Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
2025-04-21 14:24:23, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
90 лет тому назад, 25 января 1935 года, в СССР вышла знаменитая серия из 10 марок, посвященная спасению челюскинцев и первым семи Героям Советского Союза.

В каталоге почтовых марок СССР 1918-1980, Т.1, в Именном указателе, напротив имени Шмидт О.Ю., стоят номера марок № 487, 490, 3346, (в современном каталоге № 493, 496, 3343).
На второй марке из серии Спасение Челюскинцев, №493 — портрет начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта, на фоне ледяного лагеря.

Марка № 3343, 1966 года посвящена 75-летию Героя Советского Союза, академика О.Ю. Шмидта. А на марке №496, на фоне самолёта, изображен Герой Советского Союза Маврикий Трифонович Слепнёв и группа полярников... Но где же здесь О.Ю. Шмидт, который должен был присутствовать, согласно каталогу, на этой марке?!
Разгадку этой истории я нашёл в книге «Летчики и космонавты» Героя Советского Союза №4 Николая Петровича Каманина, который 11 апреля 1934 года, пишет: «В самый разгар эвакуации людей с льдины тяжело заболел Отто Юльевич Шмидт. Верный традиции моряков, он настаивал на том, чтобы его вывезли из лагеря последним. Но болезнь оказалась серьезной, и Москва приказала срочно вывезти его в госпиталь для оказания квалифицированной медицинской помощи. Ближайший пункт, где такая помощь могла быть оказана — Ном, на американском континенте.
Кому поручить этот ответственный и трудный рейс. По этому поводу мы совещались. Больному требовалось обеспечить хотя бы минимальные удобства при перелёте. Наши Р-5, несмотря на то, что были надёжными в воздухе и могли совершать посадки на ограниченные полосы, для такой цели не годились. В открытой холодной кабине, продуваемой ветрами в сорокаградусный мороз тяжело больной через десять минут полёта превратился бы в ледяную статую. Наиболее подходящими для транспортировки больного являлись тяжёлые транспортные машины.
Мы остановились на самолёте Слепнева. То был американский «флейстер», одномоторный моноплан с закрытой пассажирской кабиной, купленный вместе с другим «флейстером» у американцев для спасения челюскинцев». Маврикий Трофимович Слепнев в Америке бывал неоднократно. У американцев он получил «флейстер», облетал его и после нескольких неудачных попыток сумел сделать бросок с одного континента на другой. В его экипаже находились два механика — американца Армстидт и Лавери. Их также надлежало вернуть на Аляску. Словом, имелось немало доводов в пользу того, чтобы выбор остановить на Слепнёве...

Челюскинская эпопея привела Маврикия Слепнева в США, где он вместе с Леваневским отобрал два самолёта, стартовал из Нома вскоре после Леваневского. Самолёт попал в пургу, стал обледеневать. Пришлось вернуться, переждать непогоду и стартовать второй раз. На этот раз ему удалось прорваться в Ванкарем, а оттуда в лагерь Шмидта.
На посадке машина получила повреждения, на ремонт ушло три дня. Слепнёв все же сумел перебросить пятерых челюскинцев в Ванкарем. Да такому человеку, мужественному летчику можно было доверять труднейшее задание на полёт в Америку. И Маврикий Слепнёв блестяще с ним справился. Он сумел доставить больного О.Ю. Шмидта на Аляску в Ном, чем удивил американцев. Америка восхищалась подвигами русских летчиков и героев челюсконской эпопеи.

Газета «Нью-Йорк Таймс», в одной из передовых статей, писала: «В течение многих лет из Арктики не поступало более драматических известий. Мир узнавал о том, что там происходит, ежедневно благодаря радиосвязи, отваге и умению советских лётчиков. Газета заключила, что Шмидт вышел из испытания «с непоколебимой репутацией отважного, жертвующего собой человека, и подвиг советских пилотов продемонстрировал это также».
В газетах многих стран рядом с именем О.Ю. Шмидта стояла фамилия лётчика М.Т. Слепнёва, оставшегося, несмотря на огромную славу и популярность, скромным человеком, энтузиастом советской авиации.

А на марке № 496, кроме Героя Советского Союза № 5 Слепнева, незримо присутствует среди челюскинцев, которые грузят его больного в самолёт 20-А (флейстер), Отто Юльевич Шмидт.


О.Ю. Шмидт - Герой Советского Союза, академик, главный редактор первого издания «Большой Советской энциклопедии», вице-президент Академии наук СССР, автор космологической гипотезы возникновения Солнечной Системы... профессор математики, создатель московской математической школы, автор книги «Абстрактная теория групп». Знаменитый полярный исследователь, руководитель экспедиции на «Седове» в 1929 и 1930 годах на архипелаги - «Земля Франца - Иосифа» и «Северная земля», на которой самый северный остров носит его имя.

В 1932 году он руководил экспедицией на корабле «Сибиряков», когда впервые в мировой истории был пройден за одну навигацию Северный Морской путь. В этом году был создан Главсевморпуть, первым начальником которого стал О.Ю. Шмидт. В 1936 году О.Ю. Шмидт руководил экспедицией по проводке судов из Мурманска во Владивосток, а в следующем году был начальником воздушной экспедиции на Северный полюс и создания первой дрейфующей станции «Северный полюс».

П.К. Каманин пишет: «Утром 21 мая 1937 года с острова Рудольфа стартовал флагманский самолёт Водопьянова АНТ-6, на борту, которого находились – начальник воздушной экспедиции О.Ю. Шмидт, четыре члена станции «Северный полюс» - руководитель И.Д. Папанин, гидролог и биолог П.П. Ширшов, геофизик и астроном Е.К. Федотов, радист Э.Т. Кренкель и кинооператор М.А. Трояновский…

Через шесть часов полёта флаг – штурман экспедиции Спирин сбросил вниз бомбу, чтобы определить толщину льда, а после этого – дымовую ракету для определения направления ветра. И мы пошли на посадку. Самолёт коснулся лыжами ровной поверхности ледяного поля. Ещё две – три минуты, и машина стала. Мы на Северном полюсе!».
Эпилог. И снова лагерь Шмидта...
Далее П.К. Каманин пишет: «12 апреля к вечеру погода внезапно вновь ухудшилась. И у всех тревога: можно ли будет завтра лететь? В лагере осталось шесть человек: радисты Кренкель и Иванов, капитан Воронин, боцман Загорский, заместитель начальника экспедиции Бобров и начальник этого невиданного в мире ледового аэродрома Погосов, если у них вдруг, например, сломается взлетная полоса.

Мы проснулись 13 апреля, с твердым решением лететь, во что бы то ни стало. Первым вылетел Михаил Водопьянов. Не найдя лагерь, вернулся обратно. Тревога сгустилась, многие начали нервничать…
В последний рейс на льдину мы вылетели на трёх машинах – Молоков, Водопьянов и я. Со мной, как и в первый рейс, летел штурман Шелыганов… Как в первом рейсе, услышал по телефону спокойный уверенный голос штурмана: Через тридцать минут будет лагерь Шмидта!

И, действительно, ровно через 30 минут мы увидели лагерь. Но уже никто не махал нам руками, на льдине валялись полуразбитые ящики, доски, скарб, какой остался в доме, покинутом хозяевами. Спокойно забрали в самолёты людей, имущество. Я взял боцмана Загорского, восемь собак. Взлетел и, как полагается в таких торжественных случаях, сделал над аэродромом три прощальных круга».

Иллюстрации автора
Михаил Михайлович Севастьянов
Другие статьи автора:
История на марках. Герб Советского Союза
Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
Олимпийские творцы
Загадка одной марки
«Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
Фестиваль молодежи — фестиваль мира
Вселенная Эдвина Хаббла
Первые перелеты через океан
Le petit Santos — Герой Бразилии
Первые и последние марки Советского Союза
Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
Выставки на марках
Иберо-Американская выставка в Севилье
Письма из Китая
Вопрос филателистам
Три письма из Китая
Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
Люди, «перевернувшие» Землю
«Черное золото» на почтовых марках
История баскетбола на почтовых марках
Первые памятные марки Америки
Круглый стол. Загадка одной марки
Первые олимпийские марки КНР
Вторая Олимпиада КНР
Организация Объединенных Наций на почтовых марках
Уникальная открытка
Комментатор Священного писания
Письма XIX века
Марочные тетради
Первые альбомы для марок
Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
Два автографа Гагарина
Позывной «Чайка»