Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
2025-01-22 21:09:32, Рубрики:
ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
История свидетельствует, что первые коконы тутового шелкопряда и их удивительные свойства были обнаружены китайцами почти пять тысяч лет назад.
В период окукливания гусеница тутового шелкопряда, питавшаяся листьями тутового дерева (шёлковицы), выделяет особое вещество, которое на воздухе застывает, превращаясь в нить. Из этой нити гусеница плетёт вокруг себя кокон — своеобразный мягкий футляр, в котором она превращается в куколку. Шёлковые нити получают путём разматывания коконов гусениц шелкопрядов.
Почтовая карточка Китая 2006 года с изображением тутового шелкопряда и его кокона.
Открытие прекрасных, блестящих волокон, которые производят шелкопряды, привело к тому, что Китай стал монополистом в производстве шёлка для всего мира. Китай хранил свой метод в секрете более трёх тысяч лет на зависть другим странам, которые искали способы привезти шёлк на свою родину. В то время он считался более ценным, чем золото.
Большой спрос на шёлк из Европы дал начало Великому шёлковому пути. В то время китайцы с удовольствием отправляли свои прекрасные шелка целыми караванами на запад по знаменитому шёлковому пути, где и продавали по цене золота. Позволить себе купить шёлк могли только монархи, да и то не все. Это была элитная ткань, предназначенная для избранных. Шёлковый путь, важный древний торговый маршрут протяжённостью 12 тысяч км, облегчил обмен шёлком между Китаем, Ближним Востоком и Европой.
КПД Ирана 2018 года с изображением тутового шелкопряда и Великого шёлкового пути.
Таким образом, появлением шёлка мир обязан древним китайским мастерам, которые начали извлекать шёлковую нить из коконов тутового шелкопряда за пару тысячелетий до нашей эры. Тогда шёлковая ткань производилась вручную, поэтому изделия из неё были лишь у императоров и знати. Китайцы понимали, какой ценностью обладает поразительная ткань, поэтому держали тайну её изготовления в секрете.
Красоту и уникальность натурального шёлка трудно переоценить. Этот материал — словно прикосновение к волшебству и роскоши. Он всегда был в зоне внимания королей и вельмож, служил валютой и средством дипломатии, причиной расцвета и упадка империй.
Спецгашение Японии 1935 года с тутовым шелкопрядом и шёлковой тканью.
Для китайских торговцев прибыль от продажи шёлка за границу была огромной. Натуральный шёлк тутового шелкопряда мягкий, гладкий, блестящий и известен как «Королева текстиля». Шёлковая нить в сечении имеет форму треугольника, это и наделяет её уникальной особенностью — свет преломляется и образуется характерный шёлковый блеск. Натуральный шёлк отливает изумительным блеском, свет так сияет на складках материи, что просто поражает воображение своим спектральным разнообразием. Шёлковые ткани в Китае часто изготавливались с украшениями в виде животных, птиц и цветов или драконов для императорской одежды.
Почтовый блок Китая 2011 года с изображением узорчатого шёлка.
Экспорт шёлка на протяжении веков обеспечивал Китаю положительный торговый баланс. Наряду с оживлённой торговлей товарами между Востоком и Западом происходил также неизбежный обмен идеями: технические ноу-хау, мировоззрения и религии могли распространяться.
Более двух тысяч лет назад морские шёлковые пути уже появились в прибрежных районах Китая, пересекая обширные пространства океанов и морей до южной оконечности Индийского полуострова. Нагруженные китайским шёлком, фарфором и лакированными изделиями, китайские джонки посещали порты вокруг Индийского океана.
Эссе Китая 1913 года, изображающее джонку с четырьмя шёлковыми парусами.
Здесь арабские и африканские торговцы обменивались специями, слоновой костью, лекарствами, редкими породами дерева и жемчугом, которые так жадно искал китайский императорский двор.
У Китая не было соперников на море, и даже перевозка грузов между Индией и индонезийской империей Маджапахит в основном велась на китайских джонках. Джонки были частью китайского императорского флота, который доминировал в Китайском море, а затем в Индийском океане, и действовал вплоть до Борнео и Филиппин. Китай торговал с жителями Борнео еще в 900 году нашей эры.
Ответная почтовая карточка Северного Борнео 1894 года с изображением джонки с шёлковыми парусами
на напечатанной марке и ошибкой — двойной печатью.
Шёлк хорошо подходил для изготовления парусов. Это тонкое полотно, которое легко надувалось ветром и держало форму. Иногда такие паруса покрывались масляным лаком, чтобы получить гладкую, водонепроницаемую поверхность. Джонка, классическое китайское парусное судно древнего происхождения, до сих пор широко используется. Она способна нести до пяти мачт, на которых установлены квадратные паруса, состоящие из панелей шёлка или циновки, скреплённых бамбуковыми полосками.
Почтовая марка Макао 1951 года с ошибкой (сдвиг синего цвета) и изображением китайской джонки с шёлковым парусом.
К концу XV века европейцы также стали исследовать мир Индийского океана. С 1498 года Португалия впервые начала прямые и регулярные обмены между Европой и Индией, а впоследствии и с остальной Азией, через Капский путь. Это путешествие требовало использования более вместительных судов, перевозящих фарфор, ковры, специи, шёлк и другие экзотические товары.
В 1554 году португальцы договорились об аренде земли недалеко от китайского торгового города Гуанчжоу, где они построили торговый пост под названием Макао, который поддерживал оживлённую торговлю с Китаем. Шёлк составлял значительную долю товаров, вывозимых из него. Треть из 2,2 миллионов кг шёлка, производимого в Китае ежегодно (около 725 тысяч кг), экспортировалась.
Торговля шёлком между Китаем и остальной Азией часто подразумевала сотрудничество между китайскими торговцами и иностранными державами, в том числе испанцами на Филиппинах, португальцами в Макао, а также голландцами.
Почтовая марка Макао 1898 года с перевёрнутой надпечаткой 1913 года
и изображением португальского галеона, отправляющегося в Индию за специями и шёлком.
Tранстихоокеанская торговля шёлком продолжалась до начала XIX века. К этому времени многие европейские страны успешно развили собственное шелководство. Шелкоткачество стимулировало технический прогресс.
В Древнем Китае, родине этой прекрасной ткани, установился настоящий культ шёлка. Oн использовался повсеместно, не только для пошива одежды, но и для изготовления тетивы для луков, в качестве лески для удил и рыболовных сетей, струн для музыкальных инструментов и многого другого.
Предварительный проект почтовой марки Индонезии 1967 года с изображением древнего музыкального инструмента с шёлковыми струнами, который широко использовался в странах Азии, включая Китай.
В Древнем Китае шёлк использовали также как материал для письменности. Китайская живопись шиню имеет долгую историю. Шёлковая живопись периода Воюющих царств (481–221 годы до нашей эры) является старейшим известным образцом жанра. С тех пор живопись шиню продолжала развиваться, с отличительными чертами для каждого периода. Использование кисти и туши на шёлке развилось до такой степени, что основные навыки китайской живописи с тех пор мало изменились.
Почтовая марка Антигуа и Барбуда 2000 года, китайская живопись тушью и красками на шёлке, II век до нашей эры.
Китайское традиционное ремесло создания воздушных змеев зародилось более двух тысяч лет назад. Они были сделаны из лёгкого дерева и шёлковой ткани. Примерно в XII веке китайский воздушный змей распространился на Запад, и после многих лет развития сформировались восточная и западная культура воздушных змеев. Согласно историческим данным, воздушный змей впервые использовался в военных целях. Однако со временем использование постепенно изменилось с военного на развлекательное. Шёлковые воздушные змеи, как правило, имеют высокую художественную ценность.
Почтовая карточка Рюкю 1965 года (образец) с изображением шёлкового воздушного змея.
С самого начала шёлковые ткани в первую очередь использовались для демонстрации власти и богатства: в качестве парадной одежды правителей и священников, для отделки представительских помещений занавесками, коврами, обоями, обивочными тканями, скатертью для столов и алтарей или для внешнего вида, где транспаранты и флаги могли произвести впечатление даже на большие толпы. Устойчивость к гниению также делала шёлк во все времена предпочтительной тканью для церемониальных погребений в виде саванов и подкладок гробов. Ковры из шёлка отличаются особой элегантностью и подчёркнутым изяществом, они характеризуются специфическим шёлковым глянцем и непревзойдённым блеском.
Проба почтовой марки Австрии 1986 года с изображением восточного шёлкового ковра.
Примерно с середины XIV до середины XVIII века гобелены были самой востребованной формой искусства, с помощью которой европейская элита могла украсить свои дома. Чрезвычайно большие и дорогие в производстве, гобелены этого периода изготавливались в крупных мастерских, сосредоточенных в нескольких городах на севере Франции и юге Нидерландов. Мануфактура гобеленов в Париже наиболее известна как королевская фабрика, поставляющая продукцию двору французских монархов со времён Людовика XIV. На фабрике гобеленов использовались высококачественные материалы, такие как шёлковые нити, для ткачества тончайших гобеленов.
Три пробы цвета Франции 1962 года с представлением демонстрации королю огромного гобелена.
Шёлк был очень востребован во многих сферах. В ранней истории воздухоплавания воздушные шары обычно изготавливались с использованием лёгкого материала, такого как шёлк. Оболочка воздушного шара сшивалась вручную и часто украшалась краской или узорами. Первые воздушные шары изготавливались из натурального шёлка и покрывались резиновым лаком. Братья Монгольфье были первыми, кто совершил пилотируемый полёт на воздушном шаре в Париже 21 ноября 1783 года, что продемонстрировало потенциал этого нового вида транспорта и дало толчок дальнейшим инновациям и прогрессу в технологии воздухоплавания.
Проба почтовой марки Монако 1983 года с изображением шёлкового воздушного шара братьев Монгольфье в полёте.
Полёты были мечтой людей в течение нескольких столетий, прежде чем она наконец-то осуществилась. В 1891 году американский астроном и физик Сэмюэл Пирпонт Лэнгли начал эксперименты с большими моделями с тандемными крыльями, работающими на небольших паровых и бензиновых двигателях, которые он называл аэродромами. Его первый летательный аппарат, сделанный из дерева и металлических труб, имел два набора длинных шёлковых крыльев спереди и сзади, а также включал небольшой паровой двигатель и два покрытых тканью пропеллера. 6 мая 1896 года его летательный аппарат, известный как «Аэродром № 5», совершил первый в мире успешный полёт беспилотного, работающего на двигателе, тяжелее воздуха судна значительного размера.
Полоска из трёх почтовых марок США 1988 года с ошибкой (сдвиг чёрного цвета), посвящённых Сэмюэлю Лэнгли,
с изображением его летательного аппарата с шёлковыми крыльями «Аэродром № 5».
Некоторые ранние самолёты использовали шёлк в качестве материала покрытия для поверхностей крыльев. Но наиболее популярным было использование прорезиненных тканей. Однако в дальнейшем более высокие скорости в авиации сделали применение шёлка неэффективным...
Продолжение следует...
Владимир Качан, Беларусь
Источник: РусМарка
На нашем портале статья опубликована с разрешения автора
Другие статьи автора:
«Его Высочество» бабочка переливница
Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
Российское шелководство в филателии
Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
Как много необычного у обычной бабочки капустницы
Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
Интересные факты о бабочках в России
Продается экспонат
В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
Бабочки Петра I
Как королевы увлекались бабочками
Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
Бабочка червонец непарный - это вспышка огня среди разнотравья
Бабочка лимонница - яркий вестник весны
Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
Галатея – бабочка с очень ярким контрастным рисунком на крыльях
Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков
Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет Мотыльки России в филателии
Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
Бабочки нашего детства в филателии
Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
Музыка на крыльях бабочки в филателии
Божественная красота бабочек в филателии
Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
Мода — это полет бабочки