Русской души торжество
2025-02-06 11:05:23, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Олег Юрьевич Латышев продолжает рассказывать о народных промыслах, в каждой частичке которых живет душа нашей прекрасной и огромной России. Сегодня речь пойдет о хохломской росписи.

* * *
Мои самые первые и светлые воспоминания раннего детства – счастливые лица родителей и хохлома – повсюду в нашей тёплой и уютной квартире: расписные ложки, чашки, стаканчики, подсвечники – чего тут только не было!

Мои мама и папа были настолько увлечены коллекционированием хохломской росписи, что и я, с самого раннего детства, тоже стал превращаться в коллекционера.

И вскоре с удивлением обнаружил, что мои любимые игрушки (а мне разрешали играть с матрёшками из Хохломы и Полховского Майдана, что в Нижегородской области) можно встретить ещё и на почтовых марках.

Первая такая марка по рисунку Евгения Комарова, посвящённая народным умельцам – хохломским мастерам, №1996, была третьей по счёту в серии из шести марок «Декоративно-прикладное искусство народов СССР». Эта симпатичная во всех отношениях миниатюра старше меня на целых головокружительных, как мне тогда казалось, тринадцать лет!

Открыв дома «Советский энциклопедический словарь», я узнал о том, что «Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону».

Но этого мне, конечно, было мало. За первый подробный рассказ о хохломском промысле я благодарен своей воспитательнице Галине Ивановне Насоновой в детском комбинате №35 города Арзамаса-16, о котором мы вам уже не раз рассказывали.
В нашей группе хохлома была на каждом шагу! Мы занимались за хохломскими маленькими столиками, сидя на хохломских маленьких стульчиках, и смело стучали одной хохломской ложкой об другую в нашем детсадовском ансамбле ложкарей. А на полках шкафов нашей группы были в изобилии расставлены хохломские чашки, ковши, ладьи, подобные тем, что собирали мои родители. Галина Ивановна провела для нашей группы несколько занятий, посвящённых хохломскому промыслу. Мы с одногруппниками, с которыми переписываемся и перезваниваемся до сих пор, узнали от нашей любимой воспитательницы о том, что в хохломе «выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок.

Криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки и т. д. красным и чёрным цветом. И «под фон» (сначала намечается контур орнамента, потом заполняется чёрной краской фон, а рисунок листа или цветочка остаётся золотым)». На занятиях Галины Ивановны мы учились рисовать на альбомных листах так называемый «пряник». У нас это был квадрат либо ромб, который хохломские мастера традиционно рисуют на донышке блюда или чашки.

Были у нас в поле этих изящных геометрических фигур и диковиные травы, и всеми любимые, легко узнаваемые ягоды, и всевозможные цветы, разнообразию которых легко позавидовала бы любая городская клумба. Потом мы учились рисовать акварелью хохломские узоры, состоящие из крупных и мелких травинок, которые Галина Ивановна называла «травка». Наконец, выбрав для своего будущего рисунка красный или чёрный фон, каждый из нас щедро заполнял большую часть листа самыми разными по форме «золотыми» завитками, призванными изображать листья и цветы.

Так мы учились рисовать «кудрину». Стоит ли говорить, что никто из нас так и не стал хохломским мастером? Однако и в школе мы постоянно рисовали хохломские узоры. Наша первая учительница Тамара Николаевна Карасёва в 1 «а» классе школы №19 рассказывала нам о том, что расписать хохлому – это еще не все. Её сначала еще сделать нужно! Из ее уст доверительно звучало примерно следующее: «Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева».

Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши и ложки, поставцы и чашки — основа для росписи, называются «бельё». После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой.
После грунтовки изделие 7—8 часов сушат и обязательно вручную, при помощи специального тампона из овечьей шерсти, равномерно покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).

Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды и прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Последний слой сушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

В 1979 году хохлома вновь повилась на советской марке. Кляйнбоген был оформлен художником Мартыновым просто безупречно.

Когда мы перешли учиться в среднее звено, эстафету у Тамары Николаевны переняла наша замечательная учительница изобразительного искусства – Валентина Сергеевна Варламова.
Пока мы с одноклассниками создавали свои авторские хохломские узоры в кабинете рисования, узнали, что село Хохлома, куда поначалу свозили продавать расписную посуду из нескольких сел Нижегородской губернии, находится совсем не так далеко от нас, в Горьковской области.

И что сам Максим Горький, имя которого было присвоено нашему областному центру, помог развиться хохломскому промыслу. Как рассказала Валентина Сергеевна, писатель «относился к народной культуре и ремеслу с большим уважением и любовью».

Встреча двух замечательных людей — писателя и художника Георгия Петровича Матвеева, создавшего в 1916 г. в Семенове Школу художественной обработки древесины, — стала судьбоносной для развития хохломского промысла.
В 1924 г. выпускники школы организовали первую промысловую кооперативную артель «Кустарь – художник». В 1931 году, в связи с увеличением экспортных поставок, артель переименовали в «Экспорт», а в 1961 году ее преобразовали в фабрику «Хохломская роспись».
Через десять лет на базе фабрики было создано производственно-художественное объединение «Хохломская роспись», награжденное орденом «Знак Почета» в 1981 г.».

После того, как придуманные нами эскизы рисунка были готовы, Валентина Сергеевна попросила всех нас принести на следующий урок белые разделочные досточки. Папа помог мне ее отшлифовать, и когда рисунок был выполнен, а мамы не было дома, покрыть его лаком.

Для мамы это был небольшой сюрприз – один из многочисленных подарков, которые делали ей мои и не только мои одноклассники. Все они бережно сохраняются мамой в нашем доме и сейчас. А в 1982 году она впервые повезла меня в Горький, с которым я уже давно на тот момент мечтал познакомиться.

На отходящей от Нижегородского Кремля пешеходной Свердловке, которой сейчас возвращено дореволюционное название «Большая Покровская», слева от примечательного здания Горьковского государственного академического театра кукол, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля и С.А. Тимофеевой, мы нашли в доме № 43 совершенно волшебный магазин подарков и сувениров «Художественные промыслы». Выйдя из этого «царства» и взглянув на часы, мы были удивлены тому, как много времени там провели, рассматривая витрину за витриной, оформленную в стиле хохломской росписи.
С тех пор, приезжая с ансамблем на конкурсы в Горький, а затем вновь – Нижний Новгород, мы стремились хотя бы ненадолго зайти и полюбоваться представленной там красотой. И, конечно же, будучи уже взролым, я стремился каждый раз привозить в подарок родителям все новые и новые хохломские изделия, развивая начатую ими в 1960-х годах изумительную коллекцию.


Яркий симпатичный карниз на здании с магазином «Художественные промыслы» можно и сейчас увидеть в левом верхнем углу маркированной почтовой открытки № 2016-112/5 «Нижний Новгород. Нижегородский государственный академический театр кукол», выпущенной по фотографии Е. Каверзниковой 16 июня 2016 года в оформлении О. Прядкиной.

Количество почтовых открыток, посвящённых чудесам хохломской росписи, просто не поддается подсчёту.
Если на некоторых из них фото и рисунки сделаны специально, чтобы показать всю красоту работы хохломских художников, то на подавляющем большинстве карточек хохломские узоры служат органичными элементами художественного оформления поздравительных композиций. И действительно, что можно придумать лучше? Предприятие «Хохломская роспись» «ведет экспортную деятельность, начиная с 1924 года. В начале ХХ столетия хохломские изделия проникают не только в европейские страны, но и в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку».

Ассортимент был достаточно разнообразен: от посуды с характерным орнаментом до шкафов-теремков. Изделия пользовались настолько большой популярностью, что один из немецких предпринимателей даже организовал в Германии производство деревянных чашек, которые выдавал за хохломские. Участвуя в многочисленных международных выставках, начиная с Парижской выставки 1925 г., предприятие неоднократно награждалось медалями и дипломами таких стран как Франция, Бразилия, Германия, Великобритания, Бельгия, Китай, Канада, США, Ливан и Южная Корея.
В настоящее время география экспорта обширна и насчитывает более тридцати стран. Среди партнеров, с которыми ведется многолетняя работа, - крупнейшие оптово–розничные компании из Европы, Австралии, Казахстана, Туркменистана, Аргентины, США и других.
Но не только коммерческий успех хохломы приносит удовлетворение.
В заключение хочу привести строки Эдуардаса Межелайтиса из его произведения «Приданое Хохломы» (Фрагменты):
Зачем, склонясь над миской деревянной,
Над липовою ложкой расписной,
Прилив страстей я чувствую нежданный,
И жар любви овладевает мной?
Затем, что в каждом хохломском предмете,
В изделье мастеров заволжских мест
Живет весенних красок разноцветье
- Приданое семеновских невест.
Узоры сказочной кудрины,
В певучем дереве звеня,
Как нежной трелью соловьиной,
Чаруют ласково меня.
И, как живые, листья клена
Прильнули к донышку ковша,
Чтоб, став по-майски окрыленной,
Не знала осени душа.
А вспышки зрелой земляники,
Чуть затемненные листвой,
Горят, как пламенные блики
Поэзии, вовек живой!
Трав золотое многолучье
По рдяной вышито канве
- Да так, что не придумать лучше
Самой зеленой мураве.
И этот русский колдовской орнамент
На чаше, что сейчас держу в руках,
Мне берег Волги приведет на память
- В прозрачных росах, травах и цветах.
Я чашу подниму с вином багряным
За те луга, озера и холмы,
Где всходят зори огненным приданым
Искусниц и красавиц Хохломы.
Девчата хохломские, мастерицы,
- Какое зелье вы изобрели,
Чтоб сердцу снова трепетно забиться
От влажного дыхания земли?
(Перевод Л.Шерешевского).

Пожелаем хохломским мастерам новых больших успехов, а издателям марок, конвертов и открыток – еще чаще обращать внимание на хохломские изумительные сюжеты.
О.Ю. Латышев
Статьи по теме «Русские народные промыслы»:
Дарю вам огромный букет!
Букет из Жостово