Сказка на почтовую тему
2025-02-24 11:05:39, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Произведение для детей «Почтарская сказка» знакомо миллионам юных читателей. В этом году исполняется 135 лет со дня рождения создателя этой замечательной сказки Карела Чапека. Как образ знаменитого чешского писателя отражен в филателии? Давайте посмотрим.
Выдающийся чешский писатель Карел Чапек (1890 – 1938) хорошо известен и любим в нашей стране. Его романы «Война с саламандрами», «Кракатит», «Белая болезнь», пьесы «Р.У.Р.» и другие произведения пользуются большой любовью читателей.

Читатели помнят, что Чапек был не только романистом. Он писал рассказы, фельетоны и публицистические статьи. И во всех жанрах он проявил себя как талантливый мастер слова, для которого характерно тонкое чувство юмора, отточенность стиля и причудливое сочетание в сюжетах реальности и фантастики.

Карел Чапек. Середина 1930-х годов
Чапек, конечно же, чешский писатель. Но хорошее знакомство с мировой культурой и опыт путешественника по разным странам делают его мировым гражданином. Ведь язык научной фантастики во многом интернационален.

Важной страницей в творчестве Чапека было личное знакомство с великим английским фантастом Гербертом Уэллсом (1866 – 1946). Разница в возрасте у двух писателей была большая, но их сближало членство в ПЕН-клубе и общие темы творчества.
В хрестоматиях по научной фантастике эти два имени часто упоминаются рядом, ведь оба автора так любили фантастические сюжеты. К тому же их обоих интересовало будущее: ни Чапек, ни Уэллс не были равнодушны к тому, что будет с человечеством в двадцатом, да и в двадцать первом веке.

Почта не осталась равнодушной к великому фантасту. Карелу Чапеку посвящено несколько почтовых миниатюр бывшей Чехословакии и современной Чехии. Две из них выполнены в традиционном стиле, имея в основе технику гравюры на стали.

А вот марка ЧССР 1968 года, репродуцирующая дружеский шарж художника А. Гофмейстера, является редким примером, когда в основе марки с портретом писателя лежит юмористический рисунок. Например, в СССР и современной России такого не было ни разу.

Писатель интересен филателистам ещё и тем, что он написал литературное произведение, посвященное почте. Это история для детей «Почтарская сказка». Оно входит в цикл сказочных повествований, которые Чапек написал для детей. За долгие годы сказка полюбилась юным читателям. «Почтарская сказка» сочетает в себе элементы мелодрамы и народного юмора. История о почтальоне Кольбабе, совершившем доброе дело – он помог соединиться влюблённым – трогала сердца читателей на протяжении ста лет.
Обнаружив на почте письмо без адреса, адресованное молодой девушке Марженке, Кольбаба начинает поиск адресата. Отправителем является юноша Франтишек. У Кольбабы есть только два этих имени и больше ничего. Поиск оказался непростым. Но как и должно быть в сказках, все кончается хорошо.

Кольбаба соответствует фольклорному типу, который литературоведы обозначают как простак. На иллюстрациях он немного похож на бравого солдата Швейка. Поэтому рискнем включить в мини-коллекцию по данной теме хоть одну марку с портретом Ярослава Гашека. Ведь имена Гашека и Чапека часто называют рядом, когда перечисляют самых популярных в России чешских писателей. Я.Гашек был очень высокого мнения о литературном наследии Чапека.
«Почтарская сказка» издана на русском языке миллионными тиражами. Это популярнейшее произведение детской литературы. При этом большинство иллюстраций к сказке Чапека отличаются яркостью цветовой гаммы. Художники стремятся радовать юных читателей разноцветьем палитры. И у них это прекрасно получается. В 1960 году на основе этой сказки был создан диафильм.

Шли годы и появился соответствующий мультипликационный фильм (1978, режиссеры Майя Бузинова и Йосиф Доукша). Лента отличается выдумкой и остроумием авторов. Стилистика кукольного фильма очень удачно выбрана для этой киноистории. Он вызывает добрые чувства: зритель искренне сочувствует почтарю Кольбабе и радуется воссоединению влюбленных в конце сказки.
Однако это воссоединение не имело бы места, если бы не почтарики – добрые почтовые гномы, которые умеют сортировать письма. Кольбаба узнаёт об их существовании случайно – он остается допоздна на почте и вдруг становится нечаянным свидетелем того, как почтарики играют в карты, используя вместо настоящих карт письма.
Чем теплее письмо, тем выше достоинство карты. Более того, почтарики могут читать содержание писем, не вскрывая их. Поистине почтовые домовые обладают сверхъестественной силой.

Скажем несколько слов о придуманных художниками конвертах и марках, которых зритель видит на экране. Они нарисованы художниками специально для этого мультфильма. Но авторы и не стремились во всем следовать исторической и этнографической правде. Они воссоздавали на экране предметную среду замечательной волшебной сказки.
Сказка и мультфильм предназначены для детей. А это значит, что художники стремятся добавить своим произведениям яркости и красочности. Поэтому марки на письмах, которые доставляет адресатам почтальон Кольбаба, фантастические. Зритель может разглядеть, что на них есть рисунок. Художник-постановщик Ольга Гвоздева предпочла использовать вымышленные рисунки и орнаменты. Цветовая гамма у них радужная и приятная для глаз зрителя.

Итак, на конвертах, излучающих тепло, мы видим вымышленные марки. А в действительности как должны были выглядеть знаки почтовой оплаты на письмах, которые доставлял Кольбаба?
Скорее всего, это марки Чехословакии, созданные по рисунку крупнейшего чешского почтового дизайнера Альфонса Мухи (1860 – 1939). Именно он создал первую марку независимой Чехословакии с изображением Пражского кремля – Градчан. Но к счастью, создатели фильма делали ставку не на жизнеподобие, а на особенности восприятия мультфильмов юной аудиторией. И мультипликаторы попали в точку – фильм был тепло принят юными зрителями.
Брат К.Чапека Йозеф Чапек также пробовал себя как почтовый дизайнер. Его манера балансирует между конструктивизмом и экспрессионизмом. Эскизы марок его работы воспроизведены на одной из почтовых карточек Чехии.

К сожалению, пока нет марки, посвященной именно «Почтарской сказке». Но мини-коллекцию, посвященную Чапеку, можно расширить за счет тех почтовых выпусков, которые косвенно связаны с чапековским творчеством. Это прежде всего почтовые эмиссии, которые посвящены Герберту Уэллсу. Произведения Чапека и Уэллса историки научно-фантастического жанра относят к так называемой литературе предупреждения. Фантасты и впрямь предупреждают человечество о возможных угрозах.

Не забудем и ещё один интересный факт. Чапек впервые ввел в оборот слово робот. Сегодня роботы изображены на множестве марок, однако современные трактовки искусственных людей (породившие немало почтовых миниатюр) все же лежат за пределами нашей темы.

В заключение хотим обратить внимание читателей на почтовый конверт, посвященный Ленинградскому театру юного зрителя (ТЮЗу). В 1964 году там был поставлен спектакль «Волшебное стёклышко» по мотивам «Почтарской сказки». У театра очень современная (по тем временам, да и сегодня она смотрится очень современно) сценическая площадка, в основе которой – принцип контакта актеров со зрителем.
И в рамках представления «Почтарской сказки» такой контакт был. По ходу пьесы почтарики выезжают на велосипеде за пределы зала, проезжают мимо рядов зрителей и исчезают в фойе.

В бывшей Чехословакии марки, посвященные К.Чапеку, выпускались трижды. А в нашей стране дважды выходили почтовые конверты с портретом знаменитого писателя. А ещё упомянем на этих страницах почтовую карточку с оригинальной маркой, посвященную детскому писателю Борису Заходеру.

Именно он пересказал чапековские сказки для маленького русскоязычного читателя. Это выдающийся детский писатель.

В Петербурге с 1995 года работает общество чешской культуры имени братьев Чапеков. В этом году обществу исполнилось 30 лет. За долгие годы своего существования в обществе было прочитано множество докладов о чешской культуре. Тематика была разнообразной, но личности и творчеству Карела и Йозефа Чапеков уделялось и уделяется особое внимание.

У Петербургского общества братьев Чапеков в прошлом были контакты из коллегами из ФРГ, ведь общество с таким же названием существует и в Германии (в г.Хагене). Германское общество Чапеков имеет свой франкотип, в основе которого рисунок нескольких аэропланов, выполненный Иозефом Чапеком.
Члены общества старшего поколения вели переписку с коллегами и друзьями бывшей Чехословакии и почти каждый из членов Общества имеет небольшое собрание конвертов и открыток, присланных из уже не существующей страны.

Многие из этих конвертов и почтовых карточек (главным образом из-за текста, но и из-за красивого оформления) давно уже должны занять место в государственных архивах нашей страны. А один из членов упомянутого общества – Й.Пратт – собрал большую коллекцию марок Австро-Венгрии.

В год 135-летия выдающегося фантаста можно с уверенностью сказать, что его многоликое наследие не забыто. А филателисты, интересующиеся научной фантастикой, ещё не раз поместят в свои альбомы филателистические материалы, связанные с именем знаменитого Карела Чапека.
В статье использованы материалы авторского сайта Д.Карасюка.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Фото из открытых источников
Другие статьи автора:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
Код Дюшана и филатели
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления