Станция метро «Бауманская»
2025-06-02 12:07:04, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Мы продолжаем наш цикл статей, посвященных 90-летию Московского метрополитена. Филателист Михаил Антоненко рассказывает о станции «Бауманская».
* * *
Впервые с «Бауманской» я познакомился в конце июля 1973 года. И надо сказать, что тогда мне запомнились лишь четыре колонны входной группы и то лишь потому, что в поисках МВТУ им.Баумана мне пришлось раза четыре «пробежать» мимо них.

«Бауманскую» открыли 18 января 1944 года на участке «Курская» – «Измайловская» (сейчас – «Партизанская»). Станция проектировалась в составе третьей очереди строительства Покровского радиуса под названием «Спартаковская» (так же в варианте названия был «Разгуляй», а в 2012 г. было предложение о переименовании станции в «Елохово»). Строительство началось ещё в 1938 году, и к началу Великой Отечественной войны тоннель был готов на 70%, после чего работы заморозили до 1943 года.

Проектное название станции было «Спартаковская», по одноименной улице, расположенной рядом. Темой оформления должно было стать восстание Спартака в Древнем Риме. С началом Великой Отечественной войны концепция была изменена, станция названа в честь революционера Н.Э. Баумана (1873 -1905), темой оформления стало единство фронта и тыла в борьбе с врагом.
Н.Э. Бауман погиб 18 октября 1905 года недалеко от главного здания Императорского московского технического училища, названного впоследствии в его честь, на углу Немецкой улицы (ныне — Бауманская) и Денисовского переулка.
Николаю Эрнестовичу Бауману были посвящены две марки СССР 1935 и 1973 гг. и художественный маркированный конверт 1975 г.

Марка СССР №527 (ИТЦ), 1935 год.

Марка СССР № 4206 (ИТЦ), 1973 год.

ХМК Минсвязи СССР, 1975 год.
Станция «Бауманская» глубокого заложения, находится на глубине 32,5 м. Построена по типовому проекту — пилонная, трехсводчатая.

Главный фасад представляет собой высокий монументальный портал с четырьмя ребристыми колоннами в центре и открытой лоджией. Пилоны портика, как бы «расслаивающиеся» по краям, облицованы лабрадоритом.

На правой стороне фасада находится памятная доска.

Проект создал известный архитектор Борис Иофан. Он являлся автором многих московских достопримечательностей: Дома на набережной, высотки Московского университета (хотя и был смещён с должности главного архитектора), одного из корпусов Тимирязевской академии, розовых зданий на Русаковской улице и др. Пожалуй, наиболее известен его неосуществлённый проект Дворца Советов.


Многие его проекты, как оказалось, но только не станция метро «Бауманская», были отображены на государственных знаках почтовой оплаты СССР и РФ.

Конверт Минсвязи СССР, посвящённый 100-летию со дня рождения Б.М. Иофана, 1991 г.
На втором плане - кинотеатр «Ударник».
Здание в стиле конструктивизма было построено вместе с «Домом на набережной» по проекту Бориса Иофана в 1927-1931 гг. На тот момент кинотеатр являлся самым крупным в Москве: вместимость его зала составляла 1,5 тыс. мест.
В лоджии на фасаде вестибюля, над главным входом «Бауманской» расположен барельеф (скульпторов М.Г. Лысенко, Л. Муравьина), изображающий защитников Москвы. Зрительно он поделен на три части: слева партизаны, в центре солдат и матрос, справа летчики на фоне Кремля. Барельеф выполнен из гипса, окрашен краской.

Над эскалаторным ходом располагается майоликовое мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович) и высечена цитата И.В. Сталина: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь». Не обошлось и без легенды, говорят, что в панно художник замаскировал три православных крестика, которые можно найти, только наблюдая панно воочию.
Подпись «И.В. Сталин» в период борьбы с его именем стесали. Была, так и не осуществлённая идея, восстановить в 2015 году эту подпись. Но, по словам некоторых пытливых исследователей, под определённым углом её можно различить.

В вестибюле установлен бюст Н.Э. Баумана, автор — скульптор А.П. Шлыков.

Спускаемся вниз на 32,5 метра.
В нишах пилонов установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны.

Над скульптурами для станции работал В. А. Андреев, который, однако, не успел полностью завершить свой замысел до своей кончины в 1945 году. После смерти В.А. Андреева, работу над скульптурами по его эскизам продолжили О.А. Андреева (вдова скульптора) и С.В. Кольцов.
В.А. Андреевым выполнены скульптуры «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате», «Метростроевка», «Лётчик», а С. В. Кольцовым и О. В. Андреевой — «Командир», «Партизанка», «Рабочий», «Конструктор». Изначально скульптуры были выполнены из гипса, в 1950-ые были окрашены под бронзу, но со временем они утратили свой первоначальный вид и в 1970-х годах были заменены на бронзовые копии.

Существует опять же легенда, что скульптуры ваялись с конкретных людей, и при установке скульптур предполагалось указать их имена.

«Красноармеец со знаменем»

«Партизанка»

«Конструктор»

«Лётчик»

«Красноармеец в маскировочном халате»

«Метростроевка»

«Рабочий»

«Командир»
Сотрудничество Б.М. Иофана и скульптора В.А. Андреева, вероятно, началось ещё в период работы Б.М. Иофана над павильоном СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке: вертикальный 55-метровый пилон павильона нёс 17-метровую скульптуру «Рабочий со звездой» работы В.А. Андреева.

Этому событию был посвящён выпуск 1939 гг. зубцовых (№№663 – 664) и беззубцовых (№№665 – 666) марок.


Торцевую стену в конце 1945 года украсило мраморное панно «1905 – 1917 – 1945» с изображением знамён и профилей Сталина и Ленина.

В 1963 году кусок знамени с профилями решили убрать и заменить на портрет Ленина. Мозаику выполнил художник-монументалист А.Т. Иванов.

Это панно могло быть утрачено, когда в 2012-2013 годах планировалось строительство второго выхода со станции «Бауманская». Проект из-за дороговизны был отвергнут. В 2015 г. в виде «частичной компенсации», во время реконструкции станции, три эскалатора, самых старых из действующих в Московском метро, а по некоторым источникам и в мире на тот момент, были заменены на четыре современных.
Как я уже упоминал, станции «Бауманская» очень не повезло с её отображением на государственных знаках почтовой оплаты. Возможно, я их просто не нашёл, буду благодарен, если материал будет дополнен.
Михал Антоненко
Фото из открытых источников
Статьи по теме:
Юбилей Метрополитена
Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
Так начиналось метро. Вредно ли оно для деревни?
В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года
В Москву пришло метро! О чем рассказали марки 1935 года. Часть II