Великая Отечественная война в живописи и графике
2025-05-30 12:42:19, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Великая Отечественная война нашла широкое отражение в живописи, и у филателистов есть счастливая возможность вспомнить лучшие произведения советских и российских художников, посвященные разным эпизодам войны и великой Победе.

С первых дней войны советские художники ощутили необходимость поставить свой талант на службу великого дела борьбы с врагом. Живописцы и графики создавали антифашистские плакаты, антигитлеровские карикатуры. В газетах печатались портреты героев, созданные профессиональными художниками. Эти портреты, выполненные простым карандашом или тушью, благодаря многотиражным газетам быстро разлетались по стране.
Когда гитлеровская Германия напала на нашу страну, художники языком искусства дали достойный ответ гитлеровцам. В СССР уже были богатые традиции батальной живописи. Русские живописцы никогда не забывали имена Ф.Рубо, Б.Виллевальде, Н.Самокиша и других талантливых баталистов. Заложенные ими принципы композиции и цветового решения батальных картин стали неотъемлемой частью художественного наследия прошлого и тщательно оберегались художественными учебными учреждениями, особенно студией им. М.Б.Грекова.
Поэтому художники новой формации, которым к началу войны было по 30 – 35 лет, были морально готовы создавать масштабные многофигурные композиции, воспроизводящие сцены боев. У них была хорошая подготовка и опора на добрые традиции. Кстати, патриотический порыв был настолько силен, что военной темой в сороковые годы начали заниматься не только баталисты, но и мастера портрета, исторической картины и даже пейзажисты.
Новая серия марок, посвященная знаменитым произведениям отечественных художников о войне, продолжает укоренившуюся традицию отражать на почтовых миниатюрах подвиг советского народа, героические страницы сражений с врагом. У филателистов появилась счастливая возможность положить рядом марки прошлых лет и совсем новые выпуски. Мы получаем, таким образом, обширную панораму марок, посвященных войне и Победе.

С чего начать? Едва ли не самой известной картиной о войне было и остается масштабное полотно А.Дейнеки “Оборона Севастополя”. Оно воспроизведено на двух марках СССР. Драматизм битвы мастерски передан художником. Героический пафос битвы нашел адекватное воплощение в тех стилистических средствах, которые так удачно выбрал художник. Это вытянутость композиции по горизонтали, экспрессивные позы защитников города и цветовая гамма, создающая особое напряжение.

Картина Ю.Непринцева “Отдых после боя” имеет второе название: Василий Теркин. И действительно, неунывающий боец в центре композиции – это герой знаменитой поэмы А.Твардовского, символ солдатского оптимизма. Война – это мир драм и трагедий, но образ оптимиста Теркина помог сотням тысяч читателей поэмы Твардовского ощутить свою силу в борьбе с врагом. Сегодня строки из этой бессмертной поэмы известны каждому.

В перерывах между боями бойцы находили время для песни и шутки, вспоминали мирную жизнь. Поэтому полная оптимизма картина Ю.Непринцева столь популярна. Она не могла не появиться на знаке почтовой оплаты. Далеко не все любители искусства знают, что по мотивам этой замечательной картины была создана скульптурная композиция.
На марке 1965 года мы видим монохромную репродукцию, не передающую всего колористического богатства картины, но такова была строгая стилистика всей памятной серии 1965 года. Видны не все детали, но все равно очень хорошо, что такая марка существует.
Борис Михайлович Неменский (р. 1902) – старейший из ныне здравствующих мастеров военной темы. Ему сейчас более ста лет, и он знает войну не понаслышке. Личный опыт очень много значит для пожилого художника.
Во время войны Б.М.Неменский служил в студии военных художников им. М.Б.Грекова. Он создал ряд картин и рисунков на темы фронта. Молодой живописец напряженно искал свой собственный стиль. Он не знал тогда, что ему уготовано судьбой стать профессором и академиком. Хотя всех высот он добился прежде всего напряженным трудом и желанием вести интенсивный творческий поиск стиля.
На протяжении всего длительного творческого пути художник художник-ветеран осмысляет свой военный опыт. Он запечатлел на своих полотнах трагические эпизоды войны, экспрессивно отразив в картинах весь драматизм этого события.
Талантливые полотна Бориса Неменского отличаются трагической напряженностью, остротой изображенных моментов и высоким уровнем художественного мастерства. Картина “Машенька” (1956), воспроизведенная на марке 2025 года, напоминает нам о подвиге военных медсестер и санинструкторов в военные годы. Приглушенный колорит картины напоминает о суровости военного времени: в военно-полевых госпиталях было мало света. Даже оперировали при слабом освещении. И образ девушки, которая ежедневно спасает солдат от смерти или помогает вылечить раны, сразу же трогает зрителя. Не подсчитать, сколько солдат было вынесено с поля боя санинструкторами и медсестрами. Эти женщины после войны вели себя очень скромно и никогда не хвастались военными подвигами. А подвиги были поистине великими.

Б.М.Неменский – не только живописец. Он известен ещё и как автор уникальной концепции эстетического воспитания школьников. Художник никогда не был равнодушен к тому, что учащиеся школ знают о живописи (какие имена и факты), и разработал свою теорию приобщения школьников к искусству.

Будем надеяться, что школьники-филателисты, интересующиеся военной тематикой, поместят новую марку с картиной Неменского “Машенька” в свои собрания и задумаются о подвигах советских медиков в зоне боев, да и в тылу.
Штурм Рейхстага отражен в картинах П. Кривоногова. Его знаменитое полотно “Победа. Рейхстаг взят” на марке 1988 года воспринимается как историческая реконструкция битвы за Берлин. Эта многофигурная композиция экспрессивно передает величие момента. Гитлеровскому нацизму пришел конец, и ликованию солдат-победителей нет предела.

1989 году на советской марке появилась картина Логинова и Памфилова “Знамя Победы”. Красный цвет знамени создает очень эффектный колористический акцент. В композиции чувствуется оптимизм художника, радующегося Победе вместе с красноармейцами. Дым от пожара на заднем плане совсем не смотрится трагедийно: горит побежденный гитлеровский мир.

Картина Александра Ивановича Лактионова (1910 – 1972) “Письмо с фронта” воспроизведена на советской марке и несколько раз – на открытках разных издательств. Атмосфера летнего дня усиливает позитивное впечатление от этой радостной картины. Ведь что могло быть радостнее во время войны, чем известие о том, что член семьи, находящийся на фронте жив и его можно ждать домой. Эти позитивные эмоции передаются зрителю.

Лактионов насытил композицию разными человеческими типами. Все, кого мы видим на полотне, искренне радуются весточке с фронта. Картина буквально напоена воздухом и светом, как это часто бывало в произведениях Лактионова.

После войны многие живописцы продолжили осваивать военную тему. В стране создавались панорамы и диорамы, посвященные известным битвам Великой Отечественной. Масштабные многофигурные композиции – действенное средство сохранения памяти о войне.
Для конца пятидесятых годов характерно появление сурового стиля – нового стилистического направления, которое быстро стало одним из ведущих в советской живописи. В этом стиле чувствовались отголоски манеры швейцарца Фердинанда Ходлера и нашего знаменитого соотечественника Александра Дейнеки, который застал появление сурового стиля.
Советская цензура зорко следила, чтобы в картины не проникали религиозные мотивы. Но образ матери с младенцем настолько экспрессивно перекликался с образом Мадонны, что запрещать такие рисунки и картины цензоры не решались. Да и песня “Рязанская мадонна” быстро стала очень популярной.

Картина М.Савицкого “Партизанская мадонна” – яркий образец сурового стиля. Живописец изобразил женщину с ребенком на руках, и вся картина смотрится как трогательная аллегория материнства. Картина лишена мрачного колорита, который так любили художники, отображавшие войну.

Но материнское счастье омрачается тяготами войны. Все силы надо было приложить для того, чтобы младенец рос под мирным небом. И антивоенный пафос этой композиции покоряет зрителей.

Михаил Савицкий (1922 – 2010) по праву считается одним из лучших белорусских живописцев двадцатого века. Он считается одним из крупнейших мастеров сурового стиля. Война осталась в его памяти как самая трагическая страница. Художник участвовал в битве за Севастополь, затем попал в плен и был узником трех разных концлагерей. После освобождения полностью посвятил себя живописи.

Его талантливые работы полны трагического пафоса. Художник известен во многих странах мира. Обличая фашизм, он выбирает для своих картин в качестве сюжетов острейшие моменты: страшные будни фашистских концлагерей, расстрел партизан… Савицкий страстно обличает звериную жестокость гитлеровцев.
Масштабное полотно Ю.К. Королева "Победа в Великой Отечественной" представляет собой эпическое произведение, в котором сочетаются элементы сурового стиля и стилизация под витраж или мозаику.
В 2012 была создана картина С.П.Ткачева “В дни войны”, в которой мы также встречаем тему письма с фронта. Пожилая женщина бережно держит в руках бумажный треугольничек – весть от сына. В поле зрения художника попадает природа и домашние животные. В картине много деталей, жанровая сцена обогащена пейзажными элементами. Но внимание зрителя прикована к письму.

Очень колоритно и выразительно отражена военная тема в творчестве художника С.Присекина (1958 – 2025). Художник-патриот воссоздает на холсте героические страницы истории России. Присекин любил яркую цветовую гамму, его полотна насыщены цветом. В них есть что-то от патриотических плакатов, и это придает холстам Присекина о Победе особую праздничность.
Картина “Маршал Жуков”, написанная в 1989 году и посвященная Параду Победы, доносит до зрителя торжественность момента. Многофигурность композиции, интенсивная цветовая гамма и частое использование локального цвета – отличительная черта работ C.Присекина. Искренне жаль, что этот талантливый живописец рано ушел из жизни. Он имел звание полковника. И в двадцать первом веке художники не оставляют военную тему.

Картина В.И. Нестеренко «Непокорённый» (2005, Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко) напоминает нам о подвиге советских моряков в дни войны. Перед нами ветеран флота, вспоминающий эпизоды боев. Фигура расположена на фоне северного пейзажа, немного напоминающего стиль Рокуэлла Кента. В картине чувствуется явное влияние лучших традиций сурового стиля, обогащенного в данном случае новейшими приемами.

Это реальный персонаж. Его зовут Юрий Александрович Фомичев (1925 – 2012). У него уникальная военная биография. Будучи морским пехотинцем, он много воевал и на земле. Художник изобразил его в морской форме. Пожилой человек вглядывается в даль, ощущая безбрежность морских просторов. Картина по праву пользуется огромной популярностью у зрителей и очень хорошо, что она теперь воспроизведена на российской марке.
Изображение Ю.А.Фомичева – удивительный пример гармоничного сочетания портрета с пейзажным фоном. Нельзя не упомянуть и традиционные формы искусства погрудного портрета. В девятнадцатом веке Джордж Доу, создав знаменитую галерею 1812 года, заложил традицию живописную портрета офицера-героя. Прошли долгие десятилетия, и вот перед нами замечательный портрет маршала Г.К.Жукова, написанный в 1946 году Павлом Кориным. Российская марка удачно передает особенности композиции и колористической схемы.
Картина П.Корина представляет собой прекрасный пример портретной живописи. В облике полководца мы видим мужество, ум и сильный характер. Жуков всегда считался воплощением твердой воли. Вызывает восхищение то, как передано портретное сходство, но не только это делает портрет работы Корина шедевром.

Важен индивидуальный стиль художника, его неповторимая манера. П.Корин заложил прекрасную традицию парадного портрета советского полководца. В похожем стиле выполнены портреты маршалов СССР, написанные другими художниками. Но перед нами не копирование талантливых приемов П.Корина, а полнокровное продолжение уникальной традиции советского парадного портрета.
С живописью тесно связано искусство графики, Многие военные художники оставили замечательные портреты солдат и офицеров, наброски батальных сцен, которые легли в основу будущих картин. Художники объединения “Боевой карандаш” создавали разящие антифашистские карикатуры.
Мозаики и фрески обычно рассматриваются искусствоведами отдельно и узкие рамки настоящей статьи не позволяют охватить ещё и этот обширный пласт. Это тема для отдельного филателистического очерка. Однако все же упомянем здесь произведение. Максимально приближающееся к эстетике живописной работы и посвященное Победе: мозаичное панно “Победа в Великой отечественной войне” (2003), созданное по эскизу Зураба Церетели (р.1934 г.).

Накануне юбилея великой Победы можно с удовлетворением отметить, что тема Великая отечественная войн в живописи и графике хорошо обеспечена филателистическим материалом. Не исключено, что 80-летие Победы отметят и некоторые страны дальнего зарубежья, и коллекции филателистов будут пополнены новыми выпусками.
Сегодня ведётся много споров об угасании и чуть ли не полном уничтожении детской филателии. Верю, что она не умерла. Но при этом нужны новые методы работы с юным поколением, в том числе военно-патриотической работы с использованием филателистических материалов. Хочется пожелать руководителям филателистических кружков и клубов, чтобы они почаще показывали юным филателистам марки о войне и Победе, комментировали их. Тогда и имена художников-фронтовиков отложатся в памяти юного поколения.

Однако как это сделать наиболее эффективно? Марки, конверты и открытки говорят сами за себя. А если руководители КЮФов когда-либо создавали экспонаты о войне и сохранили их, было бы прекрасно, чтобы юные филателисты видели эти экспонаты, слушали рассказы о том, как филателисты отмечали День Победы десять-двадцать лет назад, как выглядели наградные медали и дипломы.
Идет время и многое меняется как в оформлении коллекций, так и в проведении военно-патриотических мероприятий. А фотографии выставочных залов, в которых располагались стенды с филателистическими коллекциями, помогут оживить прошлое, ощутить атмосферу торжественных событий прошлых лет.
Настоящим филателистам необходимо знать не только марки по своей теме, но и историю филателистических выставок. Каким было оформление зала? Как продавались сувенирные листки (чернодруки, которых было немало)? Какие символы чаще всего использовались при создании плакатов филателистических выставок на тему Победы? Сегодня можно активно заимствовать опыт прошлых лет.
И пусть бы опытные филателисты рассказывали школьникам и студентам как о героях, так и о тех мастерах культуры, благодаря которым мы никогда не забудем о народном подвиге.
Фото из открытых источников
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
Код Дюшана и филатели
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Сказка на почтовую тему
Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления