добиваясь все более утончённых, достоверных, воодушевляющих каждого зрителя результатов.

После смерти любимого баснописца Ивана Андреевича Крылова, Пётр Карлович выигрывает конкурс на создание памятника «дедушке Ване». Он устраивает дома настоящий зверинец, с обитателей которого лепит персонажей, украшающих постамент.

И обезьяна с острова Мадейра здесь, и медведь... да вот только волк повадился на кошек охотиться! Что с ним поделаешь? Мама то и дело руками всплёскивает. Благодаря ей в клодтовских детях проявились чудесные гены наставника Петра Карловича по Императорской академии художеств – Ивана Петровича Мартоса.

«Георгий Победоносец» Клодта и уменьшенная копия памятника Минину и Пожарскому Мартоса стоят в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца Константина Андреевича Тона. 

Пётр Карлович увеличил до требуемого размера в четыре с половиной метра и детально доработал изготовленную в 1833-1834 годах Василием Демут-Малиновским небольшую модель памятника князю Владимиру. Черты княжеского лица приобрели при этом значение умиротворённости и особой одухотворённости. Пётр Карлович, будучи руководителем литейного двора Академии художеств, отлил памятник в бронзе.

В правом нижнем углу марки из серии «Туризм под знаком Олимпиады-80» в круге изображён памятник князю Владимиру – крестителю Руси. К 18 мая 1988 года художник Л. Зайцев оформил конверт с оригинальной маркой Министерства связи СССР «1000-летие введения христианства на Руси», на оригинальной марке которого памятник Равноапостольному Князю Владимиру – крестителю Руси – показан со спины смотрящим на Днепр на фоне солнечного диска.

В 1856-1859 годах к разработанному архитектором Огюстом Монферраном плану установки на Исаакиевской площади памятника Николаю Первому Пётр Карлович изготавливает фигуру императора на коне.

Удивительно, но именно на примере этого памятника Клодту удалось произвести революцию. И это была революция в искусстве девятнадцатого столетия. 

Первоначально император должен был сидеть спокойно стоящем коне, а характер всадника предполагалось отобразить при помощи мимики. Но Монферран отверг этот вариант и Клодт создал новый эскиз, изобразив коня в движении, опираясь только на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на заводе железные подпоры весом в 60 пудов, заплатив за них 2000 руб. серебром.  

Почтовый блок № 1240 «История Российского государства. Император Николай I (1796–1855 гг.)» был подготовлен к 8 августа 2008 года художником Г. Балиевым. В его левом поле дано изображение Храма Христа Спасителя, созданного архитектором Константином Андреевичем Тоном.

Пётр Карлович, а также скульпторы А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов, выполнили скульптуры храма-памятника. Так, например, Клодт создал для Храма Христа Спасителя горельеф великомученика Георгия, который располагался до разрушения храма на его северной стороне. Сейчас оригиналы хранятся в Донском монастыре. Их копии для вновь возводимого в 1990-е годы Храма Христа Спасителя изготавливались под руководством Зураба Константиновича Церетели.

Пётр Карлович никогда указывал среди своих работ квадригу Аполлона на фронтоне Большого театра в Москве, считая, что она очень близка по сути своей к квадриге Аполлона Александринского театра, выполненной архитектором К. И. Росси.

Мы надеемся еще вернуться к славному имени барона Клодта, чтобы продолжить воздавать ему должное от лица благодарных потомков.

Соответственно, продолжение следует!

Фото авторов

Иллюстрации марок и конвертов из открытых источников

Ю.А., П.А., О.Ю. Латышевы



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru