Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
2025-04-08 09:52:39, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
80-летию Великой Победы посвящается
Российским филателистам, особенно старшего поколения, хорошо была известна история о появлении виньеток Курьерской почты, выпущенных к 30-летию Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ) в 1962 году, и затем загадочного исчезновения одной из них.

Новосибирск, Институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ).
Открытка СССР 1962 года, издание «Изогиз», из коллекции автора
Сейчас, по прошествии более 60 лет после тех событий, настало время уточнить многие моменты и развеять мифы, которые сложились вокруг этого выпуска. Стали известны ранее засекреченные детали, косвенно связанные с необычной эмиссией.
Но не будем торопиться. Всё по порядку. С чувством, с толком, с расстановкой и документами в руках. Некоторые слова в тексте выделены мной для акцентирования внимания на существенных моментах повествования.
Впервые довольно подробно свою версию историю с виньетками НИИЖТа описал известный эксперт по филателии Я.М. Вовин (сборник «Советский коллекционер» 1970 г., № 7).

Вот что он поведал: «В декабре 1962 г. коллектив Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ) отмечал 30-летие своего учебного заведения. Кому-то из членов юбилейной комиссии, вероятно филателисту, пришла в голову интересная мысль: а почему бы нам не выпустить виньетки, посвящённые юбилею своей alma mater? Мысль понравилась всем. И вот они, виньетки!

Виньетки из коллекции автора
Первая виньетка – мемориальная. Она посвящена памяти 108 борцов за Советскую власть, расстрелянных колчаковцами в 1919 г. в Новосибирске. Памятник борцам революции изображён на фоне вздымающейся в космос ракеты. На второй – портрет Героя Советского Союза Ю.И. Дерябина. Он – воспитанник института, им по праву гордится коллектив. На третьей виньетке – здание Новосибирского академического театра оперы и балета. На четвертой и пятой виньетках – товарный поезд с современным электровозом и здание самого института».
(Здесь обратите внимание на статус Ю.И. Дерябина, присвоенный ему автором статьи – «воспитанник института». К этому мы ещё вернёмся).
Снова слово Я.М. Вовину: «Прекрасный замысел, хорошие виньетки. Однако праздник коллективу института был испорчен. Почему? Кем? Эту грустную историю поведал Новосибирский коллекционер Г.М. Ковешников.

Г.М. Ковешников, председатель общества филателистов г. Новосибирска в то время
Злополучные виньетки по эскизам местного художника В. Федотова (первая и вторая) и молодого преподавателя графики НИИЖТа Б.А. Маслова (третья - пятая) были исполнены в типографии областной газеты «Советская Сибирь». Их напечатали на одном листе красной краской на бумаге двух сортов (газетной и глянцевой), общим тиражом в 25 тысяч серий, содержавших по одной серии из шести виньеток, из которых большая часть была подарена студентам и преподавателям, а также гостям из Управления Томской железной дороги и отдела высших учебных заведений при Министерстве путей сообщения СССР».
В этой части повествования всплывает интересная деталь. В начале статьи показаны на рисунке, а затем и описаны сюжеты пяти виньеток. Так же в перечне кому из художников какой эскиз миниатюр принадлежит – тоже в сумме их пять. И вдруг звучит: «серии из шести виньеток»!
Кстати, инициаторами выпуска юбилейных виньеток НИИЖТа были председатель общества филателистов г. Новосибирска в то время Георгий Михайлович Ковешников и сотрудник новосибирского почтамта Михаил Соломонович Фельдман. Должность последнего, к сожалению, пока выяснить не удалось, но, скорее всего, он был одним из руководителей предприятия почтовой службы.
Размеры каждой серии из шести виньеток (без полей) 5,5х11,8 см.
Размер каждой виньетки – 22х36 мм.
Листы с виньетками печатались как на газетной, так и на плотной бумаге. Известны как с клеем, так и без клея.

Часть листа виньеток НИИЖТа из коллекции А.В. Закревского
Читаем дальше. «Был также отпечатан и специальный конверт. Точных данных о части тиража, доставшейся местным коллекционерам, нет, но известно, что и они не были обижены. Интересный факт: весь тираж конвертов был распродан за один час!

Конверт из коллекции А.В. Закревского
Для удобства отделения виньеток большинство листов прострочено на швейной машинке...».

Как вы понимаете, таким способом идеально ровно строчки сделать было просто невозможно. Поэтому перфорация при малейшем смещении листа могла попасть даже на рисунок виньетки. Кроме того, можно встретить даже пропуск перфорации на некоторых виньетках из перфорированной серии, а также ошибочно сделанную двойную перфорацию. И здесь кроется одна из интереснейших особенностей выпуска. Если сравнивать миниатюры по расположению зубцов, то во всём выпуске нет ни одной пары одинаковых виньеток!

Смещение перфорации. Коллаж автора

Пропуск перфорации (показан красной стрелкой). Коллаж автора

Двойная перфорация слева. Коллаж автора
«...Виньетки наклеивались на служебные письма института и Управления Западно-Сибирской железной дороги, а также на частные письма студентов и преподавателей института рядом с государственной почтовой маркой № 2776...».

Конверт из коллекции А.В. Закревского
Имеется информация, что при отправке писем в другие города конверты франкировались обычными марками, а марки «Курьерской почты» наклеивались с обратной стороны конверта. Но мне такие отправления пока не известны.
«...500 «фирменных» конвертов института получили филателистическое оформление. Гасились письма календарным штемпелем отделения связи № 23, работавшего при НИИЖТе. В этом факте не было нарушения Почтовых правил СССР. Ведь подобные рисунки в качестве «фирменного знака» могли быть напечатаны на служебных конвертах, и это тоже не вызвало бы никаких возражений со стороны почтового ведомства!

Простая бандероль с виньетками НИИЖТа. Из коллекции А.В. Закревского
К несчастью, юбилейная комиссия решила довести свой замысел до конца и оправдать надпись, сделанную на виньетках: «Курьерская почта». На конвертах, в которые были вложены пригласительные билеты на юбилейный вечер, были наклеены только виньетки. Студенты института приняли на себя обязанности общественных курьеров и разнесли пригласительные билеты по адресам в пределах города. Что в этом плохого? Каждый коллектив трудящихся волен доставлять пригласительные билеты любым способом. Можно казённо и сухо — по почте. Можно тепло и немного торжественно — на́рочным, да ещё присвоив ему старинное звание курьера.
Не спорим, может быть, в своём торжественном замысле имитируя «курьерскую почту», сотрудники НИИЖТа и Управления Западно-Сибирской железной дороги несколько перегнули палку. На корреспонденции, посылаемой почтой (с почтовыми марками), виньетки гасились особо: в институте треугольным служебным штемпелем фиолетового или черного цвета, а в Управлении дороги круглым календарным штемпелем черного цвета с надписью: «Почтовая экспедиция Управления Томской ж.д.». Может быть, этого делать не следовало. Но дело было сделано.

Конверт из коллекции А.В. Закревского
Конверты охотно раскупались филателистами, и через много-много лет эти, несомненно, «изюминки» стали подлинным украшением некоторых экспонатов выставок «Желдорфил».
Три недели – с 1 по 20 декабря 1962 г. – виньетки гасились. А затем по распоряжению местных органов связи виньетки были «изъяты» и уничтожены как... «незаконно выпущенные».
Так новосибирские почтовики, не отличившие обыкновенную виньетку от почтовой марки, испортили праздник, да ещё, по сути дела, обвинили коллектив института в «незаконном выпуске». Чего бы вы думали? Государственных почтовых марок!».
Коротко подводя итог, можно сделать следующие выводы. Сам факт выпуска виньеток НИИЖТа не нарушал никаких Почтовых правил СССР. Это были не знаки почтовой оплаты, а маркоподобные картинки, которые можно смело приравнять к детали художественного оформления фирменных конвертов. Они не предназначались для франкирования (оплаты) почтовых отправлений. На них нет обозначения номинала. Как вспоминал Г.М. Ковешников, сомнение при подготовке виньеток вызывало слово «Почта». Но, в конце концов, решили, что в сочетании со словом «Курьерская» эта надпись никаких правил нарушать не будет. Рисунки виньеток – оригинальные, не повторяющие какие-либо рисунки государственных почтовых марок СССР. Значит их никоим образом нельзя назвать подделками знаков почтовой оплаты, и их выпуск не подпадал под санкции норм, которые были предусмотрены статьёй 159 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года «Подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов».

Так что заявление новосибирских почтовых служащих о «незаконном выпуске государственных почтовых марок» изначально основывалось не на нормах закона, а на волюнтаристском решении какого-то начальника из областного управления связи. Я не исключаю вероятность и того, что изъятие и уничтожение виньеток с портретом В.Н. Безукладникова могли быть частью операции прикрытия, проведённой силами областного Управления Комитета государственной безопасности (УКГБ) с целью сохранения государственной тайны.
Но об этом читайте в полной версии статьи...
И.Л. Шевченко
Другие статьи автора
Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
Орден Гвоздя
Остров Барб и его марки
Огюст Бурди и его марки
История, случившаяся сто лет назад
Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
Острова, «призраки» и... козы
Почтовые призраки. Остров Роз
Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства