Интересное
все статьи -->

OPUS-12 - история почты и филателии России

Из истории отечественной филателистической прессы

Публикация НАФ в журналах OPUS

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ РАРИТЕТЫ, КАК ПРЕДМЕТ АНТИКВАРИАТА


Главная  /  Бескрайнего неба простор голубой

Поиск по статьям:

Бескрайнего неба простор голубой

2025-02-11 15:13:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 155-летию со дня рождения русского и советского живописца
Аркадия Александровича Рылова

155 лет назад, 29 января 1870 года, в городе Истобенске Вятской губернии на свет появился Аркадий Александрович Рылов, русский и советский живописец.

Семья его была полна разнообразными талантами. Так, например, родной брат художника, Герман Александрович Рылов, был пианистом, преподавал музыку в основанной им Первой пролетарской музыкальной школе в Вятке, существующей и поныне, как Первая детская музыкальная школа.

Рисовальная школа барона Штиглица (Центральное училище технического рисования). Почтовая открытка, 1910 год 

В период с 1888 по 1891 год Аркадий Александрович обучается в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, в Соляном переулке, дом №13. Его главный корпус русский архитектор Р. А. Гёдике, в содружестве с академиком архитектуры и профессором Императорской Академии художеств Александром Ивановичем Кракау, сооружает за семь лет.

Автопортрет с белкой. 1931 год. 

Здесь Рылов обучался у русского живописца-пейзажиста, академика и действительного члена Императорской Академии художеств Константина Яковлевича Крыжицкого.

Период с 1891 по 1894 год Аркадий Александрович посвятил службе в армии. Вернувшись со службы, Рылов поступает на обучение в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где его наставником стал сам Архип Иванович Куинджи.

Как пишет в своих «Воспоминаниях» Рылов: «Командир батальона Новиков разрешил мне держать вступительный экзамен в Академию художеств, освободив на время экзаменов от занятий в роте. Экзамен по живописи происходил в Тициановском зале в течение шести дней. Я с утра по четыре часа в день писал с натурщика красками и два часа по вечерам рисовал карандашом. Кроме того, я представил в Совет Академии свои домашние этюды. Во время экзамена в зал вошло один за другим несколько знаменитостей. К моему мольберту подошел Репин, похвалил этюд, сделал кое-какие указания. Его лицо было мне хорошо знакомо по многим портретам. У него была какая-то особенная манера говорить как-то высокопарно, торжественно. Чувствуешь, что говорит знаменитость. Потом прошел мимо меня Д.И. Менделеев, знаменитый химик, он был членом Совета Академии художеств, — высокая, сутулистая, широкоплечая фигура, с очень длинными, до плеч, волосами. За ним профессор В. Е. Маковский — тонкий, длинный, с седоватой бородкой клинышком. Он также обратил внимание на мой этюд, остановился и спросил, сколько мне лет. Поинтересовался также значком за стрельбу на моем солдатском мундире. Наконец, стуча каблуками, закутанный пледом, показался коренастый, невысокого роста, плечистый, с высокой грудью и орлиным носом Куинджи. Он посмотрел на мой этюд, потом мне в глаза, ничего не сказал и пошел дальше. Наконец-то моя давнишняя мечта осуществилась, я увидел таинственного художника. В заключение подошел инспектор Академии Н.А. Бруни и ласково сообщил, что домашние мои этюды хвалят. Экзамены я выдержал и был принят вольнослушателем, а не действительным студентом, потому, что не имел полного образовательного ценза. Из ста двадцати человек, экзаменовавшихся по живописи, я был принят в числе двадцати».

В 1901 году у Рылова отмечен появлением одной из первых работ, которая прославила его имя. Пейзаж «С берегов Вятки» был удостен Золотой медали Мюнхенской Международной художественной выставки.

Затем его ожидали восторженные возгласы посетителей одиозного Венского Сецессиона. Перед тем как картина «С берегов Вятки» была куплена для изысканного собрания Третьяковской галереи, она была представлена на выставке в Петербурге, организованной объединением «Мир Искусства».

По приглашению Сергея Дягилева Рылов участвует в выставках в Париже и Берлине.

В 1902 году Аркадий Александрович начинает вести «класс рисования животных», открытый на базе Рисовальной школы Общества поощрения художеств.

В 1911 году Аркадий Александрович едет на Каму, где перед его вдохновеным взором предстают великолепные лебеди: «Несколько лет я держал втайне идею картины летящих лебедей... Громадные птицы парящим полетом снизились к самой воде и, сравнительно легко врезавшись в гладь речную, поплыли к нам», – писал Рылов о своей картине.

В 1912 году у Аркадия Александровича появилась картина «Лебеди над Камой», запечатленная на открытке издательства «Советский худоник» в 1974 году, - предтеча широко известного полотна «В голубом просторе».

Уже после этой картины, в 1920 году, художник повторит «Лебедей над Камой». В 1915 году ему присваивается звание академика живописи Императорской Академии художеств.

В 1917 году Аркадий Александрович начинает преподавать в Императорской Академии художеств. В 1918 году Аркадий Александрович удостаивается звания профессора. Именно в это время из-под кисти Рылова вышло полотно «В голубом просторе». Марка с его изображением включена в почтовый блок, венчающий серию советских марок 1972 года выпуска, посвященных наиболее выдающимся произведениям живописцев СССР.

По воспоминаниям Рылова о создании этой картины: «Работать становится трудно. Мысли заняты только тем, как бы съесть чего-нибудь… Восьмушка фунта хлеба (пятидесятираммовый кусочек), полагавшаяся гражданину по карточке на день, проглатывалась сразу, и дома больше не было ни крошки, ни сахару, ни чаю… В кухне утром вода замерзала и в ведре, и в самоваре. Двойной комплект белья, фуфайка, на голове шерстяной шлем, на руках рукавицы — такой был мой ночной костюм… Укрывался я двумя одеялами и шубой…».

Писали об этом и племяницы живописца: ««Аркадик иногда шутит, не унывает, но чувствует в костюмах “слишком большую свободу”» (16.10.1917).

«Аркадик сравнивает современное положение с тем, как было у нас болото, поросло тиной и проч., а плотина была старая, законопачивали дырочки глиной, но плотина рухнула наконец, и всякая гниль, и тина, и грязь потекли широким потоком, и удержать нельзя, но этот слой пройдет, и будет чистая живая вода, родник и войдет в свое русло. Все к лучшему, может быть. Не так, как человеку хочется, а все-таки к лучшему» (13.12.1917).

«Аркадик продал картины, и в придачу к картинам покупатели ему доставили масло, папиросы. Наш Аркашенька теперь известность, знаменитость, его картинами гордятся покупатели и заранее уже просят начатые картины считать за ними, чтобы никто другой не перехватил» (13.12.1917).

И вот такое чудо рождается вопреки таким условиям!!!

Рылов А. А. В голубом просторе. Открытка. 1952 год. Москва. Советский художник

Нижнюю деталь картины запечатлел разворот сувенирного набора с блоком первого типа, приуроченным пять лет назад АО «Марка» к 150-летию со дня рождения художника. С точки зрения советского искусствоведа Алексея Александровича Фёдорова-Давыдова, автора многих книг по истории русского и советского искусства, члена-корреспондента Академии художеств СССР, картина «В голубом просторе» должна рассматриваться в ряду «тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи» .

Считается, что лебедь для изображения на картине стаи из семи могучих грациозных птиц использовался только один. По одной версии, это было крупное чучело лебедя из мастерской чучельника. Рылов подвешивал его к потолку то выше, то ниже, постоянно перемещаясь по мастерской в поиске наиболее выразительных, впечатляющих ракурсов.

Согласно иной версии, только что убитый кем-то на охоте лебедь был куплен Аркадием Александровичем на мясном рынке. Но об этом совершенно трудно догадаться, глядя на полных жизнелюбия и гордо парящих в просторе небесного океана удивительных живых источников поэтического вдохновения. По признанию вышеупомянутоо историка искусства А.А. Фёдорова-Давыдова, Рылову удалось передать здесь присущее ему «ощущение вырвавшейся на свободу жизни», «свое личное жизнерадостное состояние».

В собрании Государственного Русского музея хранится запечатлевшая исторические будни Великого Октября и нашумевшая в советское время картина Рылова «Ленин в Разливе», нашедшая отражение на открытке издательства «Советский художник» 23 августа 1963 года выпуска.

В 1935 году Аркадий Александрович удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. После этого судьба подарит художнику еще 4 года полнокровной, насыщенной творческими озарениями жизни.

Среди его известных учеников, чье имя было отражено в российской филателии, следует назвать Алексея Михайловича Грицая. Он унаследовал от мэтра беззаветную любовь к жизни, нежность по отношению к живой природе, и выдающуюся способность писать торжествующую русскую природу при любых поворотах судьбы.

Мы надеемся еще не раз вместе с вами прикоснуться к воспомнианиям о светлом имени этого прекрасного живописца.

Латышевы Ю.А., П.А., О.Ю.

Статья по теме: 

Мастер пейзажа




Комментарии к статье:
2025-02-13 09:57:34, Мишурова Светлана
Красивая, приятная статья. Разослала ребятам)
2025-02-14 20:57:52, Михаил Антоненко
С интересом прочитал статью Латышевых о художнике А.А.Рылове. С его творчеством познакомился в 2020 году в год 150-летия со дня его рождения и 150-летия со дня рождения В.И.Ленина. К выходу марки (из-за пандемии 22.06.2020, вместо планируемого 22.04.2020) 150 лет со дня рождения В.И.Ленина была издана почтовая карточка «В.И. Ленин в Разливе» с картиной авторства А.А.Рылова. Когда 28.07.2020г. вышел почтовый блок, посвящённый 150-летию со дня рождения А.А.Рылова, один из подписчиков в ВК АО «Марка» высказал мысль, что было бы оригинальным решением разместить на марке блока именно картину А.А.Рылова «Ленин в Разливе». В последующем мне стало интересно, как бы могли выглядеть блоки посвящённые, юбилеям художников, в творчестве которых присутствовала лениниана. Но пока ограничился лишь блоком, посвящённом А.А.Рылову. Не знаю насколько корректен данный фотошоп, да и фотошопер из меня никакой, с точки зрения авторского права, но не удержался. Учитывая, что ранее в том же 2020 году вышла марка, посвящённая 200-летию со дня рождения Ф.Энгельса, а чуть ранее в 2018 году — марка посвящённая 200-летию со дня рождения К.Маркса у меня образовалась тема под условным названием «Отцы-основатели» (имеется в виду марксизма-ленинизма). Удалось собрать почти весь филателистический материал этих трёх выпусков. Единственное, так и не нашёл карточку «Ленин в Разливе» с гашением «Ульяновск». В интернет — магазине АО «Марка» карточки с таким гашением не было, а известный в Ульяновске филателист (спасибо ему за ответ) ответил, что Разлив к Ульяновску не имеет никакого отношения и факты гашения карточек штемпелем «Ульяновск» ему неизвестны.
2025-02-14 21:00:01, Олег Юрьевич Латышев
Уважаемая Светлана! Большое Вам спасибо! Если нужны статьи для ребят, пожалуйста. пишите! Сам три года вел кружок-клуб, и общение юными коллекционерами, их вопросы окрыляют. Удачи вам!!!
2025-02-14 21:02:30, Олег Юрьевич Латышев
Уважаемый Михаил, очень оригинально вышел фотошоп. И правда, как было бы хорошо! А вот ответ филателиста из Ульяновска удивил, по-моему, все ленинские места могли бы как раз объединиться для сохранения его памяти.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Кана Галилейская. 2000 лет
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами

  • Лушие выпуски года
    Монастыри Иоанно-Предтеченский скит

    2022

    Монастыри Художник-дизайнер выпуска – Ульяновский C. подробнее...
     Достоевский

    2021

    Достоевский Художник-дизайнер выпуска – Савина О. подробнее...
     С новым годом!

    2020

    С новым годом! Художники-дизайнеры выпуска – Киргизова С., Савина О. подробнее...
     Резьба по кости

    2019

    Резьба по кости Художник-дизайнер выпуска – Московец А. подробнее...
    Крымский мост

    2018

    Крымский мост Художник-дизайнер выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    100 лет восстановлению патриаршества в России

    2017

    100 лет восстановлению патриаршества в России Художники-дизайнеры выпуска – Бодрова М. и Поварихин А. подробнее...
    К 1000-летию

    2016

    К 1000-летию "Русской правды" Ярослава Мудрого Художник-дизайнер почтового выпуска – Бельтюков В. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2015

    "Святой князь Владимир - Креститель Руси" Художник-дизайнер – Ульяновский C. подробнее...
    марка 450-летию книгопечатания в России

    2014

    "450-летию книгопечатания в России". выпуск художника Федулова подробнее...
    блок равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию

    2013

    "1150 лет миссии святых равноапостольским Св. братьям Кириллу и Мефодию". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2012

    "400 лет восстановлению единства Российского государства". выпуск художника Георгия Шишкина подробнее...
    блок Орден Св. Апостола Андрея Первозванного

    2011

    "Орден Св. Апостола Андрея Первозванного". выпуск художника Александра Московца подробнее...
    фото первопечатнику Федорову

    2010

    "500 лет со дня рождения Ивана Федорова". выпуск первопечатнику И. Федорову подробнее...
    фото Чегевары

    2009

    "Че Гевара. Совместный выпуск РФ и Кубы". выпуск Че Гевара подробнее...
    Пекин 2008

    2008

    "Игры XXIX Олимпиады. Пекин - 2008" выпуск Пекин 2008 подробнее...

    Названа лучшая марка России
    марка посвященная Кутузову

    1995

    К 250-летию со дня рождения М. Кутузова. подробнее...
    Рейтинг@Mail.ru