Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
2025-05-20 07:43:39, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
В середине 1990-х годов Валерий Борисович Загорский пригласил меня участвовать в издании нового филателистического журнала: «Стандарт-коллекция. Обозрение». Журнал был задуман как аналог немецкого журнала «Михель-Рундшау». И я с радостью откликнулся на это предложение.

Редакция располагалась в здании Центрального музея связи им.А.С. Попова. Помещение состояло из одной большой комнаты (ныне весь этаж перестроен). Установочный тираж журнала составлял 990 экземпляров. Помимо филателистических статей в журнале публиковалась реклама фирмы «Шаубек» и других фирм, выпускавших филателистические аксессуары.
В редакции работали очень серьезные филателисты. Главный редактор Михаил Яковлевич Грудский, физик по профессии, был филателистом-тематиком и собирал тему «Искусство». Помимо этого он активно осваивал тему «Знаменитые ученые на марках мира» (именно так мне запомнилась формулировка темы).
М.Грудский не только собирал марки, но и экспонировал свои коллекции. И я помню, что коллекция, посвященная ученым, выставлялась в здании Главпочтамта и вызывала восхищение. Он очень серьезно подходил к своим тематическим разработкам, да и редактором был требовательным и очень собранным. Когда он принимал меня в члены редакции, то предложил мне написать какую-нибудь интересную статью. Я выбрал тему «К юбилею Юла Бриннера». Тема Грудскому понравилась, и вскоре статья увидела свет. Помимо чисто редакторской работы Михаил Яковлевич участвовал в верстке и макетировании. Ему помогала высококвалифицированная верстальщица Юлия Пащенко, ныне живущая в Англии.
Постоянными авторами были сам В.Загорский и легендарный филателист М.Добин (в редакции его называли Фредди – уменьшительное от Манфред). Ветеран войны и инженер-электрик по профессии, Манфред Аронович имел ещё и философское образование. Да и его первые тематические экспонаты (на филателистических выставках) были посвящены марксистско-ленинской тематике. Уже в двадцать первом веке Манфред Аронович обратился к теме Ренессанса и создал уникальный экспонат о Леонардо да Винчи.
М.Добин комплектовал номера, участвовал в компьютерном наборе и верстке. Иногда Манфред Аронович приносил в редакцию филателистические раритеты из своей коллекции. Он много шутил, был бодр и весел. Сотрудники поражались его фонтанирующей энергии (при таком возрасте).
Однажды я (из-за ангины) задержал перевод очередной каталожной порции, и Добин страшно рассердился, предложил уволить меня из редакции. Но потом остыл. В те годы М.А.Добин работал над книгой «Почта России домарочного периода». Издателем был В.Б.Загорский.

В те годы издательство «Стандарт-коллекция» уже удивляло филателистическое сообщество замечательными изданиями. Вот и книга о домарочном периоде стала событием. Все мы желали Манфреду Ароновичу успеха. Проект оказался более чем удачным. Классификация домарочных штемпелей России «по Добину» ныне признана во всем мире. Книга выдержала два издания и является сегодня классикой филателистической литературы. Я немного помогал М.Добину с переводом текстов на штемпелях и конвертах, но мой вклад в этот проект, конечно, мизерный. А знания о домарочном периоде я получил солидные.
А ещё хорошо помню интерес сотрудников редакции к Тифлисской унике – городской почтовой марке Тифлиса, ставшей известным раритетом. В.Загорский объявил, что она у него есть, хранится в сейфе, и сотрудники редакции ждали, что им ее покажут. Но криминальная ситуация в городе не давала возможности не то что демонстрировать раритеты, но даже признаваться в обладании ими.
Я помню по фамилиям далеко не всех авторов журнала. Однако мне вспоминаются фамилии В.Б.Амигуд и В.М.Алойц. Помню статьи разных авторов о космосе и шахматах. Очень красиво выглядел номер журнала, посвященный выставке «Москва-97» (филвыставка к юбилею Москвы).
Именно в редакции журнала я познакомился с легендарным филателистом Александром Давидовичем Гдалиным. Он готовил для журнала обширный материал, посвященный филателистической Пушкиниане. Материал был организован в форме каталога. По каждой позиции Александр Давидович приводил исчерпывающее описание. Надеюсь, что когда-нибудь гдалинская Пушкиниана увидит свет в виде роскошного издания (сегодня ведь выходят прекрасные по своему исполнению филателистические книги). В журнале, который является темой настоящей статьи, были напечатаны только порции обширного каталога, над которым долгие десятилетия работал А.Д.Гдалин.
Александр Давидович был педантом. Я не знал более пунктуального и аккуратного в плане цифр и фактов человека. А.Д.Гдалин все тщательно выверял, уточнял, дополнял. Его Пушкиниана поистине уникальна.

Номер журнала состоял из двух частей: каталожной и тематической. В каталожной части размещались фрагменты каталога «Михель». Перевод делал я, а редактором и корректором была талантливый филолог Софья Гонобоблева, совмещавшая функции литературного редактора и корректора (я получил от нее хорошие корректорские уроки, которые остались со мной на всю жизнь).
К корректорским урокам добавлялись уроки переводческие. Все мы старались серьезно подходить к проблеме точности перевода, но на десятках марок были изображения редких растений, птиц и животных, а «Михель», как известно, каталог немецкоязычный. Все русские эквиваленты надо было искать в словарях.
Находилось далеко не все. Новым для меня было слово омбудсмен (его тогда не было в русском языке). Лишь по изображению на марке я догадался, что это, должно быть, специалист по правам человека.
К счастью, в распоряжении сотрудников редакции были словари разных языков и каталоги марок разных стран, которые любезно предоставила фирма «Стандарт-коллекция». Я впервые в жизни увидел мини-библиотеку, принадлежащую редакции филателистического издания. Хочу, чтобы когда будет создаваться энциклопедическая история мини-библиотек Петербурга, каталоги и брошюры из описываемой редакции были бы там упомянуты как редакционное книжное собрание.

Ведь там были не только каталоги. Например, на столе лежала книга знаменитого немецкого дилера Вольфрама Граллерта «Путешествие без виз». Это было оригинальное немецкое (ГДР) издание. А мне до этого был знаком только русский перевод, изданный в 1965 году. Оформление было довольно красивым. И что же бросилось в глаза? Русский перевод заглавия оказался лишь приблизительным. На самом деле книга должна была называться «Земной шар без границ». Но какое уж тут стирание границ, когда идет идеологическая борьба или как минимум (после развала СССР) по-прежнему обостряются противоречия между странами. И все же мне хотелось бы, чтобы книга Граллерта вышла вторым изданием (хоть бы и со старым вариантом перевода заглавия).
Сам я подарил редакции одну немецкую книгу по естественной истории (о лесных жуках), в которой было много немецких энтомологических терминов, и старый атлас мира. Куда сегодня делась эта библиотека? Если бы она сохранилась целиком, она вошла бы в историю как первая специализированная библиотека, созданная при редакции филателистического журнала.
Вспоминается ещё один эпизод. Американский художник Чарльз Дана Гибсон (1867 – 1944) пока еще мало изучен отечественными историками искусства. Между тем он хорошо известен в мире как мастер журнальной графики, а в собраниях коллекционеров имеется немало старинных почтовых открыток, репродуцирующих его произведения. Есть и марка, посвященная этому художнику.
Гибсон прославился как мастер журнальной обложки и иллюстрированного календаря. Интересно, что когда в СССР был издан роман Теодора Драйзера «Гений», читатели очень многое узнали о журнальной графике США, но посмотреть на её характерные образцы было негде. Порой филателисты больше знали о графике американского модерна, чем, скажем, литературоведы, писавшие о Драйзере. Ведь марки США могут о многом рассказать.
Советские читатели покупали роман Драйзера и не задумывались над тем, где взять образцы графики, описанные в романе. А между тем это целый мир. Журнальные обложки, выполненные в стиле модерн, были ориентированы на такое важное свойство произведения прикладной графики как декоративность.
Изящные орнаментальные линии то изображали взмах бича (так «официально» называлась любимейшая орнаментальная линия мастеров модерна), то очерчивали контуры кувшинок или ирисов, то напоминали течение воды (так называемый «гидроморфизм»). Это касалось в основном открыток, но и декоративные рамки марок обладали этими же свойствами.
Однако вернемся к истории журнала «Стандарт-коллекция. Обозрение». В 1996 году В.Загорский приобрел большую подборку старинных американских открыток, созданных по рисункам Ч.-Д.Гибсона. Они и тогда дорого стоили, а сегодня являются большой ценностью. Я предложил написать статью об этих открытках. К счастью, В.Загорский согласился. Получилась статья на один журнальный разворот. Впоследствии я продолжил заниматься этой темой. А старт мне дал именно В.Загорский.

В журнале были новостные колонки. В.Загорский становился членом различных филателистических ассоциаций и писал о своих поездках на международные форумы небольшие заметки. Хорошо помню фамилию Жан Варга (а должность не помню, кажется, Президент Ascat). В хроникальный отдел входили также сведения о выставках и филателистических аукционах. На задней сторонке обложки порой печатались изображения интереснейших аукционных раритетов.
Сам я коллекционирую марки с 1963 года, а первую статью по филателии опубликовал в 1987 году. До прихода в журнал я сотрудничал с ежемесячником «Филателия СССР» и английским журналом RAFLET stamp magazine. Считал себя умеренно опытным филателистом, но понял, что мне ещё долго накапливать знания.
Каковы лично для меня были результаты работы в журнале? Я почувствовал, что причесал свои знания немецкой филателистической терминологии, подержал в руках каталоги крупнейших филателистических аукционов мира. Полученные знания очень пригодились мне при сотрудничестве с другими журналами, например, «Санкт-петербургский коллекционер».
Очень дорожу воспоминаниями о М.Добине и А.Гдалине. А ещё на всю жизнь запомнил день, когда в редакцию пришел известный киновед Кузнецов (к сожалению, так и не узнал имени и отчества).
Кузнецов – культовая фигура среди ленинградских кинозрителей. Он читал потрясающие лекции перед сеансами в кинотеатре Госфильмофонда «Кинематограф». И вот он в 1997 году обратился к филателии и стал иллюстрировать марками историю кино. Кузнецов рассказал много интересного о марках, посвященных кино (консультантом от редакции был М.Грудский), и я ни на минуту не сомневался, что в редакцию пришел выдающийся человек.
Кузнецов тихим голосом прокомментировал содержание одной или двух страниц кляссера с марками о кино. Слушать его было одно удовольствие. Он не знал, кто я и почему присутствую в комнате, а вот я его хорошо знал по лекциям и считал легендарной личностью. Для журнала он написал одну статью и проиллюстрировал ее марками. Интересно, стал ли он впоследствии опытным филателистом и создал ли коллекцию о кино.

Однажды имел место такой случай. Меня не пропускали в здание ОВИРа без паспорта (а паспорт как раз был там, на оформлении). Милиционеры потребовали предъявить хоть какое-то удостоверение личности. У меня с собой был только номер журнала, в котором в выходных данных были краткие сведения о сотрудниках с их фотографиями. Я раскрыл журнал и предъявил эти сведения, в которых было указано, что я работаю переводчиком с немецким языком. Стражи порядка были впечатлены. Они решили, что, работая в журнале, я загребаю гигантские деньги. Они бы не поверили, что все мы были энтузиастами.
Все сохранившиеся у меня номера журнала (за небольшим исключением) я передал в свой личный фонд, который хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). На некоторых номерах я сделал дарственные надписи Архиву. На имевшихся у меня отдельных оттисках статей я тоже расписался.
Номер со статьей, посвященной художнику Альфонсу Мухе, и ещё один номер – с биографическим очерком о художнике Г.Фогелере – я оставил себе. Буду выставлять их на выставках, посвященных этим художникам.

В этом году В.Загорскому исполнилось 70 лет. Нет никакого сомнения, что эта личность войдет в историю петербургского бизнеса и краеведы будут собирать из отдельных фактов цельную картину. Да и в мои творческие планы входит написать очерк о Загорском (я ведь и впоследствии с разной степенью успеха сотрудничал с ним).
Мне хотелось бы, чтобы номера журнала сохранились в архиве и кто-нибудь (филателисты или историки почты) через много лет открыл страницы, которые набирал и верстал М.А.Добин и утверждали В.Б.Загорский и М.Я.Грудский. Мы ведь пока не знаем, какой будет филателистическая пресса лет через пятьдесят. И будет ли она вообще?..
Фото из открытых источников
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
Код Дюшана и филатели
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Сказка на почтовую тему
Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления