Нужны ли бумажные каталоги?
2025-06-04 12:31:47, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В эпоху компьютеров, Интернета и мобильных устройств не станут ли печатные каталоги анахронизмом? К этой мысли подводит не очень приятная ситуация с прекращением регулярного издания некоторых общепризнанных каталогов.
Например, Загорский впервые не издал очередной выпуск каталога марок Российской Федерации.

Да и Соловьев заявляет, что не собирается перевыпускать том 5 марок СССР 1961-1991 гг., тираж которого давно разошелся.

Информационная составляющая каталогов марок с 1857 года и до периода РФ уже практически не менялась в последних нескольких релизах печатных каталогов. Все достойные внимания разновидности марок уже определены, все выпуски, включая пробные, не вышедшие, с пропусками перфораций и прочее уже расставлены в каталогах. Остается только менять цены? И только ради этого готовить и печатать тираж? А для кого?

Да, дилерам и аукционистам приятно видеть рост цен, чем больше, тем лучше. Ну еще некоторым филателистам, или их родственникам, кто решил расстаться со своей коллекцией. Ну, а большинству-то? Ведь есть немало коллекционеров со стажем, кто многие годы успешно обходятся давними выпусками каталогов. Кто-то даже советского выпуска. Отмечая прямо в них наличие или отсутствие марок и серий, и переписывая карандашиком новые актуальные цены.

Что станет с нами, если авторы печатных каталогов перестанут их издавать? Ну устали, не интересно им стало…
Какие могут быть варианты?
- отдохнут и продолжат;
- найдутся другие авторы;
- и без них проживем;
- ИИ нас выручит.
Комментарии к статье:2025-06-04 16:08:39, Максим Грошев
С большим уважением отношусь к составителям каталогов. Я дома храню каталог в 4х томах, выпущенный АО "Марка" несколько лет назад. Кроме того, покупаю ежегодные каталоги, издающиеся тем же АО "Марка". Каталоги обязательно будут востребованы каждым филателистом, именно в печатном виде. А вот ежегодно издаваемые каталоги, в которых отражены текущие цены, могут покупать только интересующиеся покупкой-продажей. Мне нет нужды в покупке такого издания, и такого рода информация, наверно, перейдет на интернет-площадки.
2025-06-05 11:19:48, Сталкер
Кстати, очередной каталог по маркам Современной России планирую печатать?
2025-06-05 13:18:49, Борис
Каталоги покупаю бумажные, не каждый выпуск, но периодически по всем темам, которые меня интересуют в филателии. Любой каталог — это большая исследовательская работа, и на мой взгляд для нас, филателистов, следует считать хорошим тоном поощрять (не такими уж большими деньгами обозначенной стоимости издания) авторов каталогов. Электронный у меня только Михель. Правда, мне самому приходится сканировать бумажные каталоги и переводить их в цифровую версию - мне удобно на компьютере в графическом редакторе делать пометки, касающиеся своей коллекции.
2025-06-06 09:38:23, Антон Лунев
Внесу свои «пять копеек» в обсуждение. Итак, каталог почтовых марок – это СПРАВОЧНИК, содержащий информацию о почтовой марке (дата выпуска, тираж, тип печати, размер, зубцовка), ее изображение, и некоторую оценочную стоимость марки. Ну и конечно все марки в каталоге пронумерованы. Это очень упрощает работу при составлении коллекции и написании статей. Мне не надо описывать каждую марку, о которой я говорю, а достаточно лишь указать ее номер в каталоге. А вот здесь мы подходим к первому неудобному моменту нашей истории. В России мы используем три основных каталога: АО «Марка», Соловьев и Загорский. И вот незадача. В каждом из каталогов создана своя собственная нумерация марок. И каждый филателист пользуется тем каталогом, к которому привык за долгие годы. Нумерацию, какого каталога использовать автору статьи?
Я для себя вопрос решил просто. Поскольку я использую как российскую, так и иностранную филателистическую продукцию, я использую сквозную нумерацию каталога «Michel».
Момент второй. Иллюстрация в бумажном каталоге, дает весьма посредственное представление о самой почтовой марке. Здесь гораздо предпочтительнее использовать электронные версии, где есть иллюстрации в высоком разрешении и можно рассмотреть даже мельчайшие детали, не спутав их с «марашками».
Ну, и наконец, третий момент. Стоимость марки в каталоге определяется исходя из «востребованности» марки, тиража ее выпуска, оценочного остаточного запаса. Просматривая каталог, вы эту стоимость марки видите, но как только вы заходите на торговую площадку, вы моментально забываете о ценах каталога. Здесь вам предлагают товар по стоимости, которая чаще всего зависит от «аппетита» продавца. И тут вы оцениваете насколько вам та или иная марка нужна в коллекции, оцениваете свои финансовые возможности, и, исходя из этого, принимает решение о приобретении марки.
Стоимостью марок в каталоге, чаще всего пользуются дилеры, которым приносят коллекцию для продажи.
А посему мой вывод. Бумажный каталог скоро отойдет в прошлое. Их будут издавать исключительно как красивые, дорогие подарочные коллекционные издания. Цифровизация не стоит на месте. Ну а кто из издателей победит на рынке онлайн каталогов, определит время.
2025-06-06 13:24:03, Конкорогов Ю.
Бумажные каталоги НУЖНЫ!!!
2025-06-06 22:59:17, Борис
Луневу Антону
1. Нумерация марок в каталоге - предмет защиты авторского права, это (при наличии некоторого количества каталогов) проблема неразрешимая. Для наших марок удобно приять нумерацию ИТЦ. Для зарубежных у каждого каталога есть свои преимущества и свои недостатки – для британского содружества лучший, на мой взгляд, Скотт, для Франции и колоний – Ивер, для Германии – Михель. Последний, по моему мнению, более универсален, но далеко не исчерпывающий.
2. С иллюстрациями тоже может возникнуть большая неразбериха. И без того, при достаточно большом увеличении, легко убедиться, что при тираже 1 миллион экземпляров количество разновидностей стремится к тому же миллиону. Если добавить еще один экземпляр в каталоге, появится еще одна разновидность, которая гарантированно не встретится среди тиража марок. Издателю каталога никто не предоставит оригинал фотоформы так же по юридическим основаниям. Хотя, соглашусь – качество печати хотелось бы видеть получше. Особенно для точного определения качества надпечаток. Впрочем, по таким узким темам есть специализированные каталоги, где идентификация в общем особых затруднений не вызывает.
3. Со стоимостью марок в каталогах – вещь полезная, но не применимая на практике. Польза в том, что по каталогу достаточно точно можно увидеть, насколько, допустим, марка номиналом 15 копеек с линейной зубцовкой из серии Индустриализация 1941 года дороже марки номинала 20 копеек из той же серии с таким же зубом. А так – только на аукционе можно увидеть реальную стоимость конкретной марки по реальным уходам. Чаще марки в реальных продажах значительно дешевле цен, указанных в каталогах. Хотя, мне приходилось несколько раз за марки, которые мне были необходимы, платить значительно дороже каталогов - просто на протяжении долгого времени нужные предметы в продажах не проскакивали, а терпение у меня не бесконечно.
Я для оценки марок часто использую четырехтомный Ивер, издания тысяча девятьсот махрового года – даже франки в доллары не пересчитываю – сопоставление цифр в ценниках практически изменилось очень мало. И, кстати, каталог черно-белый, но качество печати вполне адекватно дает представление о марках.
Спасибо за Ваш комментарий, подвигли меня поподробнее порассуждать о каталогах.
В заключении – не знаю, что и как будет с интернет изданиями, но я по старике вряд ли откажусь от бумажных каталогов. Я и Пушкина с Чеховым с монитора не читаю. Ретроград я закоренелый и, странно, не страдаю от этого.
2025-06-08 17:22:20, Сергей К.
Найдутся другие авторы (и они уже появляются!), которые воспользуются - ИИ.
Интересную новинку увидел в Каталоге монет СССР и России 1918-2026 (Гусев Савелий Олегович). В 22-ом выпуске (май 2025 г.) имеются иллюстрации сканов видео со штрих-кодом, дополняющие комментарии к описаниям.
2025-06-12 19:53:21, Шевченко И.Л.
Мой стаж коллекционер - 62 года. Каталоги - неотъемлемая часть жизни любого коллекционера. Работал с обоими видами каталогов: и бумажными, и электронными. В конце-концовка пришёл для себя к однозначному решению. По своей основной теме - каталоги только на бумаге. Для работы с остальными марками - в электронном виде. Лично для меня удобнее, быстрее и нагляднее работать с бумажной версией каталога.
Комментировать статью: